Первая мастерская по изготовлению бисера

Древнее и современное производство бисера

В древности

Самый древний способ изготовление бисера начал использоваться в Древнем Египте. Бусины и бисер выплавлялись из непроваренного стекла. Стеклянную нить вытягивали из общей расплавленной массы и обрабатывали вручную. После чего покрывали глазурью и обжигали. Во время обжига бусина становилась ровнее.

Для изготовления прозрачных бусин с золотой вставкой внутри использовалась тонкая золотая фольга. Фольгой обклеивали стеклянную трубочку. После этого сверху покрывали расплавленным стеклом. При таком способе изготовления фольга оказывалась внутри бусинки.

Немного позднее этот способ был усовершенствован: были взяты две стеклянные трубочки разного диаметра. Между этими трубочками вставлялась золотая пластина. При нагревании концы двух трубочек спаивались вместе, и золотая фольга оказывалась внутри. Для придания первоначального блеска бусину полировали.

Средние века

В средние века Венеция оказалась самым крупным поставщиком бисера. Его изготовление активно шло на острове Мурано. Там до сих пор существует производство муранского стекла. Процесс производства содержится в строгой секретности.

Интерес к изготовлению бисера в средние века был очень сильным. Стекловары разных государств также пробуют изготовлять этот материал. И не смотря на то, что секрет тщательно охранялся на острове Мурано, в 14 веке чешские стекловары научились варить стекло по собственному рецепту. В Богемии мастера использовали вместо кальцинированной соды древесную золу. Богемское стекло, в отличие от муранского, получалось тугоплавким. Чехия стала вторым крупным поставщиком бисера.

Читайте также:  Выкройки юбок для детей для начинающих

19 век

К началу 19 века из-за конкуренции двух сортов бисера: венецианского и чешского, — многообразие палитры достигло максимума. Поэтому для увеличения скорости изготовления необходимо было придумать новые технологии.

И уже во второй половине 19 века появился автоматизированный способ вытягивания трубочек из стекла. Это ускорило общий процесс производства бисера. Но новые веяния моды приводят к снижению популярности этого материала, что уменьшает разнообразие оттенков и размеров.

Современные технологии

В наше время бисер становится популярным. За его производство и конкуренцию с уже известными марками взялась и Япония. Современное производство стеклянного бисера основывается на смешении трех основных компонентов: песок (диоксид кремния), кальцинированная сода (карбонат натрия) и известняк (карбонат кальция). При смешении их в соответствующих пропорциях и добавлении красителей можно получить особый сорт стекла.

Для окрашивания применяются металлы, например, железо, кобальт. При этом наиболее трудно в производстве окрасить бисер в красные и розовые оттенки. От партии к партии этот цвет может немного меняться.

Метод вытягивания

Смесь, полученную из составляющих компонентов и красителей, отправляют в печь и нагревают до 1500°С. После чего расплавленную массу пропускают через матрицу с мелкими отверстиями. Получаются тонкие стеклянные трубочки. В центр каждой трубочки подают сжатый воздух. Таким образом получается отверстие.

Печь устанавливают высоко, чтобы стеклянная нить могла немного охладиться при опускании. Затем стеклянную трубку располагают в горизонтальном положении и натягивают, от силы натяжения зависит размер будущего бисера. Чем больше натяжение стеклянной нити, тем тоньше будет получившаяся трубочка.

Затем стеклянную нить мелко разрезают. Это практически готовый бисер. Его острые углы надо отполировать и придать ему более круглую и ровную форму. Для этого бисер смешивают с порошком углерода, и полученную смесь засыпают во вращающийся барабан.

После этого бисер снова нагревают в печи при температуре около 700°С. Его поверхность слегка оплавляется, и он принимает круглую форму. Благодаря этому порошку бисеринки при таком нагревании не слипаются, а также внутренность отверстий не затягивается. Но после этого этапа поверхность бисера остается всё ещё матовой.

На последнем этапе бисер тщательно промывают от угольного порошка. Для придания красивого блеска его нагревают в третий раз, но уже используют меньшую температуру. После всех проведенных процессов бисер еще раз тщательно промывают и просушивают.

Крученый или навитой способ

Метод вытягивания является наиболее распространённым способом при изготовлении бисера, но существует и другой способ изготовления: навитой или крученый.

Вязкую стекольную массу закрепляют на конце металлического прута. С помощью этого прута вытягивают стекло в тонкую нить длиной 100 м. Для удобства работы со стеклянным стержнем его нарезают на более мелкие полоски длиной 60-90 см.

После этого берут тонкую металлическую проволоку, подходящую к диаметру отверстия будущей бисеринки. На неё начинают наматывать стеклянную нить. Сделают несколько витков – отрежут, сделают несколько витков – отрежут.

Для придания будущему бисеру нужной формы эту проволоку с витками нагревают. Витки между собой сплавляются и образуются бисеринки. После остывания проволока уменьшается в размере, и бисер с неё легко снимается.

Штамповочный аппарат

Бывает, что производитель для изготовления бисера применяет штамповку. Хотя чаще всего он используются не для производства бисера, а для изготовления прессованных бусин.

Конец стеклянного стержня нагревают и опускают в прессовальный аппарат. После нажатия на рычаг расплавленное стекло вдавливается в форму и прокалывается отверстие.

Штампованные бусины в этом аппарате пока мало похожи на привычные. Они находятся в слипшемся состоянии из-за излишков стекла. После штамповки бусины разделяют и убирают с них лишние наплывы, которые потом пойдут на переработку. После бусины полируются, что придаёт им гладкую форму.

Чтобы не пропускать мастер-классы и другие новости, вступайте в группу Вконтакте или подписывайтесь на Инстаграм. Все мои работы вы можете найти на сайте в разделе Магазин.

Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

Изде­лия из стекла были известны на территории нашего государства с древних времен. В скифо-сарматскую эпоху бусы использовали в качестве украшения племена При­черноморья.

Любили носить мелкие бусы, напоминающие бисер, женщины Киевской Руси. Стекло­делательные мастерские существо­вали в Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных центрах ремес­ленного производства. Нашествие монголо-татар на долгие годы пре­рвало развитие ремесла на Руси.

В XVII столетии русские актив­но использовали привозной бисер и стеклярус в меновой торговле с народами Сибири. В числе това­ров, которые везли русские торг­овцы, почти всегда значились оба этих материала.

Для украшения костюма в то время использовали жемчуг, им вышивали отдельные части одеж­ды, делали из него и украшения. Бисер и стеклярус ценились не­высоко. В 1635 году упоминается о покупке бисера Царицинской Мастерской Палатой для отделки платья шутихи.
В это же время были предпри­няты первые попытки наладить производство стекла и бисера в России. В подмосковном селе Из­майлово построили стеклянный за­вод. В Италию отправили русского посланника Ивана Гебдона. Цель его поездки — нанять на царскую службу мастеров-стекольщиков. В 1676 году в Москву прибыли вене­цианские стеклоделы. Завод про­работал до 1706 года.

В XVIII веке применение бисе­ра и стекляруса стало более раз­нообразным. Появились предметы повседневного обихода, украшенные чехлами, сплетенными из би­сера. Бисерно-стеклярусные вы­шивки использовали в качестве картин, панно, настенных покры­тий, заменяющих обивку. Приме­ром может служить стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ора­ниенбауме. Бисер и стеклярус стали все чаще встречаться на предметах культового назначения. Ими расшивали оклады икон, об­разки, ленты, на которых подвеши­вали лампады и паникадила, появ­ились бисерные четки.

В начале века, в 1724 году, была предпринята вторая попытка на­ладить производство бисера в Рос­сии. Для этого советник коммерц-коллегии Андрей Кассинен пред­ложил отправить молодых людей в Италию для обучения и пригла­сить в Россию венецианских мас­теров. Он писал: «. круглые вся­ких разных колеров стеклянные бисеры, кроме Венеции, нигде не делаются».

Шло время и уже М.В. Ломо­носов, доказывая необходимость создания фабрики по изготовле­нию бисера, писал: «В 1748 году через Санкт-Петербургский порт в страну было привезено 472 пуда бисера и два пуда стекляруса, в 1752 году — бисера привезено в четыре с половиной раза больше, а стекляруса в четыре раза боль­ше». Наконец в 1754 году фабри­ка была открыта в Усть-Рудице под Ораниенбаумом. Здесь нала­дили производство бисера, стекляруса, граненых камней, стекла для мозаики по особой технологии на оборудовании, придуманном самим ученым. В 1755 году была выпу­щена первая продукция. Произ­водство задерживало отсутствие квалифицированной рабочей си­лы. В 1765 году, после смерти Ло­моносова, фабрика была закрыта.

XIX век связан с расцветом би­серного рукоделия в России. Свет­ские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Причем увлекались им не только женщины, но и мужчины. Немалое количество вещей выходило из рук крепостных тружениц поме­щичьих мастерских и мастериц мо­настырей. Порой это были поисти­не уникальные вещи. Например, в имении графа Тарановского в Чер­ниговской губернии была мебель, у которой по воспоминаниям совре­менников «все сиденья затянуты изумительными вышивками бисе­ром. По белому фону вышиты цве­ты, птицы и фрукты. Работа испол­нена тончайшим бисером в Кача-новке крепостными».

Во второй половине XIX века интерес к бисеру и стеклярусу по­степенно затухал, но в конце века вспыхнул с новой силой. Появи­лась мода использовать бисер и стеклярус в отделке предметов ин­терьера. Из разноцветного стекля­руса делали, например, бахрому на абажурах, занавесках, скатертях. Из Франции пришла мода использовать бисер и стеклярус в отделке дамских костюмов и различных до­полнений к одежде. К. А. Коровин (великий русский живописец) пи­сал: «К нам подошла молодая кра­сивая девица в шляпке, в кружев­ных перчатках и в черной накидке, отделанной бисером. Франтиха из Звенигорода». Великолепные дам­ские туалеты с бисерными и стек­лярусными вышивками делали в известных русских фирмах А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве.

Значительно шире использова­ли бусы, бисер и стеклярус в от­делке одежды в начале XX века. Ими вышивали орнаменты, из них плели бахрому, которой обшивали детали платьев и накидок. Именно в это время мастеров бисерного ру­коделия начали готовить в Петер­бургской школе народного творче­ства и в школах художественных рукоделий многих крупных горо­дов России. После революции 1917 года все они были закрыты. Но ос­тались люди, любящие бисер и умеющие создавать из него пре­красные произведения искусства.

Начиная с 1970 года, в стране стало возрождаться бисероплетение, совершенствовались и разви­вались известные техники, созда­вались новые. К 1990 году бисер­ное рукоделие стало одним из са­мых любимых и модных видов народного творчества. Именно в это время была предпринята по­следняя попытка наладить производство отечественного бисера. В Харькове организовали производ­ство бисера хорошего качества, разных цветов и размеров. После распада Советского Союза произ­водство было закрыто.
Источник: http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernog.

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • SPA-САЛОН (209)
  • ВЕРА (77)
  • иконы (34)
  • молитвы (28)
  • календарь православный (15)
  • КОЖА (20)
  • АРОМА. (6)
  • АЛКОГОЛЬ (782)
  • абсент (32)
  • винная галерея (111)
  • вино (56)
  • водка (16)
  • глинтвейн (26)
  • коктейли (82)
  • наливки, ликеры (225)
  • настойки (55)
  • пиво (8)
  • шампанское (26)
  • АНГЕЛЫ И БАБОЧКИ (125)
  • БАКЛАЖАНЫ (1144)
  • вторые блюда (215)
  • другое (23)
  • заготовки на зиму (209)
  • закуски и салаты (572)
  • БИЖУТЕРИЯ (728)
  • БИСЕР (1100)
  • вязание с бисером (53)
  • книги (23)
  • БЛИНЫ (723)
  • ВТОРЫЕ БЛЮДА (3414)
  • бигос, солянка (71)
  • блюда в горшочках (6)
  • голубцы, долма (71)
  • грибы (64)
  • другое (464)
  • картофель (489)
  • колдуны, цеппелины (41)
  • макароны (239)
  • мясо, фарш (868)
  • овощные блюда (603)
  • плов (210)
  • субпродукты (280)
  • шашлык (100)
  • ВЫПЕЧКА (3852)
  • вафли (45)
  • другая выпечка (731)
  • кексы, куличи (194)
  • лепешки (180)
  • печенье (279)
  • пироги несладкие (596)
  • пироги сладкие (443)
  • пирожки (342)
  • пицца (96)
  • тесто (156)
  • торты, пирожные (796)
  • хачапури (32)
  • хворост (37)
  • чебуреки (59)
  • ВЯЗАЛОЧКИ (717)
  • головные уборы (102)
  • дуплет (345)
  • журнал мод (67)
  • книги (32)
  • ВЯЗАЛОЧКИ-КРЮЧОК (8598)
  • брюггское кружево (28)
  • вязание на вилке (47)
  • вязанная бижутерия (136)
  • вязаные цветы (1122)
  • другое (863)
  • ирландское кружево (580)
  • квадраты (366)
  • модели (1306)
  • мотивы (1498)
  • обвязка края, кайма (828)
  • пледы (354)
  • подстаканники (49)
  • прихватки (64)
  • румынское кружево (170)
  • салфетки (766)
  • узоры (1963)
  • фриформ (110)
  • цветы от Ксении (48)
  • шарфы, шали (152)
  • ВЯЗАЛОЧКИ-СПИЦЫ (4291)
  • варежки, перчатки (160)
  • другое. (255)
  • жаккард (494)
  • миссони (52)
  • модели (782)
  • носки, обувь (110)
  • советы (556)
  • узоры (2270)
  • шарфы, шали (99)
  • энтерлак (8)
  • ГАДАНИЯ (113)
  • ДЕСЕРТЫ (1972)
  • конфеты (209)
  • мороженое (27)
  • смузи (29)
  • торты без выпечки (296)
  • ДОМАШНЯЯ МАГИЯ (1026)
  • богатство, деньги (448)
  • заговоры (115)
  • исполнение желаний (182)
  • карьера, работа (56)
  • лунный календарь (19)
  • ДОМОВОДСТВО (578)
  • всяко-разно (90)
  • генеральная уборка (129)
  • порядок на кухне (99)
  • растения в доме (123)
  • стирка-глажка (139)
  • ЗАГОТОВКИ НА ЗИМУ (1448)
  • грибы (48)
  • зелень (75)
  • капуста (72)
  • овощные (312)
  • огурцы (274)
  • помидоры (355)
  • салаты (100)
  • фрукты, ягоды (187)
  • ЗАКУСКИ, САЛАТЫ (8183)
  • азиатские (683)
  • бутерброды (618)
  • закуски из лаваша (136)
  • закусочные торты (106)
  • заливное, холодец, желе (29)
  • кальмары (328)
  • капустка (227)
  • крабовые палочки (424)
  • морепродукты (124)
  • морская капуста, ламинария (90)
  • мясное ассорти (736)
  • овощные (788)
  • паштеты (237)
  • пхали (15)
  • разные (2108)
  • салаты и закуски с печенью (273)
  • сало (136)
  • слоеные салаты (1151)
  • суши, роллы (35)
  • тарталетки (92)
  • фуршет (231)
  • яйца (233)
  • ЗАСТОЛЬЕ (621)
  • красивая посуда (212)
  • сервировка стола (57)
  • столовый текстиль (45)
  • украшение блюд (207)
  • этикет за столом (13)
  • ЗДОРОВЬЕ (1926)
  • гипертония (104)
  • Бодифлекс (11)
  • лекарственные растения (454)
  • общее (459)
  • похудей-ка (491)
  • сахар (50)
  • холестерин (32)
  • КОФЕ (1380)
  • КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ (813)
  • декоративная косметика (15)
  • уход за волосами (222)
  • уход за лицом (267)
  • уход за ногами (125)
  • уход за руками (44)
  • КУЛИНАРИЯ (907)
  • Журналы и книги (179)
  • всё о. (31)
  • другое. (66)
  • каши (107)
  • мировая кухня (105)
  • КУРИЦА (1538)
  • другое (728)
  • крылышки (67)
  • окорочка (19)
  • фаршированная (7)
  • целиком (25)
  • МАЛЫШАТКАМ (515)
  • головные уборы (80)
  • одёжка (206)
  • пинетки (108)
  • пледики (24)
  • МЫЛОВАРНЯ (178)
  • НАПИТКИ (287)
  • НАРОДНОЕ (886)
  • народная кукла (64)
  • народные ремёсла (172)
  • народный костюм (258)
  • ОДЕЖДА (1043)
  • блузки, платья (471)
  • брюки (71)
  • другое. (451)
  • книги (20)
  • мода полным (78)
  • ПЕЛЬМЕНИКИ (682)
  • ПЕРВЫЕ БЛЮДА (1553)
  • борщ (173)
  • гаспаччо (42)
  • другое (556)
  • окрошка (152)
  • рассольник (82)
  • рыбные супы, уха (134)
  • с бобовыми (96)
  • солянка (173)
  • сырные супы (76)
  • харчо (85)
  • щи (66)
  • ПОДАРКИ (585)
  • идеи подарков (298)
  • открытки (121)
  • прочее (14)
  • упаковка подарков (167)
  • ПРЯНОСТИ, СПЕЦИИ (264)
  • РАЗНОЕ (716)
  • бумаготворчество (153)
  • зеркала (25)
  • платки, шарфы, галстуки (195)
  • причёски (85)
  • прочее. прочее. (146)
  • психология цвета (82)
  • темари (20)
  • холодный фарфор (8)
  • РУКОДЕЛИЕ (2433)
  • вышивка (232)
  • вышивка крестиком (116)
  • интерьерное (505)
  • канзаши (42)
  • кружево иглой (63)
  • лоскутное шитье (439)
  • рукоделие в живописи (12)
  • фриволите (24)
  • цветы из ткани (397)
  • РЫБА (3299)
  • rollmops, рулеты (67)
  • в кляре (120)
  • другое (1241)
  • маринованная (271)
  • пироги (222)
  • под шубой (252)
  • салаты с печенью трески (91)
  • салаты, закуски (779)
  • соленая (258)
  • фаршированная (50)
  • СВАДЬБА (204)
  • СВЕЧНОЙ ЗАВОДИК (35)
  • СОУСЫ (628)
  • СУМКИ (148)
  • СЫР (442)
  • ЧАЙ (1653)
  • ШОКОЛАД (350)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

РУССКИЙ БИСЕР

РУССКИЙ БИСЕР

На Руси бисер был известен ещё с давних времён. Уже в 9 веке в Киеве работали стекольные мастерские. В XI в., во времена Киевской Руси, в Киеве появились небольшие мастерские, в которых делали не только стеклянные бусы,но и бисер, бусины, смальту для мозаик, сосуды. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие монголо-татар прервало развитие ремесла на Руси. Бисер получил хождение наряду с жемчугом, который особо любили на Руси. В 17 веке были построены стеклодельные заводы, куда приглашались из-за границы немецкие и венецианские мастера.

Появление бус на Руси относится к далекому прошлому. Но свое современное наименование они получили относительно недавно. В толковых словарях XV-XVII вв. словом бисер обозначали жемчуг. Только во второй четверти XVII века в письменных источниках упоминается цветной, т.е. стеклянный бисер. Термин же «стеклярус» возник несколько позднее. До XVII века было популярно другое название этого типа бус — «одекуй». Название стеклярус появилось только в XVII веке и сохранилось до наших дней. В XVII веке бисер и одекуй играли немалую роль в меновой торговле русских с народами Сибири. Что интересно, так это то, что бисер тогда, как и в наши дни, отмерялся по весу, а вот одекуй — штучно.

В каждой местности были свои традиции. Украшения из бисера носили каждый день или только в праздник, до старости или только в молодые годы. С 30-х годов XIX века в городах увлечение бисером стало ослабевать. Активный интерес к бисеру возрождается с 60-х годов нашего столетия. Появляются новые элементы техники и работы с использованием как старинных рисунков и орнаментов, так и вновь созданный.
В России бисер носили в основном крестьяне. Мастерицы низали из жемчуга, бус, бисера и стекляруса ажурные воротники, пояса, сережки и другие украшения. Чтобы изделия были прочнее, их нашивали на холст, на шерстяные и на шелковые ленты. Низали украшения вручную или ткали на специальном станочке, набирая бисеринки на суровую нитку, конский волос или тоненькую проволочку. Яркие красочные узоры создавали из чередований бисеринок разного цвета. Носили по одному украшению или сразу несколько. Чем богаче была крестьянская невеста, тем богаче был на ней убор.
В каждой местности изделия из бисера имеют свои названия и узоры. В Белоруссии изделия из бисера называются горлячками и пляценками, в России — цепочки, фенечки, колье, гайтаны, герданы и просто фенечки. Кроме того, из бисера делают: заколки для волос, броши, кольца, тканые нарядные пояса для платьев, Серьги, подвески, забавные игрушки из остатков, тесьму и шнуры, чтобы декорировать одежду, воротники, жабо, цветы. Всего не перечислишь.

Долгое время в украшении русского средневекового костюма самую большую роль играл жемчуг — как мелкий речной, так и крупный привозной. Из него делали ожерелья и браслеты, им же вышивали отдельные детали одежды. По сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились невысоко: ими украшали свою одежду лица незнатные. Бисерные отделки существовали, но в значительно меньших количествах, чем жемчужные. Употребляли бисер средние слои населения, жемчуг — аристократы, дворяне, а крестьяне бисера практически не знали.

В XVII веке бисер и стеклярус используются более разносторонне. Они проникают во все сферы жизни, ими вышивают, ими украшают абажуры, ими же выполняют оклады для икон, вяжут крючком и спицами, они проникают даже в оформление интерьеров.

При Петре I в Россию бисер привозили из-за границы, хотя он и уделял большое внимание стеклоделию. С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. Он написал поэтическое «Письмо о пользе стекла».
В 1752 году М.В. Ломоносов учредил мастерскую для изготовления бисера. Увлечение бисерно-стеклярусными работами в XVIII веке в России сыграло определенную роль в налаживании отечественного производства этих материалов на фабрике М.В.Ломоносова в Усть-Рудице под Петербургом, в 50-х гг. М.В. Ломоносов получил на своей фабрике первую стеклянную продукцию. Бисер и стеклярус производили по оригинальным рецептам великого русского ученого. Некоторые виды бисера и стекляруса Ломоносовской фабрики не имели иностранных аналогов. Первую свою продукцию фабрика выпустила в 1755 году:»бисеру около одного пуда, затем что еще ученики не привыкли скоро делать [. ] стеклярусу [. ] 20 фунтов».
Начало процессов производства осуществлялось у большой, малой и трех финифтяных печей, где стеклянная масса варилась и из нее вытягивались трубочки различного диаметра. Трубочки при помощи специального приспособления разламывались на куски. Эти мелкие бусинки перемешивалимсь с толченым углем, каолином или с их смесью, ссыпались в металлические сосуды и помещались в специальную, созданную Ломоносовым «бисерную печь». Оставаясь в печи некоторое время, бисер под воздействием высоких температур оплавлялся. Стеклярус не требовал второй операции и получался путем резки трубочек на куски. В первые годы работы фабрики отсутствовали машины и механизмы, позволяющие получить хорошо обработанные бусы, и Ломоносов сам занимался усовершенствованием старых и изобретением новых технологий производства. Только в 1760 году он доложил о сыскании способа делать бисер, чтобы он был «ровен, чист и окатист». Но полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка фабрика не могла. Производство задерживалось отсутствием квалифицированной рабочей силы, параллельной выплавкой смальт и выполнением мозаичных работ для Петропавловского собора в Петербурге, поглощавшие основную массу средств и требовавшие неусыпного внимания. Вскоре после смерти Ломоносова, в 1766 году, фабрика прекратила свою деятельность.
За все годы работы фабрики с 1755 года по 1766 год было выпущено не более ста пудов стекляруса и несколько сот пудов бисера. Ввезенные из за границы за это время материалы исчислялись в тысячах пудов. Некоторые виды бисера и стекляруса, производившиеся на этой фабрике, не имели аналогов за границей. Но после смерти Ломоносова лавочку быстро прикрыли — завод просуществовал всего 10 лет. Еще существовал металлический бисер, но он был менее популярен из-за большого веса.
Позднее бисер невысокого качества изготовляли в кустарных мастерских.

В начале XVIII века происходят изменения всего уклада русской жизни. Новые западно-европейские художественные течения проникают и в жизнь России, используются новые решения, привлекаются новые, нетрадиционные материалы. Где-то к середине XVIII века относится появление первых бисерных и стеклярусных панно. Крупные вышивки целиком покрывали стену, заменяя обивку. В XVIII же столетии, но уже во второй половине в изделиях из бисера начинают прослеживаться мотивы народного искусства. Бисер в России приобретает все новых и новых почитателей. Светские дамы, мещанки, купчихи и богатые крестьянки — все пробовали свои силы в работе с бисером. Немалое количество вещей выходило из рук мастериц помещичьих мастерских и монастырей. Хотя не только мастериц — мужчины тоже занимались этим видом рукоделия, и это не считалось зазорным. Но крепостным мастерам не была предоставлена свобода творчества — все ответственные участки на изделиях обычно хозяева вышивали сами, а крепостным была доверена только вышивка фона.

Сюжеты для вышивок и других бисерных работ того времени диктовались господствовавшими в то время в литературе стилями: сентиментализмом и романтизмом. Поэтому в основном изображались всевозможные пейзажи с руинами, урнами и прочими тому подобными вещами. Были также популярны «восточные» или «китайские» сценки, иллюстрации к сентиментальной или романтической литературе.

Во второй половине XIX века интерес к бисерным изделиям затухает и проявляется уже только в XX столетии
В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.

В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.

И в городах, и в дворянских усадьбах был распространен обычай дарить родственникам, соседям и просто знакомым милые безделушки, сделанные из бисера своими руками. Кроме того, изделия предназначались для благочестивых вкладов или пользовались в домашнем обиходе.

Область применения бисера в России оказалась очень широкой — от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака. Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. В начале XIX века «бисерная лихорадка» из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах.

Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому — стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауеме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова.

Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме
Одним из наиболее интересных памятников стеклярусного шитья, относящимся к художественному оформлению интерьера, является серия из 12 панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме. Долгое время считалось, что эти панно выполнены во Франции, т.к. надпись «de Chene» на одном из них читалась, как фамилия мастерицы или владелицы мастерской во Франции, и авторами рисунков для вышивок считались также французские художники. Но в материалах Центрального государственного исторического архива были обнаружены новые сведения о создании стеклярусных панно Ораниенбаума. Как оказалось, де Шен — актриса французской труппы, работавшая при русском дворе в 1750-х годах. После отъезда труппы в 1761 году осталась в России, занималась организацией вышивальной мастерской и обучением русских вышивальщиц. В этой мастерской работали лучшие русские вышивальщицы-золотошвеи. Таким образом, панно были выполнены руками русских мастериц, и являются одним из первых образцов стеклярусного шитья, созданного в России по французскому типу.
Рисунки панно Стеклярусного кабинета типичны для европейского декоративного искусства того времени. Они созданы в так называемом «китайском» стиле, подражающем китайской орнаментике. Рисунки нигде не повторяются в деталях, фон каждого панно переливается и мерцает, а узор их шитья выделяется глубокими насыщенными тонами.

Процитировано 11 раз
Понравилось: 7 пользователям

Оцените статью