- Открытые занятия кружков шитья
- План — конспект открытого занятия кружка «Кройка и шитье»
- Открытое занятие «А ну-ка, швеи!» план-конспект по технологии по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Открытое занятие кружка «Лоскутное шитье» план-конспект занятия по технологии на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- «Мозаика» из многогранников
- «Мозаика» из многогранников
Открытые занятия кружков шитья
Скачать дипломы можно в личном кабинете
Центр организации и проведения
Международных и Всероссийских
конкурсов г. Москва
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 — 64913 от 16.02.2016
Для того, чтобы разместить публикацию необходимо:
- — Зарегистрироваться или авторизоваться на сайте
- — Перейти на страницу подачи публикации
- — Внимательно заполните все поля. Данные из заявки будут использованы для формирования свидетельства.
- — Если свидетельство не нужно, то в поле «Данные онлайн оплаты» введите – «Без свидетельства»
- — Если свидетельство необходимо, то оплатите организационный взнос (250р).
- — Прикрепите файл с публикацией к заявке.
- — После проверки в течении 1 рабочего дня Вы получите уведомление о возможности скачать свидетельство о публикации в личном кабинете.
1. Материал должен соответствовать заявленной тематике для размещения в соответствующие разделы по категориям образования:
- Дошкольное
- Начальное общее
- Основное общее
- Среднее (полное) общее
- Среднее профессиональное
- Высшее
- Дополнительное
2. К публикации не принимается материал, который был ранее опубликован в Интернете другим автором.
3. Допускается публикация материала, опубликованного Вами ранее на других педагогических сайтах.
Публикация работ производится БЕСПЛАТНО.
Стоимость свидетельства о публикации в электронном виде – 250 р.
- Главная
- Публикации
- Дополнительное
- План — конспект открытого занятия кружка «Кройка и шитье»
План — конспект открытого занятия кружка «Кройка и шитье»
Дата публикации: 23.04.16
Автор:
Виноградова Татьяна Саввична Педагог дополнительного образования, МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП, Республика САХА (Якутия) Хангаллаский улус п.Мохсоголлох
МБОУ Мохсоголлохская СОШ с УИОП
План – конспект открытого занятия кружка «Кройка и шитье»
Разработка Виноградовой Т.С.
Тема занятия Аппликация «Утенок»
Цель: Приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству через аппликацию.
- Научить ребенка правильно работать с выкройкой.
- Развить склонности и способности детей к художественному творчеству.
- Привить навыки шитья.
- Воспитание усидчивости, аккуратности, интереса к шитью и трудолюбию.
Тип занятия: Изучение материала Аппликация.
Метод обучения: Объяснительно-иллюстративный.
Материалы и инструменты: Трафареты, ножницы, игольницы с иголками, булавками, нитки, мелок, образцы тканей, образец аппликаций.
Дидактический материал: Карточки с последовательностью прошивания деталей.
- Организационный момент.
- Изучение темы – аппликация.
- Практическая работа.
- Закрепление
- Подведение итогов. Анализ и оценка готовых работ.
Знакомство с темой, целями, задачами занятия.
— инструктаж по техники безопасности
— организация рабочего места
— этапы работы по изготовлению аппликации.
Предварительная работа: изготовление трафаретов, схем.
- Организационный момент.
- Изучение темы – Аппликация.
- Аппликация как техника декоративно – прикладного искусства, это один из видов лоскутного шитья. Разновидности аппликации из бумаги, ткани, кожи, меха пришли к нам из глубины веков, они были известны у многих народов в разных областях и районах нашей страны. И в наше время Аппликация живет и развивается в современной промышленности. Аппликацией украшают одежду, лоскутные картины, панно. Аппликация означает наложение одного материала на другой. Делают это вручную с использованием определенных швов или на швейной машине. Можно аппликацию приклеивать.
- Закрепление темы.
- Подведение итогов. Анализ и оценка выполненной работы. Педагог предлагает учащимся сравнить свои работы с образцами. Совместная оценка качества работ учащихся проходит по вопросам:
Педагог: здравствуйте ребята. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся и подарим себе хорошее настроение.
Тема нашего занятия Аппликация «Утенок».
Педагог: для начала повторим правила техники безопасности:
— не допускать потери иглы
— запрещается брать иголку в рот или вкалывать ее в одежду
— Утюг ставим на специальную подставку
— Нельзя откусывать нитки зубами
— При шитье надо применять наперсток
— Ни держать ножницы открытыми концами вверх
— Передавать ножницы концами вперед
— Будь внимателен! Во время работы не отвлекайся!
Педагог: Очень хорошо. Вы все отлично усвоили правила по техники безопасности. Сегодня я хочу познакомить вас с Аппликацией и предложить вам изготовить ее самим. Свое панно вы можете подарить своим близким, друзьям, родственникам, учителям. В изготовлении панно «Утенок» постарайтесь вложить все самые добрые чувства и самые лучшие пожелания этим людям.
Изготовление панно «Утенок» собственными руками – занятие особенное. Оно доступно всем. Шитье аппликации вызывает светлые чувства: волнует обилие образцов, волнует радость созидания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного, к природе, искусству. Оно познавательно: помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир.
Педагог: А теперь начнем изготовление панно – Аппликации «Утенок». Вы получили карточки, на которых указана последовательность пришивания деталей. Сейчас вам необходимо выбрать лоскутки, соответствующие аппликации «Утенок». Так же возьмите все необходимое для работы и подготовьте рабочие места. По шаблонам обводим на ткань, пользуясь мелом, вырезаем. Аппликацию приметываем на ткань мелкими сметочными стежками. Обметываем обметочным швом нитками в цвет ткани. Вышиваем глазик.
Педагог предлагает ответить на вопросы учащимся, используя изученные на занятии термины.
— Расскажите, какую Аппликацию сегодня вы делали на занятии?
— Какой шов называется обметочным?
— Правильно ли выполнена раскладка шаблона на ткани, обмеловка.
— Аккуратно ли выполнен раскрой деталей.
— Правильно ли организовано рабочее место и соблюдались ли правила техники безопасности.
От администратора сайта: если Вы желаете ознакомиться с полным текстом представленной публикации, Вы можете скачать её с сайта в полном объёме.
Открытое занятие «А ну-ка, швеи!»
план-конспект по технологии по теме
Открытое занятие по швейному делу для 7-9 классов. Тема » А ну-ка, швеи!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a_nu-kashvei.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида № 4
среди учащихся 7, 9 классов.
Подготовила и провела:
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся.
Задачи: углубить знания учащихся; формировать навыки и умения при работе с тканью; способствовать коррекции и развитию устной речи; логического мышления; устойчивого внимания; памяти; воспитывать мотивацию к учению.
-сигнальные карточки с цифрами: 1,2. 6 штку;
-коробочки для индивидуального пользования с инструментами и раздаточным материалом;
-шаблоны «ромб» – 6 штук;
-портновские мелки – 6 штук; ткань 50х25см.- 6 штук;
-ножницы – 6 штук;
-бумага для записей – 18 листов;
-карандаши – 6 штук;
-игольницы с набором английских булавок – 6 штук;
-раздаточные карточки со словами о профессии – 6 штук;
-плакат «найди отличия»;
-карточки со скороговорками;
-конверты с набором элементов для составления переда блузки и фартука и шаблон;
I. Вступительное слово учителя.
-Шитьё – изумительное дело. это прежде всего возможность всегда выглядеть модно и элегантно, не тратя много денег. А если вы шьёте ещё и для своих домашних, то в семье вы просто незаменимый человек.
Вы освоили технологию пошива различных изделий. Чтобы изделия получились качественными и красивыми, вы старались работать как можно лучше. Для этого вы выработали у себя точность и аккуратность в работе, терпение и трудолюбие.
II. Представление участниц конкурса.
9 класс – Гущина Света, Мартынюк Таня, Скурыдина Ольга.
6 класс – Алибекова Мадина, Голикова Алла, Макарова Ольга.
Оборудование: таблицы № 1-6, сигнальные карточки.
Задание: ответить на вопрос, подняв карточку с номером правильного ответа по сигналу.
Вопрос. Какой стиль имеет одежда, в которой должен ходить учащийся? (2)
Вопрос. У какой детали больший вырез горловины? (2)
У какой из этих деталей срез называется пройма? (1)
3. Швейная машина.
Вопрос. К какому из перечисленных инструментов и оборудования принадлежит названная деталь или узел:
Вопрос. Какая ткань имеет самые большие теплозащитные свойства? (3)
Какая из этих тканей относится к х/б? (2)
Какая из этих тканей растительного происхождения? (2)
1. Обработать боковые и нижний срезы.
3. Обработать верхний срез.
Вопрос. Фартук без нагрудника. С каких технологических операций мы начинаем пошив этого изделия? (1)
Вопрос. Какой шов используется при пошиве наволочки? (1)
Какой из этих швов не относится к бельевым? (2)
IV. » Экономная швея. Швея- обмеловщица.»
Оборудование: шаблоны » ромбы», кусочки ткани, мел.
Задание: обвести шаблоны, экономно расположив на ткани. Побеждает тот, кто за отведённое время обведёт большее количество ромбов. Время 3 мин.
V. Швея — раскройщица.
Оборудование: ножницы, ткань с предыдущего конкурса.
Задание: вырезать ромбы. Побеждает тот, кто вырежет быстрее, при этом выпады ткани имеют наименьшую площадь.
Открытое занятие кружка «Лоскутное шитье»
план-конспект занятия по технологии на тему
Тема: Английский пэчворк
Цель: знакомство с новой техникой лоскутного шитья — шитье по бумажным шаблонам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kruzhka.docx | 249.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия кружка «Рукодельница».
Тема: Лоскутное шитье. Английский пэчворк.
Цель занятия: познакомить с новой техникой лоскутного шитья «английский пэчворк» — шитье по бумажным шаблонам.
ПЭЧВОРК — ИСТОРИЯ ОЗОРНОГО ЛОСКУТА:
Проследить в истории, когда впервые возникло искусство пэчворка очень сложно. Но доподлинно известно, что началась оно на Востоке.
В Каире, в музее Булат, посетителям показывают образец орнамента, выполненный из кожи газели, датированный 980 годом до нашей эры.
В знаменитой китайской Пещере тысячи будд, знаменитый английский археолог Артур Штейн в 1920 году обнаружил лоскутный ковер. Рассказывают, что паломники, которые совершали восхождение к этому храму, находившемуся на знаменитом шелковом пути, оставляли лоскутки своих одежд, из которых монахи его сшили.
А в Японии, в Токийском музее костюмов, экспонатами является одежда, украшенная узорами из кусочков ткани в XVI — XVIII веках.
ПЭЧВОРК — ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ЕВРОПЕ:
Ну а в Европу лоскутное шитье впервые привезли, по всей вероятности, рыцари из крестовых походов. Вместе с другими трофеями они привозили ковры, знамена, очень красивые флаги выполненные в технике лоскутного шитья. Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.
Сначала для европейцев искусство пэчворка было экзотическим, являлось признаком роскоши и богатства.
Пэчворк — история волшебного лоскута в Америке:
Но все изменилось в XVIII веке, когда началась колонизация Северной Америки. Европейцы, прибывшие из Голландии, Германии, Англии поначалу оказались в очень бедственном положении. Не было не только денег, но и тканей для одежды, так как в те времена путешествие по морю из Нового света в Старый длилось месяцами!
Это вынуждало экономно относиться к каждому кусочку ткани. Женщины, жены первых переселенцев, нашли выход из положения. Из старой одежды они вырезали крепкие, пригодные к использованию куски и шили из них новую одежду, одеяла, коврики, покрывала. Появилась традиция собираться вместе, за неспешными разговорами, воспоминаниями о далекой родине возникали иногда истинные шедевры пэчворка. Изделия из лоскутного шитья украшали жилье переселенцев, создавали уют, и позволяли существенно экономить при этом.
Так родилось новое искусство, которое достигло своего расцвета в XIX веке. В Лондонском музее одеял одинаковое восхищение вызывают и настенные панно, и квилты индейцев Америки, и лоскутные одеяла, сшитые женами переселенцев.
В начале 70-х годов прошлого века интерес к лоскутному шитью в Америке вновь возродился.
Пэчворк — история возникновения в России
Но и на Руси такое увлекательно рукоделие, как шитье из лоскутков, тоже давно известно, так же, как и вышивка рушников , о которых вы сможете почитать, перейдя по ссылке. Есть упоминания, что озорной лоскут знали уже в Киевской Руси. До XIX века это было традиционным рукоделием крестьян, но с развитием машинного производства, когда появились красивые яркие ткани, оно приобрело почитателей и у горожан.
Наши бабушки и прабабушки не выбрасывали лоскутков, оставшихся от пошива одежды, они использовали их в этом увлекательном рукоделии. Изделия из лоскутов приносило красоту в скромный быт простых людей, украшало его, согревало в холодные зимние вечера. Не зря сказочное покрывало частенько упоминается в народных сказках!
Без преувеличения можно сказать, что лоскутное одеяло помогли простым русским людям выжить в лихие годы революции, согревали их в войну, напоминая о счастливой мирной жизни. Но после войны о нем забыли, только в 70-х годах прошлого столетия, когда в моду опять пришел фольклорный стиль к нему проснулся интерес.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение, все чаще наши женщины изучают его. Появилось множество клубов, мастерских, в которых создаются изумительные изделия, радующие и восхищающие своей красотой, точностью подбора лоскутков, тонким шитьем и богатой гаммой цветов.
Шаблон гексагона может быть большим или маленьким в зависимости от вашего желания. Я предпочитаю 2 дюйма (примерно 5 см) от угла до угла. Бумага для шаблона должна быть плотной, как на библиотечных карточках или в альбомах для рисования, подойдут старые открытки и рекламные вкладки из журналов.
В середине лучше сделать дырку с помощью дырокола, который есть в любом офисе.
Через нее сначала удобно прикрепить ткань (для этого можно использовать и канцелярскую скрепку), а потом в самом конце работы убрать шаблоны, которые потом можно будет использовать ещё несколько раз.
Ткань можно использовать любую и не обращать внимание где проходит долевая. Для пестрых проектов подойдут все ваши неиспользованные остатки, ну а если сложный дизайн — надо планировать. Некоторые даже не обрезают ткань по форме гексагона, лишь бы был достаточный припуск на подгиб. Я предпочитаю все нарезать сначала, а потом уже можно брать с собой в дорогу (люблю заниматься этим в машине, когда не за рулём и если достаточно светло).
Нитки можно использовать любые, но лучше светлые, чтобы они не просвечивали, если ткань светлая. Чтобы нити при работе не завязывались в петли полезно иметь при себе кусочек воска и каждый раз перед работой проводить нить между воском и вашим пальцем.
Раскладываем цветок сшиваем два первых гексагона просто через край.
стараясь не зацепить бумагу
После того как все гексагоны соединены между собой, бумага вынимается, и вы получаете готовый верх для квилта. Стегать можно вручную или на машине.
Цветы можно использовать для аппликации.
«Мозаика» из многогранников
Другое название «мозаики» — английский пэчворк.
Орнаменты, выполненные этой старинной техникой, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутиков, предварительно выкроенных по шаблону-многоугольнику.
Отсутствие острых углов в шаблоне позволяет даже неопытным рукодельницам без особого труда освоить эту работу — тем более что строчить на машинке не приходится — соединяют лоскутики между собой, по традиции, вручную.
Основной геометрический элемент сотовых узоров — шестигранник, самый популярный узор — шестилепестковый цветок. Лепестки могут быть разноцветными с однотонной сердцевиной или наоборот. Из отдельных цветков выполняют аппликации в виде каймы или собирают их в красочные полотна — «бабушкин сад».
Для знакомства с этой техникой выполните декоративную салфетку размером 35×35 см. Для работы приготовьте 2 куска ткани (35×35 см) — это верх и подкладка салфетки и полоски шириной 5—6 см для обработки салфетки «под рамку».
Выкроите по шаблону 6 пестрых лепестков и сердцевину со сторонами шестиугольника 5,5 см с учетом припуска на швы 1 см (размер сторон готового лепестка 4,5 см). Вырежьте из бумаги 7 бумажных трафаретов из тонкой, но твердой бумаги размером с готовый лепесток (годятся старые открытки, тонкий картон).
- Расположите лоскутный шестигранник изнаночной стороной вверх и приколите к нему трафарет.
- Плотно обтяните трафарет тканью: продвигаясь справа налево, отгибайте на него припуски на шов (1 см) и прошивайте тонкой прочной ниткой, не прокалывая бумаги. Углы стягивайте посильнее, чтобы форма лепестка была четкой.
- Обтяните остальные лепестки, проутюжьте и начинайте сшивать: сначала сложите сердцевину и один лепесток лицевыми сторонами внутрь и соедините у них по одной грани мелкими стежками «через край», не прошивая трафарет.
- Пришейте следующий лепесток к сердцевине и затем, двигаясь по кругу, все остальные. Далее сшейте лепестки между собой, начиная от края цветка к середине (не наоборот). Готовый цветок проутюжьте с изнанки, удалите наметку, трафареты и прогладьте с лицевой стороны через влажную ткань. Приколите цветок к центру верхней детали салфетки, приметайте, пришейте впо-тайную, присоедините подкладку, обработайте срезы «под рамку» и простегайте салфетку по контуру цветка.
Лоскутное шитье. Английский пэчворк.
— познакомить с техникой лоскутного шитья по бумажным шаблонам;
– дать сведения о приемах работы с лоскутами;
– развивать стремление к углублению знаний;
– способствовать развитию творческого воображения.
Оборудование : бумажные шаблоны, лоскуты хлопчатобумажной ткани, линейка, ножницы, карандаш, игла, нитки.
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к занятию.
3. Инструктаж по технике безопасности.
II. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово педагога.
Создавать из лоскутков что-то новое и необычное – занятие увлекательное и, в отличие от многих других видов декоративно-прикладного искусства, не требующее особых навыков. Надо немного уметь шить (и не обязательно на швейной машине) и быть в работе очень аккуратным.
В лоскутной технике можно использовать вышедшие из моды пальто, старые шляпы и другие вещи из драпа, сукна, фетра: они очень прочны и их возможности многообразны. Можно использовать кусочки хлопчатобумажных тканей, оставшихся поле раскроя взрослых и детских вещей.
Из лоскутков можно выполнить изделия не только декоративного плана, например панно, но и утилитарного (практического) применения: сумки, пледы, подушки, ковры, одежду, игрушки. Многообразие решений неисчерпаемо. В зависимости от того, какие лоскутки есть в наличии, можно подбирать орнаменты, учитывая тональную гамму тканей.
Обо всем этом, а также о приемах работы с лоскутками, о создании различного вида модулей, о порядке разработки различных изделий и о многом другом мы будем говорить на следующих занятиях. Изготовив различные изделия в этой технике, вы порадуете себя и своих близких. Ведь давно известно, что подарок, сделанный своими руками, наиболее ценный.
2. Лекция педагога о приемах работы с лоскутками.
Существует большое разнообразие приемов работы с лоскутками. К наиболее распространенным относятся: пэчворк, квилт, текстильная мозаика, коллаж и др.
Пэчворк. Пэчворк, пэч-уорк (англ. рatch-work – лоскутное изделие) – один из видов народного творчества. У разных народов встречаются сохранившиеся с давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях шили не только лоскутчатые (В. Даль) одеяла, но и украшали лоскутками одежду: рубахи, головные уборы и т. д.
К сожалению, это искусство утилитарно и недолговечно, поэтому изделия, выполненные в лоскутной технике, не могли хорошо сохраниться и подняться до таких высот народного творчества, как, например, набивные ткани, расписные прялки, резное дерево, крестьянское кружево, вышивки и т. д.
Образцы подобных произведений искусства занимают достойное место во многих музеях, лоскутные же изделия встречаются гораздо реже: интересные образцы, например, хранятся в Российском этнографическом музее.
Второе рождение лоскутного шитья относится к концу XX в., когда это шитье вновь появилось в России, но уже под названием «пэчворк», – и не из музеев, а из-за океана.
Оказалось, что, если подойти к этой работе серьезно, можно сделать великолепные вещи, начиная от детских игрушек и кончая одеялами, жилетами, куртками и т. д., но это кропотливый труд, который требует большой аккуратности и точности.
Квилт (англ. quilt – одеяло стеганое) – является разновидностью пэчворка и отличается от него тем, что обязательно имеет три слоя: верх, собранный из лоскутков, прокладку, придающую изделию объем (чаще легкий синтепон или синтетический ватин), и подкладку. При шитье настоящего квилта все кусочки ткани сшивают между собой вручную, образуя полотно, а затем простегивают одновременно все три слоя мягкими стежками.
Текстильная мозаика (фр. collage – наклеивание). Работы в этой технике выполняют наклеиванием лоскутков на основу, отличную по цвету, создавая определенный рисунок, в котором основа играет роль фона.
Иногда коллажи создаются целиком из лоскутков. В этой технике могут быть выполнены панно, портреты, натюрморты и другие произведения декоративного искусства.
Аппликация (лат. аpplicato – прикладывание). Это накладное шитье часто дополняет изделия, выполненные в лоскутной технике, являясь декоративным элементом. Аппликация нашивается на основу потайным швом, так как он практически незаметен, особенно если хорошо подобран цвет нитки. Аппликацию можно сделать объемной, подложив внутрь ватман или синтепон.
ПЭЧВОРК — ИСТОРИЯ ОЗОРНОГО ЛОСКУТА:
Проследить в истории, когда впервые возникло искусство пэчворка очень сложно. Но доподлинно известно, что началась оно на Востоке.
В Каире, в музее Булат, посетителям показывают образец орнамента, выполненный из кожи газели, датированный 980 годом до нашей эры.
В знаменитой китайской Пещере тысячи будд, знаменитый английский археолог Артур Штейн в 1920 году обнаружил лоскутный ковер. Рассказывают, что паломники, которые совершали восхождение к этому храму, находившемуся на знаменитом шелковом пути, оставляли лоскутки своих одежд, из которых монахи его сшили.
А в Японии, в Токийском музее костюмов, экспонатами является одежда, украшенная узорами из кусочков ткани в XVI — XVIII веках.
ПЭЧВОРК — ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В ЕВРОПЕ:
Ну а в Европу лоскутное шитье впервые привезли, по всей вероятности, рыцари из крестовых походов. Вместе с другими трофеями они привозили ковры, знамена, очень красивые флаги выполненные в технике лоскутного шитья. Летопись свидетельствует, что одна из жен Генриха VII, Катерина Ховард получила перед свадьбой в 1540 году из королевского гардероба 23 квилта.
Сначала для европейцев искусство пэчворка было экзотическим, являлось признаком роскоши и богатства.
Пэчворк — история волшебного лоскута в Америке:
Но все изменилось в XVIII веке, когда началась колонизация Северной Америки. Европейцы, прибывшие из Голландии, Германии, Англии поначалу оказались в очень бедственном положении. Не было не только денег, но и тканей для одежды, так как в те времена путешествие по морю из Нового света в Старый длилось месяцами!
Это вынуждало экономно относиться к каждому кусочку ткани. Женщины, жены первых переселенцев, нашли выход из положения. Из старой одежды они вырезали крепкие, пригодные к использованию куски и шили из них новую одежду, одеяла, коврики, покрывала. Появилась традиция собираться вместе, за неспешными разговорами, воспоминаниями о далекой родине возникали иногда истинные шедевры пэчворка. Изделия из лоскутного шитья украшали жилье переселенцев, создавали уют, и позволяли существенно экономить при этом.
Так родилось новое искусство, которое достигло своего расцвета в XIX веке. В Лондонском музее одеял одинаковое восхищение вызывают и настенные панно, и квилты индейцев Америки, и лоскутные одеяла, сшитые женами переселенцев.
В начале 70-х годов прошлого века интерес к лоскутному шитью в Америке вновь возродился.
Пэчворк — история возникновения в России
Но и на Руси такое увлекательно рукоделие, как шитье из лоскутков, тоже давно известно, так же, как и вышивка рушников . Есть упоминания, что озорной лоскут знали уже в Киевской Руси. До XIX века это было традиционным рукоделием крестьян, но с развитием машинного производства, когда появились красивые яркие ткани, оно приобрело почитателей и у горожан.
Наши бабушки и прабабушки не выбрасывали лоскутков, оставшихся от пошива одежды, они использовали их в этом увлекательном рукоделии. Изделия из лоскутов приносило красоту в скромный быт простых людей, украшало его, согревало в холодные зимние вечера. Не зря сказочное покрывало частенько упоминается в народных сказках!
Без преувеличения можно сказать, что лоскутное одеяло помогли простым русским людям выжить в лихие годы революции, согревали их в войну, напоминая о счастливой мирной жизни. Но после войны о нем забыли, только в 70-х годах прошлого столетия, когда в моду опять пришел фольклорный стиль к нему проснулся интерес.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение, все чаще наши женщины изучают его. Появилось множество клубов, мастерских, в которых создаются изумительные изделия, радующие и восхищающие своей красотой, точностью подбора лоскутков, тонким шитьем и богатой гаммой цветов.
3. Сообщение о технике английского пэчворка.
Показ фото, журналов.
4. Сведения об инструментах и принадлежностях.
Для работы в технике лоскутного шитья используются различные предметы, которые, как правило, есть в доме.
Ножницы должны быть достаточно острыми, кончики лезвий должны хорошо надсекать ткань.
Нитки должны быть крепкими, при шитье хлопчатобумажной ткани лучше использовать хлопчатобумажные нитки, по цвету подходящие к цвету стачиваемых лоскутков.
Иголки должны быть удобными для шитья.
Наперсток служит для предохранения пальцев от уколов иглой.
Плитка мела или кусочек сухого туалетного мыла – должен быть заточен так, чтобы оставался след не боле 0,1 см.
Карандаш – применяют для разметки по изнаночной стороне ткани, он должен быть мягким.
Булавки применяют для скалывания деталей, они должны быть острыми, чтобы на ткани не оставались следы.
Ткань (лоскутки) набивная или однотонная.
Ткань или флизелин для основы.
Синтепон или ватин для прокладки.
Ткань для подкладки.
Шаблоны используются для обеспечения точности кроя и получения элементов одинакового размера. Если для изделия требуется таких элементов немного, шаблон можно сделать из плотного картона; для многократного использования лучше делать шаблоны из оргстекла, пластмассы.
Рабочее место должно быть устроено так, чтобы удобно было раскладывать лоскутки. На большой площади вырезанные детали необходимо расположить в том порядке, как они должны быть в изделии. Это даст возможность заранее увидеть, получается ли задуманная композиция, и при необходимости заменить цветовую гамму лоскутков.
5. Сведения о тканях.
Для работы в технике лоскутного шитья пригодны почти все ткани, но больше других подходят хлопчатобумажные, так как они хорошо стираются и довольно долговечны. Однако для изготовления паласов лучше использовать шерстяные и кримпленовые ткани ярких расцветок, а для одеял, подушек, одежды – хлопчатобумажные.
В одном изделии можно использовать ткани разной толщины, но при изготовлении таких изделий, которые будут подвергаться частой стирке, следует соединять ткани только одинаковой толщины. Ткани типа шелка нужно всегда сажать на подкладку – это укрепит изделие: ведь именно благодаря подкладке смогли сохраниться до наших дней старинные вещи, выполненные в лоскутной технике. В работе нельзя использовать лоскутки, вырезанные из старой, поношенной ткани, даже если они хорошо выглядят: в изделии они разорвутся раньше других.
Перед раскроем кромки ткани следует обрезать ткань, дающую усадку, выстирать и хорошо выгладить; от линяющих тканей нужно отказаться.
Если лоскутки плохо гармонируют между собой, их можно покрасить краской одного тона, например «Фантазией».
Ткань можно использовать любую и не обращать внимание где проходит долевая . Для пестрых проектов подойдут все ваши неиспользованные остатки, ну а если сложный дизайн — надо планировать. Некоторые даже не обрезают ткань по форме гексагона, лишь бы был достаточный припуск на подгиб.
III. Практическая часть.
Для того чтобы научиться читать, недостаточно просто заучить азбуку. Важно уметь составлять из букв слова и фразы. Так и в лоскутном шитье: мастерица должна не только уметь выполнять разнообразные приемы этого рукоделия, нужно научиться «читать» лоскутные узоры, определяя последовательность операций при их сборке.
Отработав это умение, вы уже не будете ограничены в работе рамками специальных книг и журналов, в которых даны подробные схемы изготовления лоскутных изделий. Вы сможете собрать практически любой узор, придуманный вашей фантазией или подсмотренный у других мастериц.
Шаблон гексагона может быть большим или маленьким в зависимости от вашего желания. Я предпочитаю 2 дюйма (примерно 5 см) от угла до угла. Бумага для шаблона должна быть плотной, как на библиотечных карточках или в альбомах для рисования, подойдут старые открытки и рекламные вкладки из журналов.
В середине лучше сделать дырку с помощью дырокола, который есть в любом офисе.
Через нее сначала удобно прикрепить ткань (для этого можно использовать и канцелярскую скрепку), а потом в самом конце работы убрать шаблоны, которые потом можно будет использовать ещё несколько раз.
Нитки можно использовать любые, но лучше светлые, чтобы они не просвечивали, если ткань светлая. Чтобы нити при работе не завязывались в петли полезно иметь при себе кусочек воска и каждый раз перед работой проводить нить между воском и вашим пальцем.
Раскладываем цветок, сшиваем два первых гексагона просто через край,
стараясь не зацепить бумагу
После того как все гексагоны соединены между собой, бумага вынимается, и вы получаете готовый верх для квилта. Стегать можно вручную или на машине.
Цветы можно использовать для аппликации.
«Мозаика» из многогранников
Другое название «мозаики» — английский пэчворк.
Орнаменты, выполненные этой старинной техникой, напоминают цветы с лепестками в форме пчелиных сот. Полотна собирают из отдельных лоскутиков, предварительно выкроенных по шаблону-многоугольнику.
Отсутствие острых углов в шаблоне позволяет даже неопытным рукодельницам без особого труда освоить эту работу — тем более что строчить на машинке не приходится — соединяют лоскутики между собой, по традиции, вручную.
Основной геометрический элемент сотовых узоров — шестигранник, самый популярный узор — шестилепестковый цветок. Лепестки могут быть разноцветными с однотонной сердцевиной или наоборот. Из отдельных цветков выполняют аппликации в виде каймы или собирают их в красочные полотна — «бабушкин сад».
Для знакомства с этой техникой выполните декоративную салфетку размером 35×35 см. Для работы приготовьте 2 куска ткани (35×35 см) — это верх и подкладка салфетки и полоски шириной 5—6 см для обработки салфетки «под рамку».
Выкроите по шаблону 6 пестрых лепестков и сердцевину со сторонами шестиугольника 5,5 см с учетом припуска на швы 1 см (размер сторон готового лепестка 4,5 см). Вырежьте из бумаги 7 бумажных трафаретов из тонкой, но твердой бумаги размером с готовый лепесток (годятся старые открытки, тонкий картон).
- Расположите лоскутный шестигранник изнаночной стороной вверх и приколите к нему трафарет.
- Плотно обтяните трафарет тканью: продвигаясь справа налево, отгибайте на него припуски на шов (1 см) и прошивайте тонкой прочной ниткой, не прокалывая бумаги. Углы стягивайте посильнее, чтобы форма лепестка была четкой.
- Обтяните остальные лепестки, проутюжьте и начинайте сшивать: сначала сложите сердцевину и один лепесток лицевыми сторонами внутрь и соедините у них по одной грани мелкими стежками «через край», не прошивая трафарет.
- Пришейте следующий лепесток к сердцевине и затем, двигаясь по кругу, все остальные. Далее сшейте лепестки между собой, начиная от края цветка к середине (не наоборот). Готовый цветок проутюжьте с изнанки, удалите наметку, трафареты и прогладьте с лицевой стороны через влажную ткань. Приколите цветок к центру верхней детали салфетки, приметайте, пришейте впо-тайную, присоедините подкладку, обработайте срезы «под рамку» и простегайте салфетку по контуру цветка.
IV. Подведение итогов.
Домашнее задание: отутюжить готовое изделие.