Плетеные искусной мастерицей кружева

Содержание
  1. 2. Вставьте одно или два н. 1. Кошеная трава, скошенная трава, кошенная утром трава; точeые ножки, заточе ый карандаш, тoчeый масте- ром орус; плете ое кресло, сплете ые ветви, искусно плетене кружева; ткаая скатерть, сотка ая скатерть, тка_ая мастери- цей скатерть; вяза ый шарф, связа ый шарф, вяза_ый бабуш- кой шарф; травле ый волк, затравле ый волк, травле ый со- баками волк; штопа ый носок, заштопа_ый носок, штопа ый мною носок; пуга ый воробей, испуга ый воробей, пугаая взрывом ворона; сеяые травы, посея_ые травы, сеяые под зиму травы. 2. Чище ая обувь, нечище ая обувь, непочище ая обувь, чище ая мальчиком обувь; краше ый пол, некрашеый пол, крашеый кистью пол; зва ый обед, незва_ый гость, вы- зва ый врач, зва ые кужину гости; гаше ая известь, нега- ше ая известь, погаше ый огонь, гаше ый водой костер; мо- роже_ая рыба, немороже ая рыба, свежемороженая рыба, замороже_ая рыба, незамороже __ая рыба, мороже_ая на зиму рыба; золоче ая трость, позолоче_ая трость, золоче_ая масте- ром трость. 3. Купле ый билет, лише ый голоса, брошеый мяч, реше ый вопрос, обеща ый подарок, рождеый зимой, пле- не ый враг, да ый случай, нежда ый гость, невида ый ре- корд, неслыха ый скандал, отчаяый борец, нечая ый просту- пок, свяще ый долг, неожида_ое письмо, обиже ый друг, виде ый фильм, чита_ый рассказ. 4. Смышле ый мальчик, назва_ый брат, посаже ый отец, посаже ое дерево, конче ый человек, конче ая работа, бало- ва ый малыш, корчева_ый лес, кова_ый сундук, жева ый лист, закова ый влаты, изжева ый край листа.
  2. Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева
  3. Содержание:
  4. История
  5. Мотивы и символы
  6. Инструменты и материалы
  7. Разговор с мастерицей
  8. Немного о процессе
  9. История
  10. Елецкое кружево
  11. Вологодское кружево
  12. Мотивы и символы
  13. Инструменты и материалы
  14. Немного о процессе
Читайте также:  Выкройки для короткой дубленки

2. Вставьте одно или два н.
1. Кошеная трава, скошенная трава, кошенная утром
трава; точeые ножки, заточе ый карандаш, тoчeый масте-
ром орус; плете ое кресло, сплете ые ветви, искусно плетене
кружева; ткаая скатерть, сотка ая скатерть, тка_ая мастери-
цей скатерть; вяза ый шарф, связа ый шарф, вяза_ый бабуш-
кой шарф; травле ый волк, затравле ый волк, травле ый со-
баками волк; штопа ый носок, заштопа_ый носок, штопа ый
мною носок; пуга ый воробей, испуга ый воробей, пугаая
взрывом ворона; сеяые травы, посея_ые травы, сеяые под
зиму травы.
2. Чище ая обувь, нечище ая обувь, непочище ая обувь,
чище ая мальчиком обувь; краше ый пол, некрашеый пол,
крашеый кистью пол; зва ый обед, незва_ый гость, вы-
зва ый врач, зва ые кужину гости; гаше ая известь, нега-
ше ая известь, погаше ый огонь, гаше ый водой костер; мо-
роже_ая рыба, немороже ая рыба, свежемороженая рыба,
замороже_ая рыба, незамороже __ая рыба, мороже_ая на зиму
рыба; золоче ая трость, позолоче_ая трость, золоче_ая масте-
ром трость.
3. Купле ый билет, лише ый голоса, брошеый мяч,
реше ый вопрос, обеща ый подарок, рождеый зимой, пле-
не ый враг, да ый случай, нежда ый гость, невида ый ре-
корд, неслыха ый скандал, отчаяый борец, нечая ый просту-
пок, свяще ый долг, неожида_ое письмо, обиже ый друг,
виде ый фильм, чита_ый рассказ.
4. Смышле ый мальчик, назва_ый брат, посаже ый отец,
посаже ое дерево, конче ый человек, конче ая работа, бало-
ва ый малыш, корчева_ый лес, кова_ый сундук, жева ый
лист, закова ый влаты, изжева ый край листа.

2. Вставьте одно или два н.

Читайте также:  Пальто кокон сшить своими руками без выкройки быстро

1. Кошеная трава, скошенная трава, кошенная утром трава; точeные ножки, заточенный карандаш, тoчeнный мастером орус; плетеное кресло, сплетенные ветви, искусно плетенные кружева; тканая скатерть, сотканная скатерть, тканная мастерицей скатерть; вязаный шарф, связанный шарф, вязанный бабушкой шарф; травленый волк, затравленный волк, травленный собаками волк; штопаный носок, заштопанный носок, штопанный мною носок; пуганый воробей, испуганный воробей, пуганная взрывом ворона; сеяные травы, посеянные травы, сеянные под зиму травы.

2. Чищеная обувь, нечищеная обувь, непочищенная обувь,

чищенная мальчиком обувь; крашеный пол, некрашеный пол,

крашенный кистью пол; званый обед, незваный гость, вызванный врач, званые к ужину гости; гашеная известь, негашеная известь, погашенный огонь, гашенный водой костер; мороженая рыба, немороженая рыба, свежемороженая рыба, замороженная рыба, незамороженная рыба, мороженная на зиму рыба; золоченая трость, позолоченная трость, золоченная мастером трость.

3. Купленный билет, лишенный голоса, брошенный мяч, решенный вопрос, обещанный подарок, рожденный зимой, плененный враг, данный случай, нежданный гость, невиданный рекорд, неслыханный скандал, отчаянный борец, нечаянный проступок, священный долг, неожиданное письмо, обиженный друг, виденный фильм, читанный рассказ.

4. Смышленый мальчик, названый брат, посаженый отец,

посаженное дерево, конченый человек, конченная работа, балованный малыш, корчеванный лес, кованый сундук, жеваный

лист, закованный в латы, изжеванный край листа.

Плетение на коклюшках — древнее искусство создания кружева

Кружево во все времена привлекало к себе внимание за счет своей изящности, ажурности и уникальности. И хотя процесс создания кружева совсем непрост, даже сегодня находятся мастерицы, которые готовы неделями сидеть над такой филигранной работой, чтобы постичь секреты трудоемкого искусства. Одним из самых известных способов создания кружева является плетение на коклюшках, о котором мы постараемся вам рассказать!

Плетение на коклюшках — это особая техника плетения кружева, в которой узор создается с помощью специальных инструментов: валика и коклюшек. Коклюшки — это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити плетения.

Содержание:

История

Мотивы и символы

Инструменты и материалы

Разговор с мастерицей

Немного о процессе

История

Возникновение кружевоплетения связывают с такими странами, как Италия и Испания. В средние века из-за быстрого развития торговли, эта технология появилась и в России, где вобрала в себя черты национальной культуры, став уникальной и самобытной. Существует легенда, согласно которой кружево распространилось в Российской Империи благодаря стараниям Петра I: он вывез из Голландии несколько кружевниц, они же, в свою очередь, стали обучать русских мастериц. Со временем образовалось две основные школы кружевоплетения: елецкая и вологодская, расскажем подробнее о каждой.

Елецкое кружево

Изначально, все узоры, которые плели елецкие кружевницы, заимствовались из европейских образцов: итальянских, испанских, немецких, австрийских и так далее, однако вместе с совершенствованием мастерства пришли и собственные наработки.

Впоследствии елецкое кружево стало настолько известным, что его вывозили за границу за огромные по тем временам деньги (сумма, превышающая 800000 рублей, и это без перевода на современный курс)!

Елецкое кружево участвовало и в мировых ремесленных выставках, где всегда высоко отмечалось экспертами в этом искусстве.

Вологодское кружево

Не трудно догадаться по названию, что это кружево было широко распространено в Вологодской области. Основным отличительным элементом этого стиля может считаться «вилюшка» — кружевная, ажурная дорожка или тесьма, которая проходит рядом с «решетками» (сетка, получаемая в результате плетения любого кружева). Обыкновенно, с помощью вилюшки создаются узоры в виде роз, спиралей и других «завитых» элементов. Стоит отметить, что вологодские кружевницы очень любили геометрические мотивы, и насыщенный плотный рисунок.

История вологодского кружева очень напоминает историю елецкого: оно пришло из европейских стран и к 19 веку широко распространилось среди вологодских рукодельниц.

В основном кружевоплетением занимались крепостные, иногда в поместьях создавались целые мини-мастерские, в которых талантливые кружевницы работали только на своих барынь.

Количество кружевниц постоянно увеличивалось, уже к 1912 их насчитывалось сорок тысяч, а к 1960 году их стало настолько много, что был создан Вологодский кружевной союз. Это предприятие существует и сегодня на территории Вологодской области и называется «Снежинка».

Кроме этих всем известных школ, выделяются Вятская с центром в городе Советск, а также Белеевская и Михайловская.

Мотивы и символы

Несмотря на некоторые различия в стилях, во всех школах русского кружева есть похожие мотивы, узоры и орнаменты, некоторые из них имеют чисто эстетическую функцию, другие — определенную символику. Чаще всего в русском кружеве встречаются растительные мотивы, характерные для родных краев деревья, цветы, ягоды.

Нередко среди орнамента русского кружева можно было встретить узор в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб — это самое почитаемое дерево. Дуб ассоциировался с божественным началом бога-громовержца Перуна, верховным властителем древнерусского языческого пантеона. Это дерево обладало священным ореолом: его нельзя было рубить или осквернять, а ношение предметов одежды или украшений с изображением дуба имело ритуально-символический характер. Часто узор дуба в кружеве или вышивки мог выполнять защитную функцию, а также укреплять здоровье, ведь дуб это самое сильное и крепкое дерево.

Узор в виде колоска — тоже нашел свое отражение в кружевном искусстве, он служил для привлечения богатства, благополучия. Колос, как и дуб, выполнял защитные функции, оберегал от нечести и злых духов.

Русские кружевницы любили создавать великолепные узоры в виде птиц таких, как лебедь, павлин, феникс (жар-птица) — они чаще всего встречаются на русском кружеве. Возможно, главной причиной, по которой мастерицы так любят обращаться именно к этим птицам — их роскошное оперение. Но, конечно, эти птицы имеют и свою определенную символику.

Лебедь — это женский символ, обозначающий целомудрие, чистоту, милосердие. Также лебедь — птица, олицетворяющая семейное счастье, поэтому кружевное изделие с изображением лебедя будет хорошим подарком для молодоженов.

Феникс или Жар-птица — это классический персонаж для русских былин и сказок, чаще всего жар-птица появляется в трудные для героя моменты и исцеляет его от ран, смерти и других невзгод, поэтому узор в виде этой волшебной птицы по традиции приносит счастье и удачу.

Павлин — нехарактерная для русских просторов птица, тем не менее, довольно часто появляется в сюжетах родного кружева. Павлин ассоциируют с жар-птицей, однако в их символике все-таки есть некоторые различия. Исторически павлин — это царственная птица, горделивая и властолюбивая, не случайно павлиньими перьями украшают одежды восточных ханов и шейхов. Часто павлин был вышит на одеждах статусных персон.

Из этих и других мотивов и символов появляются узоры, которые теперь стали неотъемлемой частью кружевного искусства. Вот только некоторые из них: дубовый лес, павлинки, олень, сливочки, звездочки, вороний глаз и многие другие.

Инструменты и материалы

Коклюшки — деревянные палочки вытянутой формы, на которые наматываются нити плетения. Чаще всего, коклюшки изготавливаются из деревьев вроде яблони или клена, потому что они имеют гладкую структуру — это может уберечь руки кружевницы от заноз. Каждый инструмент подбирается индивидуально, длина и ширина зависит от того вида кружева, которое должно выполняться с помощью коклюшек. Длина коклюшек варьируется от 10 до 100 мм.

Валик — специальная подушка, которая туго набита соломой, поролоном, перьями или опилками. На валике закрепляются булавки, необходимые для плетения.

Для облегчения работы с довольно большим валиком используют «козлик» — специальную подставку, на которую ставится валик

Сколок — что-то вроде трафарета, по которому работает кружевница. Это кожаный или картонный отрезок, где точками отмечены места, необходимые для размещения булавок. Созданием сколков занимаются художники, поэтому каждый новый рисунок — это уникальное приобретение в коллекции мастерицы.

Также для кружева требуются булавки , лучше выбирать те, которые имеют на конце цветной шарик, по ним будет проще ориентироваться и фиксировать нити.

Исторически в качестве материала кружевницы использовали льняные нити, однако со временем стали широко применяться нити мулине, хлопковые нити и даже шелк — кружево можно создавать практически из всего. В русском кружеве вообще часто присутствуют различные дополнительные материалы, например, жемчуг, бусины, перья или мех. Это добавляет плетению интересную самобытность, а также особенный стиль.

О том, что такое плетение на коклюшках, чем оно привлекательно для мастериц, и какие есть секреты в этой технике, мы поговорили с Ольгой Чарушниковой, которая является мастером по плетению кружева!

Чем вас привлекает плетение кружева на коклюшках?

Прежде всего, может это немного самодовольно, но в наше время кружевоплетением редко кто занимается, поэтому мне приятно, что этим искусством владею я. К тому же, я люблю любые виды рукоделия, и освоить что-то новое для меня всегда было интересно!

Как вы стали этим увлекаться?

Заниматься начала еще в школе. У нас был один день в неделю УПК (учебно-производственный комбинат). Каждый ученик должен быть выбрать специальность. В 8-ом классе я с подругой выбрала профессию продавца, но сразу поняла, что это совершенно не мое. А в середине года изменить выбор специальности нельзя. А в начале 9-го класса я выбрала профессию кружевницы. И, обучаясь, не только догнала тех, кто отучились год, но и перегнала. Преподаватель Валентина Ивановна говорила, что ждёт меня после школы на свое место.

В чем главное преимущество этого вида рукоделия?

Преимущество только одно — это красота и неповторимость. Но плетение кружев очень трудоемко. К примеру, сшить изделие, даже самое сложное намного быстрее, чем сплести на коклюшках небольшой воротник.

Не пугает ли вас трудоемкость данного процесса?

На данный момент трудоемкость процесса не пугает. Это удовольствие. А если бы я работала на производстве…. Затрудняюсь ответить. Это мое хобби — и я занимаюсь этим время от времени. Делать что-либо на заказ тоже не выгодно. Потому что на изделие уходит много времени, и хотелось бы оценить свои труды по достоинству.

Сколько времени занимало создание самой сложной вашей работы?

Плела маме на юбилей воротник-шаль. Размер покрывает плечи, опускается до середины груди, на спине до лопаток. Вот на такое изделие у меня ушло 2-3 недели, плела в любое свободное время.

Где лучше всего смотрится вышивка в данной технике?

Выигрышнее всего смотрятся воротники-пелерины. А так разнообразие изделий велико. Можно и картины большие и маленькие плести. Дорожки и салфетки на столы. Как-то в интернете видела декоративные цветы…

Могли бы вы дать совет начинающим кружевницам?

Правило для таких рукодельниц одно — огромная усидчивость. Чтобы изделие получить качественным, необходимо хорошо утягивать каждую ниточку. Бубен должен быть плотно набит соломой или опилками. Крючок и булавки не должны быть ржавыми, чтобы не испачкать изделие. Необходимо также уметь читать рисунок, при взгляде на который сразу видно, какое количество коклюшек необходимо для изготовления того или иного изделия, какие приемы будут применяться в данном плетении. Будет ли где-нибудь утолщение нити.

Немного о процессе

Существует несколько видов техник плетения на коклюшках: сцепная, парная и численная. Сцепное плетение отличается от парного тем, что детали кружевного изделия вышиваются отдельно, а потом соединяются (сцепляются) с помощью крючка. Парное же кружево плетется одновременно с помощью нескольких пар коклюшек, иногда их количество может доходить до 100. Численное кружево — это самый простой способ плетения, он не требует использования огромного количества коклюшек и сколка.

Оцените статью