Многие рукодельницы любят самостоятельно подбирать оттенки мулине к своим вышивкам — на глаз, из уже имеющихся запасов, доставшихся от мам, бабушек и т.д. Как же правильно подобрать сочетание оттенков, чтобы вышивка в готовом виде радовала глаз самой рукодельницы и окружающих, и чтобы не попала в очередную серию вышивальных ужасов
Цветовосприятие оттенков у разных людей может отличаться! И то сочетание, которое нравится одному, у другого может вызвать недоумение. Можно, конечно, более детально изучить цветовой спектр и исходить из логического сочетания оттенков между собой, но не всегда это необходимо и возможно, т.к. подбор делается из того, что есть в наличии. И тут уже выбирать по спектру не приходится.
С чего начать подбор цветов мулине?
Для начала определиться с палитрой имеющихся мулине: разобрать, подобрать наиболее сочетающиеся между собой оттенки. Особое внимание следует уделить качеству и толщине нитей, т.к. в разных марках, а иногда даже в разных партиях одной марки, могут быть нити разной толщины и качества! Это важно, т.к. в вышитой работе такая разница может быть очень заметна, и серьёзно испортит вышивку! Затем, следует сделать более тщательный отбор. Для этого выньте из пасм по нитке и приложите их друг к другу на канве. Т.к. в пасме мулине выглядят несколько иначе, чем отдельно взятые нити, то и в вышивке они могут отличаться — выглядеть темнее, светлее и т.д. В чём заключается такая разница? В пасме нитки выглядят более насыщенно, больше блестят, иногда скрученность нитей зрительно меняет их оттенок. Для более тщательного подбора сочетания оттенков желательно даже вышить несколько крестиков с желаемым сочетанием оттенков, чтобы уже чётко определить результат на канве.
Плавные переходы в мулине:
Что делать, когда нет под рукой «промежуточного» оттенка, а есть подходящие, но сильно контрастирующие между собой? Чем сгладить такой переход? В этом случае вам в помощь придуманы бленды!
Вернёмся к плавным переходам.
Для того, чтобы получить недостающий промежуточный оттенок и смягчить нежелательный контраст, возьмите из пасм выбранных оттенков по одной нити одинаковой длины. Сложите их вместе и получите необходимый бленд — недостающий промежуточный оттенок!
Что даёт такое смешивание цветов ниток?
Как мы уже выяснили, таким образом мы получаем более плавный переход оттенков между собой. При таком смешивании мы получаем переход оттенков из более тёмного в более светлый без резких границ, как если бы мы взяли три похожих оттенка из спектра.
Нити мулине при таком смешивании в процессе работы скручиваются между собой, создавая в вышивке необычный, незаметно переливающийся эффект.
Для тех, кто вышивает в три и более нитей, следует учитывать пропорции блендов, в зависимости от того, какой эффект необходимо получить.
Это могут быть смешивания 1:2, 2:1, 2:2 и т.д., всё зависит от дизайна вышивки и вашего опыта.
Что лучше — на глаз или точное соответствие?
Безусловно, точное соответствие оттенков ключу схемы предпочтительнее! Но для небольших работ можно импровизировать, т.к. вышивка — процесс творческий.
Для масштабных работ всё же лучше иметь в наличии карту-палитру мулине от наиболее распространённых производителей этой продукции, называемую в простонародье живым каталогом.
Что это даёт? Такая палитра поможет вам наиболее точно подобрать оттенки мулине как из имеющихся, так и произвести замену на другие марки. И т.к. не всегда в наличии есть необходимые оттенки, заявленные в ключе схемы, такая замена послужит хорошей альтернативой без лишних затрат и потери качества.
В завершение хочу пожелать вам приятного творчества и удовольствия от результатов!
Основы цветоведения в вышивке
В художественной вышивке важную роль играет цвет. Любой, даже самый интересный рисунок или схему для вышивки может испортить неудачно подобранные цвета ниток. Для того, что бы наиболее выйгрышно сочетать цвета ниток между собой, надо знать свойства цвета, другими словами необходимо изучить основы цветоведения в вышивке. Все цвета встречающиеся в природе делятся на ахроматические — белый, черный и серый, и хроматические — все остальные, включающие цвета спектра — красный, синий и желтый, и все их возможные оттенки.
Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты, например светло-серый, темно-серый. Хроматические цвета характеризуются тоном, насыщенностью и светлотой. Цветовой тон — одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону. Человеческий глаз различает до 400 оттенков. Насыщенность цвета — это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет — это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью). Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные — в вышивке одежды. Светлота — это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой — разные по светлоте тона одного синего цвета). Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета — с белой краской.
Изучая основы цветоведения в вышивке нельзя не заметить,что все хроматические цвета делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца — желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда — голубой, синий. В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком — теплый, а с синим — холодный.
Теплые и насыщенные цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также приближающими, выступающими. Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности, поэтому их называют удаляющими, отступающими. Наибольшим приближающим эффектом обладает желтый цвет, максимально удаляющим — синий. Нанесенные на одной плоскости цвета могут казаться более близкими или более отдаленными от зрителя. Пользуясь этим свойством цветов, можно передать объем и рельефность деталей вышивки, приблизить и выделить одни части рисунка и отодвинуть на задний план другие. Например, если вы хотите вышить цветок ромашки, серединку лучше выполнить ярко-желтыми или оранжевыми нитками, которые выступают более других цветов и создают впечатление выпуклости. Так же свойство приближения и удаления цветов зависит от фона, на котором они расположены. На светлом фоне лучше выделяются, выступают темные тона, светлые теряются, а на темном фоне больше выступают светлые и яркие тона, а темные пропадают. На светлом фоне все светлые тона ниток кажутся темнее, а эти же тона на темном фоне кажутся светлее. Все хроматические цвета лучше выделяются на сером фоне. Поэтому, подбирая фон для многоцветной вышивки, лучше использовать ткани светлых приглушенных цветов (серо-зеленый, серо-бежевый, серо-голубой, серо-бирюзовый, кремовый), на которых цветные нитки будут выглядеть наиболее выигрышными. Фон в художественной вышивке ни в коем случае не должен быть ярче самой вышивки. Также следует помнить, что на белом фоне нитки выглядят более яркими и сочными, поэтому следует подбирать нитки приглушенных тонов, а вот на черном фоне красиво смотрится вышивка яркими нитками.
Еще одной неотъемлемой частью в изучении основ цветоведения в вышивке является светотень. Цвет и свет — это понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий — темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете. Правильное расположение цветов и оттенков на узоре зависит от формы предмета и освещенности. Плоский предмет, освещенный прямыми лучами, воспринимается одноцветным. На предмет объемной формы лучи света падают под разными углами и, отражаясь, создают цветовые оттенки. Каждый предмет имеет освещенную и теневую части, что позволяет видеть предмет объемным. Между светом и тенью всегда существуют переходы. В зависимости от того, как предмет расположен к источнику света, различают шесть переходных степеней светотени:
светлая часть — часть предмета, обращенная к источнику света;
полутон — часть предмета, находящаяся под каким-либо углом к свету;
теневая часть — часть предмета, находящаяся в противоположной стороне от источника света;
тень, падающая от предмета на другую освещенную часть;
рефлекс — свет, отраженный от каких-либо окружающих предметов. Рефлекс изменяет цвет изображаемого предмета и лучше заметен в тенях;
блик — особо высветленная часть предмета. Блик зависит от поверхности предмета. Матовая и шероховатая поверхность не имеют блика, а гладкая, ровная поверхность, отражая свет, дает светлый блик. Это свойство необходимо учитывать при вышивке блестящих ягод (виноград, слива, вишня), а также при вышивке глаз, которые без блика смотрятся пустыми, слепыми.
Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.
Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее. В вышивке цветов и листьев, при подборе цветов и тонов ниток вышивальщица должна учитывать их форму и освещенность. Например, нижние листья на ветке, на которые падает тень от других цветов или листьев, нужно вышивать нитками более темных тонов, чем верхние листья, которые лучше освещены и вышиваются нитками светлых тонов того же цвета. Лепестки одного цветка также неодинаково освещены, и вышивают их одни более светлыми, другие темнее.
Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть изучая основы цветоведения в вышивке это гармоничное сочетание цветов. Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании.Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.
На концах диаметров, разделяющих круг на 4 равные части, располагают 4 главных чистых цвета— красный, желтый, зеленый, синий. Говоря о «чистом цвете», подразумевают, что он не содержит в себе оттенков других, соседних с ним в спектре цветов (например, красный цвет, в котором не замечается ни желтого, ни синего оттенков). Далее на круге между чистыми цветами располагают промежуточные или переходные цвета, которые получают, смешивая попарно в различных пропорциях соседние чистые цвета (например, смешав зеленый с желтым, получают несколько оттенков зеленого цвета). В каждом спектре можно расположить по 2 или 4 промежуточных цвета. Смешав каждый цвет в отдельности с белой и черной краской, получают светлые и темные тона одного цвета, например, синий, голубой, темно-синий и т. д. Светлые тона располагают с внутренней стороны цветового круга, а темные — с внешней. Заполнив цветовой круг, можно заметить, что в одной половине круга расположены теплые цвета (красный, желтый, оранжевый), а в другой половине — холодные (синий, голубой, фиолетовый). Гармоничное сочетание цветов заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов, а также в согласованности различных цветов и оттенков между собой. Наиболее простым способом определения гармоничных сочетаний цветов является нахождение этих цветов на цветовом круге. Выделяют 4 группы цветовых сочетаний. Монохромные — цвета, имеющие одно название, но разную светлоту, то есть переходные тона одного цвета от темного до светлого (полученные путем добавления в один цвет черной или белой краски в разных количествах). Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3—4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый. Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени. Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют в своем составе один общий главный цвет (например, желтый, желто-красный, желтовато-красный). Существуют 4 группы родственных цветов: желто-красные, красно-синие, сине-зеленые и зелено-желтые.Переходные оттенки одного цвета хорошо согласованы между собой и гармонично сочетаются, так как имеют в своем составе общий главный цвет. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый). Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие. Они цвета гармонично сочетаются, если они уравновешены равным количеством присутствующего в них общего цвета (то есть красные и зеленые цвета одинаково желтоваты или синеваты). Эти сочетания цветов выглядят более резко, чем родственные. Контрастные цвета — это диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. При cоприкосновении этих цветов возникает неприятная для глаза пестрота. Но существует способ согласования контрастных цветов. Для этого к основным контрастным цветам добавляют промежуточные, которые гармонично соединяют их. Например, при вышивке букета используют 3 цвета: пурпурный, зеленый и желтый. Их нужно согласовать. Вначале берут краски и на листе бумаги смешивают поочередно желтый цвет с зеленым в разных количествах и получают зелено-желтые и желто-зеленые цвета; смешав желтый и пурпурный, получают новый цвет. Затем соответственно новым цветам подбирают нитки. Вышивая букет из красных и желтых цветов и зеленых листьев, вводят в них вновь полученные цвета, и все они будут гармонично сочетаться. Среди контрастных сочетаний существует несколько приятных для глаз и часто встречающихся в природе — это пары чистых цветов; красный и зеленый, фиолетовый и желтый. При помощи красок овладеть гармонией цветов проще. Однако, учитывая некоторые особенности, можно гармонично согласовывать цвета ниток:
нельзя смешивать диаметрально противоположные на цветовом круге контрастные цвета ниток. Например, если настрочить вместе красные и зеленые или желтые и синие, получится пестрота. Для гармоничного их сочетания необходимо добавлять нитки переходных тонов;
не рекомендуется смешивать нитки разной светлоты и разной насыщенности. Если прострочить по темно-красному розовым или по темно-зеленому светло-зеленым, то получится также пестрота. Между этими тонами обязательно должны быть переходные тона;
можно смешивать между собой цвета ниток, расположенные рядом на цветовом круге. Например, если прострочить по ниткам красного цвета темно-оранжевыми или по желтым желто-зелеными либо по темно-пурпурным фиолетовыми, то получатся новые гармоничные цвета. При этом нитки разных тонов как бы сливаются в один новый тон;
можно смешивать между собой нитки, цвета которых имеют одинаковые насыщенность (яркость) и светлоту. Например, если настрочить по бледно-голубым ниткам бледно-сиреневыми или по бледно-желтым бледно-розовыми, получатся новые тона. Также можно получить новые темные цвета, настрочив по темно-синим ниткам темно-зелеными, по темно-фиолетовым темно-красными и т. д.
Tаким образом, можно смешивать не только 2, но и 3,4 тона, создавая новые цвета и восполняя отсутствие ниток нужных цветов. Колорит— определенное взаимоотношение всех цветов и тонов узора, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной вышивке необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Вышивая узор, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки. Фон также должен быть подчинен ведущему цвету вышивки. Усвоив основы цветоведения в вышивке, светотени и гармонии цветов, можете смело приступать к воплощению самых смелых идей!