- Выкройки русских сарафанов
- Русский сарафан был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.
- Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.
- Видео
- Пошив длинных струящихся легких сарафанов. Косоклинный распашной сарафан. Выкройка
Выкройки русских сарафанов
Русский сарафан был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.
Русский сарафан и кокошник — самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как «одетый с головы до ног» и означает мужскую одежду с рукавами.
Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу — расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.
Первые известные исследователям сарафаны на Руси были «глухими» и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.
Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.
Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе «лягушка» или «вилка». Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку — символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.
Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.
Видео
Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов — для взрослых женщин, и для девочек. Некоторые модели — стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений — хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей — приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей — Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.
Купить русский сарафан можно, зайдя в соответствующий раздел сайта.
Пошив длинных струящихся легких сарафанов. Косоклинный распашной сарафан. Выкройка
История сарафана на Руси
Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).
Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).
Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.
Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.
Праздничная одежда. Симбирская губерния. Середина XIX в. Рубаха — «рукава» короткая, с широкими рукавами, собранными на манжеты, из красноузорного ситца. Сарафан косоклинный, ложная застежка на пуговицы, из синего бархата, сзади заложен складками, украшен узкими полосами штофа и золотным галуном, застежка отделана узким золотным шнуром. Пояс домотканый, из разноцветной шерсти, с кистями. Бусы из дутого стекла, с длинными шелковыми лентами сзади.
В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:
1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.
Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья. Схемы :
Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем
Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.
Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.
Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.
Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.
Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.
В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.
Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.
Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4) , т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.
Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой
Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.
По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1) , со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.
Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями
Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.
Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.
Выкройка косоклинного сарафана
Современная простая выкройка для одношовного косоклинного сарафана
В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.
Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).
Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).
Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.
Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).
При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012
Круговой сарафан получается выполнением складок по верхнему краю прямых полос ткани. Ширина полосы ткани равна ширине покупаемого материала. Длина — зависит от длины сарафана. От ширины полос зависит их количество. Минимальная окружность сарафана по подолу — 3 метра, но может доходить до 4 — 4,5 метром. Необходимо стремиться, чтобы сзади количество полос было больше, чем спереди. Это придает фигуре женщины величавую осанку.
ОГ — окружность груди на вдохе (мерка снимается выше груди)
ДИ — длина изделия (измеряется спереди от линии окружности груди до щиколотки)
ДЛ — длина лямки (измеряется от точки С до точки А или Б).
Ткани, из которых шились круглые сарафаны, могли быть как домотканными («пестрядь»), так и покупными (ситец, сатин, бязь, кашемир). Красный сарафан считался самым нарядным. Однако сарафаны могли быть и голубого, зеленого цветов.
Сейчас в магазинах продаются пестрые клетчатые «костюмные» ткани, наиболее напоминающие домотканые материалы. Ширина такой ткани — 1,5 метра. В этом случае количество ткани, необходимое для сарафана: 1 полоса спереди и 1-2 полосы сзади.
Перепад между длиной сарафана спереди — min 10 см, но при желании может быть и больше — за счет снижения уровня спинки сарафана.
Внимание: перед раскроем сарафана из ситца или сатина, материал следует вымочить в холодной подсоленной воде (вымачивать надо, чтобы избежать усадки готового изделия, солить воду — чтобы ткань не линяла, соль также пригодится при каждой стирке). Поэтому материал необходимо покупать с запасом 15-20 см. Этот запас также пригодится на подрезку ткани при раскрое.
Итак, сарафан раскроен. Если переднее и заднее полотнища состоят из нескольких полотен ткани, их необходимо сшить. Сшивать переднее и заднее полотнище между собой нужно только после выполнения складок. Складки в основном выполнялись на заднем полотнище, а переднее полотнище собиралось сборкой. Но при желании возможно и спереди заложить складки. В этом случае, высота складок сзади выполняется больше чем спереди. К складкам с изнаночной стороны пришивается дублирующая, закрепляющая ткань.
Переднее и заднее полотнища сшивают между собой снизу. При желании с одного бока шов не дошивают примерно на 10 см. В этом случае изготавливается застежка на пуговицу. Петелька из ниток. С помощью такой застежки можно регулировать ширину — объем сарафана.
После этого необходимо изготовить и пришить лямки. Их надо продублировать с изнаночной стороны любой х/б тканью и сшить между собой — изготовить «лягушку».
Перепад между передним и задним полотнищем срезается. Теперь края верха сарафана необходимо обшить косой бейкой.
По низу подола с обратной стороны подшивается полоса плотной ткани шириной 10-15 см, называвшаяся «подоплекой». После этого подол обрабатывается косой бейкой.
Отделка у круглых сарафанов выполняется по горизонтали подола. Сарафаны из ситца или сатина расшиваются по подолу атласными лентами, сарафаны из шелковой ткани — золотой бахромой, шелковой тесьмой. У сарафанов из пестряди шелковые ленты в отделке не используются.
Другой вариант отделки по подолу круглого сарафана — широкая оборка — 15-20 см. Нашивается таким образом, чтобы снизу под сборкой осталось видно около 5 см полотнища сарафана. В этом случае, подол самого сарафана обрабатывается как обычно, а сборка подгибается. Такие сарафаны встречались в Ветлужском районе Нижегородской области и назывались «грибовиком».
По вопросам раскроя, методикам изготовления, пошива обращайтесь [email protected]
В данной работе использованы следующие материалы:
Н. Грановская. РУССКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА НИЖЕГОДСКОЙ ОБЛАСТИ. Методическое пособие.
Фото Дмитрий Доронин, Ольга Захарова, Андрей Харлов, В.Захаров.
: крой народной одежды, как правило, подходит всем. На его основе можно сделать нечто особенное, тем более, что в моде платья «в пол».
Русский сарафан — не только одежда, которая относится к области национальной истории. В несколько видоизмененном виде мы до сих пор носим такие сарафаны и летом, и зимой. Простой крой и возможность использования разных по расцветке и фактуре материалов делают такие сарафаны универсальной одеждой и для офиса, и для пляжа. А мы расскажем, как сшить их прародителя — русский сарафан.
Вам понадобится:
Плотный однотонный ситец, сатин — 2,5 метра при ширине 110 см
Цветная ткань в мелкий рисунок 2 м при ширине 90 см
Кружево или нарядная тесьма 10 м
Лист бумаги для выкроек
Измерительная лента
1. Измерьте ширину спины и груди. На листе бумаги для выкроек постойте свою индивидуальную выкройку с учетом этих размеров. Из цветной ткани вырежьте по две детали А, В и С. Это будет кокетка и лямки вашего будущего сарафана. Из остатков цветной ткани нарежьте ленты шириной 7 см, они пойдут на отделку сарафана.
2. Из однотонной ткани выкроите две трапеции. Их высоту определите с учетом необходимой длины сарафана. Длина нижнего основания — 110 см, верхнее основание у трапеций сделайте разным. Заднее полотнище должно быть на 5 см больше ширины спины, переднее — на 8 см.
3. Сшейте боковые части кокетки, обработайте тесьмой ее верхнюю часть.
4. По центру переднего полотнища пришейте отделочную ленту из цветной ткани. Пришейте ее вместе с тесьмой, которую проложите вдоль шва.
5. Сшейте боковые части переднего и заднего полотнища. Подол обработайте отделочной лентой из цветной ткани с проложенной вдоль шва тесьмой. Отгладьте подол. Верхнюю часть полотнищ прострочите крупным стежком и соберите «в кулиску» по ширине нижней части кокетки.
6. Сшейте кокетку и нижнюю часть сарафана. Прогладьте и обработайте все швы с изнанки. Лямки сложите пополам, острочите их, проложив тесьму по краю. Прогладьте лямки и отрегулируйте их местоположение и длину, надев сарафан. Пристрочите их к кокетке.
Сарафан до пола из набивного или гладкого шелка или хлопчато- бумажной ткани ярких цветов (зеленого, розового, красного, голубого и т. д.). Под сарафан надевается белая рубашка из шелкового маркизета длиной до бедер и нижняя юбка или длинная рубашка из льняного полотна. Рубашка вышивается белым мулине мушками или мелкими цветочками.
Головной убор (повязка-кокошник) из картона, обтянутого материалом сарафана, с отделкой по рисунку фигурной тесьмой, мелкими бусами и бисером. Сзади прикрепляется большой бант с длинными концами из шелковой ленты либерти шириной 10 см в цвет рубашки партнера.
Сарафан из шести частей на подкладке до бедер: по две части на перед, спину и бока. На спине и груди вытачки зашиваются вместе с подкладкой, в боках все швы — по талии, чтобы подчеркнуть фигуру. Сзади, по центру спины, складка зашивается только до талии дальше она идет свободно. Отделка из простого кружева, по-посеребренного или позолоченного порошком на клею БФ 6, с нашитой по рисунку цветной фигурной тесьмой. По центру в виде застежки проходит ряд стеклянных цветных пуговиц.
Рубаха по подолу вышивается или мережится. В бока рубахи и рукава снизу вводятся клинья. Рукав из прямого полотнища собирается несколько раз у плеча и накладывается, образуя короткое плечо. У кисти рукав вырезается зубцами и собирается на резинке, образуя оборочку. Ворот и застежка рубахи отделываются узким кружевом и белой фигурной тесьмой.
Расход ткани на костюм: сарафан — 8 м шелка вискозы, подкладку — 3 м белой бязи, рубаху — 5 м полотна, рубашку — 3 м шелка маркизета, нижнюю юбку — 4 м белой бязи.
Выкройка женской рубашки под сарафан
Выкройка русского сарафана
Косоклинный русский сарафан
Сарафан относится с давних времен к народным одеяниям русского народа, в настоящее время он очень мало встречается и почти исчез из выходного женского гардероба. Предлагаю вспомнить этот удобный вид одежды, тем более трапеция опять вошла в моду, выполненный на основе кройки старинных косоклинных сарафанов. К сарафану в раннее время надевали головные уборы, представляющие с собой прямую ровную ткань, в середине которой, вшитые три ряда резинки и сзади прикреплен бант.
Итак, перейдем к выкройке и шитью длинного сарафана: передняя и задняя части сарафана прямые, а бока соединены клиньями. Клинья необходимо раскроить по косой (тогда получится повторение первоначальных оригинальных косоклинных русских сарафанов). Боковые клинья выполняются из купонной ткани или же собираются из различных кусков материй. Между боковыми клинами располагаются полочки и спинка с накладными карманами. Ниже этих деталей располагаются застежки на пуговицы. Выкройка приложена к работе в изображении на схематическом рисунке №1.