Платки батик что это

Горячий батик — оригинальная идея для шелковых платков

Холодный батик завоевал сердца многих рукодельниц своей красотой и легкостью исполнения. Однако по-настоящему оригинальные шелковые платки можно создать, только используя традиционную технику — горячий батик.

Особенности творчества

Прежде чем начинать расписывать шелковые платки в технике горячий батик, вам стоит получше узнать о происхождении и тонкостях этого рукоделия. Именно эта разновидность изначально применялась, чтобы создавать красивые рисунки на ткани.

Особенности горячего батика заключаются в следующем:

  • в состав резервирующего вещества с древних времен входит воск — он лучше остальных ингредиентов покрывает ткань, предотвращая растекание красочного пятна по ней;
  • поскольку воск находится в жидком состоянии только при определенной температуре, резерв нужно постоянно подогревать. Отсюда и название техники — «горячая». Соблюдайте технику безопасности во время работы — по неосторожности легко получить ожог.

Кроме того, расписывая шелковые платки подобным образом, мастера рисуют резервом не только контур, который позже будут заполнять цветом, как раскраску. Иногда воском покрывают отдельные участки полотна разных размеров — к примеру, если нужно оставить отдельные детали рисунка светлыми, а остальное пространство закрасить темным.

Если вы хотите заниматься горячим батиком, вам понадобится больше приспособлений, чем для холодного батика:

  • емкость для плавления воска — существуют специальные кружки с двойным дном, у которых верхнее постоянно прогревается, но вы можете использовать обыкновенные кастрюльки разного размера для водяной бани;

  • батик-штифт — приспособление с небольшой емкостью внутри и тонкой иглой с отверстием, позволяющее набирать небольшое количество воска, при этом постоянно нагревая его внутри, и рисовать им линии разной толщины;
Читайте также:  Картины пэчворк своими руками мастер класс

  • чантинг — приспособление, похожее на стеклянную палочку для холодного батика, но более устойчивое к высоким температурам.

И все это — не считая привычных художественных кисточек с натуральным ворсом, трафаретов, штампов, щеточек, печатей, леек.

Виды горячего батика

Существует несколько разных техник горячего батика, которые применяют, чтобы расписывать шелковые платки. В зависимости от выбранного вами стиля, узор на ткани может получиться четким, расплывчатым, с плавными или резкими цветовыми переходами, с брызгами, пятнышками и линиями.

Простой батик

Эта роспись по ткани также называется рисованием в одно перекрытие. Изначально рабочие инструменты нужно прогреть до температуры плавления резервирующего состава, иначе он застынет на них еще до начала рисования.

На натянутые в раме шелковые платки мастер наносит воск, рисуя им причудливые узоры, фигуры и картинки. Только после застывания резерва можно наносить краску равномерным слоем на всю поверхность полотна с помощью ватного тампона.

Иногда перед тонированием всей площади контрастным цветом заполняют отдельные участки, окольцованные резервом, чтобы сделать картину разноцветной.

Сложный батик

Этот метод является последовательным повторением простого батика несколько раз. После того, как вы нанесли первый слой краски на свои шелковые платки, работу можно продолжить двумя способами:

  • избавиться от воска первого этапа, нанести новый и снова покрасить полотно;

  • нанести рисунок резервом поверх старого, перекрывая некоторые уже окрашенные участки.

Постепенное наслаивание цвета должно происходить от самого светлого к самому темному — лучше наносить не более четырех слоев.

Работа от пятна

Делать рисунки на ткани в этой технике сложнее всего, но результат действительно стоит усилий! Работа немного похожа на сложный горячий батик, но изначально наносится не резерв, а разноцветные пятна светлой краски.

Когда краситель высыхает, сверху резервом прорисовывают сложные, как правило — растительные орнаменты, вокруг которых снова наносятся разные цветовые пятна. Этот процесс можно повторят до трех раз, после чего полотно с рисунками резервом покрывается темной краской, способной скрыть излишки и неровности цветовых пятен.

Весенний платок: мастер-класс

Этот урок подойдет как начинающим рукодельникам, так и тем, кто уже немного знаком с различными техниками батика. Прежде чем расписывать шелковые платки, хорошо выстирайте материал без использования моющих средств.

Если вы будете создавать рисунки на ткани впервые, подготовьте шаблон-эскиз в натуральную величину, который поможет вам выполнить работу аккуратно и качественно. Впоследствии вы натренируетесь и сможете обходиться без него.

  • Подготовьте все необходимые материалы: краски с кисточками, рамку, шелковое полотно, шаблон, резерв и емкость для поддержания постоянной температуры.

  • Натяните полотно на раму так туго, как на барабане.

Маленькая хитрость: чтобы шелковые платки натягивать было легче, слегка смочите их водой из пульверизатора.

  • Подложите эскиз под полотно — как правило, сквозь натянутые шелковые платки хорошо виден рисунок, так что вы сможете легко перерисовать его тонким простым карандашом.

  • Расплавьте воск от обыкновенных свечей без красителей на водяной бане до жидкого прозрачного состояния. Опустите в вещество рабочие кисти — им тоже нужно нагреться.

  • Закрасьте воском те места картины, которые должны остаться самыми светлыми: зрачки животных, блики на окнах. В мастер-классе это — края лепестков. Сделайте несколько легких взмахов над картиной, чтобы воск с кисти лег небрежными брызгами.

  • Смочите шелковые платки-заготовки водой и распишите их самыми светлыми, тоновыми красками. Подождите, пока ткань полностью высохнет.

  • Снова наберите теплый воск на кисти, прорисуйте те места, которые останутся в светлых цветах на картине. Еще раз сделайте эффект брызг и можете повторять процесс покраски.

  • Когда практически вся поверхность будет заполнена воском, можно сделать эффект «кракле». Поместите полотно в холодное место (зимой — на балкон, летом — в холодильник) примерно на час, предварительно сняв ткань с рамки. Достаньте заготовку и хорошенько помните ее — на поверхности образуется множество трещинок. Теперь снова наденьте заготовку на раму и краской нужного цвета затонируйте все полотно — проникая внутрь трещин, она создаст интересный эффект.

  • Полностью высохшую роспись по ткани снимите с рамы и аккуратно потрите края работы друг о друга, как при стирке, отшелушивая воск. После этого положите свои шелковые платки между двумя газетными листами и прогладьте утюгом. Меняйте газеты до тех пор, пока они не будут оставаться чистыми от воска после глажки.

  • Возьмите очень тонкую, почти сухую кисточку и прорисуйте мелкие недостающие детали.

  • Рисунки на ткани готовы! Осталось подшить края изделия — и можете смело появляться в обновке на людях.

Еще один мастер-класс, показывающий, как можно раскрасить шелковые платки в технике горячий батик, вы можете подсмотреть в следующем видео.

Выбираем ткань для батика.

Сегодня я расскажу о тканях, которые использую в работе. В основном это конечно же натуральный шелк. С ним приятно работать и он великолепно смотрится, а так же комфортен в носке. Но натуральный шелк — это только состав ткани. Натуральный шелк может быть тонким, плотным, мягким, упругим, гладким, шероховатым, из него даже ковры ткут! Одни виды шелка подходят для традиционной росписи, другие скорей для экспериментальной. Одни хорошо драппируются и потому отлично смотрятся в платках, другие хорошо держат форму и не растягиваются, поэтому их лучше использовать для штор и панно. Поэтому из всего многообразия шелков я выбрала несколько видов и работаю в основном с ними, иногда обращаясь и к менее распространенным типам полотна.

Дальше я буду рассказывать о каждом виде с точки зрения использования шелка в жизни: как носится, драпируется и т.д., и с точки зрения художника: насколько приятна ткань в работе.

Скорей всего при слове «шелк» вы представили себе атлас. Именно он, король шелков, воплощает в себе все лучшее: благородный блеск, мягкость, красивые складки, игру цвета. Правда, некоторые не любят его за скользкость и чрезмерную нежность. На тонком атласе довольно просто поставить зацепку или сдвинуть волокна при стирке. Поэтому в своих работах я чаще использую атлас плотностью 14. Он не намного тяжелее атласа 12плотности, но при этом его основные нити расположены более плотно и полотно не так легко травмировать.

Я люблю атлас за то, что краски на нем легко растекаются, цвета выглядят ярче, чем на других шелках, и атлас всегда сохраняет мягкость. Не люблю за тянучесть. Довольно сложно бывает изобразить на атласе прямые линии, особенно ближе к краю, который невозможно натянуть идеально ровно. К тому же у атласа есть лицо и изнанка, не очень удобно для платков.

Крепдешин.

Этот шелк как раз для тех, кто не любит блеск и скользкость. Крепдешин имеет чуть шероховатую поверхность (которая все равно остается шелковой, ее не сравнить со льном, например). А не любят его как раз за эту шероховатость и отсутствие блеска. Каждому свое. При этом он мягкий и легко драпируется.

У меня бывают периоды большой любви к крепдешину, когда я отдаю должное его способности держать линию при свободной росписи, мягкости и сдержанности. Нет блеску и роскоши атласа, даешь благородство крепдешина!)) Но есть у него и свои недостатки: он тянется гораздо больше атласа, то есть с прямыми линиями еще сложнее, и может заметно сократиться в размерах после снятия с рамы и стирки.

Третий кит батика А может первый. Свои первые опыты в росписи я ставила именно на нем. Он дешевле атласа и крепдешина, не тянется, достаточно тонок, чтобы хорошо пропитываться резервом, цвета на нем не меняют свою насыщенность в зависимости от угла падения света. В общем с ним работать легко. Но в конечном итоге выглядит он скромнее, чем атлас и крепдешин. Он не так мягок, не обладает роскошным блеском или интересной фактурой. И тем не менее он прекрасно подходит для вещей, которым необходимо держать форму (галстуки, наволочки, шторы,одежда), для легких летних платочков, или вещей с росписью, где много прямых линий. И на мой взгляд туаль — это лучшая ткань для панно.

Саржа или твил.

Признаюсь, я затеяла эту статью ради саржи Сейчас это моя любимая ткань, но поскольку раньше я ее не использовала, мои заказчики, возможно, мало с ней знакомы. Поэтому я ее немножко понахваливаю. Итак саржа подобно туалю мало тянется, поэтому на ней возможна самая замысловатая роспись, обладает легким блеском и интересной фактурой. Она мягкая и хорошо драпируется. Одинакова с двух сторон. И особый момент, платки Hermes по большей части делаются именно из саржи.

Недостатки. я в своей влюбленности их пока не вижу. Ну, возможно, вы просто не любите саржу, а любите атлас.

Шифон я почти не использую, но иногда случается, поэтому опишу. Шифон тонкая, чуть шероховатая ткань. Хорошо подходит для одежды, поскольку не скользит. Например для тонких накидок. Или для платков. Большой-пребольшой шифоновый платок можно упаковать в маленькую-премаленькую сумочку и достать в нужный момент. Удобно для летних путешествий.

В работе я шифон не люблю. Он слишком тянется, быстро сохнет, краска на него ложится не очень равномерно. Возможно, я просто не умею его готовить

Упомяну и фуляр, справедливости ради, поскольку давно с ним не работаю. Фуляр тонкая шелковая ткань. Очень тонкая, очень нежная. Зацепки, сдвиги основных нитей — спутники фуляра. Но он мягче туаля и иногда может быть предпочтительней.

Не 100% шелковые ткани.

Я люблю работать с шелком. Для меня, как для художника, это идеальный холст, на которым краски текут и играют и работа движется с удовольствием. Другие ткани это сложная территория, иногда она подсказывает новые интересные решения, иногда просто добавляет сложностей. Но бывает же что и шелк приедается и хочется чего-то новенького, необычного.

Батист, хлопок/шелк.

Интересная ткань. Не блестящая, мягкая, с интересной фактурой. Хорошо драпируется. Для меня это «зимняя» ткань, хотя она достаточно тонкая и подойдет для летних вещей тоже.

Поскольку краски хорошо растекаются на батисте, он может использоваться для росписи в классических техниках батика. А его чуть шероховатая поверхность прекрасно подходит для свободной росписи. Надо учитывать, что цвета на батисте получаются более приглушенными, чем на 100% шелке.

Шерсть/шелк.

Зимняя ткань. Грубоватая на вид, с выраженной фактурой, но довольно мягкая. Отлично подходит для свободной росписи, а вот классический холодный батик на ней выполнить довольно сложно.

Вот такие ткани я использую. Почти любой платок или шарф может быть повторен на другом виде ткани, чем он был выполнен изначально. Поэтому не стесняйтесь предлагать новые решения, возможно это пойдет на пользу старому сюжету

Оцените статью