Пояснительная записка вышивка крестиком

Пояснительная записка к творческому проекту «Вышивание»

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка к творческому проекту

Выполнила: ученица 11 «А» класса

Руководитель: учитель технологии

с. Б. Елховка 2006

Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ в зависимости от местных условий, особенностей быта, обычаев природы создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.

В русской вышивке, например, большую роль играет геометрический орнамент и геометрические формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы и т. д.

Особенностью мордовской вышивки является заполнение узора небольшими фигурками в виде спиралей, пересеченных ромбом и т. д., которые образуют ковровую поверхность. Другой вид вышивки – шов «звездочка» — стежки, выходящие из квадрата. Вышивки выполняют красными и темно-синими нитками.

В марийской вышивке косая стежка сочетается набором, «росписью», иногда с гладью и крестиком.

Чувашская вышивка отличается от марийской и мордовской большим разнообразием орнамента, технических приемов, цветового решения узора.

Различают вышивание плоскостное, декоративное, орнаментное. Плоскостные изображения мотивов вышивки становятся частью узора и легко связываются с поверхностью украшаемого изделия. Отличительной особенностью декоративного изображения является плоскостное изображение мотивов растений, животных птиц. Эти мотивы рисуют линией, контуром сохраняя их характерные черты. Трактовка мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники исполнения. При выборе рисунка для вышивки необходимо решить вопрос не только о приемах вышивки, но и о назначении изделия, о ткани, о расположение узора на изделие, т. е. все же вопросы которые входят в понятие композиция. Мое изделие – плоскостное изображение.

Приступая к работе над проектом я преследовала три цели:

· разработать экономичное изделие с декоративной отделкой

· на основе изученных технологий разработать несложный процесс изготовления изделия

· изготовить изделие в установленный срок.

1. Обоснование выбора конструкции

Вышивка – увлекательный, очень распространенный вид рукоделия, привлекающий людей еще с древних времен, и получивший широкое распространение. Изделия, выполненные умельцами, поражают разнообразием фактуры, обилием и причудливостью форм. Вышивка украшает нашу одежду, головные уборы и даже обувь.

На уроках технологии я научилась вышивать, и мне очень нравится иглой и разноцветными нитками создавать букеты цветов. Листая страницы книги «Рукоделие», мне понравилась замечательная композиция с подсолнухами, и я подумала, что такой рисунок неплохо бы смотрелся на стенах моей квартиры. Внесла изменения и выбрала его для вышивания. Вспоминая мою бабушку, сидящую за столом и держащей в руках пяльцы, хочется вернуться в детство, а в этом мне поможет эта работа. Работа, требующая много терпения, времени и упорства.

В качестве декоративного оформления является изделие в рамке. В технологии изготовления использовала цветную гладь. Мулине ярко зеленого цвета — для листьев. Ярко-желтого — для цветов и черные для середины цветка. Внешний вид: листья подсолнуха зеленого цвета и цветы ярко-желтого цвета с черно-желтой серединой.

Обоснование выбора материалов

Ткани и нитки для вышивания выбирают в зависимости от назначения будущего изделия, характера узора и способа его выполнения. Для своего изделия я выбрала хлопчатобумажную ткань и нитки мулине. Для вышивки подойдут также однотонные льняные, шерстяные, шелковые и смешанные ткани.

Нитки для вышивания на хлопчатобумажной ткани применяют различные, но лучше всего использовать мулине. Для вышивки я применила хлопчатобумажное мулине. Оно отличается красивым блеском, не линяет даже при кипячении. Нитки должны быть крепкими, равномерно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Прочность нитки проверяют, растягивая ее руками: хорошая нитка должна пружинить и не сразу рваться. Прочность окраски ниток можно проверить, если нитку вложить в белую ткань, смочить и пропарить утюгом. Так как я вышиваю панно в рамке, то прочность окраски ниток не имеют значения.

Глава II. Технология изготовления изделия

Выбор технологии изделия.

Работу над изделием начала с перевода рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги.

· Положила подготовленную ткань на свободную поверхность стола.

· Наложила кальку к ткани по двум противоположным сторонам.

· Вложила цветную копировальную бумагу между узором и тканью. Красящая сторона копировальной бумаги должна быть обращена к ткани. Чтобы бумага не пачкала ткань, перед работой протерла ее ватой.

· Обвела контур узора остро отточенным карандашом.

В технологии изготовления я использовала цветную гладь. Ее выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая по форме рисунка, как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (1-2 сложения) тонкой иглой с маленьким ушком, чтобы гладь получилась выпуклой, предварительно можно сделать настил из тех же ниток, располагая стенки его в противоположном направлении стежков глади.

Контур моего изделия выполнен тамбурным швом. Узкий тамбурный шов по виду походит на цепочку, которую можно вышивать в любом направлении. Иглу вводят в ткань с лицевой стороны на изнаночную рядом с закрепленной нитью, которую придерживают большим пальцем левой руки, выбирают нужное расстояние и выводят иглу на лицевую сторону. При этом нить должна быть под иглой. В образовавшуюся петлю, двигаясь вперед, вкалывают иглу почти в то самое место, откуда ее выведи. Не туго затягивают получившуюся петлю.

Существует много приемов заполнения листьев и лепестков. Часто гладь с настилом накладывают на одну сторону листа, а вторую и прожилки вышивают стебельчатым швом или накладывают шов «узелки». Середина листа и прожилки выполнила гладью с настилом, а контур – стебельчатым или тамбурным швом. Листья вышила как бы с углублением посередине, этим создается впечатление, что лист разделен на две части. Лепестки изделия выполнены гладью.

Середина подсолнуха выполнена в технике накладной сетки.

Накладные сетки применяют для заполнения крупных мотивов вышивкой. В пределах контура протягивают длинные стежки сначала в одном направлении (вертикальном), а затем в другом (горизонтальном), закрепляя пересечения нитей коротким стежком — прикрепкой или крестиком.

Инструменты и приспособления

Для выполнения ручной вышивки необходимы несложные инструменты: иглы, наперсток, ножницы, пяльцы, кальку, копировальную бумагу.

Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легко вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нитки с помощью таких игл очень удобно. Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания ее можно воспользоваться нитководитель, который продается с набором игл.

Наперсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании несколько слоев ткани, при подшивании краев изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой. Наперсток. Подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать в него.

Ножницы для работы хорошо иметь трех видов: маленькие с острыми концам для подрезания и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков нитей. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью замыкаться

Пяльцы необходимы для поддержания ткани в натянутом состоянии и предохранения ее от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы. Они состоят из 2-х обручей диаметром 20-40 см, входящих один в другой. Если меньший обруч плохо входит в большой, то внутреннюю поверхность большого обруча можно зачистить наждачной бумагой, а если он слишком мал и не держится в большем обруче, то его можно обмотать тонкой тканью. Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.

Копированную бумагу используют для перевода рисунка на ткань.

Техника безопасности при работе с тканью.

При работе с иголками и булавками.

1. Шить с наперстком

2. Хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять их на рабочем месте. Запрещается иголки, булавки брать в рот.

3. Запрещается шить ржавой иголкой.

4. Прикреплять выкройки и ткани острыми булавками в направлении от работающего.

При работе с ножницами:

1. Хранить ножницы в определенном месте.

2. Ножницы следует класть сомкнутыми лезвиями, направленными от работающего.

При работе с утюгом:

1. Не оставлять включенным в сеть электроутюг без присмотра.

2. Включать и выключать утюг сухими руками.

3. Ставить утюг на керамическую подставку.

4. Следить за нормальной работой утюга, обо всех неисправностях сообщать учителю.

5. Следить за тем, чтобы подошва утюга не касались шнура.

6. Отключать утюг только за вилку.

7. В помещениях с бетонными полами во время утюжки обязательно стоять на резиновым коврике.

8. Запрещается установка электроразеток в непосредственной близости от водопроводных, газопроводных, канализационных стояков, а также радиаторов.

Экономическое обоснование проекта.

Определяю себестоимость изделия, на производство которого требуются следующие затраты.

Стоимость материалов составила 35 рублей.

В материальные затраты также входит расход электроэнергии. Но так как я вышивала в дневное время, а влажно-тепловую обработку производила в школьной мастерской, мне не пришлось затрачивать средств на электроэнергию.

Затраты на изготовление рамки также не учитываю, так как она изготовлена из отходов пиломатериалов в школьной мастерской.

Творческие проекты и работы учащихся

Творческая проектная работа по технологии «Вышивка крестом» содержит краткие определения таких распространенных видов рукоделия, как вязание, шитье и вышивание, представляет краткое изложение истории вышивки и рассматривает особенности техники вышивания «крестом».

Подробнее о проекте:

В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии автор разработал технологию выполнения работы по изготовлению картины в технике вышивки «крестом», провел подсчет затрат на выполнение творческого проекта по вышиванию, установил положительную роль вышивки в сохранении экологии.

Оглавление

Введение
1. История вышивания
2. Выбор материалов для вышивания.
3. Выбор инструментов и приспособлений для вышивания.
4. Правила техники безопасности.
5. Технология выполнения картины вышивкой крестом.
6. Экономическое обоснование картины вышивкой.
7. Связь вышивки с экологией.
Самооценка
Рекламный проект
Использованная литература

Но изображения одежды и предметов интерьера свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и цветовой гамме. В вышивке отражались национальный колорит и собственное видение окружающего мира каждого народа. В Западной Европе счетная вышивка стала популярна в XVI веке.

Основными темами для вышивки в те времена были библейские сюжеты и тексты, сочетающие различные техники выполнения. К концу XVIII века на образцах вышивки стал преобладать классический стежок крестом, а по тематике вышивки стали более разнообразны.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конную сбрую, жилище, предметы быта. Для русской вышивки характерны мотивы геометрического, растительного и животного орнаментов. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в X веке.

С XVIII века она входит в жизнь всех слоев населения. Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и народными обрядами. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение.

Вышивки крестиком на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение.

В разных областях Руси были свои особенности и приемы вышивания крестиком. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало.

Выбор материалов для вышивки

Удача при выполнении любой вышивки во многом зависит от правильного выбора ткани и ниток: толстыми нитками вышивают по грубому полотну; тонкие применяют для более тонкой работы. Для вышивания крестом используют и плательные ткани, поверхность которых легко делится на квадраты благодаря льняному переплетению нитей или подходящей окраске.

Нитки для вышивания выбирают в соответствии с толщиной ткани, характером рисунка и техникой выполнения вышивки. Наиболее распространённые и пригодные для любого вида техники вышивки нитки – мулине. Их изготавливают из лучших сортов хлопка. Бывают они разных цветов и оттенков и выпускают их в одно или шесть сложений.

Выбор модели

Вышивание крестом положительно действует на нервную систему, а, следовательно, на все здоровье. У меня большое преимущество перед другими в том, что такой вышитой картины, как у меня, ни у кого не будет. Также я выигрываю и в денежном отношении.

Когда я вышиваю, я не только выражаю и осуществляю свои замыслы, но и набираюсь опыта в вышивке крестом. Перед началом работы я выбираю на свое усмотрение эскиз. Я подумала и решила вышить картину «Мамонтёнок», она будет украшением моего домашнего интерьера.

Больше всего для вышивки крестом подходят льнообразные полотна с полотняным переплетением или канва. Канва – это специальная ткань, ее структура представляет собой мелкие клеточки, предназначенные для проколов иглы.

Выбор инструментов и приспособлений для вышивки

Для лучшего закрепления ткани в пяльцах меньший обруч плотно обвертывают тонкой тканью. Подготовленную для вышивания ткань накладывают на меньший обруч, сверху надевают большой, и материал туго натягивают со всех сторон. Если необходимо выполнить вышивку на небольшом лоскуте ткани, то к нему пришивают другую ткань, затем равномерно натягивают, чтобы нитки не перекосились. Если же рисунок большой и не вмещается в границах пялец, его вышивают по частям.

Иголки лучше брать короткие с длинным ушком, чтобы нитка свободно протягивалась. Начинающие должны использовать иглы больших размеров. В дальнейшем иглы подбирают в соответствии с тканями и нитками (на тонких тканях вышивают тонкими нитками и иглами). В работе (вышивании) используют обыкновенные бытовые ножницы и маленькие, с загнутыми острыми концами, отточенными лезвиями.

Напёрсток при вышивании облегчает и ускоряет проталкивание иглы сквозь ткань, предохраняет палец от накалывания ушком иглы, особенно при вышивании по грубым тканям. Надевают его на средний палец правой руки и подбирают так, чтобы он сидел плотно, не качался (не был просторным), но и не сжимал палец. Наперстки бывают металлические и пластмассовые. Предпочтение рекомендуется отдавать металлическому.

Сантиметровую ленту или линейку применяют для определения места вышивания и для разметки сетки.

Принадлежности для вышивания лучше хранить в отдельной коробке или корзинке, чтобы все было под рукой. Бережливость даёт возможность дольше ими пользоваться.

Правила техники безопасности при вышивании

Необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:

  • Осторожно пользоваться инструментами;
  • Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
  • Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
  • Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
  • Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
  • Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
  • Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
  • Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
  • Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
  • Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

Правильная посадка во время вышивания заключается в следующем:

  • Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
  • Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
  • Голову слегка наклонить вперёд;
  • Нельзя опираться грудью о стол;
  • Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
  • При работе не следует ставить локти на стол;
  • Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
  • В процессе работы следует периодически менять положение корпуса.

Технология выполнения вышивки крестом

Если нужно вышить ряд сплошных «крестиков» по горизонтали, то косые стежки выполняют сначала в одном направлении, а затем перекрывают их вторым рядом косых стежков в обратном направлении. При вышивании «крестом» стежки должны быть на одинаковом расстоянии друг от друга. Вышивка на изнаночной стороне имеет вид вертикальных или горизонтальных стежков. Рабочую нить закрепляют без узла с изнаночной стороны под частью вышивки.

Начинать вышивку нужно с центра. Чтобы найти центр на ткани, нужно свернуть материал пополам вдоль и поперек основной нити и немного прижать пальцами. Начинать лучше с крупных участков одного цвета. Тогда легче считать, где вышивать маленькие участки. Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке.

Поэтому длина нитки не должна превышать полуметра. Нить меньшего размера помогает сделать вышивку более качественной. После нескольких стежков желательно дать иголке повиснуть свободно, чтобы скрученная нить могла прийти в нормальное состояние. Лучше не завязывать узелков для закрепления нити, так как они могут потом при глажении проявиться на лицевую сторону вышивки.

Маршрутная технологическая карта вышивки картины крестом

  1. Выбор схемы картины
  2. Подбор канвы и инструментов
  3. Подбор цветного мулине
  4. Вышивка крестом по схеме
  5. Влажно-тепловая обработка изделия
  6. Оформление в раму.

Экономическое обоснование

Перед тем, как приступить к работе, определяю себестоимость выполняемого изделия.

На производство данной картины требуются следующие материальные затраты:

  • Набор для вышивания (канва, рисунок, мулине) — 40 рублей
  • Пяльцы (диаметр — 15 см) — будут использоваться как рама — 40 рублей
  • Иглы для вышивания (набор) — 20 рублей

ИТОГО — 100 рублей

Связь вышивки с экологией

Вышивание – это экологически чистое производство, так как оно практически безотходное, не выделяются вредные вещества, не загрязняется атмосфера, нет опасности для здоровья человека. Стоимость моей картины в рамках проекта невелика, отсюда следует, что экономически дешевле сделать самой работу, чем купить аналогичную на рынке. Я довольна своей работой. Надеюсь она всем понравится.

Самооценка

Оцениваю свою работу по следующим пунктам:

  1. Все ли я сделала?
  2. Получился ли у меня проект?
  3. Довольна ли я своим изделием?
  4. Хочу ли я в нём что-то исправить?

Ответив на все эти вопросы, оцениваю собственную работу.

Я довольна своей работой по технологии, проект по вышивке крестом завершен. Надеюсь результат всем понравится.

Читайте также:  Не получается шить правильно
Оцените статью