- Что значит
- Что означает слово
- Что означает слово «пэчворк»
- История возникновения «Пэчворк»
- «Пэчворк» в наши дни
- Что означает слово «пэчворк»
- История пэчворк
- Развитие пэчворка в наши дни
- Техника пэчворк: история и особенности рукоделия в технике лоскутное шитье
- Что такое пэчворк?
- История и происхождения техники пэчворк
- Что можно создать с помощью лоскутного шитья
- Ткани для пэчворка — что подойдет для лоскутного шитья?
- Пэчворк для начинающих: советы опытных мастериц
- Мастерице нужно запомнить основы работы в технике пэчворка:
- Полезные советы начинающим рукодельницам от профессионалов пэчворка:
- Разновидности лоскутного шитья
- Лоскутное шитьё
- Содержание
- История
- Материалы и инструменты
- Инструменты
- Ткани. Подготовка и раскрой
- Сборка полотна
Что значит
Что означает слово
Что означает слово «пэчворк»
Опытные мастерицы создают в этой технике » Пэчворк » прекрасные изделия радующие глаз и привносящие в квартиру уют.
История возникновения «Пэчворк»
Впервые мода на подобные изделия возникла в средневековой Европе.Конечно первые мастерицы шили одеяла из клочков ткани,ни из эстетической ценности,а из за крайней бедности.Поскольку гораздо выгоднее было сделать одеяло » Пэчворк «,чем идти в магазин за новым.
Начиналось все с того,что заботливые хозяйки пришивали заплатки на коленки и рукава своим близким.Использовали латки,что бы скрыть дырки в прохудившихся сумках и одеялах.
Исследователи склонны считать возникновения этой техники случайностью.Скорее всего у некоторых хозяек из заплаток вдруг получился геометрический рисунок,который очень понравился их близким и подругам,которые тоже решили попробовать уже специально расположить латки в таком порядке,что бы украсить одеяло.
Следует понимать,что » Пэчворк » возник из за бедности женщин,которые прозябали в Западной Европе.
В наше время в технике » Пэчворк » создают целые панно и огромные одеяла с яркими и поднимающими настроение расцветками.
В 19 веке лоскутной технике дали точное название » PatchWork «. Если разделить это словосочетание на слова то получим » Patch » и » Work «,первое слово переводится,как «заплатка»,а второе как «работа». Если перевести по смыслу,то это словосочетание будет означать «работа с лоскутами».
Самые первые изделия в технике » Пэчворк » могли претендовать лишь на то использование,для которого и были созданы.Для их создания применялись старые вещи:изношенные пальто,дырявые одеяла,предметы одежды настолько испачканные,что их невозможно было отстирать.Сшивали эти изделия,как придется,главное что бы оно служило и грело, а остальное — дело десятое.Поэтому,хотя одеяла и наволочки внешне выглядели довольно странно,но служили они не одному поколению и исправно грели.
«Пэчворк» в наши дни
Современные хозяйки используют для создания изделий в технике » Пэчворк » дорогие швейные машинки,которые могут сшивать лоскуты ткани специальными швами.
В отличии от наших предков,которые шили тяп-ляп,сейчас требуются специальные выкройки в виде разнообразных геометрических фигур из пластика или на худой конец из бумаги.
В последнее время в крупных городах,словно грибы после дождя возникли специальные магазинчики для рукодельниц,в которых продается всё,что душа пожелает.
Именно там затариваются наши модницы,когда хотят поработать в технике » Пэчворк «. Например в таком магазине можно приобрести специальную металлическую фигуру с прорезями для выкройки.
Для швов необходимо делать припуски от 0,5 см и если же вы взяли синтетическую осыпающую ткань — то припуск нужен в 2 см.
Если в те времена рукодельница пришивала,как бог на душу положит,то сегодня все кардинально изменилось,учитывается даже направление долевой нитки.
С помощью интернета можно найти множество пошаговых уроков,как создавать изделия в стиле » Пэчворк » .Есть даже сайты,на которых вы можете обучиться этой технике онлайн.
Сегодня,существуют целые ветки на женских форумах посвященные именно » Пэчворку «,где начинающая рукодельница может задать интересующий ее вопрос и поделиться радостью создания своей первой работы.
Изящно в стиле » Пэчворк » смотрятся не только одеяла, но и игрушки, картины, косметички и модные сумки.
Существуют мастерицы, которые создают экзотическую одежду в технике » Пэчворк » высшего класса.
Техника » Пэчворк » приобретает среди рукодельниц все большую и большую популярность.Эта работа весьма кропотлива и не каждому дается,именно поэтому изделия в стиле » Пэчворк » стоят таких запредельных денег.
Что такое Пэчворк видео
Что означает слово «пэчворк»
История пэчворк
Этот вид рукодельного творчества появился в далеком прошлом. Первые лоскутные одеяла не были шедеврами, но изготавливались заботливыми женскими руками во благо семье. В далекое время, когда каждый отрез ткани стоил очень дорого, хозяйки не давали пропасть даже маленьким обрезкам неправильной формы. Ими ставили латки на прохудившихся одеялах и сумках. Наверное, первые орнаменты получились, случайно. Но фигурки из разноцветных лоскутов сегодня уже складывают в целые картины. Лоскутное шитье появилось не как вид искусства, а благодаря бережливости наших бабушек. Но лоскутная техника даже получила свое название «пэчворк», что в переводе с английского языка patchwork — означает «изделие из разноцветных лоскутов, заплатка, мозаика».
Первые лоскутные изделия несли лишь практическую функцию – служили в быту. На их производство пускали куски старой одежды, которые не всегда были определенной формы и соединялись, как придется. Первые лоскутные одеяла служили долго и грели много поколений, хоть и не отличались художественными картинками и расписными орнаментами.
Развитие пэчворка в наши дни
В настоящее время, чтобы создать лоскутное одеяло потребуется высокая точность кроя. Потребуются выкройки, которые представляют собой разные геометрические фигуры, из бумаги или пластика. В современных магазинах для рукоделия продаются металлические фигуры для лоскутных выкроек, предусматривающие прорези для разметки линий швов. Для швов делается припуск от половины сантиметра для хлопчатобумажных тканей и до двух сантиметров для ткани, легко осыпающейся. Если в давние времена лоскутки пришивались, как придется, то сегодня при выкладке выкройки на ткани учитывается даже направление долевой нити.
Благодаря интернету, сейчас легко найти много описаний рукоделия в лоскутной технике, а так же пошагово проследить за созданием шедевров. Возможен вариант обучения технике пэчворк онлайн. Наши рукодельницы могут проходить весь путь создания собственного шедевра вместе с единомышленниками, делясь впечатлениями на форумах. Получая поддержку, советы мастериц и реальную оценку своего труда.
В стиле пэчворк шьют не только одеяла, создаются красивые сумки, косметички, картины и даже игрушки. Отдельные умелицы применяют лоскутное шитье в создании эксклюзивной одежды высшего класса. Стиль пэчворк в нашем обществе – это востребованное модное направление, набирающее обороты и поклонников. Изделия в технике лоскутного шитья ценятся дорого. Еще долгие десятилетия будет восхищать кропотливый труд рукодельниц, их художественный вкус и терпение, вложенные в изделия потрясающей красоты.
Техника пэчворк: история и особенности рукоделия в технике лоскутное шитье
Что такое пэчворк?
Среди десятков видов рукоделия своей необычностью, яркостью и самобытностью выделяется пэчворк. Это старинный вид шитья из кусочков тканей. Можно сказать, что пэчворк — это текстильная мозаика.
История и происхождения техники пэчворк
Пэчворк с английского языка переводится как «изделие из лоскутов». Сказать точную дату и назвать мастера, который придумал эту технику, невозможно. Первые найденные изделия подобного вида датированы 980 г. до н.э.
В Англии популярность лоскутное шитье получило в 1700-х годах, когда произошел дефицит ситца. Остатками текстиля декорировали льняные и шерстяные изделия, создавая разные орнаменты. Иногда формировали и цельные полотна из обрезков тканей – одеяла, покрывала.
На Руси лоскутное шитье известно задолго до 18 века. Наши предки из экономии не выбрасывали остатки ткани. В «Домострое» были прописаны правила хранения и использования обрезков текстиля. Изготавливали из лоскутов преимущественно текстиль домашнего назначения.
Пэчворк как декоративное направление в России появился только в середине 19 века. Связано это с началом поставок заграничного ситца в страну. В крестьянских семьях изделия из обрезков ткани всегда носили практический характер.
В основном шили из них одеяла. Хотя были традиции пошива подобных вещей к свадьбе, рождению ребенка. Изделия были красивы и имели больше декоративную функцию. В это время появились разные техники лоскутного шитья.
После ВОВ, пэчворк ассоциировался с бедностью. Только в конце 20 века это необычное направление в рукоделии стало популярным.
Что можно создать с помощью лоскутного шитья
В технике пэчворк можно сделать различные вещи для бытового и декоративного применения:
- сувенирные игрушки;
- одеяла;
- напольные коврики;
- пледы или покрывала;
- прихватки, варежки для горячего;
- занавески;
- декоративные наволочки;
- грелку для чайника.
Техника пэчворк активно используется дизайнерами, вдохновляя их на создание уникальной одежды:
- пальто;
- платья и сарафаны;
- жакеты с орнаментами в духе лоскутного шитья;
- футболки;
- джинсы в стиле пэчворк.
Ткани для пэчворка — что подойдет для лоскутного шитья?
Для этого вида рукоделия используются ткани с низким уровнем усадки. Мастерицы со стажем часто работают со всеми видами текстиля.
- Ткань хлопчатобумажная. Не линяет, проста в работе, не осыпается, долго служит. Подходит для покрывал, прихваток, салфеток.
- Шелк (сатин, атлас). Смотрится красиво. Недостаток – непрактичность и недолговечность. Чаще используется в изготовлении одежды.
- Лен. Стойкий, прочный, экологичный материал. Применяют для изготовления наволочек, покрывал, панно, салфеток.
- Шерсть. Не мнется, устойчива к изнашиванию, долго не загрязняется, эластична. Из нее хороши одеяла, покрывала, верхняя одежда.
- Драп. Не мнется, не линяет, хорошо согревает, имеет высокую износоустойчивость. Незаменим для изготовления пледов, одеял, покрывал.
Для начинающих рукодельниц оптимально выбирать простые в работе ткани для пэчворка – лен и ситец. Опытные мастерицы вполне могут использовать комбинации различных по фактуре и расцветке лоскутов. Все необходимые ткани для пэчворка купить можно в нашем интернет-магазине Decobay.
Пэчворк для начинающих: советы опытных мастериц
Для начала, рукодельнице нужно подготовить инвентарь. Большая часть необходимых инструментов для занятий лоскутным пэчворком найдется в любом доме. Если чего-то не хватает, то докупить инвентарь можно в любом магазине для творчества и рукоделия.
- нитки и иглы;
- обрезки тканей или целые куски;
- наперсток;
- утюг;
- цветовой круг;
- линейка;
- измерительная лента;
- мел или карандаш;
- швейные булавки;
- картонные шаблоны;
- ножницы;
- нож и коврик для раскройки.
Мастерице нужно запомнить основы работы в технике пэчворка:
- перед использованием ткань необходимо постирать, накрахмалить и прогладить;
- расчерчивать заготовки ручкой нельзя, т.к. след от пасты сложно удалить;
- кроить ткань нужно только по направлению долевой нити;
- раскрой нужного элемента производится в 2 этапа: сначала используется шаблон с припуском на шов, затем без него;
- детали очерчивают на изнаночной стороне мелом;
- сшивать элементы необходимо по внутреннему контуру;
- соединение лоскутов производится по заранее составленной схеме.
Полезные советы начинающим рукодельницам от профессионалов пэчворка:
Освоить технику лоскутного шитья не сложно, следуя основным принципам.
- Сшить первое изделие из готового набора для пэчворка.
- Начинать работы стоит с квадратных заготовок.
- Прежде чем сшить большое изделие, необходимо сделать небольшой образец.
- Использовать крупные куски ткани в период обучения.
- На первоначальном этапе стоит делать изделия по чужим «рабочим» схемам.
Разновидности лоскутного шитья
Насчитывается более десятка техник пэчворка.
- Традиционный.
- Сумасшедшие лоскуты.
- Вязаный.
- Японский стиль.
- Акварель.
- Изба из бревен.
- Полоска к полоске.
- Магический треугольник.
- Русский квадрат.
- Шахматка.
- Уголки.
- Бабушкин сад (соты).
Пэчворк, фото это ярко иллюстрирует – целое искусство, позволяющее воплотить смелые дизайнерские задумки, создать авторские вещи. Не зря для мастеров и мастериц даже фестивали устраивают. На мероприятиях можно увидеть уникальные работы, поделиться опытом и приобрести новые идеи. А творческое вдохновение всегда рад для Вас обеспечить магазин тканей Decobay.
Лоскутное шитьё
Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork ) — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.
Содержание
История
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.
В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.
На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.
В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом [1] .
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров [2] .
Материалы и инструменты
Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.
Инструменты
Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.
Ткани. Подготовка и раскрой
Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.
Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.
Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.
Сборка полотна
Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.
Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.
Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).
При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.
При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.