- Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 5-й класс
- Ход урока
- Беседа.
- Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ» план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского. — презентация
- Похожие презентации
- Презентация на тему: » Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского.» — Транскрипт:
Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма. 5-й класс
Разделы: МХК и ИЗО
Класс: 5
Цели:
- Познакомить учащихся со старинной русской народной вышивкой в двух аспектах: историческом и художественном. Сформировать понятие “орнамент”.
- Отработать навыки умения при решении творческих задач на вариацию и импровизацию, используя различные материалы.
- 3.Развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся.
- Формировать любовь к национальному искусству, к различным видам творчества: вышивке, литературному и музыкальному фольклору.
Оборудование и материалы:
План урока.
- Беседа о вышивке как виде народного творчества.
- Понятие об орнаменте. Формы и мотивы русских вышивок.
- Культовое значение элементов орнамента.
- Прослушивание русских народных песен.
- Постановка художественной задачи, выбор композиции и приемы работы.
- Работа над эскизом.
- Окончание работы. Выставка и обсуждение работ, оценка.
Ход урока
Беседа.
Учитель. Ребята! Обратите внимание на то, как живописен русский национальный костюм? Это потому, что в его украшении чаще всего использовалась вышивка. Слайд №4.
Вышивка – одно из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей. Русскую женщину эта сложная , но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. С раннего детства девочку учили вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в в бедной так и богатой семье. Девушка должна была готовить приданное: полотенца, постельное белье , одежду, скатерти. Женщины вышиванием заполняли свое свободное время. Любовное, ласковое отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.
На горе-то стоит елочка,
Под горой стоит светелочка.
Во высоком новом тереме,
Во столовой новой горенке,
На дубовой новой лавочке
Все сидела красна девица.
Во левой руке держала пяличко,
Во правой руке – иголочку.
Она шила, красна девица,
По атласной алой ленточке;
Шила девица приданое,
То приданое немалое.
Все предметы, входящие в приданое, были яркими и декоративны, и особую роль в этом чаще всего играла вышивка. Вышивка – это искусство создания узоров на ткани при помощи иглы и нитей. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканями, вышитым и набивным узором. Слайд №5.
Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – узор в котором повторяются или сочетаются геометрические или растительные элементы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Ученые отмечают три значения орнамента:
- Слава божеству! Праздник.
- Просьба плодородия.
- Благодарность Богу за содеянное. Слайд №6
Различают несколько видов орнаментов: травный, зооморфный и геометрический. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены.
В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. По мере того как мы будем знакомиться с элементами вышивки, необходимо заполнять рабочую тетрадь №2 Слайд №7,8,9, 10, 11.
Нижний Дон, курган Хохлач, найдены останки сарматской царицы. В Азовском краеведческом музее есть этот стенд. Если хорошо его рассмотреть, то украшения царицы имеются геометрические символы, о которых мы говорили. Слайд №12
Вышивка выполнялась различными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже металлическими.
Иногда вышивку дополняли бисером, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор передавался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисунки, узоры, способы вышивания. Кроме того, они разрабатывают новые композиции, новые мотивы, прочно связанные с русским народным орнаментом.
Рассмотрим два вида русской вышивки: орловскую и калужскую давайте найдем черты сходства и различия. Слайд №13.
Красота вышивки Калужской области достигается сочетанием прозрачного, как кружево, сложного орнамента с цветовой нитью. В другом случае, например в вышивке Орловской области, главное разнообразие цвета (желтого, красного)
Постановка художественной задачи:
Сейчас мы с вами будем разрабатывать свой вид вышивки . Для этого воспользуемся шаблоном из рабочей тетради №2. и Слайдом №13.
Работа над эскизом.
Сочиняется орнамент на шаблоне по мотивам вышивки Калужской и Орловской областей. Слушаются русские народные песни. Проводится индивидуальная работа с каждым учеником.
Учитель. А сейчас посмотрим на свои работы и обсудим их. В нашем классе от орнаментов и узоров у всех стало теплее и радостнее на сердце. Мы побывали у вышивальщиц Древней Руси, узнали много интересного.
Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок в 5 классе по теме:
« ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ »
искусства Ершова Наталья
Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.
Оборудование: для учеников – фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя -предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео — материал.
Зрительный ряд : предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео — материал .
Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.
- Вступительное слово учителя.
Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству . С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку , выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.
Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.
В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани , моделирование одежды , керамика , художественный фарфор , изделия из стекла , изготовление игрушек , ювелирное искусство .
К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как дерево , глина , камень, ткань, стекло, металл . Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.
Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.
Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ обработки материала может быть различным: резьба по дереву , гончарное ремесло , роспись , ткачество , вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.
Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф или рисунок . Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря ему фактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени . Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок . Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция . Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.
Ритм складывается в орнамент . Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.
По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.
По узору на булате- где он выкован.
По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.
По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.
Существуют определённые символические изображения, например:
солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.
В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент . Большое значение ему отводится в народном искусстве . Здесь орнамент , также как и цвет , несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы.
Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.
Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.
- Заключительное слово учителя.
Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.
Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:
— выполнение подготовительного рисунка (эскиза);
— выполнение рисунка в цвете;
— анализ выполненных работ и выставление оценок.
Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.
Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского. — презентация
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемТамара Федяева
Похожие презентации
Презентация на тему: » Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского.» — Транскрипт:
1 Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского
2 Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.
3 Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое. Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.
4 Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.
5 В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.
6 Русскую вышивку XIX начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.
7 В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.
8 Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей
9 Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.
10 Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица- пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.
11 Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.
12 Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».
13 В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.
14 Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.
15 В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.
16 Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.
17 Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. Круги-месяцы можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи бурого (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.
18 Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. Круг состоит из цветка — солнышка и описанного вокруг незамкнутого кольца — месяца, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.
19 Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)
20 Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.
21 Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.
22 Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм.
24 Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.
25 Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков- символов, растительных элементов.