Открытое занятие по батику

Занятие по теме : Роспиь в технике БАТИК
план-конспект на тему

На этом занятии вы сможете познакомиться с техникой росписи по ткани — БАТИК

Скачать:

Вложение Размер
urok_batik.doc 58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Роспись по ткани в технике БАТИК

  1. Познакомить учащихся с техникой росписи ткани – батиком, с его возникновением, технологией изготовления.
  2. Научить расписывать ткань в технике холодного батика.
  3. Развивать фантазию, эстетический вкус, творческие способности.
  4. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Демонстрации и наглядные пособия:

Специализированная литература, видеофильм, ноутбук, монитор, выставка панно.

Материалы и инструменты :

Палитра и пипетки для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента , натуральные кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ , фен, рамка, утюг, фартуки.

Форма работы : индивидуальная.

I. Часть занятия теоретическая:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика.
  3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик»
  4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы
  5. Видеофильм ,,Узелковый и холодный батик”.

II. Часть занятия практическая:

  1. Техника безопасности.
  2. Практическая работа: 1. часть: Изготовление панно в технике холодного батика. Нанесение резервирующего раствора на ткань учащимися.

2 часть: Окрашивание (заливка) панно акриловыми красками.

  1. Выводы по теме холодный батик
  2. Поведение итогов
  3. Уборка рабочего места

I. Часть занятия теоретическая:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие и знакомство с темой и историй возникновения батика. Здравствуйте ребята. Сегодняшнее занятие будет состоять из двух частей: теоретической и практической. Но прежде чем начать занятие я хочу вас спросить: вы любите рисовать на бумаге? (вопрос к учащимся)

Если вам надоело рисовать на бумаге, что еще можно использовать, на чем рисовать?» (вопрос к учащимся).

«Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе (вопрос к учащимся).

Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява. Еще до производства первых тканей малайцы наносили на предметы, в частности на кору, снятую с дерева, узоры с помощью расплавленного воска диких пчел, а затем окрашивали оставшиеся места растительными красителями.

Когда появились ткани, основы этого метода – нанесение рисунка расплавленным воском – стали применяться для их оформления. Дело в том, что воск, будучи нанесенным, на ткань, не пропускает через себя краситель, т.е. механически резервирует ткань, которую затем можно окрашивать. На этом свойстве воска и был основан один из древнейших методов оформления тканей – способ «батик».

Слово «батик” в переводе с яванского означает «рисование горячим воском», отсюда и название техники – «горячий батик».

В батике есть возможность создавать множество различных эффектов путем удаления воска или пасты с окрашенной ткани. Дело в том, что воск не пропускает краску, поэтому участок, который вы покрыли воском, будет светлее другого.

Батик был довольно развит в Египте. В Африке знания о батике передаются от поколения к поколению, и одни из лучших ручных изделий, изготовленных племенами, были созданы с помощью этой техники. Батик является одним из самых выразительных способов воплощения искусства в жизнь. Африка может похвастаться созданием удивительного текстильного дизайна.

В Китае и Японии также широко использовался батик – это многоцветная художественная роспись по шёлку (холодный батик). А в Индии используется технология бандан (узелковый батик, жгутовый).

История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.

В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы

В «холодном» батике существует несколько основных техник, не овладев которыми вы не сумеете сделать красивую роспись. Холодный батик можно разделить на две крупные составляющие: – роспись с применением резерва и – свободная роспись.

Можно сделать занавеску, картину, панно, расписать шелковую блузку или ее деталь. Так что возможности неограниченны».

1. «Что бы вы выбрали сюжетом своей работы?» (вопрос к учащимся)

2. «Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?» (вопрос к учащимся)

3. «Что вам нравится больше? Работать с жанровой композицией или плоскостной?» (вопрос к учащимся)

4. Если то и другое, то нам предстоит работа в двух жанрах – как с плоскостной так и с пространственной композицией, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью.

3. Сообщение сведений о материалах и инструментах для техники «Холодный батик»

Учитель: «Сегодня на уроке нам понадобятся: палитра и пипетки для смешивания красок, краски по батику, резервирующий состав, ткань (шёлк), пяльца и кнопки для натягивания ткани, бумажная клейкая лента (ее приклеивают на раму, чтобы не испачкать ее краской), натуральные кисти разных размеров, соль, карандаш ТМ (для прорисовки контура), фен, (для сушки ткани)

Шелк надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на шелке при попадании на него капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки шелк дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр. После стирки шелк надо отутюжить и натянуть.

Вам необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: начинается натягивание ткани с левой кромочной стороны кнопками с расстоянием в 10-12 см. Затем натягиваем противоположную сторону. Заканчиваем процесс натягиванием двух других сторон тем же способом.

Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.

После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины».

4. Вводный инструктаж по выполнению практической работы

Учитель: «Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.

Если вести трубочку с резервом по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.

Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.

Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.

Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски, и,

о ужас, тут протекло, и там протекло, и здесь…Не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки резерв и исправляйте все огрехи.

Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной

Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.

Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна.

После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.

Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.

Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.

Темный цвет осветлить уже никак не удастся».

5. Учитель: А теперь я хочу познакомить вас с видами батика. Различаются они своей технологией изготовления.

А) Для того, чтобы сделать свободную роспись надо грунтовать ткань. Сама техника напоминает живопись. Это делается для того, чтобы краски не растекались по ткани. Для грунтовки ткани используют желатин, солевой раствор, отвар из рисовой муки с добавлением желатина, крахмал. После того как загрунтованная ткань высохла, ее начинают расписывать.

Б) В технике холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина.

Чтобы начать работать резервирующим составом, баночку с ним необходимо как следуем потрясти, чтобы густой резерв, нередко дающий осадок, равномерно перемешался. Затем резерв надо набрать в специальную стеклянную трубочку с загнутым кончиком.
Для этого тонкий загнутый кончик трубочки окунаем в резерв, а верхний кончик берем в рот и осторожно втягиваем в себя, внимательно глядя на резервуар трубочки. Тянуть надо медленно и осторожно, чтобы случайно не набрать резерва в рот – это неопасно, но крайне неприятно.
Как только резервуар наполовину заполнится, надо вынуть трубочку и вытереть кончик. Трубочку можно положить на стол, но только обернув тонкий рабочий кончик тряпочкой, и строго горизонтально, чтобы резерв не вытекал ни из одного конца. Не забудьте закрыть баночку с резервом!
Можно воспользоваться для втягивания резерва в трубочку и аптечной спринцовкой. Спринцовка должна быть без пластиковой насадки, тогда ее кончик легко вставится в верхнее отверстие трубочки. Пользуясь спринцовкой, следует действовать особенно осторожно, так как регулировать силу втягивания сложнее и легко можно наполнить резервом (как всю трубочку, так и спринцовку) и всю трубочку и саму спринцовку…
Наполненной резервом трубочкой мы можем рисовать так же как карандашом по бумаге. Хотя конечно резерв в трубочке мало похож на карандашный графит. Он жидкий, может вытекать и капать.
Чтобы резерв не капал, а линии получались ровные и аккуратные, нужна тренировка. Именно поэтому сегодня на занятии мы с вами не будем использовать трубочку для нанесения резерва, а воспользуемся обычной тонкой кистью.

Для чего же нужен резерв? Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. После нанесения на ткань резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками. Мы же воспользуемся феном, чтобы сократить время высыхания резервирующего состава.

После того как все краски нанесены, ткань нужно запарить в автоклаве, а в домашних условиях в кастрюле. Техника запаривания сложна, а результат запаривания неизвестен. Для нашей работы воспользуемя батиком с пометкой «акрил», после того, как работы будут завершены нужно будет просто прогладить их утюгом для закрепления краски.

В) Горячий батик: в качестве резерва используют горячий воск. Его наносят на ткань в качестве контура или покрытия отдельных участков. По окончании росписи резерв удаляется с помощью утюга.

Г) О технике узелкового батика я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм.

6. Просмотр видеофильма ,,Узелковый и холодный батик”.

Д) Техника Сибори отличается от узелкового батика тем, что изделие или ткань складывают особым образом, а потом производят окрашивание. После окрашивания ткани в любой из данных техник производят запаривание ткани. Если изделие не требует стирки, можно вместо запаривания прогладить утюгом через рыхлую бумагу.

Учитель: Итак, я познакомила вас с разными техниками изготовления батика, а теперь мы переходим к практической работе.

1. Разработка эскиза панно.

2. Подбор материалов и инструментов.

3. Инструктаж по охране труда, при работе с резервом, красителями, утюгом.

  1. 1 часть: Нанесение резервного роствора на тканью
  2. 2 часть: Окрашивание ткани.

7. Техника безопасности:

* У вас на столах находятся краски, кисти, ватные палочки и ткань, запяленная в пяльцы. На ней уже нанесен рисунок, который обработан резервом по контору.

* Вам остается лишь аккуратно раскрасить рисунок, но прежде чем мы приступим к работе, я расскажу вам о правилах безопасности.

* Контур рисунка мы наносили резервом, который находится в стеклянной трубочке, ей нужно пользоваться осторожно, не нажимать на нее, т.к. она может лопнуть от нажима. Резерв изготовлен на основе бензина, резинового клея, парафина, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* Промывают резервуар уайтспиритом, поэтому работу нужно производить вдали от огня, в хорошо проветриваемом помещении.

* А теперь давайте приступим к работе.

* Выполнение практической работы учащимися.

Учитель: Практическая работа закончена. Нам остается просушить роспись, прогладить ее утюгом и оформить ее в рамку.

8. Выводы по теме холодный батик

Учитель: «Данная техника настолько доступна, что позволяет работать в любом формате на любой плоскости. Эту технику отличает особое колористическое благородство. Прежде всего поражает сколь бесчисленное множество сочетании оттеночных смешении красок можно использовать. И все же при таком обилии сочетаний цвета рисунков, можно классифицировать в три основные группы. Это – геометрические, растительные, фигуративные и иные изобразительные мотивы.

Роспись в данной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получится у любого трудолюбивого и творческого человека. Практическая значимость техники холодного батика многофункциональна (картина, платок, шторы, наволочка, блуза, платье)».

9. Поведение итогов

По окончанию урока проводится выставка и анализ детских работ по 3-м направлениям:

  1. Уровень овладения приемами декоративной росписи;

конспект открытого занятия «Технология росписи тканей: Узелковый батик»
учебно-методический материал (технология, 5 класс) по теме

Конспект открытого занятия

«Технология росписи тканей: Узелковый батик»

Педагога дополнительного образования Юдиной Марины Николаевны

СП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глушица –

«Дом детского творчества»

Конспект открытого занятия

«Технология росписи тканей: узелковый батик»

Цель:

Познакомить с техникой узелкового батика.

Задачи:

Образовательные:

— познакомить с историей узелкового батика;

— ознакомить учащихся с технологией окрашивания ткани: узелковый батик;

— помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.

Воспитательные:

— воспитывать в детях чувство прекрасного;

— прививать уважение к традициям декоративно — прикладного творчества России и других стран.

Коррекционно-развивающие:

— развитие мелкой моторики рук;

развитие мышления, памяти;

— развитие эстетического вкуса, внимания;

— развитие технического кругозора.

Литература: Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

Объекты труда:

Презентация, компьютер, проектор, экран.

Материально-техническое оснащение:

Ткань, краски по батику, презентация при объяснении нового материала.

Этапы урока:

1. Вводная часть:

2. Основная часть:

Сообщение исторических сведений.

Сообщение сведений о способах окрашивания

Вводный инструктаж по выполнению работы.

3. Практическая работа:

Обучение учащихся первоначальным приемам работы.

Контроль за выполнением работы.

4. Заключительная часть:

Оценка проделанной работы.

Подведение итогов занятия.

Уборка рабочих мест.

Ход занятия

1. Вводная часть:

Здравствуйте, садитесь поудобнее, настройтесь на работу.

Тема нашего занятия: «Узелковый батик».

В течение нашего занятия вы познакомитесь с узелковым батиком, как видом декоративно-прикладного искусства .

Сегодня, в течение нашего занятия, мы сделаем красиво выполненное в необычной технике изделие и сделаем выставку.

Мне бы хотелось, чтобы вы проявили свою фантазию, показали индивидуальность в своих работах.

( Обязательной показ готовой своей работы)

2. Основная часть: Слайд № 3

Мир будет счастлив только тогда,

Когда у каждого человека будет

Иначе говоря, когда каждый будет

Находить радость в своем труде.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.

А как вы думаете, что обозначает слово «батик»? Слово «батик» -индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.

Существует несколько видов батика:

техника горячего батика (парафин);

техника холодного батика (резерв);

техника узелкового батика (узлы)

Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.

Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.

В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.

Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.

Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.

Вопрос к детям: С каким видом батика мы уже познакомились?

(Техника узелкового батика)

Вопрос: Как вы думаете, почему этот вид батика называют узелковым?

С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.

Физкультминутка:

Мы долго смотрели на экран, наши глазки устали, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.

Практическая работа:

Сейчас, прежде чем мы начнем рисовать, повторим технику безопасности при работе с красками, нитками, ножницами.

1. Мы будем работать сегодня жидкими красками, как правильно их открывать?

2. Куда будем ставить открытые краски?

3. Как правильно передавать ножницы?

4. Как их класть рядом?

5. Сегодня мы с вами работаем с нитками, надо будет очень крепко завязывать нитками ткань, будьте осторожными, чтобы не порезаться.

Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен.

А для этого повторим: Как распределяются цвета в спектре?

Для этого вспомним шуточное выражение про охотника.

(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)

А какие цвета можно смешать, чтобы получить красивые оттенки? (желтый — красный, желтый — зеленый, желтый – синий)

Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;

кисть – в правой руке;

салфетки для просушивания кистей – в левой;

Перед вами ванночка, за ней краски, емкости с водой.

А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии узелковой росписи «СОЛНЫШКО».

Возьмите х/б ткань размером 20,0 см х 20,0 см

Увлажните и отожмите ее

Найдите на этом лоскуте середину (рис. 1).

Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее
катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис.2)

Заложите на этой заготовке частые складки.

Не обрывая нить, продолжайте плотно обматывать заготовку.

Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступив от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку.

Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим.

Все ли вам понятно? Ну а теперь приступайте к работе. Ничего не бойтесь, смело экспериментируйте, у вас все получится. По возникающим вопросам обращайтесь ко мне за помощью.

Вывод:

Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:

1.Какую новую технику вы сегодня узнали?

2.Какие приемы узелкового батика вы запомнили?

( узлы, узоры, складывание, прошивание)

3. К какому приему относится орнамент «Солнышко»?

Ну а сейчас аккуратно размотайте нитки и расправьте салфетки

Закрепление:

Послушайте отрывок из стихотворения Димьяна Бедного

«Живинкой в деле»

Преображается в искусство,

И нет тогда ему границ.

И совершенству нет предела

Не оторвать тогда от дела ни мастеров, ни мастериц.

Давайте рассмотрим наши салфетки. Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.

Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос:

«А можно ли выбрать лучшую работу»… Сделать выставку готовых работ воспитанников (прикрепить на доску магнитиками)

Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы.

· Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия?

· Что понравилось вам?

Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи для одежды, интерьера, темы для подарка. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих друзей, не дожидаясь какого-то праздника.

Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.

Читайте также:  Корона для подушки буквы выкройки букв
Оцените статью