Основы художественного ремесла. Барадулин В.А., Танкус О.В. (ред.) (Часть 1)
Категория: | Традиционная одежда |
---|
| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 2 807, фото: 2
Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
Книга «Основы художественного ремесла» окажет практическую помощь учителю в кружковой работе по декоративному искусству в средней школе. В ней собраны обширные материалы по традиционным народным и современным художественным промыслам. В книге даны краткие сведения о художественных промыслах и ремеслах народов СССР (вышивка, кружевоплетение, ткачество, ковроделие, роспись тканей).
Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода».
Категория: Традиционная одежда Теги: Ткачество , Кружево
Селивончик В.И., Винникова М.Н. — Возрождение ремесла. Пособие по ручному узорному ткачеству (1993) [PDF] |
В пособии описывается одна из техник белорусского народного ткачества — ремизная, подробно излагается технология изготовления тканей на ручных ткацких станках, анализируются особенности их художественного оформления. Адресуется работникам художественных промыслов, учащимся
Издание посвящено традиционным ремеслам и промыслам по художественной обработке тканей. История возникновения художественного текстиля в народной русской культуре является одной из наименее изученных областей декоративно-прикладного искусства. В то же время на территории нынешней Нижегородской
Альбом составлен в основном на материалах украинских выставок 1936 года в Москве и Ленинграде и коллекций Государственного музея украинского искусства в Киеве. Представлены : ковроделие, ткачество, вышивка, роспись, гончарные изделия (глиняные игрушки).
Собрание произведений народного искусства в Государственном Русском музее принадлежит к числу крупнейших в нашей стране. В альбоме представлены лучшими образцами основные виды народного искусства: резьба и роспись по дереву, керамика, художественная обработка металлов, резьба по кости, деревянная и
Народная вышивка Тверской земли. Вторая половина XVIII- начало XX в. Из собрания Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника.
Урок «Художественные ремёсла. Вышивка»
Тема2. 1. РУКОДЕЛИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА Тема урока: Вышивка. Применение вышивки в народном и современном костюме. Тема урока: Знакомство с видами вышивки. Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы. Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус. Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки. Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер. Тип урока: комбинированный урок. Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история. Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия. Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва. Проверка готовности учащихся к уроку; Сообщение темы и целей урока. Актуализация ранее полученных знаний: Что такое вышивание? Как можно украсить одежду? Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий? Изучение нового материала Сегодняшний урок будет посвящён одному из самых распространённых видов декоративно-прикладного творчества, но какому, вы должны догадаться сами по небольшому рассказу – подсказке. (Определение темы занятия).О чем мы будем сегодня с вами разговаривать? Как можно сформулировать тему нашего урока? Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства. (ребята открывают тетради, подписывают число и тему урока) Исходя из нашей темы, какие мы можем поставить перед собой задачи на сегодняшний урок? — ознакомиться с историей вышивки; — рассмотреть её применение в народном и современном костюме. Испокон веков славилась наша земля этим искусством. Как вы думаете, что такое вышивка? Вышивка – это искусство создания на тканях узоров (с помощью чего?) с помощью иглы и нитей. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси (9 век) говорят находки археологов. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями.(рис1) Как вы думаете, для чего украшали изделия вышивкой? Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое назначение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. Древним воинам на Руси дарили перед походом белые рубашки с красной вышивкой. А где могла располагаться вышивка? Вышивали на груди, рукавах и по подолу специальные узоры, которые, по поверьям, оберегала человека в бою .В древности русская вышивка зачастую была связана с религиозными верованиями славян, главным культом которых был культ богини плодородия, которая изображалась в образе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зверями или всадниками. А сейчас мы рассмотрим символы, которые использовались для узоров. Солнце- источник жизни, обладающий живительной силой Земля- изображение женской фигуры, матери-Земли. «Кормилица – мать-сыра Земля». Конь – оберег домашнего очага, символ доброты Птица – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме. Древо – символ жизни, единства рода. Огонь – очистительная сила. Спираль – символ пожелания блага Украшение костюма – не пустая забава. Это были словно передающиеся из поколения в поколение заветные письмена, которые передавались из поколения в поколение, которые можно читать, как книгу. Основным элементом вышивки является орнамент. Орнамент – это последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы. Каждый элемент орнамента имел свое значение и смысл. Различают несколько видов орнаментов: растительный, зооморфный и геометрический, человекообразный. У русских вышивальщиц любимый орнамент был геометрический. В них преобладали ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих элементов состояли фигуры людей, зверей и птиц изображения растений, только они стилизованы, упрощены. Составление простого орнамента. Виды декоративных стежков ручной вышивки. 1. Самый простой шов – «вперёд иголку» — на лицевой и изнаночной стороне стежки получаются одинаковые. 2. Стебельчатый шов– сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. (Для выполнения стебля растений ,для выполнения монограммы — вязь из начальных букв имени, фамилии) 3. Тамбурный шов — непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой (для вышивания лепестков цветов, листьев и т.д.) 4. Петельный шов — это ряд петельных стежков, расположенных по краю изделия- этим швом можно закрепить аппликацию, обработать край изделия. 5. Вышивка крестом. Материалы и оборудование для вышивки . Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. (Показ материалов.) (в дневник: принести к след.уроку) 4. Подведение итогов урока. — Какие инструменты и приспособления применяют для вышивания? — Что относится в вышивании к материалам? — Что нового узнали на уроке? — Чему научились на данном занятии? — Достигли ли мы тех задач, которые поставили в начале занятия? Научиться вышивать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Тема урока: Организация рабочего места для ручного шитья. Т.Б. Тема урока: Технология выполнения простейших ручных вышивальных швов. Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы. Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус. Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки. Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер. Тип урока: комбинированный урок. Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история. Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия. Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва. Проверка готовности учащихся к уроку; Сообщение темы и целей урока. 2.Актуализация ранее полученных знаний: Что такое вышивание? Как можно украсить одежду? Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий? 3.Изучение нового материала Повторение правил техники безопасности: — хранить ножницы в футляре; — на столе ножницы должны лежать лезвиями от себя; — во время работы не оставлять лезвия ножниц открытыми. — передавать ножницы сомкнутыми лезвиями кольцами вперёд. при работе с иглами, булавками: — хранить иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.); — не оставлять их на рабочем месте; — ни в коем случае не брать иголки, булавки в рот; — не вкалывать их в одежду; — перед работой и по ее завершении пересчитать иголки и булавки; — не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой; — куски сломанных иголок или булавок собирать и отдавать учителю. Задание: выполнить простейшие швы, опираясь на образцы и технологическую карту. Составить таблицу в тетради, в третью колонку поместить образцы. (См. предыдущий урок.) Материалы и оборудование для вышивки . Для выполнения вышивки крестом необходимы: канва, нитки, иглы, ножницы и пяльцы. Канва – бывает простая и двойная. Простая канва – это сетка. Для вышивания по такой канве необходимо её наложить на ткань, а затем канву приметать по всей поверхности ткани. Когда вышивка будет готова, канву осторожно, по одной ниточке, удаляют. Двойная канва имеет расположенные парами нити основы и утка. Это самая популярная канва, т. к. вышивание по ней не представляет никакой сложности. Для вышивки крестом подходят все ткани полотняного переплетения: это льняные и полульняные ткани, бязь, рогожка, штапельное полотно. Нитки для вышивания могут быть любые: х/б, льняные, шерстяные, полушерстяные, шёлковые с добавлением золотых и серебряные нитей, ирис, мулине. Но наиболее распространена вышивка нитками мулине, т. к. они имеют прочную окраску, блеск и необходимую прочность. Их подбирают в соответствии с цветовой гаммой рисунка. Иглы ( специальные для вышивания ) – длина и толщина иглы соответствует толщине ниток и плотности ткани. Игла должна быть немного толще нитки, чтобы нитка легко проходила сквозь ткань. Для работы по плотным тканям используют иглу с острым концом, а для работы на редких тканях и канве – иглу с тупым концом. Напёрсток ( надевают на средний палец правой руки ). Он предохраняет палец от уколов при проталкивании иглы через ткань. Напёрсток подбирают точно по размеру пальца – он не должен ни сжимать и ни спадать с него. Ножницы должны быть двух видов: Маленькие с загнутыми вверх острыми концами – для подрезания нитей. Большие – для раскроя. Пяльцы равномерно натягивают ткань с целью нанесения на неё ровных стежков. Они могут быть круглые, овальные, квадратные с закруглёнными углами и прямоугольные. Удобнее для работы пользоваться пяльцами с регулировочным винтовым зажимом. Внимание! Ткань обрезают на 2,5 – 3 см больше, чем необходимо по длине и ширине узора. 4. Подведение итогов урока. — виды швов для вышивки? — технология их выполнения? -Т.Б.при работе по вышивке? В дненвник ( лист в клетку ,фломастеры, канва ,нитки, иголка, ножницы, пяльца) Тема урока: Практическая работа №9.Выполнение эскиза для вышивки. Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы. Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус. Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки. Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер. Тип урока: комбинированный урок. Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история. Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия. Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва. Проверка готовности учащихся к уроку; Сообщение темы и целей урока. 2.Актуализация ранее полученных знаний: Что такое вышивание? Как можно украсить одежду? Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий? 3.Практическая часть: Учащиеся разрабатывают эскиз для выполнения вышивки, используя лист в клетку и технику рисования по клеточкам. 4.Подведение итогов: Результатом практической деятельности учащихся, должен быть эскиз для вышивки. Тема урока: Практическая работа №10. Выполнение вышивки. Образовательная – ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами, материалами и приспособлениями; сформировать навыки по организации рабочего места, научить правильным приёмам работы. Воспитательная – прививать интерес к культуре и искусству; совершенствовать эстетический вкус. Развивающая – развивать сенсорные и моторные навыки. Профориентационная – знакомство с профессией художник — модельер. Тип урока: комбинированный урок. Межпредметные связи: биология, ИЗО, литература, история. Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Наглядные пособия: иллюстрации, слайды, готовые изделия. Оборудование, материалы, инструменты: учебник, набор ручных инструментов, пяльцы, карандаш, нитки для вышивания, канва. Проверка готовности учащихся к уроку; Сообщение темы и целей урока. 2.Актуализация ранее полученных знаний: Что такое вышивание? Как можно украсить одежду? Какие материалы можно использовать для отделки швейных изделий? 3.Практическая работа: Изготовление вышивки по разработанному эскизу. Оформление готовой вышивки. 4.Итоги: Выставка работ учащихся.Оформление работ в творческий проект: «Подарок для мамы.» |