- Тема урока: Роспись ткани в технике «Узелковый батик» план-конспект урока по технологии (5 класс)
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- конспект открытого занятия «Технология росписи тканей: Узелковый батик» учебно-методический материал (технология, 5 класс) по теме
- Урок «Знакомство с техникой узелкового батика»
Тема урока: Роспись ткани в технике «Узелковый батик»
план-конспект урока по технологии (5 класс)
Цель урока: познакомиться с искусством техники «Узелковый батик».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Цель урока: познакомиться с искусством техники «Узелковый батик». | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
На уроках технологии в средней школе учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества: вышивкой, вязанием, лоскутной техникой, оригами и т.д.Цель данной работы: осущест.
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре.
Данный мастер-класс проводился в рамках районного семинара-выставки «Наследие наших предков сохраним и приумножим».
В мастер-классе подробно описано поэтапное выполнение росписи ткани в технике «Холодный батик».
Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня.
В технологической карте прописаны планируемые результаты, а так же деятельность как учителя, так и обучающихся.
конспект открытого занятия «Технология росписи тканей: Узелковый батик»
учебно-методический материал (технология, 5 класс) по теме
Конспект открытого занятия
«Технология росписи тканей: Узелковый батик»
Педагога дополнительного образования Юдиной Марины Николаевны
СП ГБОУ СОШ№1 «ОЦ» с. Большая Глушица –
«Дом детского творчества»
Конспект открытого занятия
«Технология росписи тканей: узелковый батик»
Цель:
Познакомить с техникой узелкового батика.
Задачи:
Образовательные:
— познакомить с историей узелкового батика;
— ознакомить учащихся с технологией окрашивания ткани: узелковый батик;
— помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
Воспитательные:
— воспитывать в детях чувство прекрасного;
— прививать уважение к традициям декоративно — прикладного творчества России и других стран.
Коррекционно-развивающие:
— развитие мелкой моторики рук;
—развитие мышления, памяти;
— развитие эстетического вкуса, внимания;
— развитие технического кругозора.
Литература: Гильман Р.А. «Художественная роспись тканей» — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
Объекты труда:
Презентация, компьютер, проектор, экран.
Материально-техническое оснащение:
Ткань, краски по батику, презентация при объяснении нового материала.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
2. Основная часть:
Сообщение исторических сведений.
Сообщение сведений о способах окрашивания
Вводный инструктаж по выполнению работы.
3. Практическая работа:
Обучение учащихся первоначальным приемам работы.
Контроль за выполнением работы.
4. Заключительная часть:
Оценка проделанной работы.
Подведение итогов занятия.
Уборка рабочих мест.
Ход занятия
1. Вводная часть:
Здравствуйте, садитесь поудобнее, настройтесь на работу.
Тема нашего занятия: «Узелковый батик».
В течение нашего занятия вы познакомитесь с узелковым батиком, как видом декоративно-прикладного искусства .
Сегодня, в течение нашего занятия, мы сделаем красиво выполненное в необычной технике изделие и сделаем выставку.
Мне бы хотелось, чтобы вы проявили свою фантазию, показали индивидуальность в своих работах.
( Обязательной показ готовой своей работы)
2. Основная часть: Слайд № 3
Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет
Иначе говоря, когда каждый будет
Находить радость в своем труде.
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.
Ребята, а вы знаете, что искусство украшать ткани пришло к нам из глубины веков, а крашение и набойка тканей являются одним из самых давних ремесел. Родиной их считают Китай и Индию, где еще примерно за 4 тыс. лет до нашей эры применяли для этого природные красители растительного и животного происхождения.
А как вы думаете, что обозначает слово «батик»? Слово «батик» -индийского происхождения и в переводе обозначает «рисование горячим воском». Это искусство развивали с глубокой древности много народов мира — индейцы, китайцы, египтяне, но наивысшего развития и художественного совершенства оно достигло в Индонезии на острове Ява, который считается древнейшим центром батика.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (резерв);
техника узелкового батика (узлы)
Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий.
Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были “криком моды”, а в последующие годы и джинсы “вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Вопрос к детям: С каким видом батика мы уже познакомились?
(Техника узелкового батика)
Вопрос: Как вы думаете, почему этот вид батика называют узелковым?
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
Физкультминутка:
Мы долго смотрели на экран, наши глазки устали, давайте немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз.
Практическая работа:
Сейчас, прежде чем мы начнем рисовать, повторим технику безопасности при работе с красками, нитками, ножницами.
1. Мы будем работать сегодня жидкими красками, как правильно их открывать?
2. Куда будем ставить открытые краски?
3. Как правильно передавать ножницы?
4. Как их класть рядом?
5. Сегодня мы с вами работаем с нитками, надо будет очень крепко завязывать нитками ткань, будьте осторожными, чтобы не порезаться.
Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен.
А для этого повторим: Как распределяются цвета в спектре?
Для этого вспомним шуточное выражение про охотника.
(каждый охотник желает знать, где сидит фазан)
А какие цвета можно смешать, чтобы получить красивые оттенки? (желтый — красный, желтый — зеленый, желтый – синий)
Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
кисть – в правой руке;
салфетки для просушивания кистей – в левой;
Перед вами ванночка, за ней краски, емкости с водой.
А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии узелковой росписи «СОЛНЫШКО».
Возьмите х/б ткань размером 20,0 см х 20,0 см
Увлажните и отожмите ее
Найдите на этом лоскуте середину (рис. 1).
Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее
катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис.2)
Заложите на этой заготовке частые складки.
Не обрывая нить, продолжайте плотно обматывать заготовку.
Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступив от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку.
Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим.
Все ли вам понятно? Ну а теперь приступайте к работе. Ничего не бойтесь, смело экспериментируйте, у вас все получится. По возникающим вопросам обращайтесь ко мне за помощью.
Вывод:
Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:
1.Какую новую технику вы сегодня узнали?
2.Какие приемы узелкового батика вы запомнили?
( узлы, узоры, складывание, прошивание)
3. К какому приему относится орнамент «Солнышко»?
Ну а сейчас аккуратно размотайте нитки и расправьте салфетки
Закрепление:
Послушайте отрывок из стихотворения Димьяна Бедного
«Живинкой в деле»
Преображается в искусство,
И нет тогда ему границ.
И совершенству нет предела
Не оторвать тогда от дела ни мастеров, ни мастериц.
Давайте рассмотрим наши салфетки. Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.
Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос:
«А можно ли выбрать лучшую работу»… Сделать выставку готовых работ воспитанников (прикрепить на доску магнитиками)
Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы.
· Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия?
· Что понравилось вам?
Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи для одежды, интерьера, темы для подарка. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих друзей, не дожидаясь какого-то праздника.
Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.
Урок «Знакомство с техникой узелкового батика»
педагог дополнительного образования
муниципального автономного учреждения дополнительного образования
«Федоровский центр дополнительного образования»
Разработка занятия «Батик».
Тема занятия Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание».
Цель занятия: Способствовать личностному росту учащихся через художественное творчество, а именно через освоение нового способа окраски ткани.
— познакомить с историей узелкового батика;
— ознакомить учащихся с древней технологией окрашивания ткани: узелковый батик;
— помочь в усвоении и применении данной методики в собственном творчестве.
— воспитывать в детях чувство прекрасного;
— прививать уважение к традициям декоративно — прикладного творчества России и других стран.
— развитие мелкой моторики рук;
—развитие мышления, памяти;
— развитие эстетического вкуса, внимания;
Участники: 7-11 лет
Оборудование Ткань, краски по батику, кисти, нитки, салфетки
Методическое обеспечение: иллюстративный материал
1-я часть урока: Теория. Наблюдение, усвоение нового материала.
2-я часть урока: Практика. Импровизация и фантазия.
объяснительно — иллюстративный (беседа, демонстрация);
Время занятия: 45 минут
Основная часть (10 мин)
Практическая часть (25 мин)
Физкультминутка (3 мин)
Заключительная часть (5 мин)
I . Вводная часть: Здравствуйте, сядьте удобно, настройтесь на работу. Тема нашего урока: «Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание». В течение урока вы познакомитесь с узелковым батиком, как видом декоративно-прикладного искусства и основными его техниками. Перед вами стоит задача к концу урока успеть сделать красивое, нужное, выполненное в необычной технике изделие и продемонстрировать его друг другу. Мне бы хотелось, чтобы вы прикоснулись к творчеству, разбудили свою фантазию, показали свою индивидуальность.
Мир будет счастлив только тогда,
Когда у каждого человека будет
Иначе говоря, когда каждый будет
Находить радость в своем труде.
Узелковый батик — это не роспись ткани, а ее крашение. Различные цветовые эффекты на ткани можно получить за счет перевязывания отдельных участков ткани узелками. Узелковое крашение применяют для получения одно- или многоцветных эффектов на материалах, предназначенных для одежды, для декоративных изделий. Этот способ орнаментации ткани считается самым древним. Он был распространен во многих странах мира: Индии, Японии, Китае и др.
В России батик появился в ХХ веке и применялся для украшения интерьера: занавески, абажуры, покрывала, скатерти, настенное панно – всё богато украшалось в технике батика.
Например, в 70-е годы в технике узелкового батика молодёжь красила футболки, которые превращались из белых, серо-голубых в многоцветные и были «криком моды”, а в последующие годы и джинсы «вываривались” в этой технике.
Сегодня снова очень модно носить сарафаны, джинсы, блузки с разноцветными разводами, а также футболки, шарфы, банданы, платки… Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире.
Существует несколько видов батика:
техника горячего батика (парафин);
техника холодного батика (ре з ерв);
техника узелкового батика (узлы)
Вопрос к детям: С каким видом батика мы с вами сейчас знакомимся?
Техника узелкового батика.
Вопрос: Как вы думаете, почему этот вид батика называют узелковым
С помощью техники батика можно создавать уникальные работы, существующие в единственном экземпляре, которые нельзя купить в магазине.
Суть этой техники состоит в том, что перед крашением ткань по предварительно продуманной схеме складывают определенным способом и перевязывают прочными нитками (х/б, шелковыми, льняными) или тонкими шнурами.
Существует много способов складывания тканей и завязывания узелков
Основной прием в узелковом крашении – завязывание ткани в обычные узлы.
Узоры, с помощью, которых можно получить мраморный рисунок.
Складывание, с помощью него можно получить геометрические узоры.
Прошивание, с помощью которого получается самый простой орнаментальный узор.
После крашения нитки разрезают и вытягивают, ткань подсушивают и проглаживают.
Узоры в форме кружочков, розеток и точек можно получить, применяя самые разнообразные предметы — горошины, камешки, шарики, жемчужины, бусинки. Одно условие — эти предметы не должны линять.
Изменяя пропорции свободных и перевязанных участков ткани, можно достичь разнообразных графических и живописных эффектов.
III. Практическая работа:
Извечное стремление женщин выглядеть неповторимо, оставаясь в рамках моды, как и много лет назад заставляет нас взяться за кисть, подпитывает постоянный интерес к оригинальными вещами.
Ещё в 13 веке азербайджанский поэт Низами писал:
Звуков шёлковых жду, — тех, внимая которым,
Распишу нежный шёлк я тончайшим узором…
На этой поэтической ноте приступим к реализации задуманного.
Давайте вспомним, какими красками мы будем красить ткань, конечно, краски нам нужны специальные по ткани, они перед вами.
И, конечно, повторим технику безопасности при работе с красками, нитками, ножницами. (повторяют)
Вы будете работать сегодня жидкими красками, как правильно их открывать?
Где будут стоять открытые краски?
Как правильно передавать ножницы?
Сегодня мы с вами работаем с нитками, надо будет очень крепко завязывать нитками ткань, будьте осторожными, чтобы не порезаться.
Выбирая цвета для узелковой росписи, не следует увлекаться их количеством. Накладываясь друг на друга, краски дают новые цвета, поэтому важно подобрать их так, чтобы при смешивании не образовалось некрасивых цветовых пятен.
А для этого вспомните, как распределяются цвета в спектре. (спектр вы видите на доске) Для этого вспомним шуточное выражение про охотника. (каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам ничего не мешало;
кисть – в правой руке;
салфетки для просушивания кистей – слева ;
Перед вами справа краски, емкости с водой.
А теперь слушайте и смотрите внимательно. Начинаю объяснение технологии узелковой росписи «СОЛНЫШКО».
Увлажните и отожмите ее
Найдите на этом лоскуте середину
Сожмите ткань двумя пальцами и обмотайте ее
катушечной ниткой, отступя от середины на 5,0-6,0 см (рис.2)
Заложите на этой заготовке частые складки.
Не обрывая нить, продолжайте плотно обматывать заготовку.
Сделать это можно следующим образом: обматывайте ниткой заготовку, при этом как бы постепенно спускаясь вниз и отступив от первой плотной обмотки, 3,0 или 4,0 см. Сделайте еще такую же плотную фиксацию. После этого снова «спускайтесь» вниз на 5,0 или 6,0 см и сделайте еще одну плотную обмотку. Теперь отложите все в сторону,
-Закрыть глаза, отдых 10-15 секунд. Открыть глаза. Повторить 2,3 раза.
-Движения глазными яблоками: вправо-вверх; влево-вверх, вправо-вниз, влево-вниз. Повторить 3,4 раза.
-Глаза закрыть, отдых 10-15 секунд.
— Самомассаж. Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза, пальцы вместе. Держать 3-5 секунд. Ладони на стол, открыть глаза.
Наши глаза отдохнули, приступаем к самому интересному этапу нашей работы. Мягкими, но быстрыми движениями кисти наносим мазки, не стремясь полностью закрасить большие участки поверхности. Сначала работаем с одним цветом, потом с другим.
Все ли вам понятно? Ну а теперь приступайте к работе. Ничего не бойтесь, смело экспериментируйте, у вас все получится. По возникающим вопросам обращайтесь ко мне.
IV . Заключительная часть (5 мин)
Молодцы! Вы хорошо потрудились, а сейчас пока наши работы пропитываются красками, давайте вспомним:
1.Какую новую технику вы сегодня узнали?
2.Какие приемы узелкового батика вы запомнили?
( узлы, узоры, складывание, прошивание)
3. К какому приему относится орнамент «Солнышко»?
Ну а сейчас аккуратно размотайте нитки и расправьте салфетки. Давайте рассмотрим наши салфетки. Здесь – тепло ваших рук, сюда вы вложили частичку своей души.
Подводя итог нашего занятия, попробуем ответить на вопрос: «А можно ли выбрать лучшую работу»…Они все заслуживают высокой оценки, все неповторимы, как и вы. Что полезного вы почерпнули из сегодняшнего занятия? Что понравилось вам? Мы увидели, что искусство батика дает превосходные идеи для одежды, интерьера, темы для подарка. Не останавливайтесь на достигнутом, радуйте себя и своих друзей, не дожидаясь какого-то праздника. Спасибо за урок. Наше занятие подошло к концу.