Урок технологии «Построение плечевого изделия». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (886,8 кБ)
Учебники:
- Симоненко В.Д. Технология 6 класс;
- Черникова В.Н. Технология обработки ткани 6 класс.
Тип урока: Изучение нового материала, формирование специальных умений по предмету.
Цели урока: построение чертежа прямой юбки в М 1:4.
Задачи урока
- уметь выполнять расчет для построения чертежа прямой юбки, пользуясь инструкционной картой;
- уметь выполнять чертеж прямой юбки с использованием ИКТ;
- развивать логическое мышление и конструкторские умения;
- воспитывать внимательность;
- прививать навыки культуры труда и аккуратность.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия:
- Знания – чтение и оформление чертежа и инструкционной карты; расчет формул. Уметь выполнять расчет для построения чертежа прямой юбки, пользуясь инструкционной картой; уметь выполнять чертеж прямой юбки с использованием ИКТ.
- Навыки прививать культуру труда и аккуратность.
- Качества – упорство, внимательность, логическое мышление
Необходимое оборудование и материалы:
- Инструкционная карта построения чертежа прямой юбки, карточки настроения, шляпы рефлексии.
- Тетрадь, масштабная линейка, цветные карандаши или фломастеры, треугольник, циркуль, резинка, мультимедийные материалы презентация “Построение чертежей юбок”.
Ход урока
Мотивация учащихся
Каждая современная женщина, должна иметь в гардеробе прямую юбку классического стиля, которая необходима для создания благоприятной атмосферы на работе, в офисе и в учебных заведениях, способствует хорошей организации труда, карьерному росту, уважению в коллективе и финансовому достатку.
I. Организационный момент
Приветствие; проверка готовности к уроку; настрой учащихся на урок.
– Вы готовы к уроку технологии? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.
– Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение, и мы можем приступить к работе.
II. Основная часть.
1. Изготовление швейных изделий.
– Изготовление одежды – одно из самых древних ремесел. Столетия оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнялись одним мастером – портным. В середине 19 века на смену кустарному пришло массовое производство, возникшее во Франции. И теперь процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:
Рис. 1
– Сегодня на уроке мы с вами выступаем в роли художников-конструкторов. Художник-конструктор воплощает замысел художника-модельера в чертеже, лекалах, реализует его замысел. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде, разбираться в тканях, цветовой гамме, должен знать технологию изготовления одежды.
– А какие виды швейных поясных изделий вы знаете?
Учащиеся перечисляют: платье, юбка, брюки и т. д.
– К какому изделию сегодня на уроке мы с вами обратимся? (к юбке).
– Вы хотите быть самыми красивыми, модными, индивидуальными? (Да, хотим)
– А во все времена модной считалась прямая юбка, такая классическая модель просто необходима в гардеробе каждой современной девушки, женщины. Деловой стиль одежды создает благоприятную атмосферу на работе, в офисе и в учебных заведениях, способствует хорошей организации труда, карьерному росту, уважению в коллективе и финансовому достатку.
– Есть у вас желание научиться сшить такую юбку и быть модными и успешными в современной жизни? (Да)
– А для того чтобы сшить такую юбку, надо научиться строить чертеж выкройки.
– Какая тема сегодня нашего урока?
– Какие задачи нужно выполнить для достижения цели урока?
– Для того чтобы построить чертеж поясного изделия, вспомним материал прошлого урока.
2. Повторение и закрепление пройденного материала.
Вопросы для повторения по цепочке:
– На экране дана таблица. Первый участник выбирает любой номер таблицы и отвечает на вопрос, затем называет следующий номер и имя участника, который будет отвечать на этот вопрос и т.д.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
1. Что такое мерки?
Ответ: Мерки (размерные признаки) – расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных размеров тела человека
2. Какие мерки снимаются для построения чертежа поясного изделия?
- Ст – полуобхват талии,
- Сб – полуобхват бедер,
- Втс – длина спинки до линии талии,
- Дю – длина юбки,
- Всид – высота сидения,
- Снв – полуобхват ноги вверху,
- Ощ – обхват щиколотки.
3. Назовите одежду поясной группы?
Ответ: Юбки, брюки, шорты, бермуды, юбка-брюки, бриджи, трико.
4. Назовите правила снятия мерок?
- Талию фиксируют шнуром.
- Мерки снимают при помощи сантиметровой ленты.
- Измеряемый стоит прямо, в легкой одежде.
- Мерки снимают с правой стороны.
- Мерки обхватов и полуобхватов записывают в половинном размере, а высоту и длину записывают полностью.
5. Для чего даются прибавки?
Прибавки даются на свободное облегание. Они создают воздушную прослойку и обеспечивают свободу движения и выбранной модели. Обозначаются буквой «П».
6. Каково назначение вытачки в швейном изделии?
Ответ: Вытачка – стачанный участок ткани в изделии, служащий для создания объемной формы детали.
7. На какие три группы делятся юбки по крою?
8. Для чего нужна мерка Дтс?
Ответ: Для определения линии бедер
9. Назовите детали прямой юбки?
Ответ: Переднее и заднее полотнище юбки, пояс.
Похвалить за правильные ответы.
3. Объяснение нового материал
Как вы уже сказали, прямые юбки, как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании её можно сделать узкой или довольно широкой. Они могут иметь разрезы, различные сборки и карманы, складки и т.д.
Вопрос: Чем можно объяснить многообразие разновидностей юбок?
Вывод: (делают учащиеся) Разновидности юбок зависят от назначения, ткани, моды и общих требований, которые предъявляются к юбке.
Сегодня на уроке вы будете выполнять построение прямой юбки в М 1:4.
– Но прежде чем приступить к построению чертежа вспомним требования, которые предъявляются к оформлению чертежа:
- Что такое чертеж?
- Какие инструменты и приспособления нужны для построения чертежа?
- Какие линии будете применять при построении и оформлении чертежа?
Приготовьте все необходимое для работы. (Напомнить о правильной организации рабочего места).
Объяснение нового материала идет одновременно с выполнением чертежа в тетради. Учитель показывает презентацию на компьютере с проговариванием последовательности построения чертежа. После каждого этапа работы учитель проверяет качество построения чертежа у каждого учащегося.
III. Анализ и оценка урока.
В заключение урока подводится итог, отмечаются лучшие работы, выставляются оценки.
IV. Домашнее задание.
Построить чертеж шорт в М 1:4, пользуясь инструкцией в учебнике ТОТ стр. 74.
V. Рефлексия.
Я благодарю вас за совместную деятельность на этом уроке.
А чтобы узнать, интересно ли вам было на уроке, я попрошу закончить три предложения и выбрать одну из шляп на вашем столе: красную – очень интересно, синюю – интересно, зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную шляпу.
Я прощаюсь красной шляпой, мне с вами сегодня было очень интересно!
Спасибо за урок!
Проверка и оценивание ЗУНКов: Проверка д/з в виде таблицы вопрос ответ. Проверка лучших чертежей.
Рефлексия деятельности на уроке/занятии: Закончить три предложения и выбрать одну из предложенных шляп: красная – очень интересно, синяя – интересно, зеленая – было неинтересно
Домашнее задание (если планируется): построить чертеж шорт в М 1:4, пользуясь инструкцией в учебнике ТОТ стр. 74.
Построение выкройки основы плечевого изделия (часть 1)
На первый взгляд чертеж выкройки-основы выглядит очень сложным. Поверьте, это только на первый взгляд. Следуйте за моим описанием построения, и шаг за шагом мы его осилим!
Основной чертеж женской плечевой одежды с втачными рукавами остается постоянным для всех моделей, будем лишь менять отдельные участки чертежа и прибавки, в соответствии с изменениями фасона. По этой основе можно сделать не только выкройку платья, но и выкройку блузы, жакета и пальто.
На базе этого построения, вы сможете раскроить плечевое изделие на сутулую или перегибистую фигуру.
Для построения выкройки-основы необходимы мерки и прибавки. О том как правильно снять мерки читайте в статье о снятии мерок. Таблицы прибавок находятся здесь.
- Сш = 17,5
- Сг1 = 42
- Сг2 = 46
- Сг3 = 44
- Ст = 36
- Сб = 48
- Шг = 14
- Дтс = 40
- Дтп = 43
- Вг =26
- Цг = 8,5
- Впк = 43
- Шс = 17
- Шп = 12,5
- Др = 55
- Оп = 27
- Впрз = 20
- Ди = 80
- Пг = 3,5
- Пшс = 0,7
- Пшп = 0,35
- Ппр = 2,45
- Пт = 1
- Пб = 1,5
- Пшгор = 0,5
- Пдтс = 0,5
- Пспр = 1,5
- Поп = 3
Пг = Пшс + Пшп + Ппр.
Для изделий прилегающего силуэта:
Пшс = 0,2Пг
Пшп= 0,1Пг
Ппр = 0,7Пг
Для изделий полуприлегающего силуэта:
Пшс = 0,25Пг
Пшп = 0,15Пг
Ппр = 0,6Пг
Для изделий свободного силуэта:
Пшс = 0,3Пг
Пшп = 0,2Пг
Ппр = 0,5Пг
Для облегчения своей задачи, вы можете воспользоваться таблицами-калькуляторами для точного подсчета конструкции или готовой параметрической выкройкой. Нажмите на плюс, чтобы открыть вкладку и узнать подробнее. ↓
Готовое решение:
Вы вводите свои мерки, а программа автоматически просчитывает все формулы. Вам не придется считать в уме или на калькуляторе и бояться сделать ошибку в подсчете.
390 руб
Выкройка разработана в программе Valentina.
Вы вводите свои мерки и программа мгновенно изменяет чертеж на ваш размер.
590 руб
Построение сетки чертежа
Начнем строить чертеж, как обычно, с построения прямого угла с вершиной в точке А. Вниз проведем вертикальную линию, которая будет служить серединой спинки(задней половинки платья), вправо – горизонтальную линию, которая будет служить основанием вершины горловины спинки.
1. От точки А вправо по горизонтали откладываем отрезок Аа1, равный ширине изделия по линии груди с прибавкой. Аа1 = Сг3 + Пг. Аа1 = 44 + 3,5 = 47,5. Из точки А вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины спинки. Из точки а1 вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины полочки(передней половинки платья).
2. От точки А вниз отметим расстояние АГ. АГ = Впрз + Пспр = 20 +1,5 = 21,5. Через точку Г проведем горизонталь вправо и на пересечении с линией середины полочки поставим точку Г1
3. От точки А вправо по линии Аа1 отложим ширину спинки Аа, равную сумме Шс + Пшс. Аа = 17 + 0,7 = 17,7.
4. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево и поставим точку а2. а2а1 = Шг + (Сг2 – Сг1) + Пшп = 14 + (46-42) + 0,35 = 18,4. Из точек а и а2 опустим перпендикуляры на линию груди и поставим точки Г3Г4.
5. Ширина проймы аа2 (или Г3Г4) у нас получилась в результате построения. аа2 (Г3Г4) = Аа1-Аа-а2а1 , то есть от ширины изделия по линии груди нужно отнять ширину спинки и ширину полочки. Г3Г4 = 47,5 — 17,7 — 18,4 = 11,5. Существует таблица ориентировочной ширины проймы на типовые фигуры. ⇓
Вид изделия | 44 | 46 | 48 | 50 | 52 | 54 | 56 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Платье | 11,5 | 12,1 | 12,7 | 13,3 | 13,9 | 14,2 | 14,7 |
Жакет | 12,2 | 12,8 | 13,4 | 14 | 14,6 | 14,9 | 15,4 |
Пальто демисезонное | 12,9 | 13,5 | 14,1 | 14,7 | 15,3 | 15,6 | 16,1 |
Пальто зимнее | 13,7 | 14,3 | 14,9 | 15,5 | 16,1 | 16,4 | 16,9 |
Вид изделия | 58 | 60 | 62 | 64 | 66 | 68 |
---|---|---|---|---|---|---|
Платье | 15,2 | 15,7 | 15,9 | 16,4 | 16,9 | 17,4 |
Жакет | 15,9 | 16,4 | 16,6 | 17,1 | 17,6 | 18,1 |
Пальто демисезонное | 16,6 | 17,1 | 17,3 | 17,8 | 18,3 | 18,8 |
Пальто зимнее | 17,4 | 17,9 | 18,1 | 18,6 | 19,1 | 19,6 |
Сравните полученную вами ширину проймы с ориентировочной. Для прилегающего силуэта она не должна быть слишком маленькой, то есть не должна быть меньше ориентировочной для вашего размера. Если у вас получилась ширина проймы меньше, чем минимальная ширина проймы для вашего размера в таблице, то проверяйте мерки Шс и Шг. Возможно они преувеличены. Для контроля сравнивайте мерки с типовыми для вашего размера.
6. Далее от точки А вниз по вертикали откладываем отрезок, определяющий уровень линии талии . АТ = Дтс + Пдтс = 40 + 0,5 = 40,5. Из точки Т вправо проведем горизонталь и на пересечении с линией а1Г1 поставим точку Т1.
7. Расстояние от линии талии до линии бедер ТБ = 0,5Дтс – 2см = 0,5 × 40 – 2 = 18. Линия бедер ББ1 по горизонтали.
8. От точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди = 80. Из точки Н вправо проводим горизонталь НН1. Сетка чертежа построена приступим к построению спинки.
Построение спинки
9. Вправо от точки А отложим ширину горловины спинки — АА2. АА2 = Сш/3 + Пшгор = 17,5 /3 + 0,5 = 6,3.
10. От точки А2 вниз опустим перпендикуляр, равный высоте ростка.
А2А1 = АА2/3 = 6,3/3 = 2,1. Соединим точку А1 с серединой спинки горизонтальным отрезком и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.
11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс. А2П1 = Шп + раствор вытачки = 12,5 + 2 = 14,5. ТП1 = Впк + Пдтс = 43 + 0,5 = 43,5. Проводим линию плечевого шва, соединив точки А2 и П1.
12. Величина раствора вытачки ИИ1 зависит от осанки фигуры и от структуры ткани:
13. Расположение вытачки А2И на плечевом шве, также определяется в зависимости от осанки фигуры человека. Для типовых фигур расстояние от точки А2 до точки И равно 4 — 4,5 см. Если фигура сутулая, то вытачку располагают ближе к середине плечевого среза. Откладываем раствор вытачки от точки И по линии плечевого среза и получаем точку И1. А длину вытачки откладываем от точки И вниз по вертикали и ставим точку И2. Длина вытачки ИИ2 должна быть не менее 6 см и не более 9 см. Линия ИИ2 прямая, линия И1И2 плавная кривая.
14. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см. Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.
15. Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в. Г3в = 0,2×Г3Г4 + 0,5 см = 0,2 × 11.5 + 0,5 = 2,8.
16. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 11.5 = 5.7 см. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.
Наша спинка построена, как вы справляетесь? Если все ОК, тогда продолжим и приступим к построению передней половинки плечевого изделия.