- Орнамент русской народной вышивки
- Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.
- Творческие проекты и работы учащихся
- 2. Символическое значение цвета в орнаменте вышивки
- 3. Природные объекты и явления их отражение в орнаменте русской вышивки.
- Значение цвета в славянской обережной вышивке
- Красный цвет узора
- Голубая нить
- Зеленый мотив
- Синий цвет
- Коричневая и оранжевая вязь
- Как выглядит русская народная вышивка?
- Материалы и инструменты
- Используемые цвета
- История развития
- Символика
- Для оберегов и талисманов
- От севера до юга
Орнамент русской народной вышивки
Украшение русской традиционной одежды имело сакральное значение. Наши предки верили, что определенные орнаменты на полотенцах, рубахах, сарафанах защитят их владельцев от злых духов. Эта традиция берет начало еще в дохристианских, языческих верованиях. В этом материале мы расскажем об основных группах русских орнаментов и их символическом значении.
Орнамент — это узор, состоящий из ряда ритмически упорядоченных элементов. Это значит, что в орнаменте есть более крупные элементы, которым подчиняются более мелкие. Это сочетание деталей постоянно повторяется. В русских орнаментах преобладают геометрические узоры, стилизованные изображения растений, зверей и птиц, мифологических существ, а также человека.
Главным цветом русской народной вышивки был красный. Он считался цветом-оберегом, который защищал владельца вещи от болезней и сглаза. Красный цвет символизировал мужское начало, силу, энергию. Белый цвет символизировал женское начало и чистоту. Голубой цвет — воду, жизнь. Зеленый — силы природы, земледелие, обновление, возрождение. Черный был цветом скорби. Несмотря на то, что основным цветом вышивок был красный, другие цвета тоже встречались на изделиях соответствующего назначения.
Традиционные узоры всех народов мира отчасти похожи. Это связано с тем, что они произошли от первых простейших орнаментов, которыми древний человек украшал посуду, одежду, жилище. Круг — Солнце, горизонтальная волнистая линия — вода, а вертикальная — дождь, прямая горизонтальная линия — земля, ромб — плодородие, точки — семена, плоды. Люди расселялись по планете, составляли из этих символов все более сложные орнаменты, усложняли их, вкладывали в них все новые смыслы.
Пожалуй, самый распространенный элемент русской вышивки — дерево. В представлении наши предков, дерево было моделью всего мира, а позднее на этот образ наложилось христианское древо познания. Дерево — это еще и родословная рода, корни — предки и ветви — потомки. Кроме того, деревья давали славянам еду и крышу над головой, они же служили язычникам-славянам и «храмами» — местами, где они общались с богами и духами, приносили им жертвы.
Распространены были и образы женских божеств — рожаниц и берегинь. Они символизировали плодородие, охраняли женское здоровье и детей. Как правило, эти божества изображались на основе ромба (которые олицетворял и пашню, и женщину — все, что рождало новую жизнь), у рожаниц часто были рога — также один из символов плодородия.
Кони в славянских вышивках отождествлялись с Солнцем и круговоротом временем года, ведь конь был главным кормильцем крестьянской семьи. От него и от Солнца в равной степени зависело, будет ли урожай.
На русских вышивках часто встречаются самые разнообразные птицы. Эти создания были и остаются важными спутниками человека. Весной птицы олицетворяют приход весны и обновление природы, птичьи пары уподобляют верным супругам, создающим семью, поддерживающим домашний очаг и взращивающим детей. При этом птицы были и связующим звеном с потусторонним миром.
Русские с древнейших времен покрывали свою одежду символически наполненными орнаментами. Символы-обереги сопровождали наши предков всю жизнь: начиная с момента рождения, когда младенца принимали на расшитое полотенце, заканчивая смертью.
Творческие проекты и работы учащихся
2. Символическое значение цвета в орнаменте вышивки
Наряду с узорами-символами в процессе вышивки имело значение и цветовая гамма. Цвет в одежде был символом, через который человек выражал свои чувства и мысли.
Белгородскими мастерицами в вышивке использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, алый и синий.
- Красный символизировал солнце, огонь, кровь и обозначал тепло, любовь, красоту, победу. На женской и мужской одежде он означал вечный союз с черной землей.
- Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный покой, чернозем, плодородная земля, которую ласково величали «матушкой-кормилицей».
- Зеленый цвет олицетворял растительный мир окружающей природы, изобилие, надежду, спокойствие, радость и свободу.
- Желтый цвет означал кратковременную разлуку.
- Алый цвет – грусть неразделенной любви.
- Красно-оранжевый всегда назывался в народе цветом солнечного тепла, а яркий малиновый – восход и закат солнца.
- Белый, духовное начало, чистота, (в полотенцах — белое поле полотенца сравнивается с землей, дорогой).
Так в прошлые времена русский народ, создавал свои традиции и обычаи, свой национальный костюм, на который мы смотрим сегодня, не переставая удивляться своей красочностью и поэтичностью.
3. Природные объекты и явления их отражение в орнаменте русской вышивки.
- Анализируя материальные источники содержащие вышивку, чаще всего встречаем следующие виды орнаментов:
- геометрический орнамент символические изображения солнца, неба, земли, воды
- растительный орнамент, изображения цветов, листьев, некоторых плодов, например рябины, винограда
- зооморфный орнамент, изображающий животных, птиц,рыб.
Самым почитаемым природным объектом было Солнце. «Не земля родит, а небо», — говорит русская пословица.
Значение цвета в славянской обережной вышивке
Вышивка – один из наиболее популярных видов рукоделия. Современные мастерицы с удовольствием украшают ею множество предметов и даже вышивают картины. Для наших предков вышивка служила не только как украшение на одежде или предметах быта, а и как мощный оберег, способный защищать своего владельца от нечистой силы.
Каждый элемент и каждый используемый цвет имели свое особое значение, которое обязательно нужно было учитывать, принимаясь за работу, ведь только так вы получите оберег, а не стилизованное украшение. Первое, что стоит знать – это то, что материал, на котором будет выполняться вышивка, обязательно должен быть натуральным, например, лен, шерсть или хлопок. Подобрав материал, нужно определиться с цветом ниток:
Красный цвет узора
Огненно-красные узоры символически отождествлялись со стихией огня, и вышитые умелыми руками, считались самыми сильными оберегами. Женщины вышивали красными нитками, тем самым прося у высших сил красоту, силу и защиту от сглаза. Они верили, что так в их доме всегда будет тепло и уютно, мужчина всегда будет сильным, а дети – здоровыми. Красным цветом призывали богатство, любовь, власть и благополучие в дом.
Беременные женщины надевали ночные сорочки, украшенные красной вышивкой для того, чтобы роды прошли легко и удачно, а малыш появился на свет здоровым.
Красными нитками вышивали обереги для мужчин. Считалось, что охотник с такой защитой в кармане, непременно вернется домой к семье невредимым, да еще и с мясом и шкурой животного.
Существовали схемы для заживления ран и исцеления болезней, связанных с жаром или кровью. Девушки, желавшие ускорить свое созревание и замужество, вышивали образы богинь красными нитями. В то же время, девушек, у которых уже начались месячные, наряжали в красное, давая понять, что она ждет сватов. Обережная вышивка наносилась и на рубашки, которые девушки надевали под сарафан, чтобы защитить владелицу от дурного глаза соперниц и их родительниц. Каждая красавица стремилась заполучить выгодного жениха чтобы не выбирать из тех, кто остался. Считалось, что вышивка красного цвета поможет паре в первую брачную ночь зачать дочку, которая вырастет здоровой и красивой.
Как оберег для дома, красный подходит далеко не каждому: только самые удачливые хозяева, заполучив такой оберег, получат от него славу и процветание. Для других же он опасен пожарами и другими бедами, приносимыми огнем. Красная вышивка усугубит скандалы и раздоры в семье, если таковые присутствуют: властный и жестокий муж станет еще пуще донимать, дети начнут болеть, проснутся злые силы и находиться в доме станет еще сложнее. Нельзя вышивать красным цветом Макошь – будут болеть женщины, хозяйство будет страдать от засухи и жажды.
Голубая нить
Небесный цвет символизировал одухотворенность и покровительство высших сил. Его традиционно связывали с водой и гибкой женской природой (до 18 века синий и голубой считался женским цветом, а красный и розовый мужским). Обереги голубого цвета вешали в доме для того, чтобы сохранить мир и согласие в семье, прекратить раздоры и споры. Особенно часто их применяли в первый год существования молодой семьи, когда родственники, живущие под одной крышей, только-только начинали привыкать друг к другу.
Голубую вышивку наносили на ночные сорочки для того, чтобы в семье появился наследник. Голубым и синим цветами нередко изображали Макошь , прося у нее дождей и чистоты, полноводности рек и озер, большого количества рыбы в них а также защиту от смерти в воде.
Зеленый мотив
Как домашний оберег вышивка зеленого цвета применялась довольно редко, потому что ее предназначением считалась защита урожая на полях и в садах от нашествия вредителей, сохранение растений свежими и зелеными. Молодые мастерицы вышивали свой платок зелеными нитями, дабы их молодость и красота сохранялись долгие годы.
Зеленые обереги при себе носили лесничие, а также зажиточные люди, такие как купцы или бояре, опасавшиеся нападения разбойников или диких зверей на лесной дороге. Южные славяне чаще всего этим цветом изображали Макошь (в ипостаси Богини Живы ), покровительствующую плодородию, дающую дожди и богатые урожаи. Для вышивки применялся изумрудно-зеленый цвет.
Зеленый цвет никогда не используется как оберег для домашнего очага или в любовной магии.
Синий цвет
Синий цвет на ряду с голубым считался женским и символизировал благородство, достаток и покой. Чаще других его применяли северные славяне, а также племена, проживавшие рядом с большими водоемами. Этот цвет, так же, как и голубой, связывали с водой.
Синие обереги рядом с постелью отпугивали кошмары. Их вешали в бане и над умывальником для того, чтобы в жилище всегда была вода. Незамужние девушки вышивали синими нитями полотно, надеясь найти мужа с мягким характером.
Нельзя вешать синий оберег над столом: прогонит аппетит и привлечет болезни.
Коричневая и оранжевая вязь
Коричневый и оранжевый считались цветами земли и применялись как обереги для работ на земле, защиты дома от грабителей или пожаров и сохранения домашнего очага. Вышивка с использованием этих цветов была в ходу у охотников, путешественников и скотоводов. Их можно было встретить даже на собачьих будках.
Пожилые люди вешали коричневые или оранжевые обереги для того, чтобы привлечь в свой дом гостей. Если же добавить в вышивку этими цветами еще и бусины – сможете привлечь на свой участок плодородие.
Вам может быть интересно:
Использовать обережную вышивку, как и любую другую магию, нужно осмысленно и осторожно, дабы не навредить себе или своим близким. Если вы решили взяться за вышивание оберегов – делайте это разумно. В современном оккультизме цвету уделяется мало внимания, но если эта статья была вам интересна, выразите ваши мысли в комментариях и мы обязательно напишем о влиянии цвета на психику и способности, магическом соответствии цветов силам и вещам и о практическом применении этих знаний.
Как выглядит русская народная вышивка?
Многие мастерицы даже не подозревают, чем отличаются конкретные узоры в русской вышивке. Я хочу познакомить вас с информацией, что означает конкретный цвет, какую миссию он выполняет.
Русская народная вышивка— направление стиля, охватывающее девятую часть суши. Такая площадь позволила создать многообразие стилей и мотивов для каждого уголка страны. Даже две соседние деревни похвастаются особенными приемами в вышивке орнамента. Отдыхали на праздниках или народных гуляньях? Тогда вы точно видели артистов в одеждах с народными узорами. Если собрать их со всей страны, то заметите отличия в каждом этническом костюме.
Перед тем как сделать собственный рушник с русской вышивкой, изучите характерные изображения, используемые цвета. Создайте домашний оберег для защиты жилья или украсьте платье для счастливого брака.
Материалы и инструменты
Если вы решили полностью погрузится в атмосферу, использовать русские узоры и орнаменты в своем творчестве, то понадобятся следующие материалы:
- Любые тканые вещи в качестве основы. Украшались одежда или быт: скатерти, салфетки, занавески, платки, передники, юбки, рубашки, платья или головные уборы.
- Ткань для вышивки. Когда вы создаете с нуля, то выбирайте отбеленное полотно изо льна или конопли.
- Применялись льняные или шерстяные нитки для узоров натурального окрашивания (при помощи минеральных, растительных или животных красок). Цветовая гамма в зависимости от узора выбранного региона (мотив которого вы решили сделать).
Вы можете сделать русскую народную вышивку с учетом всех традиций, можете осовременить новыми материалами.
Используемые цвета
Основной цвет для орнаментов считается красный, который отлично контрастирует с натуральным цветом полотна. Оттенки могут быть любыми, от оранжевого до темного, почти бордового тона.
В сочетании или отдельно от красного русская вышивальщица дополняла орнаменты синим, зеленым и желтым (золотым) цветом.
Черные нитки нашли свое применение только в воронежской и тамбовской областях, Чувашии. Для остальной территории нехарактерно их использование.
Не только схемы изображения несут в себе определенный символ. Выбранный цвет для русской вышивки имел большое значение.
Белые нитки считаются символом чистоты, света. Это нежный цвет девичьей невинности и женской красоты.
Красный— сильный мужской тон. Символ огня, жизненной энергии, богатства, доблести.
Теперь вам понятен смысл, когда на белом фоне сделана традиционная русская вышивка красными нитками.
Черный цвет редко используется и только в нескольких регионах. Этот цвет означает понимание краткости человеческого существования. Поэтому вышивка черными нитками чаще была на одежде пожилых людей.
История развития
Условно русскую вышивку можно разделить на крестьянскую и городскую. Это было сделано из-за социальных неравенств. Простые деревенские девушки работали над своим приданым, готовили подарки на свадьбу. Они сохраняли местные традиционные узоры и чтили традиции, чтобы сохранить культурные особенности в русской народной вышивке. Городские модницы видели в рукоделии развлечение. Если они вышивали, то делали это на европейский манер, старались быть похожими на берлинских или парижских дам. 18-19 века отмечаются распространением вышивки в мужских предметах одежды. Изящные кафтаны входят в моду.
На заметку. Интересный факт, что перед свадьбой односельчане проводили, так называемые, смотрины приданого невесты. По количеству предметов и использованного холста, качеству вышитых орнаментов оценивалось трудолюбие девушки. Насколько она готова и способна вести домашнее хозяйство и заниматься ремеслом.
Отдельно можно отметить русское золотошвейное искусство. Такую вышивку можно было встретить в украшении икон, интерьере церквей и храмов. На одежде дворян шились узоры золотыми нитками с использованием речного жемчуга. Это стало славянской чертой, особенностью дорогих предметов, появившейся в 10-12 веках.
Символика
Дерево считалось главой русской вышивки и важным элементом узора. Это символ познания и модель мира. Оно олицетворяло мироздание: корни уходили в подземное царство, ствол означал существование на земле, а крона соответствовала небу и божествам. Поэтому дерево считалось первым символом связи с природой.
Животные. Со временем люди начали охотиться. В русской вышивке появляются изображения оленей. Знак удачного брака и обильной жизни. Когда две головы животного сведены вместе, такая вышивка обозначает небо, второе значение— мать и дочь, как порождающие живое в мире.
На заметку. Популярным было изображение матери Роды в окружении благородных оленей. Такая композиция вышивалась на одежде младенцев для защиты, на свадебных нарядах.
Так возник очередной символ рожаницы, как знак женского божества и плодородия.
Женщина. Вообще изображение женских фигур в старинных русских узорах встречалось очень часто. Оно использовалось, чтобы привлечь хороший урожай, защитить и размножить стадо домашних животных.
Русская народная вышивка женского божества Макоши тесно связана с обрядом встречи весны.
Всадники, лошади. Кони или конники наделяются божественной силой и являются знаком неба и солнца (иногда встречаются в виде колеса, что абсолютно равнозначное понятие). Они означают тепло, зимнее и летнее равноденствие. Среди всех всадников выделялся солнечный бог Даждьбог, который посылает народу солнечный свет, привлекает плодородный год.
Птицы. Распространено в русских народных мотивах изображение птиц (самым популярным является петух). Оно могло обозначать:
- пробуждение природы и земли, как петух по утрам будит окружающий мир,
- для отличного урожая вышивались на рушниках или кухонных предметах,
- на полотенцах птица изображалась для почтения усопших, как символ души,
- женщины использовали русскую вышивку двух птиц на своей одежде для счастливого брака.
Вы могли видеть орнаменты из птиц, следующих друг за другом или повернутых головами попарно. В композициях их шили в сочетании с деревьями или кустами, рядом с женским образом.
Растения. Вообще растительная тема в русской народной вышивке занимала особое место. Деревья являлись объектом поклонения для всадников, птиц, их изображали внутри часовен. В 18 веке распространяется вышивка алых роз, как вечное возрождение. Особенно запоминаются вышитые цветы и растения в стиле хохломы или гжели, на павлоградских платках.
Хмель на одежде молодых людей изображается, когда они готовы вступить в брак. Иное значение— молодость.
Русская вышивка калины встречается на рушниках и сорочках. Она означает бессмертие рода и крепкие кровные узы.
Лилией обозначали девичью невинность, а виноград— символ семьи и единства.
Для оберегов и талисманов
Ладонь с пальцами. Магической силой наделялось изображение руки на одежде в узорах. Это могло обозначать власть человека, но чаще использовалось для оберега и защиты.
Когда рукодельница создает русскую обережную вышивку, часто повторяет один и тот же символ и применяет геометрические узоры. Такой прием усиливает магические силы изображения:
- Солнце вышивали в виде колеса, розетки или цветка, круга с кружевным орнаментом вокруг. Обозначает радость, жизнь, плодородие.
- Ромб является талисманом для плодородия, материнства, обозначает женское начало. Рисунок покровительствует земледелию у крестьян. Поэтому различные его вариации часто встречаются на русской одежде, скатертях.
- Геометрическое изображение дерева было в виде елочки. Она символизирует связь с природой, лесом.
- Крест сегодня русские вышивальщицы стараются забыть после того, как изображение коловорота (свастика) использовала партия Германии в качестве эмблемы. А ведь первоначальный смысл картинки во вращении солнца, символ нации. Поэтому сегодня многие считают свастику негативным знаком.
Бог мужской энергии (Перун) изображается в виде дуба. Его использовали на одежде для защиты рода и силы.
Рисунок мака на сорочках считается обещанием продолжения рода. И это защита от злых сил.
В основном, обереги вышиваются крестом. Каждый элемент и деталь наделяется смыслом. Русская вышивка красной нитью по белому полотну уже считалась магической, наполненной энергией солнца.
От севера до юга
К северным регионам относят Владимирскую, Ивановскую, Вологодскую, Новгородскую области. Также Ленинград (современный Санкт-Петербкрг), Архангельск, Карелия.
Русские рукодельницы использовали гладь, роспись, косые стежки. Вышивка крестиком применялась только для создания оберегов. Роспись, по сути, и есть полукрест. Таким швом выполнялась окантовка. После этого вышивальщицы заполняли внутренне пространство, для которого использовали другие декоративные швы. Края вышивки декорировали узорами из звездочек, снежинок, простых цветов.
На заметку. Роспись— двусторонний шов, когда лицевые и изнаночные стежки соединены в одну линию. Известные разновидности: чешуйка, кустики, шашечки, клетка, птичка.
Популярна была на полупрозрачном полотне белые узоры или белая строчка. Если вспомните, как чарующе выглядит белая гладь, то поймете, о чем речь.
Карелия прославилась своими вышивальщицами не только на русской территории. Их работы получили признание и популярность в странах Европы. В центре композиции обычно изображены животные и растения, вышивка делалась красными нитками на белой одежде.
Южные области— это Воронеж, Тамбов, Курск, Пенза. Южане более разносторонни в выборе швов и техник: белая гладь, роспись, счетная гладь, крестом, цветная перевить. Последняя напоминает вышивку белой гладью, когда используется полупрозрачный фон. Цветная композиция перевитью выполняется очень сложно, поэтому наличие дома такой работы считалось престижным и говорило о достатке семейства.
Нитки выбирались по цвету в зависимости от региона:
- смоленские вышивальщицы делали золотой фон вместе с красными, белыми или оранжевыми сюжетами,
- в Рязани предпочтение отдавали синим тонам,
- тульские рукодельницы за основу брали красно-белую гамму, среди которой делались вставки синими, зелеными или желтыми нитками,
- Калининградский регион славился ярким малиновым фоном, где были алые, золотые, белые и зеленые узоры.
Отдельно стоит отметить калужскую область. Скатерти, дорожки, полотенца рукодельницы шили особой техникой, которая называлась «вырезы». Со временем их стиль стали называть тарусской вышивкой. Использовалась только льняная нить для вышивки растительных орнаментов, композиций из птиц и деревьев. Особенностью являлось то, что у тарусского изделия не было изнаночной стороны.
Центральные регионы страны стали смешением деталей русской вышивки с южных и северных регионов. Но при этом местные рукодельницы добавляли что-то свое, особую «изюминку» в творчество.
С Севера в центр пришла белая строчка, с характерными мотивами и сюжетами. Это присуще Калининской и Ивановской областям. Русская вышивка росписью смотрится более объемной благодаря шерстяным ниткам.
С Юга центральные районы позаимствовали ромб. Его выполняли различными швами, украшали диагоналями, зубчатыми краями.
В Костроме и Ярославле в белую строчку добавили цвета. Начали использовать цветной контур для яркости, украшали золотыми, розовыми и голубыми нитками. Костромская область выделила себя еще использованием шелковых нитей. Русские рукодельницы выбирали преимущественно пастельные тона. При такой спокойной гамме вышивка выделялась блеском и переливами узора.
Отдельной техникой русской вышивки считается «горьковский гипюр». Это ажурная сквозная вышивка. Своеобразные орнаменты напоминают розетки в форме ромба с округлыми углами, медальоны, сказочные цветы. Такая изящная работа делалась на продернутой по ткани сетке, чтобы оставался прозрачным фон.
В настоящее время рукодельницы и знаменитые модельеры возвращаются к традиционным истокам. Русская народная вышивка популяризируется в украшении интерьеров, создавая этнический стиль. Кутюрье выпускают коллекции одежды с традиционными мотивами. В их работах вы увидите классическое изображение орнаментов, современную вариацию в их видении. Спортивные костюмы украшены народными орнаментами, как символ патриотизма. Это еще одно подтверждение великих слов модистки (портнихи) Марии-Антуанеты мадемуазель Бертен, что новое— хорошо забытое старое.
Оставляйте комментарии и свои мысли о русской вышивке. Предпочитаете этнический стиль или стремитесь создавать современные темы в рукоделии. Где предпочитаете использовать народные мотивы, сохранились ли в вашем регионе характерные черты в узорах.