- Инструкция по изготовлению паспарту для вышивки собственноручно
- Подбор паспарту для вышивки
- Подбор цвета паспарту
- Какие материалы и инструменты необходимы
- Общие рекомендации
- Мастерим паспарту своими руками
- Как правильно вырезать паспарту
- Украшаем работу дополнительными элементами
- Многослойность стандартного паспарту
Инструкция по изготовлению паспарту для вышивки собственноручно
Недостаточно вышить картинку на полотне и постирать ее. Есть еще один этап, без которого работа не будет завершенной. Чтобы картинка крестиком была настоящим произведением искусства и неотъемлемой частью интерьера, нужно узнать, как сделать паспарту на вышивку.
Подбор паспарту для вышивки
Паспарту — заметная рамка, которую делают из картона с большим количеством слоев. Она может обрамлять фото, масляную картину, другие изображения сделанные своими руками. Чаще всего границу между деревянной рамкой и изображением делают для портретов. Подбор обрамления несложен, так как на рынке встречаются все цвета и размеры, а производители алмазной и другой вышивки используют базовые параметры. Правильность подбора создает полноценность изображения, делает его настоящей картиной.
Как выглядит паспарту
Как паспарту влияет на вышивку:
- Облегчает восприятие изображенного за счет отдаления от интерьера.
- Заостряет внимание на элементах изображения.
- Охраняет от внешнего воздействия на вышивку.
Широкое паспарту
Домашние паспарту могут изготавливаться любого размера. В продаже имеются рамки основных параметров. В основном со всех сторон до картины одинаковое расстояние. Это сделано для того, чтобы изделие подходило для изображений всех параметров. Если требуется несимметричное паспарту, придется сделать рамку дома.
Подклейку изготавливают из картона разных параметров, толщина варьируется от 0,5 до 3 миллиметров. Основа рамки — спрессованные листы ватмана, обрамленные цветной бумагой.
Разные варианты паспарту
Подбор цвета паспарту
Вышивка крестиком или из бисера должна быть дополнена паспарту. Добавление рамки должно стать финальным звеном в создании элемента интерьера. С помощью этого инструмента должен быть достигнут цветовой баланс между картинкой и самой деревянной рамкой, поэтому нужно знать основные принципы цветосочетания:
- Если вышивка изготовлена из белого и черного цвета — паспарту и рама должны быть ближайших оттенков.
- Монохромную вышивку рекомендуется обрамлять белым цветом.
- Если работа цветная, подклейку подбирают с учетом стиля и цвета интерьера.
- Темное паспарту выделит холодные или теплые тона в вышивке.
- Если нет мыслей насчет оформления, смотрят на основной цвет вышивки и подбирают рамку исходя из него.
- Если баланс создают серые оттенки — рекомендуется сделать кремовую подклейку своими руками.
- Черное обрамление «отодвигает» назад картинку, а белое — приближает и увеличивает.
- Приглушенные тона следует дополнять цветом слоновой кости.
Важно! Главный принцип выбора цвета — обрамление не должно отвлекать от самой картинки.
Изготавливать в домашних условиях можно и разноцветные рамки. В таком случае не стоит переусердствовать с обилием оттенков и цветов. Если паспарту будет продолжением вышитой картинки — такое решение будет уместно.
Пример удачного цветового сочетания
Какие материалы и инструменты необходимы
Если рукодельница любит вышивать, то набор приспособлений для создания подклейки ежедневно должен быть наготове. Что нужно для изготовления дома:
- картон или ватман;
- цветная бумага или обои;
- ножницы;
- канцелярский нож;
- линейка и уголок;
- карандаш;
- клей.
В процессе изготовления
Картон или ватман обязательно должен быть по размеру больше чем предполагаемая готовая вышивка. Лучше брать плотный, но не толстый картон, он не должен быть из-под ящиков. Ватман тоже может быть хорошим вариантом для изделия небольшого размера. Если учесть, что на производстве для паспарту прессуют несколько слоев ватмана, то один экземпляр может не подойти.
Цветная бумага для придания нужного цвета — оптимальный вариант. Обои в основном с нарисованными и выбитыми узорами, это будет отвлекать от изображения. Поэтому рекомендуется потрудиться в поисках нужных покупок.
Из чего можно изготовить рамку
Общие рекомендации
Если рукодельница интересуется, как самостоятельно сделать паспарту для вышивки, значит, ей не помешают общие рекомендации по подбору, изготовлению и декорированию.
- Можно рискнуть и сделать оригинальный эстамп из ткани.
- Подклейка из обоев будет гармонировать со стеной, но она не должна вызывать противоречивые чувства насчет сочетания с картинкой.
- Для большой и яркой работы следует делать широкую рамку, а для миниатюрной — узкую.
- Если основы изготовления усвоены, можно сделать двойное обрамление.
Интересный вариант оформления
Изготовление паспарту несложное, но ошибка в определении размеров может стоить много времени. Поэтому нужно помнить основные принципы подбора параметров:
- Если изображение небольшое и в нем много деталей — берут широкую подкладку размером до 15 сантиметров.
- Большие и средние картинки обрамляют ватманом в 1/3 ширины узкой стороны.
- Нижнее поле должно быть шире, а боковое и верхнее равняться между собой.
- Если вышивка вертикальная, боковые поля должны быть шириной в 1/3 ширины узкой стороны картинки. Верхнее поле должно равняться 1/5 высоты, нижнее — 1/3.
Мастерим паспарту своими руками
Вышитое изображение крестиком рекомендуется обрамлять после окончательной глажки, пока оно не изменено внешними факторами. Пошаговый процесс:
- Обработать канву утюгом.
- Узнать параметры подклейки согласно основным правилам.
- Отметить ширину с изнаночной стороны.
- Обрисовать фигуру вокруг контура паспарту на расстоянии в 4 сантиметра.
- Сделать углы аккуратными.
- Оставить еще один вариант изнанки канвы для создания образца.
Выкройка для рамки
- Расположить выкройку на материал для подклейки.
- Обрезать основу по внешнему краю и вырезать по линиям вышивки изнутри.
- Расположить основу на лицевой стороне вышивки.
- Закрепить булавками.
- Склеить канву и основу рамки.
- Расположить подрамник с изнанки.
- Завернуть края.
- Закрепить края при помощи ленты или клея.
- Вставить в рамку.
Важно! Можно дополнительно украсить картонное обрамление тканью.
Как правильно вырезать паспарту
Если вышивание увлекает и дома много картин, можно поочередно пробовать разные способы самостоятельного изготовления обрамлений.
Еще один вариант самостоятельного изготовления:
- Необходимо нарисовать на листе прямоугольник в два раза больше чем сама вышивка, затем разрезать по разметке и разместить в центре изображение. Расстояние до краев должно быть одинаковым. Далее нужно обвести вышивку, а затем вырезать прямоугольник. Получается фигура (квадрат, прямоугольник) с вырезанным внутри окошком.
- Вырезать из цветной бумаги несколько полосок. Они должны соответствовать длине и ширине внутреннего окошка.
- Полоску согнуть пополам и оставить по центру кант шириной 2 миллиметра. Проверить уголком соответствие полосок.
- Соединить полосы с рамкой при помощи клея.
- Приложить к изнанке обрамления вышивку и украсить.
Вышивка крестиком только с рамкой
Если обрамление должно продолжать вышивку, то от рамки оно должно сильно отличаться. Поэтому берут противопоставленные цвета. Общепринятая ширина паспарту — 6 сантиметров. Но самостоятельно можно выбрать любые параметры, которые наиболее выгодно дополнят композицию.
Удачно подобранное цветовое сочетание
Украшаем работу дополнительными элементами
Если рукодельница может не только вышить, но и творить в другом направлении, можно попробовать декорировать паспарту дополнительными элементами. Тип декора зависит от самой вышивки крестиком. Главное условие — он должен дополнять картинку на канве. По выбору это могут быть ленты, кружево, бисер, роспись и блестки.
Паспарту — обрамление картинки, которое находится между ней и рамкой. Оно делает вид изображения законченным, отделяет и продолжает то, что вышито. Важно правильно подобрать цвет рамки, определить оптимальные параметры. По желанию можно декорировать изделие.
Многослойность стандартного паспарту
Мастер-класс от Айвара Пожарского. Способы оформления. Часть II
В статье «Одинарные паспарту» ранее мы рассматривали варианты оформления чудесной вышивки «Девочка на белом медведе». Поскольку это произведение имеет небольшие объемные участки в виде пушистых шерстяных ниток на «хлопьях снега», то одинарное паспарту сюда не подходит. Вообще, при приеме заказов, нужно всегда помнить, что паспарту – это не только декор. В первую очередь оно создает дистанцию между стеклом и изображением. А для этого по оформительским стандартам требуется определенный зазор – не менее 3 мм. Такое расстояние обеспечивают 2 – 3 слоя паспарту.
С двойным паспарту работу чаще всего оформляют по принципу «рамка в рамке» (фото 1), когда внутреннее паспарту приблизительно такого же цвета, как и рамка, а внешнее – берется от основного фона вышивки. Этот прием задает перспективу.
Можно использовать и принцип «растворения фонов», когда рамка подбирается под цвет верхнего паспарту, а внутреннее – работает как обводка, подчеркивая границы картины.
Но не следует этим злОднако эти приемы весьма примитивны и не раскрывают всех нюансов работы, зато вполне пригодны для оформления простых изображений.
Многие российские вышивальщицы очень любят, чтобы их произведения украшали дорисовками сюжета по паспарту. И подобные декоры становятся все более популярными (фото 2). Нередко это вызвано тем, что продающиеся у нас наборы для рукоделия грешат такими композиционными ошибками, что без дорисовок их и не исправить…
Но не следует этим злоупотреблять.
Я уже упоминал в предыдущей статье, что паспарту работает как видоискатель, и наше воображение само «продлевает» картину за границы окна. Поэтому при росписи мы часто занимаемся «литературой», трактуя очевидные вещи. И здесь очень важно не переступить грань, когда «рисунки на полях» станут довлеть над вышивкой, и просто ее «забьют». Ведь художественные возможности кистей и красок намного шире, чем условность «крестиков».
Если вы все-таки решили продлить изображение на паспарту, делайте это максимально корректно. И мой вам совет: используйте декоративные приемы, а не живописные. Дорисовку как раз лучше всего делать при двойном паспарту, тогда внутренняя обводка станет границей между самой картиной и вашим декором.
Однако многие мастера предпочитают задействовать в оформлении три слоя паспарту. Эту композицию (фото 3) часто выполняют в пропорциях: 50х5х10 по порядку от внешнего поля. На мой взгляд, не самое удачное решение применительно к данной вышивке. Рекомендую здесь такие пропорции: 50х3х7 (фото 4). Тогда ширина среднего паспарту приближается к толщине ниток и смотрится более органично.
Тройное паспарту позволяет управлять глубиной пространства, концентрировать внимание на работе или ее фрагментах, задавать перспективу, то есть в полной мере влиять на восприятие оформленного произведения (фото 5, 6).
В вышивке «Девочка на белом медведе» присутствуют объемные элементы. И их фактуру также хотелось бы подчеркнуть. Это можно сделать при помощи скрытой «теневой дистанции». Подложите между двумя верхними слоями паспарту и третьим внутренним слоем полоски пенокартона, толщиной 3 мм. (фото 7). Прием с изящной игрой светотени, довольно простой, но он прекрасно работает на светлых тонах паспарту, поэтому старайтесь выбирать тонкие цветовые градации светлых оттенков.
Многие оформители, увлекаясь цветом, забывают о том, что мы режем окна под 45 градусов. А ведь игру светотени на таких гранях можно успешно использовать.
Для примера, я взял 4 слоя одинакового белого паспарту и вырезал в нем окна в пропорциях: 50х3х5х12 и 50х10х5х3 (фото 8, 9). В первом варианте ритм окон задает вывернутую перспективу на зрителя, а во втором, наоборот, прямую, создавая глубину пространства. Интересно, что в этом случае я практически нарушил неписанный закон: «темнее светлого, светлее темного». Но, как видите, подобное оформление никоим образом не вмешивается в чистое восприятие работы, при этом полностью раскрывает ее декоративные особенности. Впрочем, это довольно аскетичный прием.
А для нашей вышивки наилучшим оформительским вариантом считаю четырехслойное паспарту с раздвинутой V-канавкой. Я называю его свето-теневым (фото 10).
В создании композиции используется 3 разных паспарту как по цвету, так и по фактуре.
Внешнее и внутреннее – одного цвета, а второе специально подобрано с фактурой, где небольшая рельефность подчеркивает объем некоторых элементов вышивки.
Раздвинутая V-канавка и прорез через 2 слоя создают сложную игру светотеней на срезах различной толщины. Благодаря этому вышивка получила изысканное и ненавязчивое звучание, которое приковывает к ней восхищенные взоры.
Сегодня мы говорили о способах достижения максимальной выразительности с использованием многослойности стандартного паспарту в различных комбинациях.
Несмотря на эффектность, у этих решений есть один большой недостаток – они выдвигают повышенные требования к глубине четверти багета. Поскольку толщина сэндвича в таком оформлении достигает 15 – 18 мм, то далеко не каждый багет соответствует этим параметрам.