- День чувашской вышивки план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой проект (старшая группа)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Подписи к слайдам:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
День чувашской вышивки
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Дети знакомятся с чувашской вышивкой, её символикой, значениями цветов. А в завершении занятия оркестр ДМИ играет чувашскую плясовую и звучит чувашская песня в исполнении девочек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_dnya_chuvash_vyshivki_2_prav.docx | 18.28 КБ |
Предварительный просмотр:
совместной деятельности в форме мастер-класса
«Асамла чаваш терри»
с детьми подготовительной к школе группы
к «Фестивалю народной культуры»
Цель: продолжать приобщать детей к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовно-нравственным ценностям; сохранять преемственность культурных традиций Чувашии; воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, толерантности и продолжать формирование культуры общения; закрепить технические умения по рисованию, аппликации и ручному труду.
В зале звучит красивая чувашская музыка, на экране – слайд «Чувашская вышивка». Дети в сопровождении педагогов заходят в зал, оформленный по теме, ведущая – девушка Илемби приветствует их на чувашском языке:
Илемби : Сывлах сунатап! Здраствуйте! Эпе –Илемби! Салам! Керер, керер, килер, иртер, тархасшан! Заходите гости дорогие, проходите, пожалуйста! Ыра сунса кететпер! Мы вас ждали!
— Встанем все вместе в большой круг и послушаем стихотворение.(читает отрывок стихотворения П.Хузангая ).
Знаете ли Вы такой народ,
У которого сто тысяч слов,
У которого сто тысяч песен
И сто тысяч вышивок цветет?
— Ребята, о каком народе говорится в стихотворении? (ответы детей).
— Правильно, о чувашском народе.
— Наша родина, наша республика – Чувашия. Ее называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок . Многие гости, которые приезжают в Чувашскую Республику, в Чебоксары удивляются, восхищаются красотой чувашских вышивок, стараются приобрести вещи, предметы одежды и быта с чувашской вышивкой на память.
— Ребята, какие вы знаете вещи, украшенные чувашской вышивкой? (ответы детей).
-Маттурсем! Молодцы, правильно! Вышивкой украшены многие предметы одежды и быта чувашей: занавески, салфетки, постельные предметы, ковры, шторы. Но больше всего вышивок украшает чувашский национальный костюм — мужской, женский, детский.
— Сегодня я вас приглашаю в загадочный мир чувашской вышивки, в мир чувашских узоров.
-Посмотрите, наш зал украшен предметами с чувашской вышивкой. Сколько здесь красиво вышитых салфеток, полотенец! Есть и платья и рубашки (кепесем). Есть рисунки с чувашскими узорами, аппликации. Какие они яркие! Менле хитре! Как будто солнышко заглянуло в дом!
-А кто вышивает такие красивые салфетки, полотенца, платья (ответы детей).
-Правильно, вышивальщицы, мастера — вышивальщицы.
Чувашский народ всегда любил вышивать. Все, что они видели вокруг красивое, они передавали в узорах: восход солнца, сверкающие звезды, реки и моря, растения и животных.
— Ребята, скажите, какие цвета больше всего используется в чувашской вышивке? (ответы детей).
— Правильно, красный цвет. Чуваши считали, что красный цвет – это символ огня, солнца. Цвет жизни, любви и храбрости.
Черный цвет – цвет земли, вместе с красным цветом говорит о начале жизни.
Белый цвет чуваши считали признаком чистоты, мудрости и правдивости.
Зеленый цвет – цвет жизни. Цвет роста растений, травы, деревьев.
Еще в старину чуваши считали, что вышитая вещь защищает от болезней, оберегает дом, хозяев и даже пищу от бед.
-Ребята, обратите внимание, вас ждут 3 мастерицы. Они нас научат рисовать узор чувашской вышивки на бумаге, вышивать на ткани и сделать аппликацию.
— У каждой мастерицы свой дом, который украшен символом чувашской вышивки разного цвета. Я каждой группе раздам по 3 маленьких символа с цифрами. В первую очередь каждая группа пойдет к дому того мастера, у которого символ такого же цвета, где у вас нарисована цифра 1. После пойдете к дому того мастера, у которого символ такого же цвета, как ваш символ под номером 2, также к дому с символом того цвета, как ваш символ под номером 3. Договорились? Работаем, не мешая друг друга.
(Илемби раздает символы чувашского орнамента группам из разных детских садов).
Каждая группа детей побывает у каждого из 3 мастериц:
1 мастерица показывает и объясняет как рисовать элементы чувашской вышивки;
2 мастерица показывает и объясняет как выполнить простой элемент чувашской вышивки на ткани ;
3 мастерица показывает и объясняет как сделать аппликацию по мотивам чувашской вышивки;
Ведущая помогает мастерицам в организации работы.
-Ребята, мы побывали у разных мастериц. Вы хорошо поработали! Кому что больше всего понравилось делать? (дети делятся своими впечатлениями).
-Вы молодцы! Маттурсем! Мне понравились ваши работы. Их вы можете забрать домой, рассказать родителям, как вы работали у мастериц.
Поблагодарим мастериц, на чувашском языке – «Тавтапус!».
-Делу время, а потехе – час! Послушаем песню на чувашском языке «Асамат кепере» (девочки в чувашских костюмах исполняют песню. Слова В. Давыдова – Анатри, музыка С. Никитиной).
-А теперь в исполнении инструментального ансамбля «Капельки» послушаем музыку «Таван яла таврансан» (музыка А.Никитина).
— Сейчас мы с вами идем в музей! В музей, который называется по – чувашски «Эреш», а по – русски «Узор»! Там мы увидим старинные предметы быта чуваш и вещи с волшебной, красивой чувашской вышивкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям «Познание (ФКЦМ и РК), «Музыка» (интеграция) с детьми средней группы на тему: «Рисование рушника с чув.
Цель: закреплять и углублять знание детей о чувашском орнаменте, его цветовом строе.
Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Укрась масмак картиной при.
использование игрового набора «Дары Фребеля» как одного из инструментов при знакомстве старших дошкольников с элементами чувашской вышивки.
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской выш.
Задачи: 1. Расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих солнце, пахотную землю, животных, деревья и растения.
26 ноября весь чувашский народ впервые празднует событие — День чувашской вышивки. Дата выбрана не случайно. Именно в этот день в 1914 году родилась советская мастерица, художник по вышивке Екатерина .
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой
проект (старшая группа)
Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской вышивкой и узорами.
1.Разработать систему занятий познавательного цикла, направленных на развитие эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.
2.Дать представление о чувашских народных узорах и вышивках, определить их роль в нравственном воспитании детей.
3. Подобрать дидактические игры.
4. Организовать взаимодействия взрослых и детей.
5. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной проблемой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chuv_vysh4.pptx | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК …» Тема : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой Разработан : Воспитателем МБДОУ Новочурашевский детский сад «Колосок» Федоровой Олесей Николаевной с. Н- Чурашево 2018
2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА) В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа .
АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт . Тема моего проекта вытекает из проблемы ДОУ: «Становление личности ребенка средствами чувашской культуры». В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус .
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской вышивкой и узорами. Задачи проекта: 1.Разработать систему занятий познавательного цикла, направленных на развитие эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. 2.Дать представление о чувашских народных узорах и вышивках, определить их роль в нравственном воспитании детей. 3. Подобрать дидактические игры . 4. Организовать взаимодействия взрослых и детей. 5. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной проблемой .
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Воспитатель Разрабатывает и реализует проект. Организует работу с детьми и родителями . Воспитанники Принимают участие в творческой деятельности , взаимодействуют с воспитателем Родители Получают информацию , взаимодействуют с воспитателем , подготавливают костюмы для мероприятий
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап : -Изучение методической литературы по данной теме -подготовка формирование проблемы, цели, задач проекта Основной этап: — ознакомление детей с художественной литературой — проведение бесед -посещение музеев -ознакомление с национальными узорами Заключительный этап: — Подведение итогов -Оформление материалов по проекту -Создание презентации
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап : Сбор информации и материала по проблеме Основной этап: Область — познание Организационно – образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским орнаментальным искусством . 2. Совместно с родителями провести встречу и беседу с пожилыми людьми, занимавшимися чувашской народной вышивкой .
3. Посещение микромузея ДОУ . 4.Посещение музея Новочурашевская СОШ
II. Область – чтение художественной литературы. Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских народных промыслов, чувашской народной вышивки, её узоров . III. Область – коммуникация. Ознакомление детей с чувашской речью на занятиях по чувашскому языку. IV. Область – художественное творчество. Ознакомление с изображением элементов чувашского узора: солнце, звезда, живот ные , дом, двор и изображение их детьми (украшение чувашского головного убора « Масмак ») .
V. Область –музыка. Разучивание элементов чувашского народного танца . Заключительный этап. Проведение Мероприятия « Чаваш куне», посвященное просветителю чувашского языка И.Я.Яковлеву .
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ, понимание национальных ценностей. Повышение уровня этнокультурных знаний в области чувашского орнаментального искусства. Эмоционально – эстетическое развитие ребёнка: видение красоты изделий чувашской национальной вышивки.
ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми. Организация уголков родного края в группах. Организация кружковой работы . Ознакомление детей с изделиями народных умельцев . Пополнение фонда музея новыми экспонатами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к.
Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни.
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей старшего возраста.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник».
Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево.
Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам.
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
Светлана Матвеева
Формирование представлений у дошкольников о чувашской народной вышивке
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре. Приобщение детей к искусству способствует раскрытию перед ними богатства культуры народа, знакомит с художественными традициями, развивает чувства красоты и гармонии с природой, речь, образность мышления. Народные и декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимания, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память, являются памятником духовной культуры. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время.
Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времен привлекли к себе внимание ученых. Многие из них (К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, А. П. Усова и др.) подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном детстве. Именно в этом возрасте, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всем чувствами, эмоциями к древу культуры» своего народа.
В философско-искусствоведческих исследованиях орнаментальный образ определяется как специфическая форма отражения ценностного образа действительности, как модель отношения человека к миру и как средство его познания. Такая сущность исследуемого нами феномена позволяет рассматривать орнаментальный образ как огромную силу, способную воздействовать на развивающуюся личность ребенка. Овладение смыслом орнаментальной образности произведений может быть в числе факторов, влияющих на накопления эмоционального, познавательного, эстетического и художественного опыта дошкольника, причем в его особой форме. Художественно-образное начало изделий народных мастеров вызывает у него нравственно-эстетическое переживание переданных в них духовных ценностей, позволяет ему увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальной своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность. Все это обеспечивает связь поколений и способствует возрождению лучших традиций прошлого. Именно поэтому важно, чтобы мир орнаментальных образов стал частью жизни растущего человека.
На начальном этапе исследования были выявлены уровни сформированности орнаментального образа у детей старшей группы. Для чего детям были предложены четыре творческих задания (автор Л. Г. Васильева) по результатам которых определялся уровень знаний о чувашской вышивке в сочетании с качеством и оригинальностью созданного изображения. Данные показали преобладание детей со средним и низким уровнями сфомированности орнаментального образа в рисунках и аппликациях дошкольников, выполненных по мотивам народного орнамента. Для среднего уровня характерно проявление детьми интереса к рассматриванию изделий, эмоционально откликается на их красоту, умение давать им характеристику, называть их создателей. Понимание орнаментального образа сводит к называнию смыслового значения линейных и глубинного содержания цветовых образов как первичных. Дети изображали образы-типы данного вида искусства, допуская некоторые отклонения в их передачи. Называли смысловое значение орнаментальных рисунков.
Решая задачи формирования знаний о чувашской вышивке в декоративной деятельности, мы использовали технологию Л. Г. Васильевой, которая опирается на модель Н. А. Ветлугиной по формированию эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру и искусству, включающую способности, которые необходимо развивать у детей.Компонентами этой модели является: способность эмоционального переживания, способность к активному усвоению художественного опыта, специально-художественные и творческие способности, декоративно-игровое творчество (добавляет Н. С. Александрова) и на определенные Л. Г. Васильевой этапы формирования орнаментального образа в рисовании и аппликации детей 4-7 лет (приобщение дошкольников к искусству чувашского орнамента) : эмоционально-познавательный, орнаментально-изобразительный, орнаментально-творческий, декоративно-игровой и фольклорно-праздничный.
Мы детей знакомили с изделиями орнаментального искусства и его создателями. С детьми проводились беседы по теме «О чем говорят узоры чувашской вышивки». Детей знакомили с цветом образом произведений декоративно-прикладного искусства.
Нами были использованы все методы и приемы для реализации поставленных задач: наглядный, наглядно-действенный, практический, игровой.
Детей учили техники декоративной деятельности. На занятиях они овладевали выразительными средствами (узором, колоритом и др).
Методика обучения детей созданию образов-символов народныхузоров в содержании рисования и аппликации включает: рассматривание художественных вещей, анализ «изобразительных моделей оригиналов» узоров и нахождение изображенных на них частных образов в подлиннике. После чего детям предлагается воспроизвести их в технике рисования или аппликации.
Для активизации процесса воплощения образа узора Л. Г. Васильева предлагает использовать такие приемы, как показ и объяснение последовательности его рисования с включением некоторых сведений о происхождении и художественно-образной основе. Показ нескольких способов рисования одного и того же узора, частичный показ. Рассматривание динамических моделей создания образов узоров. В них задан алгоритм действий. Что позволяет ребенку представить последовательность работы.
В содержание занятий включали легенды, использовали художественное слова, музыку.
Чтобы придавать деятельности интерес и художественно-творческий характер создавали игровые ситуации. Дети часто участвовали в фольклорно-праздничной деятельности. Единство музыкальной деятельности составляющей основу фольклорных праздников и развлечений, и изобразительной деятельности, продукты которой ребенок может активно применить в праздничных действиях, оказывает положительное влияние на развитие детского творчества, создают у ребенка целостное представление о национальной культуре, является средством вхождения «в образ». Но самое главное, что «полотняной фольклор» нельзя рассматривать изолировано и вне связи с музыкальным и устным народным творчеством, так как праздники сопровождаются не только веселыми играми и хороводами, но и нарядностью одежд и демонстраций художественных творений народа.
«Проживание» ребенком древних праздников своего народа вызовет у него эмоциональный отклик, покажет ему значимость полученных знаний. А это будет способствовать в последующем воплощению пережитого (прочувственного и осознанного) в изобразительной деятельности, результатом чего явится интересный орнаментальный образ.
Сравнение данных констатирующего и контрольного этапов выявило значительную динамику формированности знаний о чувашской вышивке в декоративных видах деятельности у детей экспериментальной группы. Дети научились узнавать и выделять чувашский орнамент. Научились видеть взаимосвязь между цветом, композицией и элементами узоров. Они стали лучше воспринимать содержание узоров в чувашской вышивке, словесно обозначать созданный ими образ. Появились знания о труде вышивальщиц. Истории возникновения образов-символов и изделий. В контрольной группе существенных изменений не произошло. Полученные данные подтверждают правильность выдвинутой гипотезы.