Построение выкройки плечевой одежды 6 класс

Урок технологии «Построение плечевого изделия». 6-й класс

Класс: 6

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (886,8 кБ)

Учебники:

  1. Симоненко В.Д. Технология 6 класс;
  2. Черникова В.Н. Технология обработки ткани 6 класс.

Тип урока: Изучение нового материала, формирование специальных умений по предмету.

Цели урока: построение чертежа прямой юбки в М 1:4.

Задачи урока

  • уметь выполнять расчет для построения чертежа прямой юбки, пользуясь инструкционной картой;
  • уметь выполнять чертеж прямой юбки с использованием ИКТ;
  • развивать логическое мышление и конструкторские умения;
  • воспитывать внимательность;
  • прививать навыки культуры труда и аккуратность.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия:

  • Знания – чтение и оформление чертежа и инструкционной карты; расчет формул. Уметь выполнять расчет для построения чертежа прямой юбки, пользуясь инструкционной картой; уметь выполнять чертеж прямой юбки с использованием ИКТ.
  • Навыки прививать культуру труда и аккуратность.
  • Качества – упорство, внимательность, логическое мышление

Необходимое оборудование и материалы:

  • Инструкционная карта построения чертежа прямой юбки, карточки настроения, шляпы рефлексии.
  • Тетрадь, масштабная линейка, цветные карандаши или фломастеры, треугольник, циркуль, резинка, мультимедийные материалы презентация “Построение чертежей юбок”.

Ход урока

Мотивация учащихся

Каждая современная женщина, должна иметь в гардеробе прямую юбку классического стиля, которая необходима для создания благоприятной атмосферы на работе, в офисе и в учебных заведениях, способствует хорошей организации труда, карьерному росту, уважению в коллективе и финансовому достатку.

I. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности к уроку; настрой учащихся на урок.

– Вы готовы к уроку технологии? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела.

– Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение, и мы можем приступить к работе.

II. Основная часть.

1. Изготовление швейных изделий.

– Изготовление одежды – одно из самых древних ремесел. Столетия оно существовало как кустарное производство. Все операции выполнялись одним мастером – портным. В середине 19 века на смену кустарному пришло массовое производство, возникшее во Франции. И теперь процесс создания любого швейного изделия укладывается в такую схему-цепочку:


Рис. 1

– Сегодня на уроке мы с вами выступаем в роли художников-конструкторов. Художник-конструктор воплощает замысел художника-модельера в чертеже, лекалах, реализует его замысел. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде, разбираться в тканях, цветовой гамме, должен знать технологию изготовления одежды.

– А какие виды швейных поясных изделий вы знаете?

Учащиеся перечисляют: платье, юбка, брюки и т. д.

– К какому изделию сегодня на уроке мы с вами обратимся? (к юбке).

– Вы хотите быть самыми красивыми, модными, индивидуальными? (Да, хотим)

– А во все времена модной считалась прямая юбка, такая классическая модель просто необходима в гардеробе каждой современной девушки, женщины. Деловой стиль одежды создает благоприятную атмосферу на работе, в офисе и в учебных заведениях, способствует хорошей организации труда, карьерному росту, уважению в коллективе и финансовому достатку.

– Есть у вас желание научиться сшить такую юбку и быть модными и успешными в современной жизни? (Да)

– А для того чтобы сшить такую юбку, надо научиться строить чертеж выкройки.

– Какая тема сегодня нашего урока?

– Какие задачи нужно выполнить для достижения цели урока?

– Для того чтобы построить чертеж поясного изделия, вспомним материал прошлого урока.

2. Повторение и закрепление пройденного материала.

Вопросы для повторения по цепочке:

– На экране дана таблица. Первый участник выбирает любой номер таблицы и отвечает на вопрос, затем называет следующий номер и имя участника, который будет отвечать на этот вопрос и т.д.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

1. Что такое мерки?

Ответ: Мерки (размерные признаки) – расстояние между определенными точками фигуры, измерения основных размеров тела человека

2. Какие мерки снимаются для построения чертежа поясного изделия?

  • Ст – полуобхват талии,
  • Сб – полуобхват бедер,
  • Втс – длина спинки до линии талии,
  • Дю – длина юбки,
  • Всид – высота сидения,
  • Снв – полуобхват ноги вверху,
  • Ощ – обхват щиколотки.

3. Назовите одежду поясной группы?

Ответ: Юбки, брюки, шорты, бермуды, юбка-брюки, бриджи, трико.

4. Назовите правила снятия мерок?

  1. Талию фиксируют шнуром.
  2. Мерки снимают при помощи сантиметровой ленты.
  3. Измеряемый стоит прямо, в легкой одежде.
  4. Мерки снимают с правой стороны.
  5. Мерки обхватов и полуобхватов записывают в половинном размере, а высоту и длину записывают полностью.

5. Для чего даются прибавки?

Прибавки даются на свободное облегание. Они создают воздушную прослойку и обеспечивают свободу движения и выбранной модели. Обозначаются буквой «П».

6. Каково назначение вытачки в швейном изделии?

Ответ: Вытачка – стачанный участок ткани в изделии, служащий для создания объемной формы детали.

7. На какие три группы делятся юбки по крою?

8. Для чего нужна мерка Дтс?

Ответ: Для определения линии бедер

9. Назовите детали прямой юбки?

Ответ: Переднее и заднее полотнище юбки, пояс.

Похвалить за правильные ответы.

3. Объяснение нового материал

Как вы уже сказали, прямые юбки, как правило, состоят из двух деталей: переднего и заднего полотнища. Юбка прямого покроя плотно облегает фигуру, хотя при моделировании её можно сделать узкой или довольно широкой. Они могут иметь разрезы, различные сборки и карманы, складки и т.д.

Вопрос: Чем можно объяснить многообразие разновидностей юбок?

Вывод: (делают учащиеся) Разновидности юбок зависят от назначения, ткани, моды и общих требований, которые предъявляются к юбке.

Сегодня на уроке вы будете выполнять построение прямой юбки в М 1:4.

– Но прежде чем приступить к построению чертежа вспомним требования, которые предъявляются к оформлению чертежа:

  1. Что такое чертеж?
  2. Какие инструменты и приспособления нужны для построения чертежа?
  3. Какие линии будете применять при построении и оформлении чертежа?

Приготовьте все необходимое для работы. (Напомнить о правильной организации рабочего места).

Объяснение нового материала идет одновременно с выполнением чертежа в тетради. Учитель показывает презентацию на компьютере с проговариванием последовательности построения чертежа. После каждого этапа работы учитель проверяет качество построения чертежа у каждого учащегося.

III. Анализ и оценка урока.

В заключение урока подводится итог, отмечаются лучшие работы, выставляются оценки.

IV. Домашнее задание.

Построить чертеж шорт в М 1:4, пользуясь инструкцией в учебнике ТОТ стр. 74.

V. Рефлексия.

Я благодарю вас за совместную деятельность на этом уроке.

А чтобы узнать, интересно ли вам было на уроке, я попрошу закончить три предложения и выбрать одну из шляп на вашем столе: красную – очень интересно, синюю – интересно, зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную шляпу.

Я прощаюсь красной шляпой, мне с вами сегодня было очень интересно!

Спасибо за урок!

Проверка и оценивание ЗУНКов: Проверка д/з в виде таблицы вопрос ответ. Проверка лучших чертежей.

Рефлексия деятельности на уроке/занятии: Закончить три предложения и выбрать одну из предложенных шляп: красная – очень интересно, синяя – интересно, зеленая – было неинтересно

Домашнее задание (если планируется): построить чертеж шорт в М 1:4, пользуясь инструкцией в учебнике ТОТ стр. 74.

Построение выкройки основы плечевого изделия (часть 1)

На первый взгляд чертеж выкройки-основы выглядит очень сложным. Поверьте, это только на первый взгляд. Следуйте за моим описанием построения, и шаг за шагом мы его осилим!

Основной чертеж женской плечевой одежды с втачными рукавами остается постоянным для всех моделей, будем лишь менять отдельные участки чертежа и прибавки, в соответствии с изменениями фасона. По этой основе можно сделать не только выкройку платья, но и выкройку блузы, жакета и пальто.

На базе этого построения, вы сможете раскроить плечевое изделие на сутулую или перегибистую фигуру.

Для построения выкройки-основы необходимы мерки и прибавки. О том как правильно снять мерки читайте в статье о снятии мерок. Таблицы прибавок находятся здесь.

  • Сш = 17,5
  • Сг1 = 42
  • Сг2 = 46
  • Сг3 = 44
  • Ст = 36
  • Сб = 48
  • Шг = 14
  • Дтс = 40
  • Дтп = 43
  • Вг =26
  • Цг = 8,5
  • Впк = 43
  • Шс = 17
  • Шп = 12,5
  • Др = 55
  • Оп = 27
  • Впрз = 20
  • Ди = 80
  • Пг = 3,5
  • Пшс = 0,7
  • Пшп = 0,35
  • Ппр = 2,45
  • Пт = 1
  • Пб = 1,5
  • Пшгор = 0,5
  • Пдтс = 0,5
  • Пспр = 1,5
  • Поп = 3

Пг = Пшс + Пшп + Ппр.

Для изделий прилегающего силуэта:
Пшс = 0,2Пг
Пшп= 0,1Пг
Ппр = 0,7Пг

Для изделий полуприлегающего силуэта:
Пшс = 0,25Пг
Пшп = 0,15Пг
Ппр = 0,6Пг

Для изделий свободного силуэта:
Пшс = 0,3Пг
Пшп = 0,2Пг
Ппр = 0,5Пг

Для облегчения своей задачи, вы можете воспользоваться таблицами-калькуляторами для точного подсчета конструкции или готовой параметрической выкройкой. Нажмите на плюс, чтобы открыть вкладку и узнать подробнее. ↓

Готовое решение:

Вы вводите свои мерки, а программа автоматически просчитывает все формулы. Вам не придется считать в уме или на калькуляторе и бояться сделать ошибку в подсчете.

390 руб

Выкройка разработана в программе Valentina.
Вы вводите свои мерки и программа мгновенно изменяет чертеж на ваш размер.

590 руб

Построение сетки чертежа


Начнем строить чертеж, как обычно, с построения прямого угла с вершиной в точке А. Вниз проведем вертикальную линию, которая будет служить серединой спинки(задней половинки платья), вправо – горизонтальную линию, которая будет служить основанием вершины горловины спинки.

1. От точки А вправо по горизонтали откладываем отрезок Аа1, равный ширине изделия по линии груди с прибавкой. Аа1 = Сг3 + Пг. Аа1 = 44 + 3,5 = 47,5. Из точки А вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины спинки. Из точки а1 вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины полочки(передней половинки платья).

2. От точки А вниз отметим расстояние АГ. АГ = Впрз + Пспр = 20 +1,5 = 21,5. Через точку Г проведем горизонталь вправо и на пересечении с линией середины полочки поставим точку Г1

3. От точки А вправо по линии Аа1 отложим ширину спинки Аа, равную сумме Шс + Пшс. Аа = 17 + 0,7 = 17,7.

4. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево и поставим точку а2. а2а1 = Шг + (Сг2 – Сг1) + Пшп = 14 + (46-42) + 0,35 = 18,4. Из точек а и а2 опустим перпендикуляры на линию груди и поставим точки Г3Г4.

5. Ширина проймы аа2 (или Г3Г4) у нас получилась в результате построения. аа2 (Г3Г4) = Аа1-Аа-а2а1 , то есть от ширины изделия по линии груди нужно отнять ширину спинки и ширину полочки. Г3Г4 = 47,5 — 17,7 — 18,4 = 11,5. Существует таблица ориентировочной ширины проймы на типовые фигуры. ⇓

Вид изделия 44 46 48 50 52 54 56
Платье 11,5 12,1 12,7 13,3 13,9 14,2 14,7
Жакет 12,2 12,8 13,4 14 14,6 14,9 15,4
Пальто демисезонное 12,9 13,5 14,1 14,7 15,3 15,6 16,1
Пальто зимнее 13,7 14,3 14,9 15,5 16,1 16,4 16,9
Вид изделия 58 60 62 64 66 68
Платье 15,2 15,7 15,9 16,4 16,9 17,4
Жакет 15,9 16,4 16,6 17,1 17,6 18,1
Пальто демисезонное 16,6 17,1 17,3 17,8 18,3 18,8
Пальто зимнее 17,4 17,9 18,1 18,6 19,1 19,6

Сравните полученную вами ширину проймы с ориентировочной. Для прилегающего силуэта она не должна быть слишком маленькой, то есть не должна быть меньше ориентировочной для вашего размера. Если у вас получилась ширина проймы меньше, чем минимальная ширина проймы для вашего размера в таблице, то проверяйте мерки Шс и Шг. Возможно они преувеличены. Для контроля сравнивайте мерки с типовыми для вашего размера.

6. Далее от точки А вниз по вертикали откладываем отрезок, определяющий уровень линии талии . АТ = Дтс + Пдтс = 40 + 0,5 = 40,5. Из точки Т вправо проведем горизонталь и на пересечении с линией а1Г1 поставим точку Т1.

7. Расстояние от линии талии до линии бедер ТБ = 0,5Дтс – 2см = 0,5 × 40 – 2 = 18. Линия бедер ББ1 по горизонтали.

8. От точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди = 80. Из точки Н вправо проводим горизонталь НН1. Сетка чертежа построена приступим к построению спинки.

Построение спинки

9. Вправо от точки А отложим ширину горловины спинки — АА2. АА2 = Сш/3 + Пшгор = 17,5 /3 + 0,5 = 6,3.

10. От точки А2 вниз опустим перпендикуляр, равный высоте ростка.

А2А1 = АА2/3 = 6,3/3 = 2,1. Соединим точку А1 с серединой спинки горизонтальным отрезком и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.

11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс. А2П1 = Шп + раствор вытачки = 12,5 + 2 = 14,5. ТП1 = Впк + Пдтс = 43 + 0,5 = 43,5. Проводим линию плечевого шва, соединив точки А2 и П1.

12. Величина раствора вытачки ИИ1 зависит от осанки фигуры и от структуры ткани:

13. Расположение вытачки А2И на плечевом шве, также определяется в зависимости от осанки фигуры человека. Для типовых фигур расстояние от точки А2 до точки И равно 4 — 4,5 см. Если фигура сутулая, то вытачку располагают ближе к середине плечевого среза. Откладываем раствор вытачки от точки И по линии плечевого среза и получаем точку И1. А длину вытачки откладываем от точки И вниз по вертикали и ставим точку И2. Длина вытачки ИИ2 должна быть не менее 6 см и не более 9 см. Линия ИИ2 прямая, линия И1И2 плавная кривая.

14. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см. Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.

15. Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в. Г3в = 0,2×Г3Г4 + 0,5 см = 0,2 × 11.5 + 0,5 = 2,8.

16. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 11.5 = 5.7 см. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.

Наша спинка построена, как вы справляетесь? Если все ОК, тогда продолжим и приступим к построению передней половинки плечевого изделия.

Читайте также:  Интерьер своими руками выкройки
Оцените статью