Пэчворк по другому как называется

Лоскутное шитьё

Лоскутное шитьё (также пэчворк, от англ. patchwork ) — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из разноцветных и пёстрых кусочков ткани (лоскутков) с определённым рисунком. В процессе работы создаётся полотно с новым цветовым решением, узором, иногда фактурой. Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции. В России давно используется лоскутная техника, в частности для изготовления стёганых изделий (лоскутных одеял) и других изделий.

Содержание

История

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников. В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шелковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

Читайте также:  Платье с пайетками мини с длинным рукавом

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.

Читайте также:  Черно белое вологодское кружево

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом [1] .

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешевых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. Вещи, создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию. Однако в приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (или «ляпачиха»: необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объемные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров [2] .

Материалы и инструменты

Один из наиболее сложных моментов в технике лоскутного шитья — достижение гармоничного, взвешенного цветового решения произведения. Для преодоления этой трудности некоторые начинающие мастера используют цветовой круг. В настоящее время существуют специализированные компьютерные программы, позволяющие рассчитать гамму будущего изделия.

Инструменты

Ткань разрезается ножницами либо резаком-колёсиком на специальной подкладке, последний вариант удобен и обеспечивает бо́льшую точность кроя.

Ткани. Подготовка и раскрой

Наиболее широко применяемые в лоскутном шитье ткани — хлопчатобумажные. Они дёшевы, легки в крое, не скользят при шитье, держат заложенные вручную складки и являются идеальным материалом для начинающих. Недостатки хлопчатобумажных тканей — линька и усадка при стирке. Лён лёгок в шитье, меньше садится, прочен, это популярный материал для подкладок или фона. Льняные ткани сильно мнутся и трудно гладятся. Шёлк благодаря своей деликатной фактуре, естественному блеску, яркости красок смотрится в изделиях очень выигрышно. Однако он даёт сильную усадку при стирке и воздействии высоких температур, сложен в раскрое и шитье, края срезов осыпаются. Редко в сборке лоскутного полотна используется шерсть, тем не менее обладающая рядом достоинств: гигроскопичная, тёплая ткань подходит для изготовления покрывал, подушек, одежды. Края толстых шерстяных тканей не осыпаются, изделия из шерсти отлично держат форму. Кусочки шерсти можно соединять встык при помощи машинного шва «зигзаг». Искусственные и смесовые ткани выглядят нарядно, они не мнутся и отлично стираются, однако способны накапливать влагу. Вискозные ткани сложны в шитье: из-за подвижной структуры полотно скользит, к тому же сильно мнётся и даёт усадку при стирке, вискозу обязательно надо крахмалить. Интересно смотрятся в изделиях ткани (хлопок, шёлк, лён), расписанные или окрашенные вручную.

Если изделие предполагается использовать в быту, необходимо произвести декатировку ткани — намочить (выстирать без использования моющих средств), а затем высушить и отгладить. Если же шитьё будет изготовлено только из новой ткани и его предполагается хранить в месте, защищённом от пыли (например, под стеклом), декатировку можно не делать, сохранив фабричную пропитку и первоначальную яркость красок. Перед работой, во избежание перекоса тканей, срезаются все кромки. Не рекомендуется рвать ткань, это приведёт к распусканию краёв уже в готовом изделии, так как внутренние швы при лоскутном шитье не обмётываются.

Залогом успеха в сборке лоскутного полотна является высокая точность кроя. Раскрой ведётся при помощи шаблонов, представляющих собой простейшие геометрические фигуры, из картона с намеченными линиями обреза и шва или прозрачного пластика: они позволяют видеть рисунок. В продаже бывают металлические шаблоны для пэчворка с прорезями для разметки линии стачивания. На швы прибавляется от 5 мм (хлопчатобумажные ткани) до 1 и более см (ткани, легко осыпающиеся). При раскладке шаблонов на ткани учитывается направление долевой нити. У четырёхугольных деталей долевая должна совпадать с одной из сторон, у треугольников, шестиугольников — быть перпендикулярной основанию.

Сборка полотна

Сборка полотна в пэчворке проходит от мелких деталей к более крупным. При последовательном стачивании деталей создаются блоки узоров, из которых и сшивается изделие. Пэчворк можно шить вручную или на машине. Для ручной сборки на изнаночной стороне ткани с помощью шаблона размечается деталь, две детали, сложенные лицевыми сторонами с совмещением линий разметки, смётываются или скалываются булавками и сшиваются мелким намёточным швом (Б. Штауб-Вахсмут на 4 стежка «вперёд иголкой» предлагает выполнять один «стегальный стежок»). Нить аккуратно закрепляется в начале и конце линии шва. При стачивании шва на швейной машине после того, как прошиты две детали, без обреза нити, переходят к соединению последующих пар деталей (так называемое шитьё «флажком», «цепочкой»). Когда шитьё закончено, нити полученной цепочки разрезаются. Ещё один вид сборки — ручной, с использованием ткани, натянутой на картонный шаблон, применяется для блоков типа «Бабушкин сад». На заготовки из картона (при сборке «Бабушкиного сада» используются шестиугольники) натягиваются и скрепляются несколькими стежками лоскуты, выкроенные с учётом припусков на швы. Заготовки с тканью складываются лицевыми сторонами внутрь и сшиваются вручную потайным швом.

Одним из простых и быстрых способов сборки полотна является шитьё полосами. Полосы ткани выкраиваются по долевой нити с помощью шаблона и последовательно пристрачиваются на основе. В качестве основы используется хлопчатобумажная или льняная ткань, бумага (удаляется после шитья), флизелин. Чтобы избежать перекоса полотна полосы сшивают, каждый раз меняя направление (например, первая и вторая — сверху вниз, вторая и третья — снизу вверх и так далее). Припуски швов заглаживаются, если возможно, на сторону более тёмной ткани. Заутюживание швов в одну сторону добавляет прочности изделию. На сборке полотна полосами основана техника bargello: сшитые полосы разрезаются в поперечном направлении, а затем снова собираются в полотно со смещением. Такой приём при использовании гармонично подобранных тканей разных оттенков одного цвета, оттеняемых контрастными, создаёт эффект плавного перехода.

Для облегчения и ускорения процесса сборки выпускается неклеевой флизелин для пэчворка с размеченной сеткой геометрических фигур (квадратов или треугольников).

При сборке блоков с закруглёнными деталями («Обручальное кольцо», «Путь пьяницы», «Время и энергия») на соединяемых частях кромки присобираются, определяются и скалываются средние точки, совмещаются их углы. Деталь с выемкой аккуратно припосаживается и соединяется булавками с деталью с выпуклым срезом. При стачивании на машине деталь с выпуклым срезом располагается сверху.

При сборке «Витраж» фрагменты лоскутного полотна пришиваются встык, швы маскируются тесьмой, лентой, узкими полосами ткани. В классическом варианте этой сборки контуры фигур обрамляются материалом, контрастным по отношению к основному изображению.

Все о пэчворке

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Из маленьких кусочков ткани мастерицы разных возрастов, места проживания и степени увлеченности рукоделием делают удивительные вещи. Пэчворк, квилтинг, лоскутное шитье или лоскутная мозаика – так может называться творческое направление, которое прославляет соединение разных лоскутков ткани в гармоничную композицию. Оно появилось очень давно. Пэчворк пережил не одну волну популярности, и сегодня его востребованность вновь на пике.

Что это такое?

Если выложить лоскутки ткани в задуманном порядке, словно мозаику, сшить между собой и простегать на машинке, из разнородных фрагментов получится новое изделие. Оно будет прекрасным именно за счет разных составляющих, приятной пестроты и удачного композиционного решения.

Совершенно точно сказать, откуда взялся пэчворк, нельзя. Упоминания о сочетании разных фрагментов ткани есть в источниках Древнего Египта, Китая и Японии, Индии. Так что прародитель современного лоскутного шитья может быть таким древним, что отследить всю историю развития направления будет совсем невозможно.

Сборка цельного костюма из лоскутков в большей мере относится к восточной традиции. И это было не более чем данью экономии, стесненных возможностей и условий существования. Но на то человек и является человеком, чтобы далекий от романтики быт превращать в искусство. Лоскутный пазл постепенно захватил весь мир. Хотя способствовали тому не всегда радостные события.

Так, многие культурологи уверены: популярностью пэчворка в Европе люди могут быть обязаны крестовым походам. Столкновение двух культур привело не только к кровопролитию, но и к обоюдовыгодному обмену. Рыцари везли в качестве трофеев пестрые, шикарные восточные ткани, перенимали у людей с Востока и техники шитья (в том числе лоскутную).

А уже контакты Англии и Индии стали предпосылкой того, что «родителями» пэчворка и по сей день считают британцев. Англичане привозили из Индии чай, специи и ткань. Но в начале XVIII века правительство Великобритании решило поддержать собственное производство и отказалось от импортных тканей.

Цены выросли, запросы потребителю пришлось умерить, поэтому разбрасываться отрезками материалов уже никто не думал. Так в Англии и появилось лоскутное шитье в том виде, каким все знают его сегодня.

Ну а заселявшее Новый Свет европейское население привезло и в Америку свои традиции. И условия дефицита стали катализатором для развития лоскутного шитья. Сегодня пэчворком называется огромное мультинациональное направление.

И в датских уютных квартирах, и в ярких интерьерах южноамериканцев, и в русском доме – везде можно найти удивительные, теплые, красивые образцы пэчворка.

Под видами пэчворка понимается огромное количество техник и методик, приемов и особенностей работы с лоскутками. Так как в каждой точке планеты мастера имеют свое мнение на лоскутное шитье, это право решили закрепить в названиях видов пэчворка.

Важно: квилтинг и пэчворк – фактически одно и то же. Не будет ошибкой называть лоскутное шитье каждым из этих слов. «Пэчворк» переводится как «изделие из лоскутков». Настоящий квилтинг предполагает 3 обязательных слоя ткани (главная ткань, наполнитель и бэк), и все эти 3 слоя простегиваются.

Но сегодня оба названия используют для обозначения конкретно лоскутного шитья, и грубой ошибкой это не является.

Теперь рассмотрим виды пэчворка.

  • Английская техника. Это самый популярный вид направления в мире. Ему свойственна четкая геометрия, лаконичный рисунок и довольно сдержанные декоративные элементы. Вещи сшивают из одинаковых по форме и размеру деталей.

  • Классическая техника. Это все тот же английский стиль, но изделие представляет собой полотно, сшитое из ситцевых квадратов двух основных цветов, строго упорядоченных. Новичкам рекомендовано стартовать именно с классики: все понятно, просто, доступно.

  • Крейзи. Прекрасный творческий стиль для свободных художников. Это экстравагантная мозаика из лоскутков, отличие которой заключается даже не в кажущейся хаотичности расположения фрагментов, а в декоративной обработке швов между ними.

Швы полностью скрыты за изящной вышивкой, тесьмой, кружевом, бисером, бусами и т. д.

  • Восточная техника. Здесь сочетаются и классическая геометрия, и свободные узоры, и строгость и плавность линий. В этом стиле можно создавать не только орнаменты и симметричные изображения, но и сюжетные картины. Отличие восточного пэчворка в том, что в нем используется шелк. Готовые изделия многие украшают китайскими и другой работы кистями, бахромой, бусами, камнями, вышивкой.

  • Японский стиль. В нем традиционная японская техника «сашико» (стежок «вперед иголку») сочетается с «йосиги-ре». Настоящий японский пэчворк отшивается только вручную. Техника «боро» с выраженной этнической направленностью напоминает штопку. В ней намеренно используются многочисленные заплатки, но искусно пришитые, эстетически совершенные.

  • Вязаный пэчворк. Отдельное большое ответвление. Может совмещать вязаные фрагменты и цветные лоскутки ткани.

Пэчворк многообразен, но тем он и интересен. Комбинации тканей и контрастных нитей, сочетания форм и декоративность стежков, появление новых линий и переходов – это как творческая головоломка, над решением которой готовы проводить дни и вечера рукодельницы.

Техника выполнения

Начинающим для вдохновения и сравнительного быстрого успешного результата нужно сделать что-то простое, в самой обыденной технике. То есть, в традиционной. Основой будет служить тканевое полотно, на которое со стороны изнанки накладываются сшитые лоскутки. Сложенный из кусочков (квадратов, полосок) рисунок и будет лицевой стороной изделия.

Принцип пошива «мельница» (его используют новички для обучения) заключается в следующем.

  1. В одном блоке находится 2 квадрата из цветной и однотонной ткани. Для пошива пледа или одеяла нужно несколько блоков. Цветной и однотонный квадраты нужно положить лицевой стороной внутрь, сделав диагональную разметку.
  2. Далее ткань следует прошить на расстоянии в 6 мм с каждой диагональной стороны.
  3. Сшитый по диагонали квадрат нужно разрезать.
  4. Швы следует проутюжить, квадраты раскрыть и снова проутюжить.
  5. Выступающие детали срезаются, блок готовят к сшиванию.
  6. Первые два квадрата, а также 3 и 4 нужно сшить по вертикали между собой.
  7. Квадраты развернуть, проутюжить, направив швы в разные стороны.
  8. Две заготовки следует сшить между собой, швы должны быть посередине, направленные в равные стороны. И снова проутюжить.
  9. Можно пришить между блоками полоску, соединив в одно целое все детали.

Самой легкой считается техника квадратов «шахматка», а также «русский квадрат», «быстрые квадраты». Не менее яркой окажется и техника полос. Геометрические фигуры (треугольники, ромбы) в пэчворке тоже встречаются довольно часто.

Но неправильные детали требуют большего опыта и сноровки, а изделия из закругленных элементов без определенного уровня мастерства не сделать.

Проще всего техника осваивается в процессе работы, ведь из простых обрезков разных тканей собирается самодостаточное изделие. Его можно выполнить в любом стиле: от традиционного до восточного. Ценность такого изделия велика: все, что качественно сделано своими руками, не сравнится с масс-маркетом.

Этапы работ

Если рукоделие – ваше это призвание, то наверняка у вас в коллекции уже есть ткани и разные декоративные элементы, которые можно задействовать в пэчворке. Если решено начать с нуля, придется поискать ткань и инструменты. Хорошие, качественные, красивые ткани можно заказать в интернет-магазине.

Подбор материала

Можно взять новые или бывшие в употреблении материалы. Главное, чтобы они были чистыми и постиранными (даже новую ткань нужно постирать для усадки). Если тканевые лоскутки не новые, имеет смысл их немного подкрахмалить и проутюжить.

Эксперты рекомендуют не забывать о следующих правилах выбора.

  • Самые простые в работе – хлопчатобумажные ткани: они прекрасно держат форму, максимально удобны в раскрое и шитье. Наконец, они натуральные и сравнительно недорогие. Салфетки, прихватки, ланчматы, грелки для чайника, различные накидки, подушки и одеяла прекрасно конструируются из хлопка.
  • Габардин, твид и даже драп также могут быть использованы в лоскутной мозаике. Из них делают панно, толстые пледы и коврики.
  • Лоскутки из шелка тоже могут применяться, но шелковые фрагменты быстро изнашиваются. Потому для моделирования лоскутных картин шелк применять можно, а вот для подушек и пледов, которые используются практически, не стоит.
  • Трикотаж для пэчворка применяют редко, поскольку шить из него трудно. А вот вещи из кожи (и искусственной в том числе) делают регулярно.

Ткани можно комбинировать, но не всегда это получается удачно. В продаже сегодня можно найти наборы для творчества, которые в комплекте уже имеют фрагменты ткани, идеально сочетающиеся друг с другом.

Выбор схемы

Схема – это инструкция, которая позволит не потеряться в цветных лоскутках и сделать все технологически правильно. Сегодня схемы необязательно рисовать самому: достаточно найти в интернете интересный вариант, распечатать на принтере и разрезать на детали. Более опытные мастера сами делают шаблоны, потому что могут интуитивно понимать, как будет выглядеть новая модель из лоскутков.

Маленькие советы:

  • не нужно выбрасывать шаблоны, даже если кажется, что вряд ли захочется повторить конкретное изделие или все и так понятно и память не подведет;
  • для хранения схем удобно пользоваться папками с файлами, так как в коробках схемы мнутся, теряются, путаются;
  • на деталях схемы можно сделать пометки относительно выбора ткани: когда изделие готово, становится ясно, подходящим ли образом расставлены цвета и материалы;
  • выкройку шаблонов делают ножницами по пунктирным линиям: не все шаблоны оставляют место припуска для шва, это нужно учитывать;
  • можно самостоятельно составить схему на ватмане: указать на чертеже орнамент или рисунок, нужное количество деталей, возможные цвета тканей.

Шитье – это технологический процесс. Только очень талантливые люди с отличным глазомером и завидным чувством композиции могут обходиться без схем и выкроек. Не стоит переоценивать собственные возможности: лучше повозиться немного дольше, зато результат будет безукоризненным.

Определение способа соединения лоскутков

Наиболее активно используются 2 лоскутные техники пошива: американская и блочная. В первом случае одинаковые фигуры приметываются друг к другу с помощью шаблонов из бумаги. Затем выполняется шовный припуск на заворот, а потом деталь снова приметывается. Блочную тактику чаще используют в современных мастер-классах. Треугольные или квадратные элементы соединяются в блоки. Затем их пришивают к основе, получая объемный красивый узор.

Если речь идет о крейзи-пэчворке, в нем со швами обходятся принципиально иначе: они обязательно должны быть задекорированы. Это может быть маскировка шва нарядной тесьмой, кружевом, лентами, бусинами. Популярен художественный шов («кудрявый»), необычные варианты, имитирующие следы птиц, елочку, падающие снежинки и т. д. В художественные стежки могут вплетаться и вшиваться пуговицы, бисерины, бусинки, стразы.

Важно: после соединения деталей очень часто их требуется проутюживать. Некоторые рукодельницы пользуются компактным утюжком для разглаживания стрелок и рукавов.

Секреты и полезные приемы

Сначала нелишним будет изучить азы кроя: там много маленьких хитростей, которые пригодятся в работе. Например, самыми удобными шаблонами считаются рамки. Внутренняя часть должна быть равнозначна размерам фрагмента с учетом припусков на швы. При изготовлении выкройки рамку обводят дважды, а вырезают только по внешнему контуру – внутренний контур показывает линию шва.

Выкройку на ткань переносят мелом, потому как любая ручка, увы, оставит следы. Делать раскрой нужно только по долевой нити (во избежание перекоса). Лоскутки вырезают обычными ножницами или резаком.

Конечно, с роликовым ножом технология ускоряется: сразу отрезаются большие полосы, которые впоследствии удобно кроить на детали поменьше.

Рассмотрим 7 важных моментов в пэчворке.

  • Работу нужно начинать с центра. Центральный лоскут обычно подбирается самый заметный, яркий, акцентный. Его можно приклеить к основе или подстегнуть булавкой. Один лоскуток в тканевой мозаике пришивается к другому, движение идет в едином направлении. Отлично смотрится изделие, в котором центральной деталью становится треугольник или многоугольник.
  • Очень важно правильно сочетать цвета, ведь колористическое решение порой является главным фактором успеха. Лоскутки могут быть контрастными, иметь разные оттенки одного цвета. Можно двигаться от светлого к темному или наоборот. Полезно ориентироваться на цветовые линейки.
  • Новичкам имеет смысл присмотреться к технике контраста. Один лоскуток с другим можно сшить по правилу «цветового хаоса».
  • Нельзя избегать декатировки. Под этим термином понимается влажно-тепловая обработка, которая исключает усадку ткани в ходе пошива и использования.
  • Гладить фрагменты лоскутного изделия нужно по лицевой стороне. Если ткани контрастные, припуски на шов заутюживают под более темную сторону. Если из составных деталей сшивают два ряда, все шовные припуски одного ряда заутюживаются в одну сторону, припуски второго – в другую.
  • Длинные полосы на гладильную доску кладутся не горизонтально, а вертикально. Это избавляет от перекоса полос в одну сторону.
  • Стежка всегда осуществляется от центра к краям. Сначала сшиваются углы верхнего и нижнего слоев (если это квилтинг).

Где можно применить?

Разнообразие вещей, выполненных в технике пэчворк, впечатляет. Накидка на кресло или стул, пледы и покрывала с аппликациями, постельное белье (для малышей в особенности), текстиль на кухне, декор в комнату для детей – и это только начало списка пэчворк-изделий.

Посмотрим, какие изделия наиболее популярны среди рукодельниц.

  • Ланчматы. Это такие кухонные салфетки, которые украшают стол, прибавляя уюта пространству. Можно сделать и длинную дорожку со свисающими краями на стол.

  • Скатерть. Сложная и долгая работа, но такая вещь вполне способна стать семейной реликвией.

  • Фартук. Очень простое изделие, даже школьницы справятся с этим заданием.

  • Наволочка. Если настало время обновить чехлы для диванных подушек, яркие рисунки пэчворка придут на помощь.

  • Грелка на чайник. Очень уютный декор, может быть сделан в виде домиков, звезды, цветов, рождественской елочки и т. д.

  • Коробка для всяких рукодельных мелочей. Если мастерице хочется презентовать себя, то в соцсетях такой элемент потенциальные заказчицы точно не оставят без внимания.

  • Косметичка или мягкая сумочка для украшений. Идеально смотрится изделие в виде калейдоскопа.

  • Женская сумка. Чаще всего это летний вариант, но можно ведь практиковать и пэчворк из кожи.

  • Пальто. Задача для профи, поскольку получается абсолютно дизайнерская вещь (как и жилет, пуловер, свитер, куртка).

  • Накидка для мебели на деревянных ножках (например, новогодняя скатерть для праздничного кофейного столика).

  • Мудборд (доска пожеланий, заметок, визуальной информации). Тут можно прикалывать стикеры к текстильной пэчворк-подложке. Для рукодельницы, делающей обзоры своей работы в соцсетях, это будет интересным приемом.

  • Елочные игрушки. Птицы, розы, аппетитные ананасы и мандарины, конфеты – все это можно легко и быстро сделать в стиле пэчворк.

Оригинальные идеи

Для вдохновения нужны примеры: яркие, точные, может быть, необычные. И в следующем обзоре собраны как раз такие работы.

  • Лоскутное одеяльце может стать одним из теплых воспоминаний о детстве у малыша. А еще оно будет атрибутом первых фотосессий ребенка.

  • Картина на стене – изящное решение. Пэчворк подойдет огромному количеству интерьерных стилей.

  • Очень милые подушки, как раз для новичков, которые боятся сложных форм.

  • Салфетки и ланчматы сделают теплее и уютнее любой интерьер.

  • Дорожка на стол – самодостаточный элемент декора. Можно сделать сезонные и праздничные варианты.

  • С такой сумкой можно отправиться на вечернюю прогулку, легкий шопинг и даже в небольшое путешествие.

  • Милейшие грелки на чайник полюбятся всем домочадцам и гостям.

  • Для летних фотосессий и солнечного настроения этот сарафан просто необходим!

  • Покрывало на диван в гостиную должно располагать к отдыху и комфорту. С таким заданием это покрывало точно справится.

  • Изящная сумочка в технике крейзи-пэчворк: элегантная, винтажная, запоминающаяся.

  • Пэчворк преображает пространство, задает настроение и маскирует небольшие недостатки помещения.

  • Ковер или панно – называть можно как угодно, главное, что это очень симпатично.

В видео ниже представлены три способа сборки лоскутных блоков.

Оцените статью