- ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!
- Урок изобразительного искусства для 5 класса «Русское полотенце»
- Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»
- Презентация по ИЗО на тему Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. 5 класс
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!
Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.


Примеры размещения рисунка на полотенце.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.
Урок изобразительного искусства для 5 класса «Русское полотенце»
Выбранный для просмотра документ Автор.docx
«Древние корни народного искусства»
Познакомить учащихся с символическим значением полотенца
Познакомить учащихся с видами полотенец, мотивами орнамента на полотенца
Воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству
Развивать творческую активность, навыки работы с акварельными красками, ножницами
Развивать эстетический и художественный вкус
Организационный момент (1 мин)
Повторение пройденного материала; актуализация знаний (4 мин.)
Изложение нового материала (10 мин)
Физкультминутка (2 мин)
Постановка художественной задачи (1 мин)
Практическое выполнение задания «Русское полотенце» (25 мин.)
Подведение итогов (2 мин)
Оборудование и материалы:
Для учителя : компьютер, проектор, экран, презентация «Русское полотенце», вышитые полотенца, образцы работ
Для учеников : альбом, краски, кисти, баночка для воды, тетрадь
Методы и приемы
Организационный момент (1 мин.)
Создание эмоционального настроя. Самооценка готовности к уроку
Проверка готовности уроку
Настрой на урок
Принцип психологической комфортности
Повторение пройденного материала. Актуализация знаний (4 мин.)
Актуализировать знания о внутреннем убранстве русской избы
Демонстрация презентации «Русское полотенце»
Посмотреть слайд, определить местонахождение предметов быта в русской избе
Изложение нового материала (10мин.)
Познакомить с видами полотенец, символами орнамента
Демонстрация презентации «Русское полотенце» комментарии,
Слушают, рассматривают изображения на экране, делают краткие записи и зарисовки в тетради
Наглядный, метод, беседа, индивидуальная работа, работа в парах
Снятие физического напряжения
Повторение движений за учителем
Постановка художественной задачи (2 мин.)
Пояснение последовательности выполнения практической работы
Объяснение практического задания. Ответы на вопросы учащихся
Слушают, задают вопросы
Наглядный, объяснение, фронтальная работа
Практическая работа (25 мин.)
Применение знаний и умений на практике
Индивидуальные консультации, наблюдение за работой учащихся
Применяют полученные знания при выполнении практической работы
Подведение итогов (2 мин.)
Оценивание работ. Рефлексия.
Оценивают свое отношение к уроку. Приводят в порядок рабочие места
Контроль и проверка результатов работы.
К соседу повернулись, улыбнулись
На урок настроились. Садитесь.
Слайд 1 — Я рада приветствовать вас на уроке. Мы с вами продолжаем путешествовать по теме «Древние корни народного искусства», но, в начале, давайте проверим: что каждому из вас пригодится на уроке: слайд 2
— Вижу, что все готовы, и можем начинать…
Повторение пройденного материала. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы с вами говорили о внутреннем убранстве русской избы. И узнали, что изба делится на части. Как они называются? ( мужская и женская). Слайд 3
На экране будут появляться изображения предметов быта. Ваша задача: если предмет «принадлежит» женской половине, то поднять левую руку, если мужской- правую. (на экране появляются изображения: печь, икона, ухват, прялка, скамья, сундук, кадушка, стол).
— Молодцы! А как вы думаете, какой из предметов, не названных нами, используется в обеих половинах дома?
— Послушайте и отгадайте загадку:
Два вышитых конца:
«Помойся хоть немножко
Чернила смой с лица!-
Иначе ты в полдня
— О чем идет речь?( о полотенце)
Слайд 4 . Запишите в своих тетрадях тему урока «Русское полотенце»
Слайд 5 . Наши предки верили, что жизнь человека имеет начало и конец. И, кажется, полотенце – простая вещь, а оно сопровождало человека от рождения и до смерти.
Слайд 6 . Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое вышивала его мама. Будучи еще девушкой, она позаботилась о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной вышивкой. Это полотенце называется родильное.
На голый животик ребенку завязывали поясок из овечье й шерсти. Сомкнулись концы пояска – получился круг – символ…? ( солнца и бесконечности ). Распоясался – значит, открылся нечистой силе.
Пеленали новорожденного в свивальник – узкую, длинную полоску ткани. Пеленали, пока маме хватало двух рук и коленки, а дальше одевали рубаху.
— Почему так много оберегов для малыша? ( маленький, слабенький, не может постоять за себя, защитить себя… )
Ребенка первого месяца называли « вода» : его жизнь так хрупка, что может утечь сквозь пальцы…
Растет мальчик или девочка и каждый день использует полотенце. Для чего? ( вытирает лицо и руки…)
Слайд 7 . Ежедневный ритуал умывания тоже нес на себе определенный смысл. Магический ритуал очищения водой:
утром — от ночных страхов и ужасов
вечером – от дневных тягот и забот.
Для этого использовали вытиральное полотенце.
Растут наши герои и превращаются в жениха и невесту. Наступило время сваде б…
Слайд 8 . Жениха и невесту родители встречали хлебом – солью, которые держали на свадебном полотенце. Украшала это полотенце Птица-пава — знак любви. Дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками – пожелания счастья и добра молодой семье.
Слайд 9 . Жизнь человека коротка. И в последний путь провожали человека, неся его на погребальных полотенцах. После похорон полотенце отдавали в храм.
Все виды полотенец, которые мы с вами рассмотрели, богато украшены вышивкой. Каждый элемент орнамента – символ.
Слайд 10 . Давайте запишем в тетради, какие символы украшали полотенца. Если какое-то изображение символа вам понравится, можете его зарисовать.
Слайд 11 . Первый и самый важный Солнце – источник жизни, обладающее великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии.
Солнцеворот – символ означает смену дня и ночи, времен года.
Слайд 12 . Внимательно посмотрите на узоры. Какие солярные знаки вы видите? Символом чего они являются ? (ромбы – символ земли)
Земля в представлении крестьян наделялась человеческими чертами. «Кормилица мать – сыра земля»,- приговаривали они.
Слайд 13. Вода – животворящая сила , питающая землю, изображалась в виде зигзагообразных полосок
Слайд 14 . Макошь – изображали в виде женской фигуры с поднятыми вверх руками. Внутри фигуры произрастало дерево, а у ног проходила зубчатая линия, изображавшая воду.
Слайд 15 . Птица приносит добро человеку.
— На каком виде полотенец вышивалось больше всего птиц? ( свадебном)
Слайд 16 . Конь – хранитель домашнего очага, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное
Слайд 17 .Дерево – жизни, так представляли наши предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо-жизни — символ рода, его продолжения и благополучия.
Слайд 18 . Если вы внимательно рассматривали иллюстрации, то заметили: какие цвета использовались в северной вышивке? ( белый, красный, черный)
Вы знаете, что ничего случайного в северных вышивках нет, и цвета выбирались не просто так, а основываясь на символике, которую несет каждый из них. Внимательно посмотрите на слайд, у вас на столах есть листочки с аналогичным изображением. Постарайтесь, работая в парах, найти соответствие цвета и его символики, соединив правильные на ваш взгляд варианты.
Белый – чаще всего цвет фона, мастерицы называли его «землей», поэтому этот цвет женский, нежный, символ чистоты и блага.
Красный – цвет Солнца, огня, жизненной энергии, благополучия, богатства, процветания, доблести. Это мужской цвет.
Соединение белого и красного в вышивке – защита от злых сил.
Черный – связан с пониманием краткости человеческой жизни, чаще использовался в одежде пожилых людей.
-Но мы с вами еще очень молоды и для того, чтобы сохранить здоровье подольше разомнемся; встаньте и повторяйте движения за мной
Мы к солнцу потянулись;
Как ветки раскинулись;
На волнах покачались;
Постановка художественной задачи
Слайд 19-20 . Узнав так много о русском полотенце, вы сможете создать вышитое полотенце, нарисовав его.
До старости еще далеко, поэтому мы будем использовать только белый цвет альбомного листа и красную краску для создания орнамента.
— Подумайте и скажите, какое расположение альбомного листа предпочтительно и почему? ( вертикальное, тк больше напоминает край полотенца )
Разделите лист на полосы и заполните каждую из них орнаментами – пожеланиями.
На экране вы видите мотивы и орнаменты северных вышивок ( Слайд 20 ), которые могут помочь в работе. Удачных творений!
Расположить альбомный лист вертикально
С помощью простого карандаша и, если необходимо линейки, разделить на полосы. Нанести орнамент, распределяя его от середины полосы в стороны. Стараться добиться симметричности орнамента в полосе.
Используя красную краску, «вышить» орнаменты.
Все вы славно потрудились на уроке. И у каждого в альбоме появилось вышитое полотенце. Внимательно посмотрите на свою работу, как вы думаете: какой вид полотенца у вас получился?
Поднимите руки у кого родильное, вытиральное, свадебное и т.д.
А теперь, поднимите руки, кому нравится своя работа…
Если у вас что-то сегодня не получилось, то это не повод для огорчений; впереди у нас с вами много интересных уроков, а значит новых творческих работ.
Презентация к уроку Изо5 класс «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце»
Описание презентации по отдельным слайдам:
5 класс I четверть Тема: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце * ФИО автора: Шнякина Наталья Алексеевна; должность: учитель изобразительного искусства; место работы (название учреждения): Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» города Оренбурга; МОАУ «Гимназия №2» г. Оренбурга
Тема урока: Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. Цель урока: на материале русской народной вышивки выстроить орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы. Задачи урока: — познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем; — воспитывать нравственно- эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре; — развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус. — способствовать формированию умения выстраивать орнаментальную композицию, используя традиционные образы и мотивы — создать условия для освоения языка декоративно-прикладного искусства на материале русской народной вышивки вид деятельности — аппликация Тип урока – комбинированный. Оборудование и материалы: 1.Компьютер, мультимедийный проектор. 2.Презентация «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». 3.Таблицы по ДПИ с изображением вышитых полотенец. 4.В.М.Максимов «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». 5.Учебник, цветная (красная) бумага, бумага из тетради в клетку, ножницы, клей, простой карандаш, ластик. 6. Раздаточный материал – Схемы мотивов русской народной вышивки Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варьирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народной вышивки Литературный ряд: эпиграф «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин, Б.Дубровин «Орнамент». Музыкальный ряд: русские народные напевы.
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Образованный человек должен знать искусство своего народа, знать культуру, носителем которой является. Культура – это память. Память и опыт предшествующих поколений передаётся через предметы быта, в которых отражено отношение к труду, явлениям природы и к жизни в целом. Все предметы народного быта можно отнести к народному искусству.
Повторение пройденного материала. -С какими предметами быта вы уже познакомились? -Как украшались эти предметы? -Какие древние образы вы знаете, что они символизировали, и на каких предметах быта их можно было увидеть? -Зачем человек старался окружить себя этими древними образами?
Презентация по ИЗО на тему Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце. 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Урок изобразительного искусства в 5 классе «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Полотенце».
« К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать». А.Б.Салтыков
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности С 8-9 лет девочки под присмотром старших уже учились украшать узорами ткани, готовили приданое. Всё женское население Руси ткало, шило, вышивало. И всё в русской избе украшено руками мастериц.
Название и предназначение полотенца Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти.
Родильное полотенце Родился маленький человек, бабка- повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
Вытиральное полотенце У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром- от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
Свадебное полотенце На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Вышивали на них птицу-паву в знак любви, дополняли вышивку растительными элементами и маленькими птичками. Это пожелание молодым добра и счастья.
Свадебный обряд хлеб да соль» Традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное местожительство к мужу.
Образа украшались божником (или иконником) — длинным и узким полотенцем домотканого холста. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики.
Значение символов в вышивке Птицы открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного. Они символизировали тепло, свет, любовь и счастье, предвещали урожай и богатство.
Солнце Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года) или круг, поделенный на секторы
Земля Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».
Макошь Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.
Конь Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижении солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.
Древо жизни Древо – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.
Вода Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.
Символика цвета Красный — цвет солнца, огня, жизни, красоты. Олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало. Мастерицы его называют «землей», потому этот цвет олицетворяет землю; символизирует чистоту, свет, благо. Черный цвет связан с пониманием краткости человеческой жизни; символ земли, плодородия
Практическое задание Выполнить свой эскиз вышитого полотенца в технике аппликации Желаю удачи!
Для выполнения задания вам понадобятся: 1. 2 листа белой бумаги 2. Три полоски красной бумаги 3. Ножницы 4. Клей-карандаш И… хороший настрой…
Из альбомного листа вырезать нарядные «кружева» и украсить ими свое полотенце. Для того, чтобы изготовить «кружевное полотенце», необходимо: сложить лист несколько раз «гармошкой»; Вырезать ажурный узор для украшения края полотенца; Взять полоски цветной бумаги и, сложив их гармошкой, вырезать узор, применяя известные символы
Этапы выполнения работы: 2.Каждый отворот согнуть к сгибу 1. 2. 1.Лист бумаги сложить вдоль пополам
Этапы выполнения работы: 3.Начиная от сгиба приступить к оформлению фигурного края полотенца 2. 1.
Этапы выполнения работы: 4. Для получения большего ажура сделать вырезы со стороны другого сгиба 5. Расправить заготовку 2. 1.
Приклеиваем вырезанные края полотенца к основной части полотенца
Для выполнения имитации вышивки крестом нам необходимо взять 2-3 полоски красной бумаги, ножницы, клей-карандаш
Этапы выполнения символов: 1.Согнуть полоски пополам 2.Получившийся результат еще раз сложить пополам 3.Сложить еще пополам и нарисовать узор для вырезания 1. 2. 3.
Этапы выполнения работы: 4.Оформить наружные края полоски ажурным рисунком, имитируя вышивку крестом 1. 2. 3.
4. Располагаем полоски на поле полотенца.
Примечание: клеем-карандашом смазываем заготовку полотенца. 1. 2.
Спасибо за урок!
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-411410
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.