УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ Тема: ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Выбранный для просмотра документ Вводные слова.docx
Вводные слова ___________________
Запишите схемы, вставляя пропущенные знаки препинания.
Подчеркните вводные слова, которыми осложнено предложение, вставляя пропущенные знаки препинания.
1)Роспись по фарфору гжельских мастеров несомненно отличается яркостью. 2)Сочетание белого фона с синей росписью стало типичным для мастеров Гжели. 3)Орнамент узоров в основном растительный рисуется вручную.
Подчеркните слова, отражающие тему и основную мысль текста (тема – желтым, основная мысль – оранжевым цветом).
Составьте текст на тему «Народные промыслы России», используя простые осложнённые предложения.
Подведение итогов урока
Простое предложение, осложнённое
Составлять схему предложения
Правильно расставлять знаки препинания
Составлять текст, употребляя простые осложнённые предложениями
Причастными и деепричастными оборотами
Выбранный для просмотра документ Вологодские кружева.docx
1. Определите тему, основную мысль текста.
2. Подчеркните слова, отражающие тему и основную мысль текста (тема – желтым, основная мысль – оранжевым цветом).
3. Определите тип и стиль речи.
4. Вставьте пропущенные знаки препинания, подчеркните синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.
5. Запишите номера предложений в соответствующий раздел таблицы.
1 ) Друзья вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? 2) Восторгались пушистыми от снега ветвями переплетающимися в чудесное кружево? 3) К сожалению такая красота не долговечна. 4) А вот эти ажурные узоры не исчезнут и не растают. 5) И создали их не морозы и снежные вьюги а руки искусных мастериц.
6) Кружева плели во многих уголках России в Ельце Рязани Вятке Мценске. 7) Издавна славилась кружевами и старинная Вологда. 8) Солнце и звёзды ледяные цветы и гирлянды забавные фигурки людей и волшебные травы, сказочные птицы-павы и причудливый орнамент эти чудеса можно увидеть на ажурных вологодских кружевах. 9) Вот салфетки как пушистые снежинки здесь воротнички как фантастические паутинки а тут мы видим воздушные шали словно ажурные покрывала. 10) Вологодские кружева и ныне в почёте и уважении. 11) Украшая быт этими замысловатыми узорами человек окружает себя красотой и добром. (По В.Страхову)
Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение
Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами.
Сценарий урока русского языка по теме «Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами» для 8 класса. Урок-практикум построен с целью актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение, а так же формирования умения отличать простое неосложненное предложение от осложненного.
Просмотр содержимого документа
«Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами. »
Автор сценария урока:
Петриченко Дарья Ивановна
учитель русского языка
город Краснодар средней
общеобразовательной школы № 11
Тема: Понятие об осложненном предложении. Предложение с однородными членами
Цель: создать условия для актуализации и осмысления обучающимися понятия «осложненное предложение» и синтаксических конструкций, осложняющих простое предложение
— сформировать понятие об осложненном предложении;
— рассмотреть синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение;
— обсудить понятие об однородных членах предложения;
— развивать умение отличать простое неосложненное предложение от осложненного;
— развивать логическое мышление, устную и письменную речь учащихся;
— формировать личностные качества обучающихся, необходимые для саморазвития и самовоспитания;
— формировать коммуникативные умения.
Планируемые метапредметные результаты:
Формирование личностных УУД: самоопределение, самооценка.
Формирование регулятивных УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Формирование познавательных УУД: поиск необходимой информации и анализ объектов с целью выделения признаков, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выдвижение гипотез и их обоснование.
Формирование коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Формы работы с учащимися: индивидуальная, фронтальная, групповая, в парах.
Методы: словесный, наглядный, практический, деятельностный
Оборудование урока: учебник Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской «Русский язык» 8 класс. Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация учителя.
Приветствие. Организационный момент.
У. – Здравствуйте! Я хочу начать урок словами великого французского мыслителя Жан-Жака Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
У. – На интерактивной доске записано предложение, один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами не умолкая никогда.
У. – Спишите предложение, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и сделайте синтаксический разбор предложения.
Ученик у доски. – В данном предложении пропущена запятая перед деепричастным оборотом «не умолкая никогда». Что? – вода. Вода – это подлежащее, выраженное существительным. Вода (что делает?) журчит и каплет. Журчит и каплет – это сказуемые, выраженные глаголами. (Журчит во мраморе вода и каплет хладными слезами, не умолкая никогда.)
Это предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, полное.
У. – Осложнено ли это предложение? Чем?
Д. — Осложнено, однородными сказуемыми и деепричастным оборотом.
Формирование новых знаний
У. – Итак, как вы считаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Д. – Об осложненных предложениях.
У. – Перед вами на слайде изображен текст.
Друзья вы когда(нибудь) любовались морозными узорами на стекле? Вост_ргались пушистыми от снега ветвями переплетающ_мися в чудес(?)ное кружево? К сож_лению такая красота (не, ни)долговеч(?)на. А вот эти ажурные узоры (не, ни)и_чезнут и (не, ни)растают. И создали их (не, ни)морозы и снежные в(?)юги а руки искус(?)ных м_стериц.
Круж_ва плели во многих уг_лках России в Ельце Рязани Вятке Мценске… Издавн_ славилась круж_вами и стари(н, нн)ая Вологда. Со(?)нце и звезды ледяные цветы и гирлянды з_бавные фигурки людей и волшебные травы, сказочные птицы и причудливый орнам_нт эти чудеса можно увид_ть на ажурных волого_ских круж_вах.
Ученик читает текст и задание.
Задание: Спишите текст, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните синтаксические конструкции, которыми осложнены предложения.
У. – Понравился ли вам текст? О чем в нем идет речь?
Д. – Да. В данном тексте речь идет о красоте кружева.
У. – Можно ли сравнить простое неосложненное предложение с обычной нитью, а осложненное – с кружевным плетением из этой нити?
Д. – Подобно тому, как кружево украшает все вокруг, так и осложненные предложения украшают нашу речь.
У. – Действительно, осложненные предложения украшают нашу речь. Она становится более содержательной. Так и в своих сочинениях вы должны не бояться использовать осложненные предложения. Вернемся к тексту. Посмотрите внимательно на доску, прочитайте выделенные слова.
Д. – Кружево, ажурные, орнамент.
У. – Подумаем над этимологией выделенных слов. Подберите однокоренные слова к слову «кружево».
Д. – Кружить, окружность, круг.
У. – А кто-нибудь знает, из каких языков произошли слова «ажурный, орнамент»?
Д. – Возможно, «ажурный» — это французское слово, созвучно со словом «бонжур».
У. – Правильно, «ажурный» — произошло от французского языка. «А» — на, «жур» — свет, дословно: на дневной свет. А как вы соотнесете данный перевод с нашим текстом?
Д. – Ажурный, то есть прозрачный, со сквозным узором.
У. – Хорошо, а «орнамент» произошло от латинского языка. «Орнаре» в переводе: украшение. Хорошо, приступаем к выполнению задания.
4. Физкультминутка. Мимические упражнения. Выражение эмоционального состояния:
У. — Выразите мимикой свое состояние: вам говорят ласковые слова – приятно, вас ругают – неприятно, мама не пустила гулять – расстроены, пришел друг в гости – радость. Изобразите человека, изнемогающего от жажды и голода. Покажите, каким разным может быть взгляд человека: насмешливый, добрый, хитрый, печальный, умоляющий, ликующий, обиженный, сияющий.
Закрепление изученного материала.
У. – Выполняя задание, какие синтаксические конструкции, осложняющие предложение, вы нашли?
Д. – Однородные члены предложения, причастный оборот.
У. – Итак, существует несколько конструкций, осложняющих простое предложение:
Нарисуем схему. Внимание на доску. (Ученики переносят схему себе в тетрадь)
Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение
Вот и мы с вами сплели кружево.
Обратите внимание, вводные слова – это новый для вас вид осложнения, с которым вы познакомитесь на следующих уроках. Но вы неоднократно встречались с вводными словами, в художественных текстах, в своих сочинениях, в повседневной жизни. Вот, например, если я уверена в своем ответе, я скажу: «Конечно», а если буду не уверена, то что можно сказать?
У. — Это и есть вводные слова.
Выполняя предыдущее задание, вы чаще всего встречали предложения с однородными членами. Давайте вспомним, какие члены предложения называются однородными. Для этого обратимся к упражнению 224 в вашем учебнике.
Вопросы из учебника:
Однородные члены являются одинаковыми членами предложения или разными?
Д. – Однородные члены предложения выступают в роли одинаковых членов предложения.
Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос или на разные вопросы?
Д. – Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Однородные члены предложения относятся к одному и тому же или к разным членам предложения?
Д. – Однородные члены предложения относятся к одному и тому же члену предложения.
Все ли члены предложения могут быть однородными?
Д. – Да, все члены предложения могут быть однородными.
Зависят ли члены предложения друг от друга по смыслу и грамматически?
Д. – Между собой связаны сочинительной связью, т.е. равноправны и независимы друг от друга.
6. Какими языковыми средствами выражается связь между однородными членами?
Д. – Произносятся с интонацией перечисления, соединены сочинительными союзами.
У. – Обобщим полученные сегодня знания, выполнив упражнение. Перед вами на слайде пять предложений.
1. Внизу мерно и широко шумел прибой. (Казаков).
2. То солнце спрячется, то светит слишком ярко (Крылов).
3. Они медленно прошли мимо бревенчатых глухих стен, изгородей и бань, вышли к обрыву над озером и сели на лавку под березой (Казаков).
4. Пашня заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками (Шол.)
5. Уже потянулись по берегам луга, огороды, поля, рощи (Т.)
Каждая группа анализирует свое предложение (предварительно класс разделен на пять групп).
Задание: подготовьте аргументированный ответ, охарактеризовав предложения по количеству грамматических основ и наличию конструкций осложняющих простое предложение. Один человек от каждой группы представляет свой ответ.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание.
— О чем сегодня шла речь на уроке? (ответы Д.)
— Что вы узнали нового? (ответы Д.)
— Что запомнилось больше всего? (ответы Д.)
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Узоры на окне», используя однородные члены предложения.
Спасибо за урок!
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.И. Львова, В.В. Львов. – М.: Мнемозина, 2007. – 311 с.: ил.
Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 237 с.
Русский язык. 8 класс. В 2 ч. Ч.2 : справочные материалы : приложение к учебнику / С.И. Львова, В.В. Львов. – М. : Мнемозина, 2007. – 110, с. : ил.
Чудеса рукотворные. Вологодское кружево
Вы когда-нибудь любовались морозными узорами на стекле? Или зимним лесом, где пушистые от снега ветви переплетаются в чудесное кружево, сквозь которое пробиваются солнечные лучи. Жаль только, что эта красота недолговечна. Пригреет теплое солнышко, подует ветер — и нет ее.
А вот эти ажурные узоры, эта сказочная красота не исчезнет, не растает. Потому что создали ее не морозы и снежные вьюги, а руки искусных мастериц. Это знаменитые вологодские кружева.
Кружевоплетение известно на Руси с XVII века. Вологодский кружевной промысел сложился на рубеже XVIII—XIX веков. Первоначально круже-воплетением занимались крепостные мастерицы в усадьбах помещиков. Но вскоре этот промысел стал одним из основных источников доходов большинства местного населения. К началу XX века кружевоплетением в Вологодском крае занималось около 40 тысяч кружевниц. В 1968 году основано объединение «Снежинка».
Вологодские кружева плетут из хлопчатобумажных, льняных, реже синтетических нитей с помощью коклюшек. Цвет кружева может быть белым, серым, голубым, кремовым, черным. Характерной особенностью вологодского кружева является четкое деление на крупный, выразительный рисунок и прозрачный, воздушный фон (решетка). В рисунке сохраняются традиции народной орнаментальной вышивки. Кружевоплетение развито и в других областях России.
Трудно сказать точно, когда на Руси стали плести кружева. Возникло кружевоплетение, очевидно, позже, чем вышивка. Но известно, что еще в XVII веке плели кружевные узоры из золотых и серебряных нитей. Дорогими кружевами украшали одежду бояр и царей. Кружева можно было увидеть на царском троне, на седлах, на церковном убранстве. С раннего утра и до вечерней зари трудились девушки-кружевницы в дворцовых мастерских, в помещичьих усадьбах.
. Шипит в корытце с водой уголек, упавший с лучины, в руках мастериц мелькают коклюшки, и звучит песня — работе помощница:
Лучина, лучинушка березовая!
Что же ты, лучинушка, не ясно горишь?
Кружева плели во многих уголках России: в Ельце и Рязани, Вятке и Мценске. Местные мастерицы создавали свой, особый вид кружевных узоров.
Славилась кружевами и старинная Вологда. В этой северной стороне выращивали «русский шелк» — лен. А льняные нити — превосходный материал для плетения кружев.
Ажурные вологодские кружева — это и заснеженный лес, и морозные узоры на стекле, и пушистые снежинки. Мастерицы сами придумывают свои узоры. В них можно разглядеть те же рисунки, что и на старинных вышивках, — сказочные птицы-павы, и Древо жизни, солнце и звезды, цветы и гирлянды, фигурки людей и чудесные травы. Вологодские кружевницы используют более 400 различных рисунков!
В наши дни, как и встарь, кружева плетут из нитей, намотанных на коклюшки — круглые деревянные палочки. В специальную подушечку-валик воткнуты булавки. В умелых руках кружевницы тихо постукивают коклюшки, мастерица быстро и ловко перебрасывает их из одной руки в другую. Нити обвиваются вокруг булавок и сплетаются в прекрасном узоре кружева.
Кажется, невозможно разобраться в хитросплетении нитей, ведь число коклюшек может достигать 300 пар и более, но кружевница знает свое дело.
Словно какая-то загадка заключена в замысловатых узорах, и, зачарованные красотой, мы пытаемся разгадать эту загадку.
Вологодские кружева и ныне в почете и уважении. Ими украшают одежду, белье, салфетки. Самые известные модельеры охотно работают с кружевом.
Художник В. Тропинин еще в XIX веке нарисовал портрет юной кружевницы. С легкой улыбкой смотрит она на нас из далекого прошлого, а ее руки все плетут и плетут кружева.
(Из книги А. Клиентова, «Народные промыслы», 2006)