Орнамент вышивки русского народа

Традиционные схемы русской народной вышивки

На протяжении практически всей истории становления общества девушки особое внимание уделяли различным вышивкам. Сначала нанесение рисунка на изделие мог позволить исключительно обеспеченный человек. Однако через некоторое время вышивки вошли в обиход разных слоев населения. Каждая страна имеет свою историю становления этого искусства.

Особенности вышивки в разных уголках России

В каждом уголке России, городе, деревне есть свои отличительные особенности создания рисунка на вещи.

  • В Чувашии используются 3 основные цвета нити: черный, красный, белый. При этом каждая имеет свое значение. Красная — символ стремления к новому, белая — говорит о чистоте, невинности, черная — используется для создания рамки. Особенность — при вышивке не применяют специальные устройства для облегчения работы.

Орнамент на одежде

  • Стоит упомянуть, что славянская вышивка схемы строит в основном на геометрических фигурах. Так как мастерица окрашивала нити самостоятельно, процесс занимал очень много времени и был достаточно трудоемким.
  • В Карелии чаще всего узор имел религиозное значение. Орнамент вышивается при помощи красной нитки на белой ткани. Центр композиции — животные, растения. Имеет огромную популярность в России, Европе.
  • В Марий Эл используют красный цвет нити, вышивая на домотканом материале. Узоры: геометрические фигуры, растения, животные. Особенное значение имели деревья — защита для семьи.
  • Тарусская техника — применяется льняная нить, при этом есть особенная техника, белая строка и цветная перевить. На вещах вышиваются деревья, растения, которые образуют в результате картины. Особенность — отсутствие изнаночной стороны. Также техника известна вышиванием на белой ткани рисунка белой ниткой.
Читайте также:  Схема для вышивки север

Чувашская символика

Особенности южан

Для южной части России характерно наличие геометрического орнамента на вышивке. В Воронежской, Тамбовской, Орловской, Курской, Пензенской области мастерицы вышивали белой строкой, крестами и др.

Вышивание росписями

Особенно распространенными считаются: счетная гладь, цветная перевить. Ключевой элемент обеих вышивок — применение под основу наполовину прозрачной ткани.

Дополнительная информация! Наличие подобной вышивки на одежде было свидетельством высокого уровня доходов семьи.

Цветовые особенности областей:

  • для Рязани характерен орнамент синего цвета;
  • в Смоленских вышивках чаще встречается лимонный, оранжевый, красный, белый цвет на золотом фоне;
  • узоры Тулы, Калуги характеризуются красной, белой цветовой гаммой, в которую вкрапляются вставки синего, голубого, зеленого, желтого цвета;
  • для Калининграда характерно использование малинового фона с рисунком из алого, белого, зеленого, золотого цвета нитки.

Важно! Русская вышивка является одним из самых развитых искусств в творчестве народа. Главная геометрическая форма — ромб, квадрат. Вышиваются с выступом в углах, диагоналями, спиралями. Материал — шелковая нить.

Северные традиции

В Карельской АССР, Вологде, Архангельске, Ленинграде особенно популярны техника гладь, применение косых стежков, а также росписи.

Орнамент, выполненный гладью

Техника вышивки полными крестами применялась в украшении оберегов.

Узор крестом

Полукрест — вид окантовки, основа популярного типа росписи. Использование мелких стежков ярких цветов для создания ярких узоров. После создания окантовки внутреннее пространство заполняется различными типами декоративных швов.

Белая строчка на изделии смотрится изысканно, привлекательно. В основе лежит применение разреженной, слегка просвечивающей ткани. Наличие плотного белоснежного сюжета на вещи показывало статус, высокий уровень дохода семьи.

Белый узор

Особенности восприятия изобразительного искусства

Орнамент воспринимается человеком как часть изобразительного искусства. В разные времена узоры на одежде воспринимались по-разному. Раньше они показывали принадлежность человека к классу, уровню благосостояния. Также орнамент говорит о географической принадлежности владельца вещи.

В наше время наличие вышивки на вещи показывает эстетическую составляющую образа. Мотивы одежды с вышивкой каждый год появляются на модных показах.

На примере истории вышивки гладью можно проследить становление восприятия обществом такого рода украшений одежды.

История вышивки гладью

Вышивка гладью — применение правильного типа линий. В результате получается рисунок из сияющих, блестящих нитей. Таким орнаментом человек может любоваться на протяжении долгого времени. Первая подобная вышивка появилась около 2000 лет назад.

Зародилась техника в Китае в VI веке до нашей эры, в это время жители, принадлежащие к высокому сословию, увлекались украшением вещей при помощи вышивки. Затем подобная техника использовалась в Японии.

Обратите внимание! Особенно хорошо смотрится на шелковой ткани.

Затем в результате появления, развития Великого Шелкового Пути техника приобрела популярность в Европейских странах. В это время особенно крепла мода на необычные вещи, поэтому вышивки стремительно распространялись по континенту.

В это время о вышивках стало известно на Руси. При этом улучшилась ткань, возможности для создания орнамента. Чаще всего схемы применялись многократно, передаваясь от поколения к поколению.

В современном обществе схемы находятся в свободном доступе в сети Интернет.

  • Сможет выполнить как мастер, так и новичок.
  • Простая техника создания.
  • Большой ассортимент видов.

Этот орнамент считается одним из основных видов искусства. При правильном соблюдении правил выполнения стежков в результате мастерица увидит отличную вышивку. Однако создание рисунка требует внимательности, усидчивости, сосредоточенности на задаче.

Этот вариант вышивки прошел длительный путь, приспосабливаясь, видоизменяясь, но сохранив основу — наличие сияния работы.

Рисунок гладью

Древнерусское лицевое и золотное шитье

Этот тип шитья имеет церковное происхождение. В предании о жизни Богоматери говорится, что ей нужно было создать завесу храма Господня из пурпура и багрянца.

Лицевое шитье — вид иконописи, появился с зарождения христианства на Руси. Выполняется с помощью цветных ниток. Сформировалось под воздействием Византии.

Также золотое шитье получило развитие в Византии. В Киеве в XI веке при монастыре появилась школа золотого шитья, где проходили уроки/ В XV веке начинают появляться мастерские цариц, где мастерицы оттачивают навыки. Начало XVII века ознаменовалось соперничеством мастерских известных людей, купцов.

Лицевое шитье

Эти варианты шиться составляют сакральную часть храма, как и фрески. Они имеют определенную символику присутствия божества.

В настоящее время главная задача мастеров — сохранение традиций в древнем искусстве, достижение уровня мастера, соблюдение при работе церковных канонов.

Золотое шитье

Орнаменты славянских народов и их обозначение

Обережная вышивка славян, схемы и значение:

  • Берегиня — образ женщины с опущенными руками. Защищает, оберегает семью от неприятностей.
  • Вода — в виде зигзага, волны, граница между Явья, Навью. Дарит бессмертие, несет знания.
  • Огневица — оберег для взрослого женского организма. Защищает от дурных слов, злых деяний.
  • Спираль — говорит о мудрости. Оберег от злых сил, сглаза.
  • Стрибожич — изображены лопасти ветряной мельницы. Защищает от стихий, вышивается на рабочей одежде.
  • Рожаница — символика плодородия, семейного благополучия.

Вышивка в русском народном костюме

Также принято вышивать орнамент на народных костюмах, что являлось с древности оберегом.

Славянская обережная вышивка в основном располагается в месте, где тело соприкасается с окружающей средой:

  • на краю рукава;
  • по низу изделия;
  • по вороту.

Считается, что орнамент так защитит человека, укрепит здоровье.

Также дети донашивали вещи за родителями, что символизировало наличие связи поколений. Есть множество русских шрифтов для машинной вышивки.

Дополнительная информация! С 3 лет ребенок получал первую рубашку, которая оберегала его. Например, мужскую рубашку получает сын.

Крестецкая строчка

Тип нанесения — сквозной орнамент. Получил популярность с 60-х городов XIX века. Вышивка выполняется на «ломаной игле» кружевного вида, имеет геометрический узор, насыщена украшениями, разнообразием — отличается от других типов строк.

Крестецкая фабрика пережила несколько подъемов, спадов. Великая Отечественная война, смена власти в 90-х — всё повлияло на состояние фабрики. Сейчас у неё сменился владелец, задача — восстановить музей, который открылся в 1930 году. Используется для украшения полотенец, одеял, простыней.

Особенности техники

Раньше кружево вышивалось ниткой, выдернутой из полотна. Цвет материала определял цвет орнамента.

«Вышивка белым по белому» — краткое описание строчки. При этом ткань изо льна в клетку заполняется фигурным узором из тонких белых ниток. Для создания строчки выдергиваются продольные, поперечные нитки, которые превращают материал в ажурную сеть. Нитки перевивают при помощи иглы, создавая узор.

Крестецкая народная вышивка

Основные правила выбора узора

При выборе орнамента нужно внимательно изучить значения символов, а также цветовую гамму. Также рекомендуется опираться на географическое положение, чтобы поддержать местных мастериц. Чаще всего девушке предпочитают большие узоры, в то время мужчины обращают внимание на небольшие символы.

В статье подробно разобран вопрос значения, истории создания традиционной русской вышивки. Сейчас вышивка чаще выполняется из-за гонки за модными коллекциями, однако рекомендуется при выборе обращать внимание на историю создания орнамента. Славянские традиции вышивки бисером помогут придать образу привлекательности.

Орнамент русской народной вышивки

Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.

Орнамент — это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Это значит, что в орнаменте есть более крупные элементы, которым подчиняются более мелкие. Это сочетание деталей постоянно повторяется. В русских орнаментах преобладают геометрические узоры, стилизованные изображения растений, зверей и птиц, мифологических существ, а также человека.

Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза. Красный цвет символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Голубой цвет — воду, жизнь. Зеленый — силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом скорби. Несмотря на то, что основным цветом вышивок был красный, другие цвета тоже встречались на изделиях соответствующего назначения.

Традиционные узоры всех народов мира отчасти похожи. Это связано с тем, что они произошли от первых простейших орнаментов, которыми древний человек украшал посуду, одежду, жилище. Круг — Солнце, горизонтальная волнистая линия — вода, а вертикальная — дождь, прямая горизонтальная линия — земля, ромб — плодородие, точки — семена, плоды. Люди расселялись по планете, составляли из этих символов все более сложные орнаменты, усложняли их, вкладывали в них все новые смыслы.

Пожалуй, самый распространенный элемент русской вышивки — дерево. В представлении наши предков, дерево было моделью всего мира, а позднее на этот образ наложилось христианское древо познания. Дерево — это еще и родословная рода, корни — предки и ветви — потомки. Кроме того, деревья давали славянам еду и крышу над головой, они же служили язычникам-славянам и «храмами» — местами, где они общались с богами и духами, приносили им жертвы.

Распространены были и образы женских божеств — рожаниц и берегинь. Они символизировали плодородие, охраняли женское здоровье и детей. Как правило, эти божества изображались на основе ромба (которые олицетворял и пашню, и женщину — все, что рождало новую жизнь), у рожаниц часто были рога — также один из символов плодородия.

Кони в славянских вышивках отождествлялись с Солнцем и круговоротом временем года, ведь конь был главным кормильцем крестьянской семьи. От него и от Солнца в равной степени зависело, будет ли урожай.

На русских вышивках часто встречаются самые разнообразные птицы. Эти создания были и остаются важными спутниками человека. Весной птицы олицетворяют приход весны и обновление природы, птичьи пары уподобляют верным супругам, создающим семью, поддерживающим домашний очаг и взращивающим детей. При этом птицы были и связующим звеном с потусторонним миром.

Русские с древнейших времен покрывали свою одежду символически наполненными орнаментами. Символы-обереги сопровождали наши предков всю жизнь: начиная с момента рождения, когда младенца принимали на расшитое полотенце, заканчивая смертью.

Оцените статью