Правила техники безопасности при работе с батиком

Художественная школа Batik4art

Всё о батике, Батик мастер класс

Батик студия. Правила безопасности

Работая в мастерской с красками для ткани и химическими реактивами, необходимо постоянно помнить о правилах безопасности, о которых вы, возможно, никогда не задумывались. А напрасно. Особенно, если рядом с вами дети.

Все краски, красители и другие материалы, которые используют художники в своей работе, являются относительно нетоксичными. Но нужно иметь в виду, что это промышленные химические вещества.

Имея дело с химическими веществами (в нашем случае это анилиновые красители, горячий воск и другие химические материалы), следует соблюдать некоторые правила, которые помогут нам избежать возможных проблем.Не поленитесь дочитать до конца эту статью и постарайтесь запомнить рекомендации.

Возникает вопрос:»А не опасно ли для здоровья иметь дело с красками

Можно с уверенностью ответить: Не более опасно, чем с любыми другими продуктами не природного происхождения, которые мы употребляем ежедневно. Например, стиральные и моющие средства.Но нужно учесть, что

работать с порошковыми красителями детям и беременным женщинам не рекомендуется. Так же как и с любыми сильнодействующими химическими веществами.

Не обольщайтесь заверениями производителей художественных материалов в абсолютной не токсичности их продукции и всегда следуйте этим простым правилам:

1. Никогда не ешьте, не пейте и не курите на рабочем месте.

2. Работайте в хорошо проветриваемом помещении.

3. Если вы почувствуете какие-нибудь неприятные симптомы со стороны дыхательной системы (кашель, першение в горле) немедленно выйдете на свежий воздух. Если симптомы повторяться, прекратите использовать продукты, которые вы использовали на момент появления этих симптомов, и проконсультируйтесь с аллергологом.

4. Всегда используйте одноразовые защитные маски -респираторы при работе с анилиновыми красителями в порошке. Если вы занимаетесь горячей окраско ткани и работаете с горячим воском постоянно, то используйте специальные респираторы со сменными картриджами, которые защитят ваши лёгкие от воздействия пыли, испарений и горячих летучих частиц.

5. При работе с жидкими анилиновыми красителями пользуйтесь защитными перчатками и фартуками, предохраняющими вашу одежду.

6. Носите защитные очки при работе с концентрированными кислотами и щелочами (концентрированная уксусная кислота).

7 .Если вы носите контактные линзы, то замените их обычными очками, работая с порошками, чтобы избежать раздражения глаз.

8. Старайтесь работать с химикатами под вытяжкой. Лучше всего в вытяжном шкафу.

9. Работая с анилиновым порошком, поверхность стола застелите мокрой бумагой. Летучие частички краски осядут на ней.

10. Не работайте с порошками около источников тепла (печей, обогревателей) и около воздуховодов и вентиляторов.

11. Всегда пользуйтесь отдельной посудой для приготовления химических растворов и растворов красителей. Никогда не используйте эту посуду для приготовления пищи.

12. Избегайте работы с порошковыми красителями, химикатами и горячим воском во время беременности и кормления грудью.

13 . Избегайте длительных контактов анилиновых красителей с кожей.

14. Для уборки помещения после работы с порошковыми красителями используйте пылесос или мокрую швабру.

15. Храните анилиновые красители в плотно закрытых банках в сухом и прохладном месте, недоступном для случайного использования.

16. Растворы красителей хранить в плотно закрытых сосудах. Разлившуюся краску нужно немедленно вытереть, не допуская её высыхания, так как порошок анилина очень летуч.

17. Всегда чётко маркируйте и надписывайте контейнеры с химическими веществами. Не снимайте этикеток с предупреждениями об опасности продукта.

18 . Всегда добавляйте кислоту в воду, а не наоборот.

19 . Всегда добавляйте щелок в холодную воду.

Запомните эти правила. Они пригодятся вам всегда, не только в художественной мастерской.

6 комментариев к « Батик студия. Правила безопасности »

Сейчас немногие художники (тем более — любители) работают с порошковыми анилиновыми красителями. Если захотите попробовать, эта статья вам пригодиться.

This is way more helpful than aynhting else I’ve looked at.

Здравствуйте. Очень нужная статья. Спасибо.
Правильно ли я поняла, что беременным и кормящим возможно работать с жидкими анилиновыми красителями? Или также не рекомендуется, как и с порошковыми?

Порошковые красители летучи, то есть могут попасть в лёгкие, как и обыкновенная пыль.
А жидкие красители могут попасть на кожу, это можно предотвратить, используя перчатки.
Нас окружают много более опасные вещества — те же моющие средства, просто об этом никто не говорит.

Здравствуйте,Елена.Спасибо большое за внимание и ценные разъяснения!

Хорошо, если мой опыт вам пригодился. Спасибо

Правила техники безопасности при работе с батиком

Батик — это не что иное как техника росписи тканей с помощью воска и красителей. Также батиком называют уже расписанную ткань. Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Поэтому каждое изделие уникально и неповторимо в своем роде. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца. Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть, и они почти светятся. Но, в общем, рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Что делает батик таким притягательным так это удовольствие от работы с различными тканями и неисчерпаемые возможности, которые таят в себе воск и краски. Легкие складки ткани напоминают языки пламени костра, или песчаные барханы пустыни, или океанские волны. Кажется, это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает когда человек, создав ткань, решил ее украсить.


Организация рабочего места и техника безопасности

  1. На рабочем месте должна быть хорошая освещенность. Свет должен падать с левой стороны.
  2. На рабочем месте не должны находиться посторонние предметы. Следить за хранением кнопок, чтобы случайно не пораниться.
  3. Время от времени проветривать помещение, так как акриловые краски источают вредные химические испарения.
  4. Следует соблюдать правила безопасной работы с утюгом: включать и выключать утюг сухими руками, держась за корпус вилки; по окончании работы выключить утюг.

Выбор материалов и инструментов

Для работы понадобится:

  1. Белая ткань
  2. Рамка размером 70х90 для исполнения картин.
  3. Материал для оформления картин.
  4. Акриловые краски для ткани и резервирующий состав.
  5. Кисточки различных номеров.
  6. Палитра для смешивания красок.
  7. Кнопки для фиксации ткани.
  8. Пергаментная бумага для рисования эскизов.
  9. Гладильный стол и утюг для закрепления рисунка на ткани.

Ткань, независимо от выбранной вами техники, должна быть из натуральных волокон. На тканях, содержащих искусственные волокна, краски плохо закрепляются или не закрепляются совсем. Чтобы избежать возможных разочарований и ошибок проверьте натуральность ткани до начала работы. Легче всего это определить с помощью горения.

Волокно Характер горения Запах при горении
Хлопок, вискоза, лен Горит быстро, полностью сгорает. Оставляет светло-серую золу жженой бумаги
Шелк, шерсть Горит плохо, оставляя маленький темный шарик на конце жженого рога
Искусственные
волокна
Не горят, плавятся, образуя на конце шарик нет запаха

Для первых опытов и для тренировок лучше использовать тонкие хлопчатобумажные ткани — мадаполам, маркизет, батист или шифон. На натуральный шелк лучше переходить, когда вы достаточно овладели техникой росписи. Шелковые ткани очень разнообразны и по-разному поддаются росписи.

Тонкий шелк — понже, креп-шифон — идеален для начинающих, особенно подходит для контурной росписи. Краска на эти ткани ложится ровно и хорошо расплывается.

Более плотные ткани — дюпон, туаль, креп-сатин, крепдешин и креп-жоржет — тоже подходят для работы в технике нанесения контуров, поскольку на них быстрее закрепляются разделяющие линии, чем на плотных шелках, таких как шелк-бурет, тусса.

Эти виды шелка могут быть использованы для нанесения воска или для набивки уплотненных красок, однако, при условии, что разъединяющий материал достаточно хорошо проникает в ткань. Приступая к работе с большой поверхностью в этом надо убедиться заранее.

Если вы хотите попробовать заниматься батиком, но еще не уверены, что это станет вашим увлечением, то вам достаточно приобрести краски основных цветов — желтого, красного, синего и черного. Как правило, краски легко смешиваются, и вы сможете получить различные тона.

При выборе красок необходимо учитывать несколько факторов. Прежде всего, выясните чем они растворяются, водой или спиртом. Удобнее использовать краски разбавляемые водой. Также важно знать способ закрепления красителя на ткани.

Для начинающих больше подходят краски, фиксируемые утюгом. Этот способ наиболее удобен и позволяет сэкономить время.

Если вы выбираете более распространенные и дешевые краски, фиксируемые паром, вы обрекаете себя на дополнительные сложности. В этом случае старайтесь тщательно соблюдать инструкцию по фиксации готового изделия, иначе работа может полинять.

Существуют краски, которые специально предназначены для росписи тканей. Как правило, в магазинах большой выбор импортных красок, они могут различаться по способу закрепления (паром или утюгом) и по способу разбавления (водой или спиртом). Есть и отечественные краски, их производит фирма «Гамма». Они разбавляются водой и фиксируются паром.

«Гамма» также выпускает наборы для росписи тканей. В них входит все, что вам понадобится: резервный состав, трубочка для его нанесения и краски нескольких базовых цветов. Такой набор очень удобен для начинающих.

Вам потребуются круглые кисти с размерами 8 до 12, ими удобно расписывать небольшие участки работы, и большие плоские кисти с размером от 14 до 18 для больших участков. Лучше всего использовать беличьи или колонковые кисти. Важно, чтобы мокрая кисточка имела тонкий кончик.

Для обработки больших участков также используют специальные поролоновые тампоны. Для закрашивания мелких участков вам могут понадобиться ватные палочки.

Рамы для росписи

Первые небольшие работы можно делать и на больших пяльцах для вышивания или, закрепив ткань на деревянном подрамнике, который художники используют для натягивания холста. Шелк закреплять сложно, так как на нем могут появиться

стрелки и дырки, так что используйте кнопки с длинным тонким острием или обычные булавки. Существуют и специальные трехзубчатые кнопки для батика.

Для смешивания красок можно использовать старые крышки и блюдца или акварельную палитру с углублениями.

Понадобятся сосуды для промывания кистей, используйте стаканы или банки.

Для разбавления красок всегда наготове должна быть вода, лучше дистиллированная или кипяченая.

Для удаления излишков краски можно воспользоваться ненужными кусочками ткани, ватными палочками или поролоновыми губками.

Чтобы ускорить процесс высыхания вам понадобится фен.

Резерв

В холодном батике используется прозрачный резервный состав, растворимый в бензине. Готовый резерв можно купить в магазинах, где продаются товары для художников. Импортные контурные составы могут быть окрашены в различные цвета.

Для нанесения резерва нужна специальная стеклянная трубочка с загнутым носиком и шаровидным расширением для запаса резерва. Импортный резерв обычно расфасован в пластиковые тюбики или флаконы с насадками, из которых его можно наносить непосредственно на ткань.

Нанесение контурных средств

При нанесении на шелк (если он не загрунтован специально), жидкие краски обычно растекаются по всем направлениям, подчас неконтролируемо и чаще всего без образования четких контуров.

Предварительно нанеся резервные средства, можно предотвратить растекание красок и разделить одно цветовое поле от другого. В этом и заключается основной прием техники росписи с нанесением контуров.

Необходимое количество резерва переливают в стеклянную емкость, после этого тюбик или баночку с резервом следует плотно закрыть. Затем резиновой грушей или ртом (но очень осторожно), резерв всасывают из промежуточной посуды в трубочку. Теперь можно нанести резервный состав на ткань. Касаясь ткани загнутым концом трубочки, медленно обведите все контуры рисунка. Чем медленнее вы ведете трубочку, тем толще линии, и тем лучше состав проникает в ткань. При использовании пластмассовых бутылочек и тюбиков со съемными насадками необходимо равномерно выдавливать резерв, чтобы линии были ровными.

Устранение ошибок

Как только нанесенные на шелк резервные линии высохнут, можно продолжить оформление ткани жидкими красками. Каждой художнице, занимающейся росписью по шелку, знакома ситуация, когда разъединяющая линия не «держит». Это проявляется в том, что жидкая краска для росписи по шелку перетекает на соседнее поле. Подобные ситуации являются поводом для огорчений и нарушают процесс росписи. В следующей таблице собраны советы по предупреждению и устранению наиболее частых «аварий».

Проблема Причины Устранение
Резерв не вытекает из съемной насадки или стеклянной трубочки Конец трубочки или насадки закупорился.

Из резервного состава испарился бензин, и он загустел.

Промойте трубочку бензином.

Разбавьте резерв бензином, но следите за тем, чтобы он не стал слишком жидким.

Неплотные линии контурного средства приводят к подтекам краски. Резерв наносился слишком быстро, линии получились «рваные». Проведите линии еще раз после высыхания (лучше с изнанки) медленно и равномерно, чтобы резерв мог впитаться в ткань.
Соединения линий, нанесенных контурным средством, пропускают краску. Невнимательность при нанесении линий. Для уверенности, до нанесения краски, провести тесты на воду и отблеск.

На маленький участок нанесли слишком много краски, либо кисть подводилась слишком близко к линии, и краска перешла через нее. Отжимайте излишки краски с кисти о край банки. Не подводите кисть при росписи близко к краю поля, а давайте краске растекаться по ткани самой.

Для устранения ошибок после высыхания красок проводят пастой новую линию. После высыхания резерва краску пытаются растворить и удалить смоченной в воде ватной палочкой.

Тест на отблеск и воду

Чтобы избежать перетекания жидких красок при росписи сквозь разъединяющие линии, имеет смысл проконтролировать по всей длине полосу, нанесенную контурным средством. Для прозрачного резерва подходит тест на отблеск. Если держать подрамник с натянутым шелком против света, то линии, выполненные контурными средствами, выступают как очень светлые. Если на некоторых участках они выглядят иначе, значит, там это средство недостаточно хорошо проникло в шелк.

Кроме того, проводят тест на воду. Нанесите немного воды вблизи от разделяющих линий. Неплотные участки пропустят воду. Там тоже надо подработать линию, однако, делайте это только после того, как шелк высохнет. Время ожидания можно сократить с помощью фена.

Выбор рисунка
Что касается замысла картины, её композиции, смысловой нагрузки — то это больше вопрос духовной зрелости автора, его внутренней чистоты. И свою роль художника я вижу не в том, чтобы просто раскрасить кусочек холста, ткани или бумаги; даже не в том, чтобы нарисовать красивые «видочки». Важно, из какого источника черпаются сюжеты, какой смысл вкладывается в содержание картины. Только звучание души является камертоном для рождающегося образа. Я предлагаю вам несколько эскизов

Жук- плавунец

Божьи коровки

Божьи коровки


Жук-олень

Стрекоза

Технология

1.На пергаментной бумаге нарисовать эскиз в натуральную величину.


Вам понадобится пергаментная бумага, карандаш и ластик
2. Ткань натянуть кнопками на рабочей рамке.

Вам понадобятся рабочая рамка, ткань, кнопки.

3. Перевести рисунок на ткань с помощью простого карандаша.


Вам понадобится карандаш и подготовленная запяленная ткань.

  1. Прорисовать контур рисунка на ткани резервирующим составом, следя за тем, чтобы все линии оказались замкнутыми. И оставить высыхать контур на сутки.


Вам понадобятся ткань на рабочей рамке, емкость с резервирующим составом.

  1. Нанести на рисунок влагу чистой широкой кисточкой, а потом приступать к непосредственному окрашиванию ткани.

Вам понадобяться художественные кисти, емкости с водой, акриловые краски, палитра.

  1. После нанесения акриловых красок, можно воспользоваться специальными эффектами, например, мне очень нравится применять обыкновенную соль, которая создает на мокрой ткани дополнительные причудливые разводы.


Вам понадобится крупная соль

  1. После этого нужно дать краскам высохнуть в течение суток.
  2. Снять работу с рабочей рамки. Закрепить краски с помощью утюга, проглаживая изделие с изнаночной стороны через сухой проутюжильник.

Вам понадобятся гладильный стол, утюг, проутюжильник.

Практические советы

Для «холодного» батика характерен лаконизм, элегантная чёткость контуров рисунка; легко применяются акварельные техники — заливки (как однотонные, так и мультиколор), растяжки тона; лессировочные техники. Для создания фактуры используются различные солевые эффекты; причём разные виды соли, применяемые на разных видах ткани дают невообразимые вариации рисунков, преподнося художнику сюрпризы — иногда приятные, иногда не очень. Каждый раз, как исследователь, продвигаешься по знакомому пространству, сталкиваясь с чем то новым, непознанным. И иногда на 100% не знаешь, чем закончиться твоё «путешествие» в страну Батика — всегда для меня ожидаемое и непознанное 50/50.. При неумелом обращении (т.к. не видно, какого точно будет тон и цвет) невзначай можно впасть в откровенно крикливые тона. Требуется внимательность, чутьё и чёткое знание законов сочетания цветов и их смешения, т.к. некоторые оттенки остаётся лишь угадывать, смешивать почти в слепую, т.к. в непроявленном виде краски «непохожи сами на себя». Опыт и интуиция помогают добиться желаемого результата. А хороши эти краски тем, что после закрепления их на ткани с этим батиком можно делать всё, что угодно — стирать любым моющим средством, можете утюжить, стирать в стиральной машине на 60 -40 градусов, носить изделие под палящим солнцем и т.д. — вам гарантировано качество на несколько лет.

Ткань — это не холст и не бумага. Материал диктует свои особенности. Причём, часто сама фактура ткани, состав волокна, его переплетение играют очень важную роль в том, как будет выглядеть конечный результат работы. Разумеется, здесь помогает опыт живописца, графика, прикладника — свободное владение различными материалами и техниками, знание законов композиции, цветоведения, постоянная пленэрная практика, владение многими видами рукоделия — всё это даёт неограниченую свободу творчества как в выборе техники исполнения картины, так и в исполнении

любых своих замыслов.

Содержание
Что такое батик………………………………….1

Организация рабочего места и техника безопасности…………………………………. 2

Выбор материалов и инструментов………. 2

Читайте также:  Лучшие схемы ирландское кружево
Оцените статью