Особенности техники холодный батик

Техника выполнения холодного батика по ткани для начинающих

Искусство росписи ткани известно с древних времен. Старинные мастера наносили рисунок с помощью горячего воска, что предохраняло краски от растекания. Это искусство требовало терпения и мастерства. С тех пор технологии нанесения узора на ткань изменились. Появились новые методы окрашивания, которые стали проще и доступнее. Наибольшей популярностью пользуется холодный батик — искусство, позволяющее даже новичку создавать настоящие шедевры.

История появления росписи

Самые древние ткани с рисунками были найдены в гробницах фараонов в четвертом веке до нашей эры. Позже искусство росписи появилось в Китае и Японии. Китайский шелк, раскрашенный с помощью техники батик, по Великому шелковому пути распространился по всему миру. Ткани начали расписывать в Шри-ланке, Малайзии, Персии, Перу.

Название «батик» пришло к нам из Индонезии. В переводе оно означает «капля воска». Там, на острове Ява, техника батик достигла невиданных высот. Индонезийские изображения для батика насчитывают более около 3000 вариаций. Ткани расписывают экзотическими птицами, цветами и другими рисунками. Индонезийские женщины создают огромные раскрашенные полотна. Каждая семья имеет собственный стиль росписи, секреты которого передаются из поколения в поколение. Если раньше расписанную одежду могли себе позволить себе только аристократы, то теперь она стала доступна всем.

Индонезийцы используют технологию горячего батика — для нанесения изображений применяют растопленный воск, который препятствует растеканию краски по ткани. В работе используют специальный инструмент — чантинг. Также в настоящее время мастера применяют специальные медные штампы с рисунком. Росписи по ткани жители Индонезии придают магические и лечебные свойства. Расписными шарфами они связывают молодоженов, чтобы соединить их души. Матери носят младенцев завернутыми в расписные ткани. Большое значение придается не только рисунку, но и цветовой гамме материалов. Индонезийцы считают, что сиренево-розовый цвет продлевает молодость.

Читайте также:  Высокие носки с кружевом

Виды и технологии

Технология холодного батика появилась только в 20 веке. В отличие от горячего батика, где рисунок процарапывается по разогретому воску, в холодном разогревать ничего не надо. Краска предохраняется от растекания с помощью резервов — специальных составов, обозначающих контур рисунка. В их рецепт изготовления входит смесь резины с различными компонентами.

Существуют виды батика, не использующие контур. К ним относятся бандан, шибори и свободная роспись по ткани.

  • Бандан — узелковая техника. Здесь узор получают, перекручивая и завязывая ткань определенным образом в узелки. Ее либо раскрашивают кистью, либо окунают в краску. Такая выполнения батика позволяет получить красивые разводы и узоры.
  • Шибори — японская техника окрашивания. Окрашиваемую ткань складывают в несколько слоев наподобие оригами.
  • Свободная роспись — рисунок наносится краской без контура.

Особенности холодного батика

Холодный батик — это достаточно трудоемкое занятие, требующее терпения. Но расписанные изделия получаются такими, что на них не жаль потраченного времени. Чтобы результаты труда приносили вам только удовольствие, нужно соблюдать технику безопасности.

Резервирующий состав содержит летучие химические вещества, которые могут вызвать отравление или аллергию. Поэтому работать надо в отдельном помещении или на балконе. Если вы расписываете шарф, скатерть, футболку или другие вещи, имеющие практическое применение, рисунок следует закрепить. В противном случае он полиняет при первой стирке. Для закрепления росписи используют несколько способов:

  • Запекание в духовке при температуре 150 градусов. Изделия заворачивают в белую хлопковый материал и помещают в холодную духовку на 15−20 минут. После выключения ткань в течение часа не достают из духовки.
  • Запаривание. Батик заворачивают в хлопчатобумажную ткань или бумагу и помещают на водяную баню в кастрюлю с кипящей водой. До воды должно быть не менее 5 см. Ткань либо кладут в сетку, либо крепят к ручкам кастрюли.
  • Закрепление утюгом. Утюгом работают на режиме, предназначенном для данного вида ткани. Каждые 10 квадратных сантиметров проглаживают в течение 3−5 минут.

Прочность окраски в большей мере зависит от качества красок. Батик стирают только в прохладной воде с добавлением уксуса.

Подготовка к работе

Для росписи подойдут тонкие материалы: шелк, батист, двунитка, шифон, атлас. На плотной ткани рисунок может не получиться — резерв не проходит сквозь плотные волокна, и в этом месте одна краска затекает на другую.

Технику выполнения батика для начинающих лучше всего изучать на батисте. Перед работой ткань необходимо натянуть. Для небольшой вещи подойдут пяльцы, для большого формата понадобится подрамник или специальная рама для батика. На рамке для батика имеются крючки для закрепления ткани. На подрамнике материал можно закрепить с помощью нитки и иголки таким образом, чтобы он не касался подрамника. Ткани также можно закрепить кнопками или степлером, но для шёлка это не подходит.

Подготовьте лист бумаги того же формата, что и область рисунка на батике — он пригодится для эскиза. Для выполнения рисунка вам понадобятся краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва и мягкие карандаши. Резерв рекомендуется покупать той же марки, что и краски. Он создает белый контур, но в процессе работы его можно окрасить. Иногда контур продают во флаконе с тонким наконечником — в этом случае трубочка не понадобится.

Смесь для резерва можно сварить самостоятельно из бензина и резинового клея. Но это занятие малоприятное и взрывоопасное, поэтому удобнее приобрести набор для батика. Краски в нём бывают в виде жидкости или порошка, который следует разводить водой. Продаются специальные резервы как зарубежных, так и отечественных производителей. Они отличаются ценой и составом. Перед использованием нужно проверять, для какого вида ткани они предназначены. Также необходимо прочитать инструкцию, каким способом закрепляются краски. Некоторые закрепляются паром, другие утюгом или запеканием.

Поэтапное выполнение рисунка

Пятна от краски вывести очень сложно, поэтому для работы лучше надеть рабочий халат. Для нанесения рисунка вам понадобятся тонкие и широкие кисти. Лучше выбирать беличьи. Пошаговое описание нанесение рисунка:

  • Материал натягивают на подрамник так, чтобы он не провисал. Удобнее всего закреплять влажную ткань — высохнув, она становится более упругой.
  • На бумаге рисуют эскиз. Для рисования используют карандаш — им сильно нажимают на бумагу, чтобы хорошо был виден контур.
  • Эскиз переводят на ткань, для чего бумагу подкладывают под материю и закрепляют. Рисунок переводят на ткань с мягким карандашом.
  • Резерв набирают в стеклянную трубочку, для чего ее вставляют во флакон. В верхний конец трубочки вставляют спринцовку — с ее помощью набирают резерв. Предварительно его можно окрасить подходящим пигментом.
  • Трубочкой с резервом аккуратно обводят рисунок. Рисунку дают просохнуть.
  • Плотность контура нужно проверить. Для этого после высыхания резерва кистью, смоченной в воде, нужно пройтись по одну сторону контура и посмотреть, нет ли где протекания. Если вода прошла за линию резерва, нужно найти место, где контур оказался слабым. После высыхания его необходимо подправить.
  • Батик окрашивают выбранными пигментами. Если нанести на влажную ткань крупную соль, то получится интересный эффект. Соль впитывает в себя краску, и на ткани остаются разводы. Таким образом можно создавать интересные композиции даже без использования резерва.
  • Готовый рисунок снимают с рамы и закрепляют одним из способов: запеканием, запариванием или проглаживанием утюгом. Готовые изделия можно дополнить гелем с блестками, пайетками или стразами.
  • После окончания работы нужно продуть трубочку для того, чтобы удалить остатки резерва, затем промыть в бензине. Если этого не сделать, то резерв засохнет, и трубочку в дальнейшем нельзя будет использовать.

Братик — это очень увлекательное занятие, которое открывает множество возможностей для самореализации. Роспись по ткани в настоящее время — это модно и популярно. Многие мастера сделали батик основным источником дохода.

Что нужно знать художнику техники холодный батик?

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость – резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики.

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому, но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Оцените статью