Орнамент традиционной марийской вышивки презентация 3 класс

Методическая разработка по теме «Марийский орнамент»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_mariyskiy_ornament.docx 27.94 КБ
konspekt_uroka_mariyskiy_ornament.docx 27.94 КБ
konspekt_uroka_mariyskiy_ornament.docx 27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Эльвира Худаёровна

Полное название образовательного учреждения

МОУ Ронгинская средняя общеобразовательная школа»

Редактор, среда, в которой выполнена разработка

Microsoft office 2007, Micrоsoft оffice PowerPoint.

Полное название разработки

Область применения разработки

Урок ознакомления с новым материалом

«ФГОС: Современный урок»

Возрастная группа обучающихся

Тема: Марийский орнамент .

Цель урока: п риобщение детей к традициям, укладу, быту прошлых поколений через изучение марийской вышивки.

Образовательная: познакомить с элементами марийского орнамента, научить составлять орнамент используя автофигуры; формировать навыки публичного выступления и ведения дискуссии;

Развивающая: развитие внимание, мышления, мышц мелкой моторики.

Воспитательная: воспитать любовь к марийской культуре, языку,

чувство товарищества и чувство коллективизма.

Оборудование: мультимедийный компьютер, проектор, колонки, ноутбуки, Интернет.

Использование ИКТ: видеофрагмент «Марий Эл», марийская мелодия «Гусли», ресурсы Интернет, ссылки на ресурсы Интернет, презентация «марийский народный орнамент».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Форма организации работы : работа детей в малых группах по методике сотрудничества

Методы и приемы : проектов (информационных и исследовательских, метод сотрудничества)

Салам лийже, йолташ- влак! Поро кече!

Здравствуйте дорогие ребята! Я так рада видеть вас.

Смотрите, какие мы все веселые, жизнерадостные! И, конечно, будем успешными. У нас все получится!

Упражнение – энергизатор “Передай энергию”

Ученики стоят в кругу, держась за руки и сконцентрировавшись. Учитель посылает серию импульсов в обе стороны круга, сжав руки стоящих рядом. Ученики передают импульсы по кругу как электрический ток, сжимая руки стоящих рядом учеников и “энергетизируя” класс.

(упражнение способствует повышению эмоционального настроя участников через тактильный контакт )

(дети стоят, ответ сопровождают условным жестом – кивком головы)

У — Дети, вам тепло? (да)

— В классе светло? (да)

— Прозвенел уже звонок? (да)

— Уже закончился урок? (нет)

— Только начался урок? (да)

— Хотите учиться? (да)

— Значит, можно вам садиться (дети проходят и садятся на свои места)

У — Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души.

— Готовы ли мы к уроку?

Слайд. Звучит марийская музыка «Гусли» (гиперссылка на аудиозапись)

-Какие ассоциации у вас возникают при прослушивании музыкального фрагмента? ( Учащиеся составляют кластер: Республика Марий Эл: лес, реки, поля, дома, народ)

-Почему наша республика называется Марий Эл ?((Живет народ мари)

Показ видеофрагмента «Марий Эл»

На слайде предоставлены люди в народных костюмах? (Башкиры, чуваши, мари, мордва).

Чем отличается народ мари от других народов? ( костюмами)

Чем украшаются костюмы марийского народа? ( узорами )

А как по-другому называются узоры? ( орнамент )

Кто сможет сформулировать тему урока? ( марийский народный орнамент )

На слайде появляется тема урока «Марийский народный орнамент»

  1. Мотивация к применению знанию в конкретных ситуациях

Проблемный вопрос: почему центральное место в костюмах занимает орнамент?

Учащиеся выдвигают гипотезы:

1) вышивка-оберег женской рубашки.

2) вышивка-оберег мужской рубашки.

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно разобраться с секретами марийской вышивки женской и мужской рубашки.

Изучение объекты исследования – мужская и женская рубашка.

Выявление предмета исследования – фрагменты вышивки.

  1. Социализация знаний учащихся.

Определение направления работы, непосредственных задач

Для подтверждения или опровержения гипотез предлагается разделиться 2 группы. Учащиеся работают с ресурсами Интернет, выдвигают цель, определяют задачи, составляют план защиты гипотезы, оформляют и готовят защиту.

Слайд «Мужская и женская рубашка»

1 группа – рассматривает гипотезу, о том, что вышивка — оберег мужской рубашки. Из каких элементов состоит марийский орнамент.

2 группа – рассматривает гипотезу, о том, что вышивка — оберег женской рубашки. Из каких элементов состоит марийский орнамент.

  1. 1.Работа в группах с ноутбуками.
  • Учащиеся в группе распределяют роли (координатор, ассистент, аналитик, эксперт, техник, художник) и функции.

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

Ребята подтверждают свою гипотезу.

Деятельность в группе осуществляется по ролям. Результатом работы является проект, который оценивается учителем, самими учениками и оппонентами.

Защита своих работ по группам по следующему плану:

1.1.–Какой цвет преобладает в костюмах?

– Что обозначает белый цвет?

– Что обозначает красный цвет?

1.2. Работа с символами.

Ребятам предлагается набор макросов. Работа с алфавитом поможет расшифровать слово. Каждая буква в русском алфавите имеет свое место номер, соотнесите номер с буквой и отгадайте слово.

19 16 13 15 24 6

Что обозначает этот символ? Ребята работают по г иперссылке, обеспечивающий доступ к ЭОР.

1.3. Работа с автофигурами. Звучит марийская мелодия.

Работа в программе Micrsoft Office PowerPoint.

Ребятам предлагается набор автофигур.

Учащиеся составляют марийский народный орнамент. Творческий выбор размера, цвета.

1.4. Защита проекта.

2.1. Из каких фигур состоят орнаменты? (Геометрические фигуры, силуэты животных)
– Что можно сказать о геометрических фигурах? (Они симметричные).
– Назовите, из каких геометрических фигур состоят узоры.

2.2. Работа с символами

Ребятам предлагается набор макросов. Поставьте буквы в порядке возрастания числа, расшифруйте символ.

символ плодородия, Земли

2 1 3 7 5 4 6 8 10 9

л п о о о д р д я и

Что обозначает этот символ? Ребята работают по г иперссылке, обеспечивающий доступ к ЭОР

2.3. Работа с автофигурами. Звучит марийская мелодия.

Работа в программе Micrjsoft Ofice PowerPoint.

Ребятам предлагается набор автофигур.

Учащиеся составляют марийский народный орнамент. Творческий выбор размера, цвета.

2.4. Защита проекта.

1.Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы.

2. Объем разработок и предлагаемых решений

4. Качество доклада.

5. Проявление глубины знаний по излагаемой теме.

6. Ответы на вопросы детей.

7. Ответы на вопросы учителя.

Вставить в текст подходящие по смыслу слова с помощью макросов.

Какой цвет преобладает в костюмах … , … , … , … ?

(Синий, красный, зеленый, белый, желтый.)

Из каких фигур состоят орнаменты … , … , … ?

(Кривые линии, восьмиконечная звезда, прямоугольники, ромб с удлинёнными концами, круги, кресты с загнутыми концами)

Какое основное предназначение национальной вышивки?

(Украшение одежды, предметов быта, защита от злых духов, порчи, сглаза .)

  1. Домашнее задание. Украсить марийским орнаментом закладку для книги.
  1. Степанова И. «Маритур» встречи с марийской вышивкой, 2005.-123 с.
  2. Соловьева Г.И. Орнамент марийской вышивки, Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 1982. – 45 с.
  3. Майкова Л.Е. Основы художественных промыслов народа мари. Й.-Ола: Марийское книжное издательство, 2009г. – 24 с.

Марийская вышивка. Вышивка — одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемmy18.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Марийская вышивка. Вышивка — одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества.» — Транскрипт:

2 Вышивка — одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. В настоящее время среди населения деревни, а уж тем более города традиционная национальная марийская вышивка почти забыта. Женщины в основном вышивают крестом и гладью(русская вышивка). Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором». Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.

3 Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент — все имеет определенный смысл.

4 Каждая линия, каждый знак — символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, вертикальной волнистой — дождь, треугольником — горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

5 Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья — они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке — ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия.

6 Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.

7 Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.

8 Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возник орнамент — последовательное повторение отдельных узоров. По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; 2) растительный, составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т.п.; 3) зооморфный, в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых; 4) антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.

9 Очень важную роль в вышивке играет колорит — сочетание цветов и их оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный — ведущие цвета; зеленый, желтый — дополнительные, они оживляют холст.

10 Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный — цвет огня, солнца (оберег); белый — означает чистоту помыслов («ош марий» — «белые марийцы»); черный — цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый — цвет травы, растительности, связан с симво­лом плодородия; желтый — обозначает разум, символ печали.

11 Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

12 По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным, ленточным, сетчатым,сетчатым, центрическим, или розеточным.центрическим, или розеточным.

13 ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);

15 Сетчатый орнамент Сетчатый — при котором вся поверхность заполнена узором.Сетчатый — при котором вся поверхность заполнена узором.

16 Розетка центрический, или розеточный — в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

18 При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная дорожка». «Косая стежка» — шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам. Этот шов выполняется размером: две нити в длину, две нити в высоту. На этой дорожке будут располагаться узоры, выполненные «набором».

19 Рисунок получается двусторонним.«Набор» — старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор), полотенец и т.д. Рисунок получается двусторонним. «Набором» вышивается основной орнамент. Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».

20 «Узорная дорожка» напоминает стебельчатый шов. Она образует одну сплошную линию из отдельных стежков.

Презентация к уроку ИКН «Марийская вышивка»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Марийская вышивка Выполнила ученица 11А класса Средней школы №21 Ермакова Анастасия

Вышивка — одно из самобытных явлений в материальной и духовной культуре марийского народа. Это вид женского рукоделия, продукт творчества многих поколений марийских вышивальщиц. В настоящее время среди населения деревни, а уж тем более города традиционная национальная марийская вышивка почти забыта. Женщины в основном вышивают крестом и гладью(русская вышивка). Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором». Традиционная марийская вышивка выполнялась по счету нитей, а не по нанесенному на ткань рисунку.

Женщины видели разноцветье трав, лугов, восхищались узорами снежинок, голубизной весеннего неба. Поэтому многие элементы вышивки осмысливаются как явления окружающей природы. Марийская вышивка славиться многообразием узоров, оригинальностью их расположения и цветового решения. Несложные узоры, орнамент — все имеет определенный смысл.

Каждая линия, каждый знак — символы, которыми наши предки выражали свое восприятие окружающего мира. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией — воду, вертикальной волнистой — дождь, треугольником — горы, солнце и луну обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба.

Деревья с раскидистыми ветвями обозначали всевозможную растительность: травы, цветы, кусты и деревья — они назывались «волосами земли». Олень и конь олицетворяли солнце, эти изображения привносили счастье и благополучие. Основной символ в вышивке — ромб, наделенный множеством значений. Это и символ солнца и огня, и символ плодородия.

Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и семью, хозяйство от злых духов, привносить счастье. Их называли оберегами и наносили на самые видные и открытые места одежды. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий.

Вышивка- «тур» на рубахах располагалась у ворота, у грудного разреза, на спине, на обшлагах рукавов и на подоле. Это было связано с древними представлениями марийцев — все отверстия и края одежды должны быть защищены от болезней и сглаза.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возник орнамент — последовательное повторение отдельных узоров. По своим мотивам орнамент может быть: 1) геометрический, состоящий из различных геометрических элементов; 2) растительный, составленный из стилизованных цветов, листьев, веток и т.п.; 3) зооморфный, в котором стилизованы образы зверей, птиц и насекомых; 4) антропоморфный, с изображением человеческих фигур и полуфигур.

Очень важную роль в вышивке играет колорит — сочетание цветов и их оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают древние, устойчивые традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный — ведущие цвета; зеленый, желтый — дополнительные, они оживляют холст.

Марийцы при подборе красок учитывали смысловое значение цветов: красный — цвет огня, солнца (оберег); белый — означает чистоту помыслов («ош марий» — «белые марийцы»); черный — цвет земли, темные помыслы, ограничение белого света; зеленый — цвет травы, растительности, связан с симво­лом плодородия; желтый — обозначает разум, символ печали.

Народные мастерицы создавали узоры, отличающиеся, большим разнообразием отдельных мотивов, где сплетались реальные наблюдения окружающей их природы со сказочными представлениями. Творчески обдуманное соединение отдельных элементов называется композицией и складывается из чередований отдельных фигур и их рядов, расположенных по горизонтали, вертикали и диагонали.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает: ленточным , сетчатым, центрическим, или розеточным.

ЛЕНТОЧНЫЙ ОРНАМЕНТ ленточный– в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр);

Сетчатый орнамент Сетчатый — при котором вся поверхность заполнена узором.

Розетка центрический, или розеточный — в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (т. е. розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

При изготовлении вышивки применяются следующие швы в сочетании: «косая стежка», «набор», «узорная дорожка». «Косая стежка» — шов, рисующий линейными параллельными стежками дорожку по лицевой и изнаночной сторонам. Этот шов выполняется размером: две нити в длину, две нити в высоту. На этой дорожке будут располагаться узоры, выполненные «набором».

«Набор» — старинный шов, применяемый для выполнения узоров шымакшей (женский головной убор), полотенец и т.д. Рисунок получается двусторонним. «Набором» вышивается основной орнамент. Традиционная марийская вышивка выполнялась «набором».

«Узорная дорожка» напоминает стебельчатый шов. Она образует одну сплошную линию из отдельных стежков.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Номер материала: ДБ-929043

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Шьем деловой костюм женский
Оцените статью