Вологодские кружева. роскошь и утонченность
Волого́дское кру́жево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках); распространённый в Вологодской области. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой.
Вологодские кружева
Из чего снежинка кружевная? —
Это еще с детства каждый знает:
Из мороза и паров воды,
Сжал снежок и вот его следы —
Красная ладошка от мороза
И от кружевных снежинок — слезы.
Рассмотри снежинку осторожно…
Сделать их руками невозможно,
Ведь они рождаются на небе —
Кружевная сотканная небыль,
Создает их сказочный полет.
На земле возникнет только лед.
Так и кружево сплетает кружевница,
А узор — и ночью не приснится.
Молвят о таких: «Душой плетет!»
А душа устремлена в полет.
Вологодские льняные кружева —
В них вся суть народная жива.
Из-под пальцев чудо-мастерицы,
Как снежинки, кружево струится.
Неземная красота сведет с ума,
Будто бы плела сама зима.
© Copyright: Леонид Юдников , 2008
Свидетельство о публикации №108110804649
Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.
История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».
Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.
Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.
За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.
Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.
Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.
Вологодские кружева. над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова, нити тонкие выплетают.
О Вологодских кружевах . для детей . сказка
- СКАЗКА «АЛЕНКИНЫ КРУЖЕВА»(знакомство с вологодским кружевом) авт.Гольская О.Г.
Жила-была в лесной деревеньке за Волгой бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше да скорее всего и кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса, крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной поднимался дремучий старый бор.
Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, корову подоит, а потом садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые, узоры редкие.
Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый. И очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые — и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие. А все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска!
Эх, шелку бы сюда, тогда и узор другим бы стал. Белый шелк что белый снег блестит. Да где же бедной девушке шелку купить? Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:
— Наверное, такие кружева одна Снегурочка плетет, абольше никто!
Только промолвила, как в окно стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.
Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:
— Что, не сробела? Ты меня только позвала, вот я и тут!
Растерялась Аленка — не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:
— Да я и есть Снегурочка! Ну что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.
И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала. А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след » ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.
Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно : и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься! Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: О’ иные купят и не нахвалятся, а другие — ругаются. У иных век носи — не износишь, а у других — на глазах тают.
Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная, жестокая да скупая. Девушек своих крепостных била, v секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.
Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове.
— Распахнул лакей дверцу кареты — сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнулась, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в
пояс, а барыня и говорит:
— Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!
Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:
— Все продай, — говорит. — Все куплю!
А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.
— Нет, — ответила Аленка, — все могу продать, кроме этого подзора.
-Ах ты холопка! — кричит барыня. — Да как ты смеешь мне перечить?! Не хочешь добром — силой возьму! — хлопнула дверью и ушла.
— Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!
Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева украл.
Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дома отлучились, залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева.
Вернулись Аленка с матерью домой и ахнули: в избушке все перевернуто — и ни кружева, ни клубочка заветного нету.
Опустились руки у Аленки, побелела она и шепчет:
— Неужто по барскому наущению кто выкрал?
Схватила платок и кинулась за дверь.
Мать ей кричит вдогонку:
-Куда ты, Аленка, куда? А она:
-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду! Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала
за елку, за другую и скрылась в лесу.
Бежала, бежала Аленка, забежала в самую чащу и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет — иди за мной! И побежал. А по его следу легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит: стоит на полянке теремок ледяной, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:
— Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!
Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:
И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.
Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой нитью — снеговой, холодной. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Давай кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу, а кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Поняла Аленка, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.
А как настала весна- красна, вернулась Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала, ведь учила ее плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.
Вологодские кружева гордость земли русской-вологодской! Они великолепны !Они прекрасны!