§ 11. Художественная вышивка
В б классе вы познакомились со счётной вышивкой (наборы, русская гладь, роспись, счётная гладь), научились выполнять работы, которые делаются по счёт)’ нитей в ткани: вышивка гобеленовым швом и крестом.
Кроме счётной существует ещё и свободная вышивка. Нарисует мастерица на ткани контур узора и вышивает по нему гладью, тамбурным и стебельчатым швом. На ткань ложатся изображения цветов, листьев, веток растений, зверей, птиц. Всё выглядит, как в жизни, только вместо красок вышивальщица использует иглу и разноцветные нитки. Такую вышивку принято называть художественной. Выполняется она разными техниками вышивания, преобладающей среди которых является гладь.
Художественная вышивка — это многонациональное искусство, известное с глубокой древности. Каждый народ привнёс в него свои неповторимые особенности. В эпоху, когда текстильные технологии находились ещё в зачаточном состоянии, художественная вышивка как украшение костюма и интерьера была одним из самых востребованных ремёсел. Глубокие традиции она имела в Китае, где мастерство вышивальной росписи достигло настоящих художественных высот. С помощью техники глади китайские мастера передавали тончайшие оттенки и переливы красок. Их вышивку отличают плавные цветовые переходы и реалистичность изображения (рис. 4).
Рис. 4. Китайская гладь
В России самые интересные виды вышивки гладью родились в городах Владимир и Торжок. Издавна в самом Владимире, в деревнях и сёлах вокруг него девушки и женщины вышивали особой гладью владимирским швом, которая в отличие от китайской глади даёт плоскостное изображение, без световых и светотеневых переходов.
Владимирское шитьё отличается ярким красным цветом в сочетании с синим, зелёным и жёлтым. Пылающими узорами из полевых и садовых цветов расшивают декоративные панно, диванные подушки, скатерти, портьеры. Иногда растительный орнамент уступает место изображению животных и птиц (рис. 5).
Рис. 5. Владимирское шитьё
Ещё одним видом владимирской глади является вышивка белым по белому (посёлок Мстёра). Эта изысканная белоснежная вышивка чаще выполняется на тончайшем белом батисте, но иногда и на плотной ткани (рис. 6). Необыкновенной красоты орнаменты из белых цветов, венков, букетов разбросаны по полю скатерти, украшают панно, женскую и детскую одежду. Изредка вышивальщицы используют цветную ткань самых светлых тонов: розового, голубого, кремового и серого цвета. Изделия мстёрских мастериц всегда кажутся лёгкими и воздушными. Тщательно прорабатывается каждая деталь узора.
Рис. 6. Вышивка белой гладью на носовом платке
Вышивка из города Торжок совсем другого характера: она дорогая, выполняется серебряной и позолоченной нитью, называется этот вид вышивки золотное шитьё. Раньше этой богатой вышивкой украшали царские и боярские одежды, часто дополняя её жемчугом и драгоценными камнями. Работа вышивальщиц в прошлом была трудоёмкой, требовала особого мастерства и терпения. Ткани были плотные, тяжёлые. Золотые и серебряные нити нуждались в особой обработке.
Со временем вкусы людей изменились. Одежда стала проще и дешевле. Однако золотошвеи из Торжка и сейчас украшают великолепной вышивкой знамена, театральные костюмы, панно, сувениры и т. д. (рис. 7).
Мода на вышивку менялась, но никогда не исчезала. Современная вышивка гладью впитала в себя традиции китайской вышивки по шёлку (см. рис. 4). Одежда, которую создают современные кутюрье, также бывает отделана богатейшей вышивкой. Такие модели обладают особой изысканностью и стоят очень дорого. Вышивать можно любые изделия: одежду, покрывала, столовое и постельное бельё, панно, сувениры. Вещи, украшенные искусно вышитой гладью, перестают быть просто украшением, они становятся произведениями искусства.
Рис. 7. Золотное шитьё
В 8 классе вы научитесь основным приёмам вышивки художественной гладью, узнаете, что можно создавать вышивку с помощью компьютера и современных вышивальных машин.
Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров
На правах рукописи
Содержание и методы
профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров
диссертации на соискание ученой степени
кандидата педагогических наук
Санкт — Петербург 2012
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования
«Высшая школа народных искусств (институт)»
доктор педагогических наук, профессор
доктор педагогических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Санкт — Петербургский университет технологии и дизайна»
Защита состоится 28 мая 2012 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета К 212.349.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» Министерства образования и науки Российской Федерации по адресу: 191186 г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д.2А
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа народных искусств (институт)» и на сайте www. *****
Автореферат разослан 27 апреля 2012 года
кандидат педагогических наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сохранение и развитие традиций отечественной художественной культуры лежат в основе воспитания и образования современного художника традиционного прикладного искусства. Исторически одним из самих распространенных видов традиционного прикладного искусства является художественная вышивка (до 77 %), которая представляет собой целостную систему, объединяющую более восьмидесяти видов технологий исполнительского мастерства в этом виде искусства в различных регионах России. В основе каждого вида лежит технология ее выполнения, соотнесённая с конкретными региональными особенностями. Понимание профессионального обучения технологии художественной вышивки как регионально-исторической и художественно-технологической сущности и целостности этого искусства позволяют подойти к формированию содержания обучения через развитие профессионального интереса к этому искусству, а на этом основании — профессиональной культуры обучающегося.
Этому способствуют традиции прикладного искусства и разнообразие стилей современного быта и мировой высокой моды, что не может не отразиться на реформировании среднего профессионального образования — подготовке художников и содержании обучения в этой области. Художественная вышивка с одной стороны — «физическое воспитание — строго методические упражнения руки и глаза, которые находятся в тесной связи с нашими интеллектуальными качествами, с другой — художественный труд — нравственная, духовная категория, имеющая познавательную, созидательную, ценностно-ориентированную составляющие» (), что в полной мере отвечает сущности профессионального образования в этой сфере, основой которого являются уникальные исторические технологии.
В этом смысле курс «Технология художественной вышивки» обладает огромным образовательным потенциалом. Однако обучение профессионально значимой дисциплины в образовательных учреждениях данного профиля сводится лишь к освоению только технических приёмов — простой передаче, данного опыта исполнительских традиций, что в целом тормозит развитие данного искусства и не позволяет создавать высокохудожественные произведения. Это является актуальной практической проблемой, которая, как показал анализ реально существующего положения в этой области, никогда не являлась предметом научного исследования.
Степень разработанности проблемы. До настоящего времени в отечественной литературе не существует обобщающего практико-ориентированного исследования, посвящённого проблемам профессионального обучения искусству художественной вышивки. Данная работа опирается на ряд исследований, определивших теоретические и практические подходы к профессиональному образованию в традиционном прикладном искусстве (, , ), теоретические работы искусствоведов в области вышивки (, , ), зарубежных авторов в этой области (П. Эрншо, П. Браун, Д. Макки, Д. Хеилманн, С. Малагусс).
В современных условиях задачи, стоящие перед профессиональной школой художественной вышивки требуют, во-первых, научного обоснования направлений развития профессионального интереса обучающихся (в целом к недостаточно востребованному в современном обществе этому искусству) при индивидуально-творческом подходе к процессу обучения, во-вторых, необходимости перспективного подхода к отбору целей, содержания и методов обучения, без чего невозможна подготовка художников-мастеров
В связи с этим, значимость отбора, структурирования, обновления содержания обучения технологии, выявление практико-ориентированных методов обучения являются важной научной проблемой, так как это обеспечивает не только усвоение знаний, умений и навыков исполнительского мастерства, формирующих становление обучающегося, но и соотнесение создаваемого произведения с регионально-историческими технологическими и художественными традициями искусства вышивки. В результате научного педагогического исследования установлено, что в настоящее время заметно обострились противоречия между: сложившейся системой обучения художественной вышивке и складывающейся реальностью умения реагировать на современные условия изменившейся системы общественных отношений и необходимостью создания высокохудожественных изделий, востребованных в современном социуме; предметным ремесленническим характером обучения и необходимостью создания целостной художественно-творческой и исполнительской учебной образовательной среды; примитивно-практическим характером обучения и реальной будущей художественно-творческой и исполнительской деятельностью.
Актуальность и недостаточная разработанность вышеназванных проблем, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Содержание и методы профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров»
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить обновление содержания и методы обучения технологии художественной вышивки.
Объект исследования: профессиональное образование в области художественной вышивки как одного из ведущих направлений в области традиционного прикладного искусства.
Предмет исследования: содержание и методы обучения технологии художественной вышивки с учётом исторически сложившихся традиций и современной социокультурной среды.
Гипотеза исследования. Эффективность профессиональной подготовки в области художественной вышивки возможна при соблюдении следующих условий:
— выявления значения художественной вышивки и профессионального образования в этой области, с акцентом в обучении на комплексные образовательные технологии, обеспечивающие базу для формирования профессионального интереса как фактора развития и востребованности этого искусства;
— создания обновленного содержания курса технологии, как фундаментальной основы процесса интегрированного обучения, объединяющего в себе исполнительское мастерство, основы композиции, технический рисунок, соотнесённые с регионально-историческими художественно-технологическими особенностями каждого конкретного вида вышивки;
— разработки и внедрения методов обучения, обеспечивающих активное взаимодействие восприятие художественной вышивки как искусства и технологии её выполнения с опорой на самоценность каждого уникального вида вышивки, практико-ориентированное индивидуальное обучение и исследовательскую деятельность студентов при выполнении учебных и художественно-творческих заданий.
1. На основе анализа регионально — исторических и художественно-технологических особенностей вышивки определить значение и специфику профессионального образования в этой области, а также место и роль предмета «Технология художественной вышивки» в подготовке художников – мастеров.
2. Разработать содержание образовательной дисциплины «Технология художественной вышивки» как базового предмета в профессиональном образовании специалистов в данной области.
3. Разработать и научно обосновать методику обучения технологии — основы формирования профессионального интереса к художественной вышивке как искусству.
4. Экспериментально проверить, обобщить результаты апробации и внедрения разработанного обновлённого содержания и методов профессионального обучения технологии художественной вышивки.
Методологическую основу исследования составили теоретические положения о системном подходе, теории деятельности, единстве теории и практики. На разработку теоретических основ профессионального обучения технологии художественной вышивки повлияли научные труды о культурном наследии (, , ), проблемах творчества (), развивающего обучения (, , ), теории народного искусства и профессионального образования в этой области, сущности ручного художественного труда (, , М. Монтессори), дидактике профессионального образования (, , ).
Методы исследования: анализ исторической, философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы и научных публикаций в области традиционного прикладного искусства и ГОСТов среднего профессионального образования; системный анализ учебных планов и учебных программ; опрос, наблюдение, моделирование и педагогический эксперимент; анализ и обобщение результатов учебной деятельности обучающихся и формирующего эксперимента.
Основные этапы исследования: I этап (гг.) поисковый –теоретическое исследование исторической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение практического опыта и архивных материалов; обоснование актуальности темы, формулировка гипотезы и определение методологической базы исследования. II этап (гг.) научно-экспериментальный–проведение эксперимента с целью апробации концептуальных подходов к исследованию и внедрению результатов. III этап (гг.) формирующий–анализ, обработка и оформление полученных результатов экспериментальной работы; формулировка заключения и выводов.
Научная новизна исследования. Систематизирован и теоретически обобщен исторический опыт обучения художественной вышивке, выявивший необходимость обновления профессионального образования в этой области. Научно обосновано, что одним из эффективных путей обучения является овладение художественно-технологическими приёмами рассматриваемого вида традиционного прикладного искусства через формирование профессионального интереса к искусству вышивки и мотивации к сохранению и развитию её художественных традиций по предмету «Технология художественной вышивки», содержание которого определяется необходимостью освоения совокупности духовной, технологической и художественно-исполнительской составляющих этого искусства. Раскрыто и введено в педагогическую практику понятие «художественно-технологические традиции в художественной вышивке» как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение технологические приёмы, характерные для конкретного вида художественной вышивки и необходимые для сохранения и развития этого искусства будущими художниками-мастерами.
Теоретическая значимость исследования. Определены пути формирования профессионального интереса и мотивации к сохранению и развитию художественно-технологических традиций художественной вышивки, раскрыта зависимость художественно — творческой деятельности обучающихся от фундаментальности приобретённых знаний, умений и навыков по технологии художественной вышивки. Выявлено, что комплексный интегрированный подход в обучении, основанный на взаимодействии исполнительского мастерства, основ композиции, технического рисунка с регионально-историческими и художественно-технологическими особенностями конкретного вида вышивки обеспечивает передачу традиций и осмысление духовной сущности этого искусства. Условием трансформации технологических знаний является объединение исполнительского мастерства и проектной графики в проектно-художественной деятельности с последующей материализацией художественно-технологической идеи через исполнительское мастерство в произведение искусства.
Практическая значимость. Обобщён исторический опыт профессионального образования в области художественной вышивки, который необходим в качестве основы построения модели подготовки художников-мастеров в системе среднего профессионального образования в традиционном прикладном искусстве. Разработанные содержание и методы профессионального обучения технологии могут быть использованы в системе дополнительного, начального и среднего профессионального образования и повышения квалификации в области реставрации художественной вышивки
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. В соответствии с формулой специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования (педагогические науки), результаты научного исследования соответствуют таким позициям паспорта специальности как: генезис и теоретико-методологические основы педагогики профессионального образования; подготовка специалистов в средних профессиональных учебных заведениях; учебно-воспитательный процесс в учреждения профессионального образования; профессиональная ориентация, культура и проблемы воспитания.
Достоверность исследования обусловлена методологическим подходом к изучению проблемы, применением методов исследования, адекватных целям и задачам, изучением исторической и современной педагогической практики и организацией экспериментальной работы, реализацией комплексной методики исследования, опытом работы автора в Высшей школе народных искусств (институте) в качестве доцента кафедры «Художественная вышивка».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на международных научно–практических конференциях «Традиционное прикладное искусство и образование» (С. Пб– 2005, 2006, 2007, 2009, 2010 г. г., и г. Москва 2008г.); «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (С. Пб–2008, 2009, 2010, 2011г. г.); Российском форуме «Традиционная вышивка Русского Севера» (2010г.). Итоговые результаты одобрены на заседании Ученого совета «Высшей школы народных искусств (институт)» (20.10.11.гг.) и внедрены в учебно-воспитательный процесс ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)» и ФГБОУ СПО Суздальского реставрационного училища.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Возрождение и развитие художественной вышивки требует совершенствования профессиональной подготовки художников-мастеров, включающей овладение регионально – историческими, художественно-технологическими традициями каждого вида этого искусства, сохранение и развитие которых являются фундаментальной основой будущей профессиональной деятельности. Наиболее эффективно это осуществляется в рамках курса «Технология художественной вышивки» в процессе погружения обучающихся в это искусство через изучение, обобщение и анализ художественно-технологических традиций художественной вышивки.
2. Уникальность и самоценность художественной вышивки как искусства и источника профессионального интереса, малочисленный контингент обучающихся и индивидуальность обучения на примерах исторических образцов с целью изучения, сохранения и развития художественно-технологических традиций определяют специфику профессионального обучения по технологии и необходимость перехода от учебной программы историко-повествовательного типа к комплексным учебным программам, с кардинальным обновлением содержания обучения, направленных на художественно-технологическую деятельность обучающихся.
3. Разработанное содержание профессионального обучения технологии вышивки, основанное на принципах соответствия научному пониманию сущности, вариативности, целостности, креативности искусства вышивки, отражает уникальность регионально-исторических художественно-технологических традиций и способствует фундаментальности приобретённых знаний, умений, навыков и их трансформации через исполнительское мастерство, и технический рисунок как основы композиции с последующей реализацией в проектно-художественной и исполнительской деятельности и материале.
4. Методика профессионального обучения технологии основывается на развитии позитивного отношения к искусству художественной вышивки, её сохранению, развитию, востребованности и включает практико-ориентированные методы, в т. ч. дифференцированный подход к выбору вида художественной вышивки, как для индивидуального, так и совместного анализа её художественно-технологических особенностей; поэтапное освоение технологических элементов языка изучаемого искусства, соотнесённых с особенностями регионально-композиционных и колористических решений; поисковую и художественно-технологическую деятельность в процессе выполнения учебных работ и создание на учебных занятиях эстетической среды, способствующей готовности обучающихся к конкретной учебной и будущей профессиональной деятельности.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 8 приложений. Список используемой литературы включает 150 наименований. Объем диссертации 170 страниц, 8 таблиц, 2 схемы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулированы: гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, и положения, выносимые на защиту.
Первая глава «Исторические и теоретические основы профессионального обучения в области художественной вышивки» посвящена теоретическому обоснованию гипотезы исследования, анализу регионально-исторического развития художественной вышивки и обучению данного вида искусства в России и за рубежом, изучению теоретических позиций, обосновывающих специфику профессионального обучения технологии художественной вышивки, разработке поэтапной структуры обновления содержания профессионального обучения художников-мастеров.
В диссертации представлены результаты историко-педагогического изучения архивных документов и научных источников, которые показали, что в начале XIX века народное искусство, как и народная педагогика, давали ценностную установку на развитие традиционной художественной культуры и обучения в этой области. Исторически существовали такие формы обучения как семейное, частное обучение у мастера в учебных мастерских, церковно-приходских школах, монастырях и артелях. Выявлено, что существовавшие в России на рубеже XIX–XX в. в. более 250 школ женского рукоделия как необходимое рассматривали только практическое обучение художественной вышивке (-Каблукова, , и др.), с последующим представлением ученических работ на выставках, чему в России в этот период уделяли большое внимание. Однако работы обучающихся были примитивны по технике исполнения. Истинные произведения искусства художественной вышивки, выполненные выпускницами этих школ, можно было наблюдать в нарядах императрицы Александры Фёдоровны, (создавшей Школу народного искусства в Санкт-Петербурге), оформлении царского быта (нижегородский гипюр на батисте или золотное шитьё на бархате). Этот период в России считается началом организованного обучения художественной вышивке, были выпущены учебники и методические указания, обобщающие опыт обучения ручному художественному труду, раскрывается значение выставок, роль преподавателя в обучении. (, М. Вагнер, , М. Ландеман, -Гатцук, , )
Годы Советской власти характеризуются открытием в начале профтехшкол, а позднее, в сороковые-шестидесятые годы – училищ, что не меняло сущности обучения — технического освоения технологических приёмов. Исключение составила Московская школа художественных ремесел, где велась подготовка художников-мастеров по учебной программе «Технология и материаловедение художественной вышивки» (автор ), которая до начала XXI века являлась единственной в этой области, отражавшая взаимозависимость исходного материала и технологии, композиционных и колористических решений, характерных для конкретного вида вышивки (владимирские верхошвы: растительный орнамент, красный и зелёный цвета).
Результатом такого обучения явилось возрождение многих забытых видов и технологий художественной вышивки (вологодский шов по письму, кадомский вениз; ивановская и нижегородская строчки; олонецкое шитьё), воплощённых обучающимися в собственно выполненные дипломные работы.
Однако основой обучения являлся только регионально — эмпирический подход при недостаточном профессиональном (недальновидном) мышлении педагога как носителя этого искусства, ввиду отсутствия высшего профильного образования преподавателей (до 2007 г.), что обеспечивало только техническое освоение технологических элементов и исключало художественно-творческую направленность обучения, сужало креативный характер этого искусства.
Исторический и теоретический анализ профессионального обучения подтвердил отсутствие до конца двадцатого века каких-либо научно-педагогических исследований, именно в области художественной вышивки. Однако различные аспекты этой проблемы объединены общей идеей о необходимости и возможности усвоения знаний, умений, навыков, развития образного мышления через духовное погружение обучающихся в сущность уникального искусства в работах: , , М. А Некрасовой, , . Исходя из концепции о взаимозависимости профилирующих предметов, как определяющей профессиональное образование в области традиционного прикладного искусства, в процессе данного исследования был выделен комплекс дисциплин изучаемого вида художественного творчества, фундаментально значимым для которых является «Технология художественной вышивки» как основа сохранения и развития художественно-технологической традиции.
В исследовании раскрыт педагогический смысл понятия «художественно-технологические традиции в художественной вышивке» как исторически сложившиеся и передаваемые через художественно-творческую деятельность обучающихся технологические приёмы, характерные только для конкретного вида художественной вышивки и необходимые для сохранения, развития и восприятия духовной сущности этого искусства.
В ходе исследования доказана значимость обучения технологии художественной вышивки, что подтверждается необходимостью трансформации знаний по технологии (1): в основы композиции (2), исполнительское мастерство (3), технический рисунок как изображение отдельных элементов соответственно выбранной технологии (4) в учебные задания по композиции (5);
Схема 1. Процесс формирования профессионального интереса обучающихся к художественно-технологической деятельности
аккумуляции полученных знаний по технологии через исполнительское мастерство и основы композиции в проектно-исследовательской деятельности
по созданию оригинальных произведений художественной вышивки (7). Это подтверждает базовую значимость исследуемой дисциплины. (Схема 1)
На основе анализа трудов , , за основу построения поэтапной структуры обновления содержания обучения технологии была принята структурная схема прогностического исследования (Схема 2) с акцентом на специфику профессионального обучения вышивке. В основу построения положен системно–целевой подход, в соответствии с которым отбор учебного материала должен пройти несколько этапов. А именно: изучение тенденций развития художественной вышивки; исследование характера, объектов труда художника-мастера; выявление специфики обучения технологии художественной вышивки; классификация содержания обучения, по уровням его усвоения, основанное на принципах соответствия содержания и методов обучения научному пониманию сущности, вариативности, целостности, креативности; отбор профессиональных компетенций; поэтапность формирования знаний, умений и навыков с учетом требований к интеллектуальным и профессиональным качествам будущих художников-мастеров; экспериментальное исследование эффективности внедрения новой учебно-программной документации.
Схема 2. Поэтапная структура обновления содержания обучения технологии художественной вышивки.
Определено, что разработка и корректировка содержания учебной программы по технологии художественной вышивки предполагает взаимосвязь с исполнительским мастерством, техническим рисунком, основами композиции. При этом функциями учебной программы являются определение места и роли технологии художественной вышивки; объема и содержания обучения; вариативность учебных заданий для индивидуального и интегрированного характера выполнения.
Результатом такого обучения является высокопрофессиональный дипломный проект в материале, который отличает исполнительское мастерство и самостоятельное творчество обучающихся. В совокупности необходимое обновление содержания курса представляет собой конкретное выражение целей обучения по технологии, на реализацию которых направлены усилия педагога как носителя традиций художественной вышивки и обучающегося, образующих единое образовательное и художественно-творческое эстетическое пространство.
Во второй главе «Обновление содержания профессионального обучения технологии художественной вышивки будущих художников-мастеров» раскрыты содержание обучения и практико-ориентированные методы работы в процессе освоения курса «Технологии художественной вышивки», рассмотрен ход экспериментальной работы по проверке и анализу разработанной методики обучения технологии, подведены итоги исследования.
В диссертации сделан вывод, что прогностический подход к обоснованию целей и структурирования содержания обучения и выбор практико-ориентированных методов (информационно-развивающие, проблемные, объяснительно-иллюстративные), позволил разработать методику обучения технологии как основы формирования профессионального интереса к художественной вышивке с ориентацией на разработку учебных творческих задач, направленных на сохранение и развитие многовековых художественно-технологических традиций. Ориентиром в исследовательской работе послужили научные исследования , , по формированию профессионального интереса в традиционном прикладном искусстве, на основе сенсорной отзывчивости на образный язык этого искусства, способности выразить нравственную позицию и отношение к произведению искусства.
В соответствии со спецификой будущей профессиональной деятельности обучающихся, с учетом регионально-исторического и программно-целевого подходов освоения художественно-технологических приемов, опорой на принципы профессиональной направленности, научности, вариативности, целостности и креативности в диссертации разработано содержание предмета «Технология художественной вышивки» по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», на материале которого велось обучение по экспериментальной программе. Целью курса является подготовка обучающихся к художественно-технологической деятельности, повышение мотивации и развитие личности в учебной деятельности в сфере художественной вышивки, формирование профессионального интереса к художественно-технологической деятельности как фундамента будущего творчества.
Выявлено, что в отличие от художника-выпускника вуза, профессиональная деятельность художника-мастера (выпускника училища) требует в большей степени сложных комплексных умений и навыков, отражающих технологические и технические приемы художественной вышивки.
С учётом этого, в основу комплексного обучения технологии положены одновременно: метод технического освоения технологических приёмов, характерных для всех видов вышивки (последовательно от простых до сложных: тамбурный шов-мережка-сетка-строчка-атласники) и метод обучения от общности технологических элементов и приёмов художественной вышивки к частным регионально-историческим особенностям каждого вида, соотнесённого с местом возникновения и развития этого искусства (ивановская и крестецкая строчки, нижегородский гипюр, владимирские верхошвы, кадомский вениз).
Это способствует высокотехничному освоению технологических элементов вышивки путём духовного погружения обучающихся в сущность каждого вида художественной вышивки через её лучшие образцы, что стимулирует формирование профессионального интереса к технологии и эстетике этого искусства.
В ходе реализации поставленных задач, была разработана программа педагогического эксперимента, проводимого на базе Высшей школы народных искусств, в котором приняли участие 80 обучающихся и 7 преподавателей. Основой исследования являлось выявление эффективности разработанной методики профессионального обучения технологии и сравнение результатов ее внедрения, с результатами обучения на основе имеющейся традиционной методики. Исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с поставленными задачами эксперимента и включала два основных этапа.
На первом этапе констатирующего эксперимента определялись исходные данные для дальнейшего исследования; проводилась диагностика исходного уровня профессионального интереса к художественной вышивке соответственно следующим критериям: степень освоения обучающимися художественно-технологическими приемами и ответственности за качество учебной работы, эффективности использования теоретических знаний и проявления регионально — исторического подхода к выполнению задания. Доступность теоретических сведений программы определялась по четырём уровням усвоения материала.
В ходе проведения констатирующего эксперимента: 1) выявлены две группы профессионально значимых качеств будущего художника-мастера: интеллектуальные, связанные с формированием интереса к вышивке и технологии её выполнения и профессиональные, включающие степень освоения художественно-технологическими приёмами, профессиональную направленность и мотивацию; 2) выполнен контрольный срез уровня знаний по технологии вышивки, который показал, что обучающиеся находятся на одинаково низко-информационном уровне знаний в целом по художественной вышивке и абсолютно не владеют технологией этого искусства.
На втором этапе проводился сравнительный эксперимент, в процессе которого проводились: апробация обновленного содержания технологии художественной вышивки с использованием практико-ориентированных методов обучения технологии художественной вышивки в экспериментальных группах; обучение технологии без введения новых факторов (содержания и методов обучения) в контрольных группах; проведение повторной диагностики уровней сформулированного профессионального интереса, анализ и обобщение результатов. Результаты эксперимента фиксировались по следующим показателям:
Сравнительный анализ динамики формирования профессионального интереса в экспериментальных и контрольных группах