Практическая работа по технологии 5 класс вышивка крестом

Презентация. «Вышивка крестом» (5 класс) Технология

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока
«Вышивка крестом»
МБОУ Гимназия №2, г.Краснознаменск
Учитель технологии
Рыннова Светлана Вячеславна

Вышивка — широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, стеклярусом, монетами и т. п.

История вышивки
Искусство вышивания возникло много веков назад – отрабатывались и улучшались узоры и создавались образцы вышивок. Все передавалось из поколения в поколение.

Орнамент-это последовательное повторение отдельных узоров или целой группы узоров. гармоничность всех его частей.

Колорит- отличительные особенности.

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Инструменты и материалы для вышивки крестом
Нитки для вышивания (мулине)
Вышивальные иглы (гобеленовые)
Пяльцы
Рисунки, схемы, готовые схемы вышивки
Наперсток
Ножницы, сантиметровая лента
Канва

В современном вышивании крестом основой вышивки является канва. Это специальным образом выработанное на фабрике полотно, размеченное в клетку таким образом, что каждая клеточка канвы является местом для нанесения креста нитками. Существует большое разнообразие материалов, из которых производят канву (шёлк, лён, хлопок, смеси и даже пластик), но главный ее показатель — размерность канвы.

Накладная канва — это канва, предназначенная для вышивания на ткани, не имеющей равномерного переплетения.
Так же для вышивания на ткани существует водорастворимая канва. После окончания вышивки ее достаточно опустить в теплую воду и она растворится.
В некоторых вышивальных наборах производитель наносит на канву рисунок, который впоследствии заполняется вышитым крестом. Такую технику называют «печатный крест».

Если на канве рисунок не обозначен, то это техника называется «счётным крестом» (вышивальщице приходится самой
отсчитывать количество крестиков).

Техника безопасной работы
Во время работы
Будьте внимательны.
Во время работы следим за положением корпуса, немного наклонен вперед, не сутулимся, не склонять низко голову.
Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25-30 см.
Стул подвинут так, чтобы можно было опираться на спинку.
Иглы и булавки хранить в игольнице.
Ножницы следует передавать за сомкнутые лезвия, кольцами вперед.
Инструменты и приспособления хранить в специальном месте.
Не пользоваться ржавыми и кривыми иглами.
После работы

Сосчитать количество иголок, булавок.
Убрать свое рабочее место.
Вышивку хранить в прозрачном файле.
Нитки аккуратно сложить или смотать.
Ножницы убрать в чехол.

Виды вышивки крестом.

Простой крест – представляет собой два диагональных перекрещивающихся стежка. Начинают его, как правило, справа сверху по диагонали налево вниз, завершают – справа снизу по диагонали налево вверх.
Важная особенность выполнения вышивки крестом: все верхние стежки должны лежать ровно и в одном направлении, нижние – в противоположном направлении.
Полукрест – это первый стежок при выполнении простого крестика.
Двойной («болгарский» крест)– техника, которая используется реже, из-за большей трудоёмкости. Представляет собой чередование простых крестов и между ними небольших прямых.

Техники вышивки крестом

1. Классическая техника вышивки крестом – английский метод или «Назад иголку»
Традиционный способ вышивания креста, также его называют английским, заключается в последовательном выполнении каждого отдельного крестика.

2. Датский способ
Использование датского способа подразумевает выполнение в ряду всех нижних стежков, слева направо по горизонтали, далее, после завершения ряда, их закрытие верхними стежками, следуя в обратном порядке.

В большинстве случаев используют оба метода.
Например, «датский метод» для большинства стежков и «классический» для изолированных крестиков.

Выбирайте тот способ, который вам больше нравится!

Начало вышивания. Закрепление нити.
Возьмите отрезок мулине длинной около 60 см, сложите его вдвое и проденьте оба кончика в тглу нити.
Сдетайте один прокол иглы на лицевую сторону, чтобы петелька осталась на изнаночной стороне канвы.
Теперь выполните первый стежок и протяните иголку с ниткой через петельку.

Практическое задание
Перед вами лоскут канвы, нитки мулине, иголка, ножницы.
Соблюдая технику безопасности, прошу вас выполнить элемент вышивки одним их изученных способов.

Метод 5 пальцев
М – мизинец. Мыслительный процесс.
Какие знания, опыт я получил?
Б – безымянный. Близость цели.
Что я сегодня делал и чего достиг?
С – средний. Состояние духа.
Каким было мое преобладающее настроение, состояние духа?
У – указательный. Услуга, помощь.
Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б – большой. Бодрость, физическая форма.
Каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?

Урок. Вышивка крестом. 5 класс

Тема: Вышивка. Материалы и оборудование для вышивки крестом 5 класс Дата:

Цели: Раскрыть понятие о вышивке, ознакомить с историей вышивки;

Тип урока: комбинированный

Ознакомление с историей вышивки

Ознакомление с материалами и инструментами

Проведение практической работы

Связывать ранее полученную информацию в документе

Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности

Межпредметные связи: черчение

Приветсвие, проверка готовности к уроку, отмечание отсутствующих

Мотивация познавательной деятельности

Вовлекает обучающихся в беседу .

Актуализация необходимых знаний

Устный опрос учащихся по правилам обмеловки и раскроя

Организация познавательной деятельности

Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитей мулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.

Вышивка крестом — один из видов рукоделия, искусство которого уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы.

Так как вышивание крестом производится при помощи иголки, служащей как бы острым продолжением или окончанием нитки: шерстяной, бумажной или шёлковой, то и иголка, пока она не стала металлической и не дошла до современного её усовершенствованного состояния, выделывалась из самых разнородных материалов: из дерева, кости, а в глубокой древности и у дикарей на это шли древесные иглы, рыбьи кости, щетина и прочее. Вышивают нитками, бумагой, шерстью, шёлком, золотом, серебром, с использованием бус, бисера, стекляруса, иногда настоящего жемчуга, самоцветных камней, блёсток, а также и монет (реже всего).

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Материалы для вышивки кестом: Мулине- нить, канва – ткань

Конспект урока» Вышивка крестом»5 класс

Конспект урока » Вышивка крестом»- технология 5 класс.

Цель:научить выполнению вышивки крестом по канве.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с видами декоративно- прикладного искусства- с вышивкой крестом, с технологией выполнения простейших ручных швов, умения выполнять их.

2.Развивать навыки работы в коллективе.Развивать познавательный интерес, внимание,усидчивость.

3.Воспитывать трудолюбие,сознательное выполнение правил техники безопасности, правил санитарии и гигиены,самоконтроль,творческий подход,наглядно-образное мышление,соблюдение технологической дисциплины.

План урока.

2. Изложение нового материала.

3.Вводный инструктаж и практическая работа.

4.Уборка рабочих мест.

Урок комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный,( беседа, демонстрация, рассказ, инструктаж, самоконтроль,сравнительная характеристика) , репродуктивный,практическая дисциплина.

Оборудование: канва, сетка, сантиметровая лента, линейка, утюг,каркндаш, инструкционные карты, модели с вышивками, схемы, журналы, мулине,ткань х\б канва.

Оборудование для учащихся ( на каждого):ткань х\б канва, тетрадь, игла,нитки мулине, ножницы, распарыватель, инструкционная карта, карточка самоконтроля, утюг.

Ход урока.

1.Организационный момент . Приветствие,установка дисциплины, проверка отсутствующих, готовности к уроку.Тема и цели урока.

Стежок стежок еще стежок.

Что проще может быть,

Когда в кресте наискосок

Но расцветают под иглой

Секрет у чуда есть.Какой?

Сегодня и узнаем мы.

Здесь секретов будто бы и нет,

Ты делай все с душой,

И вышитый тобой букет

Задышит как живой.

Росу и трепет лепестков

Ты сможешь ощутить.

А чудо у тебя в руках:

Иголочка и нить!

2.Презентация.»Вышивка крестом»( история вышивки, изделия вышитые крестом и тд).- 5 слайдов.

Вышивка— одно из самых интересных и распространенных видов декоративно- прикладного искусства.Вышивание — увлекательный, творческий труд, который может принести детям много радости, заполнит досуг, введет в мир прекрасного, дети приобретут такие качества как усидчивость, внимательность, аккуратность.Это искусство относится к эпохепервобытной культуры.Вышивка тесно связана с появлением первого стежка.

Материалом для вышивки в разные далекие времена служили жилы животных, нити льна, хлопка, шерсти, шелка, и даже применялся натуральный волос.

В России вышивка имеет древнюю историю.Ею украшали одежду, (показ мужской рубашки вышитой крестом к свадьбе),обувь ( пример царских туфель), конскую сбрую,жилище( показ рушников, полотенец, салфеток и тд ).Вышивка условно подразделялась на городскую и деревенскую.Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций.Народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства..

Один из древнейших видов рукоделия, которым увлечены и женщины и мужчины по всему миру- вышивка крестом.И это не удивительно, ведь все что нужно для вышивания-это терпение, терпение и еще раз терпение.Стремление создавать прекрасное своими руками было , есть и будет.

Вышивка крестом- это техника курашения изделий различными стежками из ниток, Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных ниток мулине.

Ты любишь вышивать? Постичь искусство это

Поможет красота, Взгляни скорей вокруг:

Природа так свежа, залита морем света!

Трудись и вышивай, не покладая рук!

4. Показ слайдов выполнения техники вышивания крестом.

5. Необходимые инструменты и материалы для вышивания.( показ слайдов).

6.Прежде , чем приступитьк выполнению вышивки, повторим правила ТБ:

Инструктаж по технике безопасности( показ слайдов).

Во время вышивания следует помнить о правилах техники безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

-хранить иголки в специально отведенном месте:игольнице.

-не шить ржавой иглой.

-шить с наперстком, чтобы не пораниться.

-ножницы сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.

— передавать ножницами кольцами вперед.

7.Самостоятельная работа учащихся.Оказание контроля и индивидуальной помощи.

Запяливание — заправка ткани в пяльцы.Положить кольцо меньше н а стол, накрыть его канвой , прижать кольцом большим к меньшему, подтянуть винт, натянуть канву.( девочки выполняют запяливание ткани в пяльцы).

8.Раскрыть пас му, разрезать в том месте , где узелок. Длина нити должна быть 50-60 см длиной(показ длины нити- взять нить и перебросить ее через локоть, снять и отрезать ножницами.Соединить нить , чтобы получилась петелька на конце и вдеть в иглу.В вышивке никогда не делают узелков.Изнаночная сторона должна быть аккуратной и чистой.

9.Нить закрепляется на лицевой стороне ткани в том месте, где будет располагаться вышивка. Выполните небольшой стежок в начале работы, протяните нить, оставляя на лицевой стороне поверхности кончик в виде петельки, в которую введите иглу и затяните нить.

Девочки закрепляют нить на канве.

10.Выполняют простой крест по горизонтали

Сплетаются стежки, сливаются в цепочку,

Иголочка ведет их строго за собой,

Бежит, бежит она и не поставит точку,

Пока не завершит рисунок непростой.

Предупреждение о возможных ошибках:

— демонстрация приемов выполнения швов

-выполнение девочками практической работы

-.целевые обходы рабочих мест( контроль за соблюдениями)-правил по ТБ,правильностьвыполнения работ, сбор материала для заключительной части урока.

Физминутка.

11.Практическая работа. Все учащиеся получают карточки самоконтроля по выполнению практической работе.

Карточка самоконтроля.

Учителем проводится текущий инструктаж, контроль за последовательностью выполнения практической работы,исправление ошибок, помощь в их устранении.

12.Рефлексия.

— чему мы научились на уроке?

— что было трудно?

— актуальна тема была на уроке?

-что не получилось?

— кто испытал радость успеха?

— нужны ли такие уроки?

Натянутый на пяльцах холст

Манит сврею новизною,

Как будто говорит со мною,

Хоть с виду скромен он и прост.

Несет в своей он чистоте

Цветы, иконы и картины,

Как в море, в нем живут глубины

И небеса на высоте.

Что буду я здесь вышивать?

Помилуй , Господи, направи

Меня, работу всю управи.

Чтоб радость ближним доставлять.

13. Анализ проделанной работы, выставка работ и выступления по желанию. учащихся , допущение типичных ошибок и советы девочек по их устранению., вопросы к учащимся, задание к следующему уроку.Общие выводы к уроку. Предложения учащихся на следующий урок.Выставление оценок.

Читайте также:  Кто шил любимые водолазки стива джобса
Оцените статью