Платье старинное ирландское кружево

ПЛАТЬЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА ИЗ ИРЛАНДСКОГО КРУЖЕВА.

Этот тип кружева был известен в Ирландии еще в шестнадцатом веке. В то время его называли » Nuns Work», потому что плели его монахини в монастырях.

Позже кружево было немного усовершенствовано мадемуазель Риего де Бланкардье, дочерью франко-испанского дворянина и ирландки. Ей очень нравилось венецианское кружево, и она придумала, как сделать нечто подобное крючком.

фрагмент носового платка, отделанного ирландским кружевом. Ок. 1850 Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art

Основные мотивы такого кружева — цветы, листья, насекомые.

Платье из музея костюма в Киото 1905 — 1910 гг.

фрагмент платья, на котором хорошо видна стрекоза, порхающая среди цветов.

Хлопок был дешевым и легко стирался. Кружево получалось не плоское, а объемное.

На этом болеро виден еще один излюбленный элемент ирландского кружева — вязаные шарики и бутоны, крепящиеся на на тонких шнурках.

Для изготовления этого кружева требовался только крючок, который также делали вручную. Такое кружево вязали всей семьей — ведь ирландское кружево состоит из отдельных мотивов (листья, цветы, розетки), которые вяжутся порознь и затем соединяются с помощью сетки.

Так в семье каждый специализировался на чем-то одном — например, на вязании листьев или цветов.

Способ вывязывания этих фрагментов хранили, как семейную тайну, и ревностно ее охраняли.

Большинство интересных находок так и ушли в могилу. Слава Богу, не все.

Во время картофельного голода (1845-1849 гг), это был единственный источник дохода для всей семьи.

Вязанные готовые мотивы (цветы, трилистники, насекомые и виноград), жители деревень относили за много миль в город и отдавали кружевницам, которые вводили их в кружевное полотно воротников, манжет, лифов, платьев, пальто, белья и т.д.

Эти предметы одежды из ирландского кружева пользовались большой популярностью не только в самой Ирландии, но и за ее пределами, что помогло выжить многим семьям.

Спад производства и продаж этого вида кружева произошел после 1850 года из-за того, что появилось машинное кружево, более доступное по цене.

Но в конце девятнадцатого века произошли изменения в моде и ирландское кружево снова стало востребовано.


Lina Сavalier

Говорят, что в Англии, этот вид кружева стал популярен благодаря королеве Виктории, которая обожала рукоделие и кружева.

Королева Виктория, кружево, правда, не ирландское.

А к 1904 году многие кутюрье Парижа использовали его в своих летних нарядах.

Charles Klein. ca. 1910. Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art.

Herzog Carl Theodor und Herzogin Marie Jose in Bayern

Из него делали платья. Причем, как целиком

Evalyn Walsh McLean. No date; probably 1910s.

Wedding Dress ca. 1870 Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art

Причем, иногда ставили кружево на цветную подкладку.

IRISH CROCHET TEA GOWN, 1915-1930

Но чаще, платья делали цвет в цвет.

Помимо белого кружева, часто его вязали цвета «экрю».

Dress, Afternoon 1908–10 Brooklyn Museum Costume Collection at The Metropolitan Museum of Art

Кроме платьев, из кружева «кроше» делали жакеты

IRISH CROCHET JACKET with LONG PEPLUM, c. 1920

TWO LAWN & LACE SUMMER BLOUSES, c. 1905

Ну и конечно вязали прелестные воротники и пелерины

Exquisite Irish Crochet White Lace Collar

Не редкость — чехлы для зонтиков от солнца из ирландского кружева.

Сегодня у рукодельниц это кружево тоже популярно. Современные варианты встречаются на подиумах и даже в продаже. Конечно, это уже не та изысканная работа, но все же.

Carrickmacross Lace Demonstration Nora Finnegan at the Kenmare Lace & Design Centre.

В то время как многие другие стили кружева канули в лету в начале 20-го века, Carrickmacross кружево оставалось востребованным, в первую очередь, благодаря мастерицам из монастыря Сент-Луис, где до сих пор этому ремеслу обучаются сотни поклонниц этого кружева. Теперь мастерицы производят этот вид кружева часто для особ королевского дома и по заказам ведущих кутюрье и дизайнеров мира. Так, например, и свадебное платье принцессы Дианы, и свадебное платье невесты принца Гарри — Кэтрин Миддлтон, Ее Королевского Высочества герцогини Кембриджской, были отделаны настоящими кружевами Carrickmacross.

Платье Кэтрин Миддлтон

Эти кружева появились в городке Clones, благодаря Cassandra Hand, жене главы местной церкви, которая научила вязать их с целью обеспечения работой на местах бедных прихожан церкви.

Cassandra Hand Centre Clones,Co.Monaghan Ireland

Первоначально дизайн этих кружев был копией венецианских кружев. С той лишь разницей, что в Венеции такие кружева были игольными — мотивы представляли собой вышивку на ткани. Но изготовление мотивов крючком существенно сократило время для производства этих кружев. Чтобы имитация венецианского чуда выглядела максимально приближенной к исходному образцу, кружева вязались из очень тонких нитей с помощью тончайшего крючка, изготовленного из иглы.

Кружева традиции Clones Lace не погибли в городке Clones в начале 20-го века, как это было в других местах. В конце 1940 года местные производители кружева вязали платья для большой поклонницы этого вида кружев — для королевы Марии. Начиная с коронационного платья и заканчивая бельем — все убранство королевы было украшено кружевом из северных областей Ирландии.

Спад в продукции этого кружева начался после Великой Отечественной войны — резко снизились обороты льняной промышленности, что и повлекло затишье в производстве Clones Lace.

Искусство изготовления Clones Lace было возрождено в конце 1980-х годов энтузиасткой этого ремесла MarieTreanor.

В настоящее время она ведет очень активную деятельность по популяризации этого кружева: проводит встречи кружевниц, дает обучающие уроки, пишет книги Clones Lace и очень доброжелательно и отзывчиво общается в интернете со всеми, кому интересен этот вид рукоделия.

История Kenmare кружева восходит к 1860 году, когда здания монастыря и церкви Святого Креста в городке Kenmare были достроены. Вместе с этим радостным событием пришло осознание и того факта, что другой работы в городе почти нет — только торговля. В городе напрочь отсутствовала какая-либо оплачиваемая работа для женщин. Уже к 1864 году рабочие и их семьи начали испытывать самые трудные времена: бедность и голод. Это бедственное положение и послужило толчком к тому, что монахиня Poor Clare под руководством матери игуменьи O’Hagan создали школу рукоделия, чтобы помочь и нуждающимся, и себе, основав мастерскую в здании монастыря. Там молодые девушки занимались производством кружева для церковных одежд и церковной утвари, резьбой по дереву, изготавливали изделия из кожи.

Первоначально товары, изготовленные в этой мастерской, продавались в местном отеле богатым туристам из Англии и Дублина, которые приезжали сюда на отдых летом. К 1869 году триумфальное шествие Kenmare Lace началось по миру: именно оно было столь изящным, тонким, с оригинальным дизайном и виртуозным исполнением, что стало известным как «Point d’Irelandaise». Его уже можно было купить и в Париже, и в Лондоне. На выставке Cork Exhibition в 1883 году Кенмарские кружева были награждены медалями за совершенство исполнения. К этой выставке в те времена был большой интерес в мире искусства. Kenmare Lace стали очень популярны, в первую очередь, в среде служителей церкви. Многие епископы и кардиналы заказывали себе одежды в монастыре города Kenmare.

Надо сказать, что и по сей день кружева (не только ирландские, разумеется, но ручной работы) в одежде служителей церкви очень популярны:

Технология изготовления Kenmare Lace довольно сложная: это игольное кружево, которое сначала вышивается на двух слоях ткани, а затем более плотная ткань — основа вырезается между вышитыми фрагментами, которые соединены тонкими стежками-бридами.

Nora Finnegan демонстрирует технологию изготовления Кенмарского кружева

Сегодня технология изготовления этого вида кружев сохраняется благодаря энтузиастам и любителям истории Ирландии, ее культуры и традиций. таким, как Нора Финнеган — директор Центра Кенмарского кружева и Дизайна.

Здание Центра Кенмарского кружева и Дизайна.

Он расположен на втором этаже этого здания. Это не только музей. Это место встречи для кружевницы со всех уголков мира. Когда речь идет о кружеве, которое демонстрирует Нора, исчезают языковые барьеры. Искусство и ремесло плетения кружев само по себе является формой общения. Здесь Кенмарское кружево хранится, изготавливается, демонстрируется и продается. Здесь можно купить и материалы для изготовления кружева. Первое, что бросается в глаза при входе в центр — образцы старинного кружева из монастыря кларисок Kenmare.

Йольское (Yougal) кружево мало отличается от Кенмарского, ибо и расположены эти местности неподалеку друг от друга, и разработчики этих видов кружев изначально учились друг у друга. Но все же различия есть. Споры о том, какое из этих кружев появилось раньше и каковы их отличительные черты, продолжаются до сих пор. В разных источниках можно найти диаметрально противоположные сведения.

Но все же кружево Yougal родилось в монастыре города Yougal (графство Корк), где монахини разработали свой собственный стиль кружева и научили местных жителей, чтобы помочь им выжить во время картофельного голода 1840-х годов. В некоторых источниках есть такие сведения: «Кружево Yougal родилось в нищете и голоде 1845-1847 годов. Мать Мэри Энн Смит обнаружила в монастыре небольшой кусок старого итальянского кружева. Она разобрала его на части, изучила каждый стежок и разработала методику их воспроизведения. «

Похоже, источником для кружева Yougal действительно послужили венецианские кружева. Но Yougal имеет свои собственные отличительные черты: в его дизайне часто используются цветы, ягоды и фрукты, произрастающие в этом регионе . Это действительно самые настоящие «ирландские» кружева.

Кружева Йол (Yougal) являются более тонкими, поскольку изначально они конкурировали с еще более тонкими бельгийскими кружевами и не путешествовали далеко за пределами Британских островов на протяжении многих лет. Поэтому Yougal кружева очень трудно найти сегодня и эти кружева крайне редко встречаются в коллекциях по всему миру.

В 1960 году умерла последняя монахиня, которая владела всеми секретами производства этого кружева. Но сохранились книги по игольному кружеву, благодаря которым техника изготовления кружева Yougal дожила до наших дней.

Пожалуй, значительным отличием стали более толстые нитки, которые прокладывались под вышивку, что делало все кружево более объемным и выразительным. В дальнейшем появился и свой особый, характерный дизайн: стилизованные цветы и бутоны в рисунке кружева, которые трудно не узнать:

Сегодня очень немногие местные энтузиасты заняты изготовлением этого вида ирландских кружев. Кружева Inishmacsaint lace настолько сложны в изготовлении и редки в продаже, что стоимость антикварных Inishmacsaint lace и выполненных в настоящее время одинакова.

Это чрезвычайно легкие и тонкие кружева с вышитыми крошечными стежками цветочными орнаментами на тонкой сетчатой основе. Обычно сетка натягивалась на раму для вышивки на ней рисунка. Но существует и технология вышивки без рамы, где тонкая сетка крепится к прочной тканевой основе.

Эти кружева производится и в настоящее время, но в период существования бизнеса Чарльза Уокера этих кружев было произведено в большом количестве, в результате чего они и по сей день довольно широко доступны.

В написании этой статьи использовались материалы с сайтов:

Читайте также:  Платье летнее выкройка ткани
Оцените статью