План конспекты уроков по вышивке

План-конспект урока технологии «Вышивание крестом»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В 5 КЛАССЕ.

Автор: Дуброва Татьяна Евгеньевна

Тема урока: «Вышивание крестом»

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии дифференцированного обучения.

Дидактическая цель урока: создать условия для изучения темы и систематизации учебной информации по теме средствами технологии дифференцированного обучения. Познакомить учащихся с технологией вышивания крестом.

Цели по содержанию:

— активизировать познавательную деятельность учащихся;

— познакомить с технологией выполнения вышивки крестом, областью применения вышитых работ;

— научить приемам вышивания крестом;

— развивать мелкую моторику рук;

— развивать художественный вкус;

— развивать умение слушать учителя и товарища;

Методы и приемы:технология дифференцированного обучения, методы, основанные на коммуникации; практическая работа учащихся.

Формы организации познавательной деятельности:

Фронтальная, индивидуальная, практическая работа.

Оборудование урока: образцы изделий, выполненных в технике «крест», книги, журналы, схемы.

Оформление: занятие проходит в кабинете технологии.

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Вступительное слово учителя.Актуализация прежних знаний.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили с вами о вышивальном искусстве, об узорах, которые используются в вышивке. Давайте вспомним, какие виды узоров вы знаете, что на них изображается?

Учитель: Вы сами пробовали придумать узор для вышивки; посмотрим, что получилось.

Просмотр эскизов, выполненных в тетрадях учащимися.

Учитель: Как называется такой вид узора, можно ли назвать его орнаментом, почему?

Сегодня вам снова понадобится умение рисовать по клеткам, потому что мы подошли к самому интересному — вышиванию.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Посмотрите, какие работы я для вас подготовила — картины и елочные игрушки, игрушки-брелоки, разнообразные игольницы и подушечки. Все они вышиты крестом. Этот шов — самый любимый и распространенный из всех вышивальных швов. Им занимаются во многих странах мира, выпускают журналы по вышиванию крестом, книги, печатают схемы, продают специальные наборы. Некоторые из вас уже, наверное, пробовали вышивать. Давайте вспомним, что необходимо иметь для работы.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Какие правила нужно соблюдать, чтобы работа получилась красивой? Помните?

Давайте запишем в тетради основные правила вышивания крестом.

Работа в тетради.

1. Вышивать нужно слева направо, делая на изнанке вертикальные переходы.

2. Покрывающие стежки проходят справа налево, они всегда имеют наклон в одну сторону.

3. При вышивке вертикальными рядами или по диагонали каждый крестик вышивают полностью.

4. При смене цвета в одном ряду можно пропускать не более трех стежков.

5. Вышивая, нельзя сильно стягивать стежки, превращая канву в сетку, верхние стежки нужно расправлять.

6. Закрепки должны быть аккуратными, обратная сторона тоже.

Учитель: Очень важно уметь незаметно закреплять нитку. Есть разные способы закрепки.

Демонстрация приемов работы.

Учитель показывает способы закрепления четного и нечетного количества ниток.

Упражнение «Попробуем». Проба на плотной бумаге. Закрепка петлей, стежки в одну сторону. Ученики пробуют закреплять нитку на образце.

Беседа «Сложно ли вышивать крестом?»

Конечно, удобнее вышивать крестом на ткани с определенным переплетением. Каким, почему? (Полотняное переплетение).

А еще лучше вышивать на специальной ткани. Как она называется? Что это за ткань, чем она отличается от обычной? (Канва, как она появилась, размеры канвы).

Почему для вышивания нужна тупая игла?

Зачем нужны пяльцы, можно ли вышивать без них?

В каком месте на ткани нужно начинать вышивку, почему?

Ответив на эти вопросы, приступаем к практической работе.

Учитель: Нельзя вышивать без рисунка. Рисунок для креста называется схемой, потому что он очень упрощен, геометризован.

Такой рисунок можно найти в журнале для рукоделия, он входит в состав специального набора для вышивания. Схему можно придумать и самому. Но нужно соблюдать определенные правила, рисовать только по клеточкам.

Для учеников подготовлены схемы для вышивания разных степеней сложности.

Учитель: Я приготовила для вас схемы «Елка», трех видов. Можете выбрать любую, какая понравится и какая вам по силам. Тот, кто еще не вышивал, может выбрать более простой вариант, оценка будет выставляться только за качество работы.

IV. Практическая работа.

1. Учитель раздает схемы, ученики копируют рисунки в тетради.

2. Учитель: Теперь приступим к работе.

Схема для вышивания имеет небольшой размер, поэтому используем пяльцы диаметром 16 см и канву 20х20 см. В данном случае можно отступить от правил и начать вышивание сверху вниз.

Вначале нужно сложить канву пополам и найти середину, отметить ее карандашом, затем по линии середины спуститься вниз на 5–6 см, отметить точкой начало вышивки. Теперь канву нужно заправить в пяльцы – запялить. Демонстрация.

Учитель: Теперь подготовим нитки мулине.

Мулине продают в упаковках, там оно сложено в пасмы по 6 ниток. Нам нужно выбрать, во сколько ниток вышивать. Если канва крупная, как у меня, то вышивать нужно в 6 ниток, если же мелкая, то и ниток нужно меньше. Давайте посмотрим, какая у вас канва. Закреплять нитку мы будем петлей, поэтому будем брать четное количество ниток и складывать их пополам. Демонстрация.

Учащиеся выполняют задание.

3. Выполнение вышивки.

Учитель наблюдает за работой, помогает исправлять ошибки.

Во время работы проводится зарядка для глаз.

V. Итог урока. Рефлексия.

Мини-выставка. Учащиеся раскладывают работы на большом столе.

Учитель: Давайте посмотрим, что получилось. Работы еще не закончены, но их уже можно оценить предварительно. Посмотрите внимательно, правильно ли сшиты верхние стежки, расправлены ли нитки.

— Какие работы наиболее аккуратны?

— У кого получилась самая красивая изнанка?

— Кто ошибся в счете клеток?

— Трудно ли вышивать крестом?

VI. Заключительное слово учителя.

Научиться выполнять любую работу качественно — очень важно. Вот и сегодня вы постарались добиться, чтобы вышивка выглядела красиво и аккуратно. Работа еще не закончена, мы продолжим ее на следующем уроке, дополним ее декоративной фурнитурой и оформим. Надеюсь, что в итоге получится прекрасный новогодний подарок.

Даже такая небольшая вышивка, как «Елка», требует довольно много времени, тем более что большинство учениц занимаются этим впервые. Мы вышиваем ее в классе и дорабатываем дома или на внеурочных занятиях. Когда работа закончена, мы проутюживаем ее с изнанки, положив на мягкое полотенце, стараясь не касаться стежков. Далее вышивку необходимо оформить. Такая небольшая работа хорошо смотрится в раме или в рамке-открытке.

Елочку можно обшить по контуру швом «вперед иголку».

Также елочку можно нарядить по-разному, например, вышить игрушки и

украсить гирляндами из золотых и серебряных нитей металлик.

Изнанка тоже оценивается, она должна выглядеть аккуратно, концы ниток протягиваем под стежками и обрезаем.

Разработка урока «Вышивание. Первые шаги»

Разделы: Технология

Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов на их основе.

Задачи:

  1. Образовательные — обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.
  2. Воспитательные — вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.
  3. Коррекционно-развивающие — улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения:

  • теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.
  • практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Материальное обеспечение:

  • Схемы
  • Образцы
  • Материалы и инструменты.

План урока:

  1. Историческая справка.
  2. Классификация вышивок.
  3. Инструменты и материалы.
  4. Практическая работа (организация рабочего места и техника безопасности). Технология ручной вышивки.
  5. Итоги урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Историческая справка. (Вступительное слово учителя).

Вышивка — распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Этот вид искусства возник давно — корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что — шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка — неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества — от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля — богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм — бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин — по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи — оплечья рубахи и низ сарафана. (Приложение 1).

Что интересно в национальном костюме коми — ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д. (Приложение 2 ).

Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?

Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка — один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминута, включая гимнастику для глаз.

III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).

При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания — мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

  • Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец — держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
  • Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами — для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
  • Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?

Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.

IV. Практическая работа (переход в зону выполнения практической работы).

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы — в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

  • с ножницами
  • ручной иглой
  • булавками
  • утюгом

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки. (Приложение 3).

В четвертом классе на уроках трудового обучения вы проходили швы “вперёд иголку”, “назад иголку”, “уголки” и “тамбурный шов”. Вспомним их. Перед вами карточки с изображением вышивальных швов с одной стороны и название этих швов с другой. С помощью стрелок определите соответствие швов их названию. (Приложение 4). Карточки сдайте учителю.

Выполним на образце знакомые швы по одной линии.

  • “вперёд иголку”
  • “тамбурный шов”

Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки – схемы (Приложение 5).

Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов) (Приложение 6).

А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).

Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:

  • “стебельчатый шов”
  • “петельки с прикрепом”

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.

V. Итоги урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены.

Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).

Читайте также:  Шьем куклам одежду журналы
Оцените статью