Полотенце с русской народной вышивкой изо рисунки 5 класс

Презентация к уроку «Русская народная вышивка. Полотенце»
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Презентация для урока изобразительного искусства в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku_polotentse_-_drevniy_obereg.pptx 2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Вышивка на полотенце Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды . Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую. На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов.

Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.

Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

Свивальник Новорожденного ребёнка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце.

Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное .

Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.

Погребальное полотенце И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. З нак перекликается с символом земли, но ромб, состоящий из трех пар пересекающихся линий, оставался внутри пустым.

Современные полотенца Народное искусство хранит вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение и сейчас они не утрачены

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок помогает нам : ИЗ ВЕЩИ НЕОБХОДИМОЙ СОЗДАТЬ ВЕЩЬ НЕОБЫЧНУЮ.

Материал содержит разработку урока , посвящённого русской народной вышивке. На уроке дети познакомятся со старинными русскиими обрядами ,запечатлёнными в узорах народной вышивки, узнают какую ро.

Урок «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс.

Материал презентации познакомит учащихся с творчеством народных мастериц старшего поколения и поможет показать применение вышивки в народном костюме.

Русская народная вышивка рассматривается на примере вышивки полотенца.

Древние знаки-символы в декоре. Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

учитель изобразительного искусства МБОУ Обуховская СОШ, Еремина Екатерина Алексеевна.

ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!

Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.



Примеры размещения рисунка на полотенце.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемОльга Неводова

Похожие презентации

Презентация по предмету «МХК, ИЗО, Черчение» на тему: «Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Образы и мотивы в русской народной вышивке. Полотенце. Урок ИЗО, 5 класс, 1 четверть

2 Автор презентации Неводова Ольга Александровна, учитель ИЗО МБОУ «СОШ 27» г. Череповец, Вологодская область

3 Цели и задачи урока: 1. Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре. 2. Знакомство со значением полотенца, мотивами славянской орнаментальной символикой 3. Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный

4 Словарь урока полотенце орнамент ритм узор символ симметрия значение цвета

5 Орнамент на полотенцах В народном искусстве сохранилось много древних символов- оберегов, изображая которые на одежде, посуде, жилище человек отгонял нежелательных духов.

6 Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.

7 Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.

8 Поясок для новорождённого На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти – оберег. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался- значит, открылся нечистой силе.

9 Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером- от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.

10 Свадебный обряд «хлеб да соль» Обряд «хлеб да соль» на свадьбе — это Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу.

11 Образа украшались божником (или иконников) — длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.

12 Интерьер украшали полотенцами, изба становилась более уютной, праздничной, нарядной.

13 Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство. Значение символов в вышивке

14 Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки, дерево, рождающее новую жизнь. Считалось символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

15 Среди домашних животных славяне более других почитали коня, который считался хранителем домашнего очага

16 Макошь – мать-сыра земля (мать хорошего урожая) В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род, являлась символом единства сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках

17 Символика цвета Белый цвет чаще всего цвет фона; мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; женский, нежный цвет; символизирует чистоту, свет, благо.

18 Красный или золотой узор, вышитый крестом по белому фону, символизирует землю, вобравшую в себя живительную энергию Солнца и готовую произвести все живое

19 Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; Черный или синий цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; чаще использовался в одежде пожилых очень людей. чаще использовался в одежде пожилых очень людей. Символика цвета

20 Практическое задание Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!

21 Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: 1. сложить лист несколько раз «гармошкой»; 2. Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; 3. Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы

22 Для выполнения задания вам понадобятся: 1. Лист белой бумаги 2. Три полоски цветной бумаги (по выбору) 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… желание творить!

23 Этапы выполнения работы: 2. Каждый отворот согнуть к сгибу Лист бумаги сложить вдоль пополам

24 Этапы выполнения работы: 3. Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца 2.1.

25 Этапы выполнения работы: 4. Для получения большего ажура сделать вырезы со стороны другого сгиба 5. Расправить заготовку 2. 1.

26 Для выполнения имитации вышивки крестом нам необходимо взять 3 полоски цветной бумаги, ножницы, клей-карандаш

27 Этапы выполнения работы: 1. Согнуть полоски пополам 2. Получившийся результат еще раз сложить пополам

28 Этапы выполнения работы: 3. Оформить наружные края полоски ажурным рисунком, имитируя вышивку крестом

29 Получившийся результат расправить

30 Располагаем полоски на поле полотенца.

31 Примечание: клеем-карандашом смазываем заготовку полотенца. 1. 2.

Презентация к уроку ИЗО «Русская народная вышивка» 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская народная вышивка 5 класс по пограмме Б.М.Неменского

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц — рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки,которые постигали секреты женского ремесла, готовили приданое. Русские женщины умело превращали ткани, простые и дорогие, в подлинные произведения искусства.

Праздничные одежды, скатерти, подзоры, концы полотенец – всё было украшено тканым или вышитым орнаментом.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. В XVIII-XX вв. вышивкой занимались повсюду: в семьях купцов, чиновников и ремесленников, в помещичьих усадьбах, в мастерских частных владельцев Москвы и Петербурга и, конечно же, в крестьянских избах. Вышивка была одним из основных занятий девушек в каждой крестьянской семье.

Русскую вышивку XIX — начала XX в. можно предположительно разделить на следующие разновременные пласты: 1) строгая геометрическая орнаментика, отражающая идею плодородия природы; 2) лицевые изображения женщины или древа с конями и солярными знаками; 3) лицевые изображения женщины и подбоченившихся всадников, сидящих лицом к зрителю; 4) женщина с конными воинами, изображенными в профиль.

В средней полосе России часто встречаются одноцветные или белые вырезы, на юге и севере такая вышивка выполняется на основе сочетания ярких цветных ниток. В Смоленской, Тверской, Калужской, Рязанской, Орловской губерниях мастерицы чаще применяли цветную перевить. В отличие от белой строчки в цветной перевити столбики сетки плотно обвиваются цветными нитями, обычно красными или золотистыми, но встречаются малиновые. На ярком цветном фоне четко выделялся белый узор, который нередко был расцвечен.

Нарядно узорочье русских народных вышитых полотенец. Древние славяне считали,что жизнь человека имеет начало и конец. Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей

Орнамент в своём первородном виде – это некое магическое заклинание. Посмотрите, как решены фигуры женщины и всадниц на конях – у них угловатые тела, странной формы головы. Ведь это не только изображение, а знаки орнамента.

Декоративны птицы на вышивках полотенец. Дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица-пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин .На свадебных полотенцах часто можно увидеть двух птиц-пав, изображённых по сторонам куста-древа. Таких птиц вышивали в знак любви,пожелания добра и счастья молодым.

Образ птицы в русском фольклоре вообще и вышивке в частности очень многозначен. Птица символизировала Солнце, тепло, свет, весну. Птица предвещала хороший урожай и богатство. Птица — это и идея материнства, любви, свадьбы. Вместе с тем, в виде птиц изображались души умерших. Словом, чтобы понять, в каком значении птица представлена на той или иной вышивке, нужно оценить весь сюжет в целом.

Сюжет «Мать Мира с птицами в поднятых руках» встречается уже в вышивке X века. Как считают ученые, этот узор изображает осенний обряд выпускания птиц. Считалось, что после уборки урожая нужно вернуть Солнцу ту энергию, что оно затратило на выращивание растений и плодов. Птицы в этом случае понимались как принявшие физический облик солнечные лучи. Солнечная, огненная природа птицы отражается в представлениях о Жар-птице и «красном петухе».

В русском язычестве птицы считались привратниками Ирия — Рая. Они открывали двери Неба весной и закрывали их осенью, то есть полагались созданиями Небесного уровня бытия. Сюжет «Птицы около Древа Жизни» можно осмыслить вполне материалистически: раз в реальном мире птицы вьют гнезда на деревьях, то и на небесном Древе должны быть свои птицы. Однако, можно прочесть эти узоры и так: птицы, находясь около дерева, удостоверяют, что это именно Древо Жизни.

Вот как по-разному решается в узорах вышивки образ древа жизни.

В русском народном искусстве много загадочных сюжетов, изображений и символов. Парные фигуры львов шествуют друг за другом на подзорах, обрядовых полотенцах, по подолам женских обрядовых рубах и передников. Вышитые во всех мыслимых техниках русской народной вышивки — белой строчкой, строчкой с цветной обводкой, гладью, тамбуром, крестом.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

Среди мотивов русской народной вышивки северные «круги» или, как их еще называют «месяцы», также привлекали к себе внимание исследователей. “Круги”-”месяцы” можно встретить на концах полотенец, подзорах и передниках.Вышивали их по кумачу или хлопчатобумажной материи “бурого” (бордового) цвета тамбурным швом.На концах полотенец изображалось по одному большому кругу, на других вещах – по три – семь малых кругов в ряд. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом.

Полотенца с «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. “Круг” состоит из цветка — “солнышка” и описанного вокруг незамкнутого кольца — “месяца”, от которого, надо полагать, узор и получил своё название.

Ареал распространения данного узора невелик. Чаще всего он встречается в Каргопольском уезде Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.)

Кроме самих знаков в русской вышивке большое значение имел цвет. Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало.Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Во второй половине XIX в. под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом. Широкое бытование, вышивки крестом, на всей территории России было связано, с известной парфюмерно-косметической фирмой «Товарищество Брокар и К». Мелкая кустарная мастерская, основанная в Москве в 1864 г. Генрихом Брокаром, французом по происхождению, выпускала дешевые сорта туалетного мыла. Сорта брокаровского мыла — «сельское», «русское», «национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле, у покупателей имели большой успех.

Необычную нарядность придавала искусная вышивка женскому костюму. И.Е.Репин говорил: “ Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются девчата, парубки тоже ловко; но это вовсе не та конфетность пошлая, это действительно народный, удобный и грациозный костюм. ”

Вышивка — это неумирающий вид народного искусства. Замечательные произведения вышивальщиц прошлого бережно хранятся в музеях и служат источником вдохновения для творчества современников.

Задания: Выполните эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки. Ещё раз обратите внимание на выразительный язык вышивки а также на возможность по-разному решать один и тот же изобразительный мотив. Постарайтесь размерами, цветом выделить главный мотив (древо жизни, женская фигура с предстоящими всадниками, птица), дополните его орнаментальными рядами, которые выстройте из ритмически повторяющихся знаков-символов, растительных элементов.

Презентация выполнена учителем ИЗО МБОУ “Лицей им. С.Н.Булгакова” г. Ливны, Тарасовой Ниной Алексеевной Учебник «Изобразительное искусство» «Декоративно-прикладное искусства в жизни человека» Н.А. Горяева О.В.Островская, под редакцией Б.М.Неменского Москва «Просвещение» 2015г. Использованы материалы учебника и интернет-ресурсы.

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные наградные документы для учеников и учителей

Презентация 25 слайдов, к уроку ИЗО по программе Б.М.Неменского, 5 класс.

Образовательные, развивающие и воспитательные цели презентации:
1. Познакомить учащихся с русской народной вышивкой и с символическим значением полотенца, а также мотивами орнамента на нем.
2. Воспитать нравственно — эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине.
3. Расширить кругозор.
4. Развить творческую активность, художественный и эстетический вкус.
Данное мультимедийное пособие позволяет учащимся познакомиться с историей искусства русской народной вышивки, с его разнообразием и многоликостью, с мастерицами, с мотивами и символикой. Работа объёмная, содержит большое количество наглядного материала, который служит не только в качестве визуального подкрепления информации, но также позволяет в увлекательной форме продемонстрировать красоту русской народной вышивки в её исконном виде. Всё это делает урок с использованием данной презентации привлекательным для учащихся.
Структура презентации:
1. История.
2. Узоры.
3. Декоративные птицы.
4. Образ птицы в русском фольклоре.
5. Образ древа жизни.
6. Загадочные сюжеты, изображения и символы.
7. Северные «круги».
8. Цвет.
9. Практическое задание.

Читайте также:  Фасон платья для шитья длинное
Оцените статью