- КАК ИСПРАВИТЬ СТЯНУТОСТЬ вышивки?
- От чего стягивает ткань при вышивке
- В чем же причина изъяна, который портит ваши работы, и как его избежать или хотя бы уменьшить?
- Как понять, что ткани нужна подкладка?
- “Я всю жизнь вышиваю без подкладки и никаких проблем!”
- Какую ткань выбрать для подкладки?
- Можно ли использовать в качестве подкладки клеевые тканые и нетканые материалы?
- Как подготовить подкладку для вашей вышивки?
- Технология машинной вышивки на изделиях. Использование стабилизаторов. Секреты вышивки.
- Причины стягивания текстиля и их устранение
- Правила запяливания материала
- Стягивание ткани в строчке
- 1. Слишком зажата верхняя нитка в регуляторе натяжения
- 2. Сильно натянута компенсационная пружина, косвенно способствующая стягиванию ткани
- 3. Сильно зажата нитка в шпульном колпачке.
- 4. Нижняя нитка толще верхней
- 5. Сильное давление лапки на ткань, особенно на тонкие ткани
- 6. Высоко подняты зубья транспортера ткани
- 7. На стягивание ткани в строчке действуют два и более фактора одновременно
- 8. Стягивание ткани за лапкой
- 9. Очень толстые нитки для данной ткани
КАК ИСПРАВИТЬ СТЯНУТОСТЬ вышивки?
Известно, что слабая растяжка ткани в пяльцах и неправильное ее дублирование перед выполнением вышивки приводят к стянутости ткани вышивкой. Вокруг вышивки создаются » волны» после снятия с пялец. Как это исправить?
Незначительную СТЯНУТОСТЬ можно ликвидировать, прогладив паром на ровной поверхности. Для этого вышивку надо положить лицевой стороной вниз на обычную бытовую чистую гладильную доску, прогладить место стянутости паром, ПРИ этом разглаживая волокна ткани. Саму вышивку проглаживать по мере необходимости, так главная цель в данном случае — » волны на ткани вокруг вышивки. Нужно следить, чтоб температура соответствовала использованным материалам, во избежание подтёков красителя и образования лас. Обычно производитель указывает на этикетке, какую температуру влажно-тепловой обработки можно применять к продукции.
Далее, не сдвигая изделие, приложите к нему на пол-одну минуту что-нибудь ровное плоское из дерева или пластика, чтоб «забрать» тепло, например, планшет для рисования (на видео), давить не надо, прикладывать можно несколько раз холодной стороной, пока изделие «не остынет».
После того, как волны полностью разглашены и изделие остыло, проклейте флизелином с изнанки. Плотность флизелина выбирайте исходя из веса вышивки, чем больше вес, тем плотнее флизелин. Это обязательно! Если вышивка тяжелая и объемная (жемчуг, камни, тяжёлый настил, канитель), то исправлять такие места безболезненно для вышивки получиться только вертикальным паром, при этом изделие лучше немного растянуть на рамке, не надо сильно, просто, чтоб оно не сминалось. Для этого можно использовать рамки для сушки пуховых платков, к примеру. После проклеить флизелином.
Если СТЯНУТОСТЬ достаточно сильная и сразу не разглаживается, есть смысл переложить вышивку на другую основу, как это сделать читайте в следующих постах.
От чего стягивает ткань при вышивке
Замечали ли вы (а вы, скорее всего, замечали), что очень часто после окончания вышивки и снятия ее с пялец оказывается, что ткань стянута, а в некоторых местах даже образуются “пузыри” и “волны”? Вроде бы все было очень неплохо, пока изделие было натянуто на пяльцы или раму, но как только натяжение исчезает, картина становится неприглядной.
В редких случаях, если дефект незначительный, может помочь бережная стирка и сушка в растянутом на булавках\кнопках виде — есть шанс, что волокна ткани немного усядут, подтянутся и встанут на место.
Вот хороший пример от Триш Бурр:
Как вы можете видеть, вышивка сильно деформировала хлопковую ткань, главным образом из-за того, что в этой работе есть открытый участок в центре, окруженный стежками. Как правило такие дизайны морщат и вздуваются неизбежно, что и случилось в данном случае.
После стирки Триш растянула еще влажную работу на кнопках — максимально ровно, с хорошей натяжкой.
Результат после того, как работа высохла:
Фото: Trish Burr
В некоторых местах сохранилась легкая деформация, но в целом земля и небо. Увы, это наилучший сценарий — во многих случаях этот способ не помогает.
В чем же причина изъяна, который портит ваши работы, и как его избежать или хотя бы уменьшить?
Причина в том, что стежки стягивают и деформируют ткань-основу, которая чаще всего слишком тонкая для того, чтобы выдержать вес и плотность ниток. Как бы технично и правильно вы ни вышивали, плотность самой ткани — величина неизменная… если только вы не используете подкладку.
Именно она добавит вашей основной ткани вес и плотность, которые устоят под напором ниток. Благодаря подкладке вы действительно сможете вышивать на любой ткани, не опасаясь, что работа будет испорчена.
Фото: Namaste embroidery
Как понять, что ткани нужна подкладка?
Насколько я могу судить, исходя из опыта, это момент достаточно индивидуальный: есть мастерицы, которые умеют на тонких тканях работать деликатно и осторожно, обходясь без подкладки. Но в общем и целом необходимость подкладки зависит: 1) от плотности исходной ткани 2) от того, во сколько нитей вы вышиваете 3) от того, насколько вы затягиваете стежок (да, этот параметр может быть разным у разных рукодельниц) 4) от вашего опыта.
Если вы видите, что ткань объективно тонкая, а тем более, если она даже немного просвечивает, подкладка будет необходима.
“Я всю жизнь вышиваю без подкладки и никаких проблем!”
Фото: Lauren Merrick
Конечно, такое может быть! Ведь все зависит от того, что вы вышиваете, как и на чем. К примеру, если вы вышиваете различными шовчиками и не вышиваете художественной гладью, или у вас всегда небольшие дизайны с неплотным покрытием ткани, или вы всегда вышиваете на достаточно плотных тканях… причин вагон и маленькая тележка. Если у вас все прекрасно без подкладки — вам она не нужна.
Но если у вас не все гладко, в прямом смысле этого слова, — идем дальше!
Какую ткань выбрать для подкладки?
Только и исключительно натуральную. Когда мы говорим “подкладка”, мы ни в коем случае не представляем себе блестючую полиэстеровую подкладку какого-нибудь пальто! Ткань для подкладки не должна быть красивой и дорогой, она не должна скользить и она должна быть в тон вашей основной ткани.
Практически независимо от состава основы (вы можете вышивать хоть на бархате, хоть на льне) оптимальным выбором будет лен или хлопок.
Мой личный выбор: если я вышиваю на льне, я беру лен для подкладки, если я вышиваю на хлопке, я беру хлопковый муслин или ситец.
Можно ли использовать в качестве подкладки клеевые тканые и нетканые материалы?
Фото: Martha Stewart
Различные клеевые действительно часто используются в вышивке, например, в машинной в качестве стабилизатора. С их помощью можно вышивать на трикотаже, вязаных изделиях и т.д. Водорастворимый флизелин часто используется в ручной вышивке, но все они НЕ заменяют подкладку и выполняют несколько иные функции.
Клеевая паутинка не выполнит нужную нам задачу, плотный флизелин придаст ткани не плотность, а жесткость, а кроме того, работать вручную через клеевые может быть неудобно и даже неприятно.
Как подготовить подкладку для вашей вышивки?
Прежде всего, проведите влажно-тепловую обработку. Вы можете декатировать ткань по всем правилам, а можете хорошенько проутюжить с паром — это зависит от того, планируете ли вы стирать в будущем законченное изделие, а также от того, декатировали ли вы ткань-основу. Затем определите долевую нить на ваших тканях, и основе, и подкладке.
Как определить долевую нить?
В помощь вот такая схемка:
Как вы можете видеть, долевая нить, она же нить основы, всегда параллельна кромке. Вы очень упростите себе задачу, если будете ориентироваться на кромку всегда, когда это только возможно, потому что все иные способы определения долевой требуют опыта.
Способ первый:
Растяните ткань вдоль и поперек, та нить, которая менее всего тянется, и есть долевая. На практике может так случится, что вы будете растягивать ткань во все стороны и вам будет казаться, что она вдоль и поперек тянется одинаково. Поэтому этот способ не всегда работает.
Способ второй:
Если посмотреть ткань на свет, долевые нити будут более ровными и гладкими, нежели уточные. На практике это действительно работает, но опять же, вы будете долго вглядываться в сомнениях.
Есть и другие способы, более экзотичные, поэтому я рекомендую погуглить их отдельно.
Обе ваши ткани следует совместить по долевой. Это нужно сделать, в первую очередь, потому что по долевой и уточной нити ткани тянутся по-разному, и вам нужно максимально унифицировать это растяжение.
Кстати, случается так, что иногда по небрежности некоторые запяливают ткань и вышивают по косой, то есть по направлению наибольшего растяжения ткани. В итоге это тоже может стать причиной появления стянутости и морщин на ткани в процессе работы.
Совместив ткани, вы можете либо сразу запялить их (обычно так удобно делать, когда вышивка небольшая и отрезы маленькие) или же сначала сметать их, чтобы ткань и подкладка не смещались, а после уже запялить.
Закончив подготовку, можно приступать к работе!
Технология машинной вышивки на изделиях. Использование стабилизаторов. Секреты вышивки.
Многие начинающие мастера сталкиваются с таким неприятным явлением, как стягивание текстиля при выполнении машинной вышивки. В результате дизайн, придуманный, разработанный с таким трудом, оказывается испорченным, смотрится не так эффектно, как это было запланировано. У опытных рукодельниц есть несколько секретов, позволяющих избежать таких проблем. Стоит с ними ознакомиться, чтобы принять меры своевременно.
Варианты предотвращения стягивания ткани
В большинстве случаев стягивание материи во время выполнения вышивки наблюдается только по краю декора. Но после стирки вещи дизайн выглядит намного хуже, ткань деформируется и между деталями рисунка. Такое явление не может не разочаровывать. В арсенале наших опытных мастеров есть несколько решений, позволяющих исключить такой риск, обеспечить красоту и сохранность вышитому дизайну на одежде.
Причины стягивания текстиля и их устранение
Самым эффективным способом предотвращения стягивания материала во время вышивки и после нее является применение стабилизатора. Некоторые мастерицы сталкивались с проблемой и при использовании этой дополнительной материи. Но это не значит, что дополнительный материал не оказывает помощь. Это говорит лишь о том, что стабилизатор был неправильно выбран.
Если планируется вышивка простого логотипа, рисунка, в котором используется редкий застил, небольшое заслоение, оптимальным вариантом станет отрывной материал. Для сложного дизайна такой стабилизатор не используется, он не сможет обеспечить должный эффект.
В целях создания поддержки для сложного декора применяются отрезные стабилизирующие материалы. Даже если ткань имеет среднюю толщину, а вышивка изобилует деталями с солидным заслоением, вышивка на качественном стабилизаторе не будет стягиваться. Сочетание таких материалов позволяет исключить проблему.
Правила запяливания материала
Важным подготовительным этапом является фиксация основы в пяльцах. Нельзя натягивать материал. В этом случае после вышивки он вернется в первозданную форму, по внешним краям образуется стягивание. Желательно использовать в работе пяльцы небольшого размера, соответствующие величине рисунка. В приспособлениях с солидным диаметром практически невозможно избежать появления морщин.
После укладки ткани в пяльцы для обеспечения фиксации материала винты затягиваются. Но следует учесть, что слишком туго зажимать текстиль не нужно. Он должен быть запялен плотно, но не чрезмерно.
Мастерицам, желающим избежать появления стягиваний во время вышивки и после стирок, необходимо запомнить два главных правила. Если создается простое изображение, можно использовать любой текстиль, применять отрывные стабилизирующие материалы. При желании выполнить сложный дизайн нужно выбрать в качестве основы ткань со средней толщиной и стабилизатор отрезного типа. Это позволит избежать проблем, получить безупречный результат.
В зону риска попадают такие изделия как — свитера, рубашки-поло, футболки. Изделия из трикотажной ткани, тянущейся. Вышивка на футболках требует двойной фиксации. В работе используем так же и клеевые стабилизаторы, предназначенные для вышивки.
Стягивание ткани в строчке
1. Слишком зажата верхняя нитка в регуляторе натяжения
Решение: ослабить натяжение верхней нитки в регуляторе. Регулятор вращать против часовой стрелки.
2. Сильно натянута компенсационная пружина, косвенно способствующая стягиванию ткани
Задача компенсационной пружины:
- сгладить импульсные движения нитепритягивателя;
- обеспечить верхней нитке сброс с челнока в критический момент его вращения;
- влиять на формирование качественной строчки. Компенсационная пружина натягивает нитку в определенные моменты технологического процесса шитья дополнительно к установившемуся натяжению в шайбах регулятора. Поэтому чем сильнее будет ее натяжение, тем больше ткань подвергнется стягиванию.
Решение: ослабить натяжение компенсационной пружины.
3. Сильно зажата нитка в шпульном колпачке.
Решение: регулировочный винт на шпульном колпачке зажать до отказа, а затем отпустить не более чем на пол оборота. Если при этом нитка зажата слишком туго, ослабить ее путем подгибания усиков пружины внутрь.
4. Нижняя нитка толще верхней
Нить не втягивается в ткань.
Решение: нитка на шпульке должна быть такой же, как верхняя, или тоньше ее. Например, верхняя нитка № 40, нижняя — № 50.
5. Сильное давление лапки на ткань, особенно на тонкие ткани
Тонкая ткань, в силу своей эластичности, не может сопротивляться высокому давлению снизу и сверху и сминается. Нитки выступают в роли фиксатора деформированной ткани.
Решение: ослабить давление на ткань, отвернув резьбовую втулку регулировки нажима лапки. Если это не поможет, укоротить нажимную пружину на четыре витка. Там, где есть регулятор подъема зубьев, обязательно поставить его на отметку «Ш» (шелк).
6. Высоко подняты зубья транспортера ткани
Некоторые швеи полагают, что чем выше подняты зубья, тем лучше будет продвигаться ткань. Это мнение ошибочно!
Решение: Откинуть машину на петлях. Под платформой, слева вверху, расположен регулятор высоты зубчатой рейки. Ослабить винт и установить нужную высоту рейки. Их нормальная высота равна 1-1,2 мм. Передняя сторона должна быть выше задней на 0,5 мм.
7. На стягивание ткани в строчке действуют два и более фактора одновременно
Решение: привести к норме все перечисленные выше параметры.
8. Стягивание ткани за лапкой
Причиной может быть шероховатость ее подошвы или плохая обработка прорези в игольной пластине.
Решение: продольную кромку прорези в игольной пластине спилить под углом 45° к ее плоскости, поперечные кромки притупить. Подошву нажимной лапки и зону прорези отшлифовать.
9. Очень толстые нитки для данной ткани
Эластичность ткани должна быть меньше эластичности применяемых при шитье ниток.
Решение: поставить нитки как сверху, так и снизу по таблице подбора ниток и иголок. Чем тоньше игла и обе нитки, тем больше вероятность того, что при шитье материал не будет стягиваться.