Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вологодские кружева»
Елена Суворова
Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы «Вологодские кружева»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественная литература», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка»
Цель: Познакомить детей с вологодским народным промыслом – кружевоплетением, учить создавать узоры на салфетке нетрадиционным способом.
Образовательные:
• познакомить детей с изделиями вологодских кружевниц, созданием кружева с применением ИКТ,
• использовать знакомые элементы декоративного рисования в создании узора на салфетках.
• развивать творческую фантазию, самостоятельность при составлении композиции из знакомых элементов,
• познакомить детей с нетрадиционными формами рисования кружев (рисование палочкой, развивать технические умения,
•создавать условия для экспериментирования с художественными материалами: карандашами, фломастерами, мелками и т. д.
•закреплять знакомые элементы узоров декоративного рисования: точка, прямая линия, сеточка, кружок,
• обогащать у детей зрительные впечатления
• активизировать и обогащать словарный запас детей новыми словами и словосочетаниями (кружево, кружевницы, палочки-коклюшки, вологодские кружева, кружевоплетение)
• поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире красивые предметы,
• вызвать у детей интерес к творчеству народных умельцев Вологды,
• воспитывать эстетичное отношение к бытовой культуре и предметам искусства,
• воспитывать уважение и интерес к труду народных умельцев, желание приобщаться к прекрасному.
Ребята, мы с вами много путешествовали по разным городам России. И знаем, что почти каждый город славится своими мастерами.Например: Гжель – гжельской росписью, дымка – дымковской росписью, Хохлома – хохломской росписью. Наш город Коломна славится тепловозами. А город Вологда, о котором мы с вами недавно беседовали, славен своими кружевами. Их так и называют – вологодские кружева. Давайте их рассмотрим.
Что я вижу! Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж, захватывает дух!
Посмотрите! Эти вещи
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать всем: есть в стране
Дети рассматривают на экране вологодские кружева (салфетки, платки, шарфы, жабо, воротнички и др.
-Посмотрите, какие красивые изделия. Мастериц, которые плетут кружева, называют кружевницами.
-Как вы думаете, от какого слова произошло это название?
-Правильно, оно произошло от слова «кружева».
-Давайте с вами все вместе произнесем это слово. А теперь по – одному (спросить нескольких детей).
-Вот с каким красивым новым словом мы познакомились сегодня.
-Именно в Вологде такие мастерицы плетут кружева, но не крючком, не спицами, а с помощью палочек-коклюшек. Давайте рассмотрим их (показать картинку с изображением палочек-коклюшек).
-Это специальные деревянные палочки для плетения кружева. С помощью них мастерицы-кружевницы плетут узоры. Они все разные. Давайте внимательно их рассмотрим (дети называют элементы узоров, их последовательное расположение, повторение через определённый промежуток, и др.).
— Но прежде, чем сплести узор, его необходимо придумать и нарисовать. А уже потом перенести в узор изделий вологодских кружевниц.
-Ребята, я предлагаю всем вам сегодня побыть художниками. А рисовать мы будем не совсем обычные картины, а узоры для вологодских кружев.
-Сначала попробуем нарисовать узор совсем необычным способом — с помощью движений. Приглашаю вас на физминутку «Кружева».
Физкультминутка «Кружева»
Кружевницы ниткой кружева плетут, (Имитируют плетение)
Там цветы и птицы дивные живут.
Их иголочка «рисует” тут и там, (Отводят руки в стороны попеременно и
Нитка тянется за нею по пятам. прослеживают взглядом)
Но и мы умеем, кружева вязать, (Имитируют рисование кистью)
Будем кисточкой узоры рисовать.
Нарисуем мы узоры наверху, (Поднять голову, посмотреть вверх)
Завитушками листочки есть внизу. (Опустить голову, посмотреть вниз)
Слева можем мы бутоны положить, (Вытянуть левую руку в сторону, посмотреть влево)
Справа инеем пушистым всё покрыть. (Вытянуть правую руку в сторону, посмотретьвправо)
Мы волшебные получим кружева, (Поднять руки вверх)
Будут радовать они нас, детвора. (Улыбаясь, опустить руки через стороны вниз)
-У нас с вами получился узор, но он невидимый. От нашего плетения не осталось никакого следа.
— Предлагаю вам рассмотреть материал, который всегда оставляет за собой след. Назовите его (дети рассматривают карандаши, краски, мелки и т. д.).
-А теперь подумайте и скажите, какой из этих материалов лучше всего подойдёт для рисования кружев и почему?
После рассуждений воспитатель обращает внимание детей на палочки с тонкими заострёнными кончиками.
-Как вы думаете, можно ли нарисовать узоры вот этой палочкой? (нет)
-Почему нельзя? (они не оставляют следа, поцарапают лист бумаги и т. д.)
-Секрет этих палочек и заключается в том, что они умеют царапать, чертить. А след они могут оставить. Для этого проведём эксперимент. Попробуем сначала начертить на этом листе, а теперь на другом.
-Что вы заметили (на одном листе остаётся след, а на другом нет?
-Значит, рисовать узоры мы будем вот на этих листочках, где виден след от палочки. Это специально подготовленная бумага.
— Но прежде, чем мы начнём рисовать узоры, давайте с вами рассмотрим представленные образцы. Что, по-вашему, на них изображено? (паутинка, снежинка, солнышко, повторяющиеся квадратики, ромбики, цветочки, листики и др.) (на доске выставлены образцы нарисованных салфеток).
— Обратите внимание на то, что каждый представленный узор начинается от центра и соединяется с краями. Узор может быть повторяющимся, вот как этот.
-Ребята, а вы обратили, как выполнен узор кружева? (аккуратно, тонкой непрерывной линией).
-Предлагаю всем вам подумать, какой элемент узора вы создадите сейчас вот на этой маленькой салфетке.
-Возьмите понравившуюся вам салфетку и проходите в художественную мастерскую.
-Представили узор для салфетки? Попробуйте сначала нарисовать его в воздухе вот этими волшебными палочками. А теперь на салфетке, слегка делая нажим.
-Разглядели тонкие линии узора? А теперь их обведите, усиливая нажим палочек.
В ходе самостоятельной деятельности помощь затрудняющимся детям советом, отдельным показом. Выполненные салфетки размещаются на доске.
-Ребята, давайте вместе полюбуемся красивыми салфетками, которые у вас получились. Каждая салфетка по- своему красива и нет ни одной похожей!
-Что можно разглядеть на твоей салфетке, Алёна? А что в узоре отразил ты, Алёша? Почему ты, Маша, нарисовала солнышко?
-Как вы думаете, ребята, ваши узоры понравились бы вологодским кружевницам? В каком изделии они бы их использовали?
— А сейчас наше занятие подошло к концу. Что запомнилось вам больше всего? Что-то для вас было новым? Чему вы научились?
— Всех вас вместе с вашими салфетками я сейчас сфотографирую и отправлю вологодским кружевницам. Может быть, они им помогут создать новый красивый узор для изделий из кружева.
Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»
Татьяна Максимова
Конспект занятия в старшей группе «Вологодское кружево»
Воспитатель: Максимова Т. Г.
ЦЕЛЬ:приобщение дошкольников к традициям родного края.
1 .Поддерживать у детей интерес к традициям родного края, уважение к людям прославляющим город своим мастерством.
2. Формировать умение детей видеть неповторимую красоту Вологодских кружев.
3. Развивать умение грамотно формулировать в речи свои суждения, пополнять словарный запас по теме, совершенствовать выразительность речи.
4. Совершенствовать художественно- творческие способности дошкольников через рисование Вологодского кружева.
Ход ЗАНЯТИЯ
Дети входят в группу,воспитатель читает стихотворение:
Что я вижу! Что за диво?
Сколько кружева вокруг!
Правда дети здесь красиво,
Аж захватывает дух?
Нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней русской красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
В мир преданий и добра,
Чтоб сказать: есть в стране
Чудо – люди мастера.
Вос. : оказывается кружевоплетение было известно на Руси давно.
(Имя реб.) расскажи нам,что ты знаешь о кружевоплетении?
(стук в дверь,приносят письмо)
Вос. : «Что за письмо? Интересно!И адрес наш: Некрасова 61А д/с № 79 «Лучик», ребятам старшей группы.
Вос. : Давайте прочитаем, что в нем написано.
«Здравствуйте ребята,пишут вам Вологодские кружевницы. Обращаемся к вам с огромной просьбой. Мы готовим кружева на ярмарку,ярмарка скоро, а работы еще много. Скатерти,воротники,жилеты мы успеваем сплести,а вот салфетки –не успеваем. Не поможете ли нам? Вместе дело спорится,а врозь-хоть брось.»(кружевницы)
Вос. : Ну, что ребята, поможем кружевницам-мастерицам?
Вос. : А как мы можем помочь,ведь у нас нет умений для того, чтобы сплести кружева? (ответы детей)
Вос. : Я предлагаю вам создать самим кружево. Если вы его создадите своими руками—это будет здорово. Давайте сначала рассмотрим кружева,прежде чем приступить к делу.
Вос. : Какими словами можно сказать о красоте Вологодского кружева,каке оно (ответы детей)
Вос. : С каким временем года можно сравнить Вологодское кружево? (зимой)
Вос. : Почему так думаете?
Дети: кружевные узоры похожи на морозные узоры на стекле; оно белоснежное, как снежный покров; легкое,как первый выпавший снежок; оно легкое, воздушное,как падающие снежинки; в нем присутствует неповторимая сказочная красота; похоже на зимнюю волшебную сказку.
Вос. : молодцы ребята.
Вологодская метель- кружева,
И заснеженная ель – кружева,
Занавески на окне-кружева,
От мороза на окне-кружева.
Вос. : Где в нашем городе выплетают кружева?
Дети: В кружевном объединении Снежинка.
Вос. : Какое красивое название. Чтобы выполнить задание кружевниц, нам надо подготовиться. Давайте нарисуем ее. А рисовать мы будем ее по точкам, соединяя линиями. Но сначала разомнем пальчики.
ПАЛЬ ЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Что принес нам почтальон (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. (шагают пальчики по столу)
Перевод, журнал, газету,
В бандероли две кассеты,
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали. (загибают пальчики по одному)
УПРАЖНЕНИЕ «НАРИСУЙ СНЕЖИНКУ»
Вос. : Проверьте друг у друга-правильно ли выполнили задание,ровные ли линии, все ли точки соединили.
Вос. : Ребята, рисунок для своего узора кружевницы могут увидеть в поле,в лесу, на реке, в городе, т. е. там, где можем увидеть мы. И для своих узоров они берут все самое прекрасное, что нас окружает.
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ (ребенок)
Окружают нас кружева:
Одуванчик дорожный едва,
Пенный гребень на гладкой волне,
И узор на морозном стекле,
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих сквозных облаках,
В паутинке воздушной лесной,
В невесомой тени вырезной,
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава—
Кружева, кружева, кружева.
Вос. : Сейчас ребята попробуйте и вы сплести свой кружевной узор плавными,волнистыми и красивыми движениями.
(под музыку дети выполняют движения, воспитатель в это время читает стихотворение)
Вологда завьюжила белыми снегами,
Вьюга стелет кружево прямо под ногами.
Рассыпает искорки северные краски,
Снежные присказки кружевные сказки.
Вос. : Молодцы ребята, замечательные кружева у вас получились.
Вос. : Кто знает, какое оборудование нужно кружевницам для плетения кружева?
Дети: для плетения кружева используется подушка-валик,туго набитый соломой; пяльцы-деревянная подставка; коклюшки-деревянные палочки,на их концы наматываются льняные или хлопчатобумажные нитки; сколок.
Вос. : Кто знает,что такое сколок?
Дети: Сколок-это узор на бумаге с отмеченными точками.
Вос. : Првильно. Сейчас я покажу вам как кружевницы плетут по сколку – рисунку кружево.
ПЛЕТУ – дети смотрят.
Вос. : А вы хотите ненадолго стать мастерами кружевного дела? Тогда представьте,что вы в кружевной мастерской, вы мастера, ваши столы это подушка — валик, кисточки-коклюшки, белая краска-нити. И так, у нас все готово. (перед рисованием тренируемся-рисуем волнистую линию в воздухе,затем по сухому листу). Приступайте к заданию наших кружевниц.
ДЕТИ РИСУЮТ КРУЖЕВНЫЕ САЛФЕТКИ
В конце занятия рассматривание рисунков.
Обсуждение с детьми каким образом будем отправлять заказ.
(Примерные вопросы к детям)
Понравилось занятие?
О чем сегодня говорили на занятии?
Что нового узнали?
Какое задание было самым трудным, легким?
Конспект комплексного занятия в старшей группе Цель: формирование логической операции, обозначаемой союзом «и»; совершенствовать умение классифицировать предметы по двум свойствам; воспитывать.
Конспект физкультурного занятия в старшей группе Место проведения: спортивный зал. Оборудование: канаты, скамейки, беговые дорожки, маленькие мячи, обручи, ленточки. Задачи: Закреплять.
Конспект совместной продуктивной деятельности с детьми подготовительной группы 6–7 лет по рисованию «Морозное кружево» Тема «Морозное кружево» Цель: формировать и развивать эстетическое восприятие в творческом рисунке, через наблюдение предметов и явлений.
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Улицы моего города». Коллективная работа .
Конспект занятия по экологии в старшей группе Цели: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель. Сформировать у детей знания.
Конспект занятия в старшей группе к 8 марта Цель: расширять представления детей о весеннем празднике – 8 Марта. Задачи: — воспитать уважительное отношение ко всем женщинам; желание.
Конспект занятия в старшей группе «Осень» Конспект занятия в старшей группе «Осень» Программное содержание: Расширять знания детей об осени и осенних явлениях природы. Формирование.
Конспект занятия в старшей группе «Транспорт» Старшая группа. Тема: «Транспорт» Цель занятия: уточнить и дополнить знания детей о видах транспорта, о профессиях людей на транспорте.
Конспект занятия по ПДД в старшей группе «Светофорик» Департамент образования Администрации города Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное Учреждение детский сад комбинированного.
Конспект занятия «Волшебное кружево» (старшая группа) Целевые ориентиры: знакомить с народным промыслом-русским кружевом. Задачи приоритетной образовательной области: Познавательное развитие:.