Планы конспектов уроков вышивки крестом

Конспект занятия «Вышивка крестиком»
план-конспект

Скачать:

Вложение Размер
vyshivka_krestikom.docx 20.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вышивка крестиком

Цели: создать условия для

— знакомства с историей возникновения вышивки крестом;

— изучения опыта применения вышивки крестом в современном творчестве;

— освоение технических условий и приёмов выполнения вышивки крестом;

— овладения приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом.

— развивать, внимательность, глазомер, моторику кисти рук;

— развивать устойчивый интерес к вышивке крестиком.

— воспитывать аккуратность при выполнении работы;

Наглядные пособия: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров, стилизованные рисунки, отделочные материалы, виды швов.

Оборудование: ножницы, иголки, нитки мулине, слайды со схемами рисунков, канва.

Тип урока: комбинированный.

1. Организация урока.

2. Изучение нового материала

а) Постановка целеполагания занятия:

— представление опыта работы школы по данной проблеме (демонстрация ранее изготовленных работ);

— драматизация интереса к работе вышивка крестом;

— знакомство с социальным опытом детей по овладению предлагаемой технологией;

— построение учебных и технологических действий по овладению технологией вышивки крестом.

б) Сообщение познавательных сведений.

Вышивка является одним из самых любимых и распространённых видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели этим искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент и геометризованные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица символизировала приход весны.

В вышивках “свободных”, по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.

Современная вышивка может быть использована для украшения детской и женской одежды, а также бытовых вещей: занавесей на окна, салфеток, наволочек на диванные подушки, ковриков и панно, полотенец, передников, сумок, сувениров.

Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, могут быть разделены на две большие группы: к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счёту нитей ткани, ко второй – по свободному, заранее нарисованному контуру.

Выбор материалов, инструментов, приспособлений.

Иглы должны быть короткими с удлинённым ушком.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани.

Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий – полностью смыкаться.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

Цвет имеет большое значение в осуществлении замысла художника. Цветом можно усилить или уменьшить звучание того или иного элемента узора. Не все цвета, расположенные рядом, выглядят красиво.

Гармония, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов, является очень важным элементом зрительного восприятия.

Цвет – это ощущение, возникающее в результате возникновения света на наш глаз. Тёплые цвета – красный, жёлтый. Холодные – все оттенки синего.

Рис.1.- шов вперёд иголка;
Рис. 2.- шов козлик;
Рис. 3.- счетная гладь;
Рис. 4.-шов полукрест;
Рис. 5.- крест простой.

Перед тем как приступить к выполнению вышивки, необходимо правильно организовать рабочее место, подобрать ткань, нитки, инструменты и приспособления, выбрать схему рисунка. Соблюдать правила техники безопасности при работе с ножницами, иглами, утюгом.

Организация рабочего места.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Нитки и инструменты храним в специальной коробочке, а листы со схемами узоров и рисунков- в папке. Во время работы надо следить за положением корпуса, который должен быть немного наклонён вперёд, не сутулиться, не склонять низко голову. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

3. Практическая работа.

а). Выберите схему рисунка.

б). Заправьте ткань в пяльцы.

в). Подберите по цвету нитки для рисунка и приступайте к работе.

В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований, сочетании цветов, закрепка ниток и др.

4. Заключительная часть.

Вопросы для закрепления:

— Как давно существует искусство вышивки крестом на Руси?

— Какие орнаменты используют в вышивке крестом?

— Что можно украсить вышивкой крестом?

5. Рефлексия. Анализ и оценка работы.

На данном уроке учащиеся познакомились с историей возникновения вышивки крестом. Посмотрели творческие работы школы выполненные ранее. Овладели приёмами и способами работы по технологии вышивки крестом. Самостоятельно используя основу полученных знаний на уроке и знакомства с различными видами швов вышивки крестом ,приступили к выполнению творческой работы.

-С какой вышивкой вы познакомились?

— Как давно зародилась вышивка крестом?

— Где можно применять этот вид творчества?

— Какие виды швов вы узнали?

С давних пор люди разных народов использовали вышивку для украшения текстильных изделий. Это и одежда, и предметы домашнего обихода, и просто декоративные изделия.

Пусть они послужат источником вдохновения в ваших творческих попытках.

Вышивка – это большое искусство, желаю вам успехов в технологии его освоения.

Домашнее задание. Выполнить вышивку крестом.

Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.2018г.
план-конспект урока по технологии (7 класс)

Открытый урок на тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.

Скачать:

Вложение Размер
7_y_kl.doc 109 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 45
с углубленным изучением иностранного языка»

Московская обл., Ногинский р-он, с. Ямкино, ул. Центральная усадьба, д.46

Открытый урок на тему:

«Выполнение образца вышивки в технике крест» 7 класс.

Подготовила и провела: Савонина Инэсса Вадимовна

учитель технологии первой категории

Тип урока: Комбинированный

Место урока: Изучается в 7 классе и является составной частью раздела Рукоделие. (12час.) Вышивка. Техника вышивания швом крест горизонтальными и вертикальными рядами. Выполнение образца вышивки в технике крест (4 час).

  • развивающая
  • развивать элементы творческого поиска на основе приема обобщения;
  • продолжить работу по формированию умений и навыков в выполнении работы;
  • развивать умения анализировать учебный материал;
  • расширить возможности и умения учащихся при создании индивидуальных форм рукотворчества;
  • развитие творческой самостоятельности, фантазии;
  • способствовать развитию двигательной сферы (овладение моторикой мелких мышц рук при вышивке, соразмерность движений при работе);
  • образовательная
  • ознакомить с историей вышивки крестом.
  • сформировать знания о разновидностях вышивки.
  • сформировать знания о различных видах счетной вышивки.
  • расширить знания об инструментах и материалах для вышивки.
  • сформировать знания учащихся о способах пользования инструментами, необходимыми для практической работы.
  • сформировать знания учащихся о том, как осуществлять подбор нитей и тканей для вышивки.
  • воспитательная
  • развитие и воспитание познавательного интереса к предмету технология;
  • воспитывать умения и навыки индивидуальной, коллективной и групповой работы;
  • содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости окружающего мира;
  • воспитание эстетического вкуса, образного видения, любви к природе;
  • способствовать формированию дисциплинированности, аккуратности и собранности.
  • расширить знания учащихся о «шве крест», выполняемый по горизонтали, по вертикали, по диагонали;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
  • развивать сноровку, координацию движений;
  • прививать аккуратность и терпение в работе;
  • развивать мышление;
  • способствовать развитию компетенций;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
  • расширить знания учащихся о шве крест;
  • закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий

Метапредметные результаты : (развивающие)

  • научить развивать образность, внимание, речь;
  • уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, (образовательные интернет ресурсы, энциклопедии и т.д.);
  • развить навык работы в группах при выполнении практических работ;
  • находить способы созидательного труда внутри группового общения;
  • соблюдать правила культурного взаимоуважительного общения;
  • уметь обобщать и делать выводы.
  • умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;
  • воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ :

1. «Технология. Индустриальные технологии. Технология ведения дома» 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. / Н.В.Синица, В.Д. Симоненко/. М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2017.

2. сеть Интернет.

3. Методическое пособие «Технология» 7 класс. Алгоритм успеха. / Н.В.Синица, П. С. Самородский, 2-е изд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2017.

4. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций «Технология» 7 класс. Алгоритм успеха. / Н.В.Синица, П. С. Самородский, 2-е изд., дораб.- М.: «Вентана-Граф», 2017.- 96 с.: ил.

Перед уроком проводится проверка гигиенических условий:

  • температура – 18-22 0 С;
  • соблюдение режима проветривания (длительность зависит от температуры наружного воздуха 1–10 мин. на малой перемене; 10–35 мин. на большой перемене);
  • порядок в классе.

1. Словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа с литературой).

2. Наглядные (демонстрация изделий с помощью презентации, показ трудовых приемов).

3. Практические (самостоятельная работы по выполнению приемов, технологических операций в технике «Вышивка швом крест»).

  1. Организация образовательного пространства (1 минута)

Обучающиеся садятся за свои столы и проверяют наличие тетрадей, учебников, дневников, ручек, карандашей.

Учитель включает компьютер и мультимедийный проектор, интерактивная доска в режиме ожидания.

Учитель: Здравствуйте, ребята я очень рада приветствовать вас на уроке. Все ли присутствуют?

Ученики: Приветствуют учителя.

Учитель: Сегодня мы проводим с вами урок, на котором постараемся показать, как можно использовать полученные ранее знания на практике. Чтобы работа спорилась, мы должны приступить к ней с хорошим настроением, поэтому посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Постарайтесь во всем разобраться.

  1. Мотивация к деятельности (2 минуты)

Учитель: Давайте вспомним с чего все начиналось, а начиналось все со слова «технология»

Слово « технология » происходит от древнегреческого techne – что переводится, как искусство, мастерство, умение , а также logos – учение, наука . А значит, технологию , с одной стороны, можно рассматривать как науку, а с другой стороны – как практическую деятельность человека. Исторически понятие « технология » возникло в связи с техническим прогрессом и согласно словарным толкованиям представляет собой совокупность знаний о способах и средствах обработки материалов.

Учитель: Но прежде, чем мы с вами начнем урок, я хотела бы, чтобы вы на него настроились.

В начальной школе вы уже приобрели навыки выполнения основных стежков, поэтому для повторения материала и активизации умственной деятельности я правомерна задать вам следующие вопросы:

  • Какие вышивальные швы вы знаете?

( прямые стежки: шов иголку вперёд;

петлеобразные стежки: шов иголку назад

  • Какие изделия украшали вышивкой?
  • Умеет ли вышивать кто-либо у вас дома?
  1. Этап постановки целей и задач урока (3 минуты)

Учитель: А мы с вами идем дальше. Ребята, все ли вы читали или читаете сказки?

Учитель: А я помню такие сказки, где говориться о рукоделии. Знаете ли вы такие сказки?

А вот библиотекарь нашей школы Петренко Татьяна Ивановна сделал нам подборку таких сказок: «Царевна лягушка», «Серебряный колокольчик», «Баба Яга», «Крошечка- Хаврошечка».

Учитель: Ребята, героинь этих сказок можете назвать? (см. книжки!)

  • (Царевна-лягушка- Василиса Премудрая;
  • девочка Машенька;
  • стоит избушка, а в ней сидит Баба-Яга и пряжу прядет;
  • Крошечка-Хаврошечка)

Учитель: Здорово! Вы большие молодцы! Героини перечисленных вами сказок занимаются различными видами рукоделия . Как вы думаете, о каком виде рукоделия пойдет речь на нашем уроке? Мы более подробно остановимся на таком прекрасном виде рукоделия как вышивка. Как мы можем озаглавить тему нашего урока? Хорошо, ребята, давайте запишем в тетрадь сегодняшнее число и тему: «Выполнение образца вышивки в технике крест».

Учитель: А какая основная задача и цель урока?

Учитель: Наша задача научиться выполнять вышивку в технике крест и освоить необходимые операции при работе в ней. Но прежде давайте обратимся к истории возникновения этого вида рукоделия.

  1. Основная часть. Изучение нового материала (10-15 минут)

Учитель: Историческую справку для вас подготовила ученица вашего класса .

Вышивка крестом — один из интересных и очень старых видов рукоделия. Человек издавна передавал и красоту природы, и свои ощущения и переживания условными знаками и узорами: прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами

Наши предки – восточные славяне – различные явления в природе изображали с помощью знаков. Знаков – символов у славян было много, практически все они приобретали смысл «оберегов».
Обереги – символы защиты, по представлениям того времени, делали вещь непроницаемой для духов зла.

В старину каждая девушка умела вышивать. Для этого не требовалось многого и каждая семья могла позволить себе иметь необходимые инструменты. В каждой избе красный угол был украшен рушниками ручной работы, вышиты были рушники яркими красными нитями, узор вышивки содержал символы, которые оберегали каждую семью. С давних времен и по сей день хранятся в музеях прекрасные экспонаты. В XVIII – XIX веках вышивали и льняными, и шёлковыми, и шерстяными нитями. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине. И рисунки стали более разнообразными.

Учитель: Молодец. Очень полезная и интересная информация.

Вышивка — один из старейших традиционных видов декоративно-прикладного творчества. Она остается популярной и в наши дни, так как дает возможность создавать своими руками художественное изделие, пополнить гардероб неповторимыми вещами, приготовить эксклюзивный подарок близким людям.

В 5 классе вами были изучены виды вышивки и давайте вспомним, что в современное время существуют два вида вышивки:

  1. Счетная
  2. По произвольному контуру .

К счетной вышивке относятся: крест, полукрест, двустронний крест, болгарский крест, эти швы назвали так, потому что они отсчитывали нити ткани.

По произвольному контуру — вышивка выполняется по заранее нанесенному контуру рисунка.

В 7 классе мы продолжаем знакомство с вышивкой, учимся выполнять основные виды стежков. Откройте учебник на стр. 146 параграф 25 и бегло ознакомьтесь с текстом учебника. Найдите, пожалуйста, на скольких видах ручных стежков основывается любая вышивка. Мы помним, что самое главное в учебнике выделяется другим шрифтом.

Ученики : Ответы детей.

Учитель: Ребята, вы научитесь вышивать пятью видами стежков. А теперь в учебнике найдем какие это стежки. (далее другим цветом идет расшифровка этих стежков)

прямые стежки: шов вперёд иголку;

петлеобразные стежки: шов назад иголку, шов шнурок, стебельчатый шов;

петельные стежки: петельный шов, тамбурный шов;

крестообразные стежки: козлик, бархатный шов;

косые стежки: каждый стежок ложиться по диагонали квадрата, на изнаночной стороне получаются вертикальные стежки.

Учитель: Крест- один из самых легких для освоения видов вышивок. Крестом без труда вышиваются интересные геометрические узоры. Крест относится к счетным видам вышивок. Им вышивают по тканям, на которых не трудно производить отсчет нитей.

Можно вышивать, как каждый крест отдельно, так и рядами

Учитель: -Ребята, при любом виде рукоделия мы используем…ЧТО?

Давайте вспомним какие инструменты и приспособления понадобятся нам на уроке.(в помощь можно использовать учебник)

Ученики : Пяльцы, иголки, ножницы и др.

Учитель: Верно, ребята. Молодцы.

Пяльцы – специальная рама для натягивания ткани для вышивания . А сейчас я предлагаю вам попробовать свои силы и выполнить задание. Необходимо уточнить, что: вышивку крестом выполняют на определенном материале это-

Канва – (франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная , реже льняная ткань из кручёной пряжи, отбеленная или подкрашенная. Вырабатывается полотняным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

Учитель: Дети, для безопасного выполнения работы, что нам с вами необходимо вспомнить?

Ученики: Технику безопасности:

Учитель: Давайте вместе вспомним. Посмотрите её на своих столах.

  • Во время работы рабочее место должно быть хорошо освещено.
  • Сосчитать количество иголок.
  • Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
  • Иголки должны быть в игольнице.
  • Класть ножницы с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
  • Убрать рабочее место.
  1. Практическая часть (25-30 минут)

Сегодня мы с вами научимся создавать рисунок счетным швом крест. Прошу обратить внимание на предложенный вашему вниманию образец вышивки.

Учитель: А теперь обратите внимание на последовательность в которой необходимо выполнить предстоящую работу. В помощь вам предлагаю технологическую карту:

Первый стежок выполняется снизу слева вверх направо

Второй стежок выполняется с изнаночной стороны , вертикально вниз

Третий стежок снизу справа вверх налево

Четвертый стежок с изнаночной стороны, вертикально вниз

Выполнить закрепку, или продолжить работу далее.

Для выполнения работы учитывать определенная последовательность направление стежков.

Ученики: Самостоятельно изучают технологическую карту и схему в учебнике и выполняют практическую работу. Возникли какие нибудь трудности? Прежде, чем начать работу прервемся с вами на физкультминутку.

В сторону отложим учебник и тетрадь,
В работе нужен отдых – это надо знать!
Пальчики по парте отбивают такт,
Словно на рояле играет музыкант.

А теперь мы встанем с ваших мест друзья
И поаплодируем – без этого нельзя!
Влево мы посмотрим, а затем направо,
А теперь, ребятки, мы посмотрим прямо.

Глазками покрутим по стрелке часовой,
Вверх поднимем ручки, сомкнём над головой.
Сделаем глубокий очень вдох, друзья,
Жить без кислорода нам никак нельзя.

Ручки опустили, на носочки поднялись,
Сели, успокоились, работой занялись.
Взяли мы учебник, взяли мы тетрадь,
Снова мы готовы знания получать !

Учитель: Вышивку начинаем с желтой середины изделия, найдя вначале середину канвы. Вышиваем желтую серединку, затем строго над ней начинаем вышивку вертикальных рядов. Работу продолжаем все вместе внимательно слушая учителя. А сейчас возьмем иголки (с закругленными концами, чтобы они раздвигали нить, входя в специальные отверстия, а не раскалывали её). Ушки у данных иглах должны быть увеличенными. Дети приступают к работе.

Нам необходимо проверить теоретические основы нашего урока. И я хочу вам предложить решить мини- тест и проверить пройденный материал.

Читайте также:  Алмазная вышивка сочные пионы
Оцените статью