Презентация «Мастер костяного кружева»
Предметы из кости воспринимаются современным человеком как редкость. В народном сознании предмет из кости — произведение драгоценное. Бато-Мунко Балтуевич Чимитов — Человек уникального дарования и трудолюбия, известный художник декоративно-прикладного искусства, косторез, выпускник Загустайской СОШ, Заслуженный художник РБ, Член Союза художников России, Народный художник Республики Бурятия.
Просмотр содержимого документа
«Презентация «Мастер костяного кружева»»
Презентация Чимитова Б.Б.
Человек – существо мыслящее. Помимо владения словом он имеет счастье выразить свои мысли, эмоции и чувства через музыку, живопись, архитектуру, скульптуру…
Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.
Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека.
Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного — в наших силах.
Предметы из кости воспринимаются современным человеком как редкость. В народном сознании предмет из кости — это произведение драгоценное уже по своему материалу, требующему к себе бережного отношения, высокого мастерства обработки, произведение, исполненное особой красоты.
Бато-Мунко Балтуевич Чимитов – поистине Человек уникального дарования и трудолюбия, известный художник декоративно-прикладного искусства, косторез, выпускник нашей школы, Заслуженный художник Республики Бурятия, Член союза художников России, Народный художник Республики Бурятия.
Мне снова в детство захотелось.
В счастливые шестидесятые года
Где так легко жилось и пелось,
Казалось, это навсегда!
Слайд 4
Мне снова захотелось в детство…
Но, как известно нам, туда билетов нет!
Вернуть его, нет никакого средства,
И лишь в душе далёкий тёплый свет!
И этот свет в глазах искрился неподдельно,
И много лет прошло ,но в сердце свято
Храним те самые счастливые мгновенья,
Где молоды так были мама с папой!
У каждого в жизни единственный раз
Бывает свой первый, свой памятный класс,
И первый учебник, и первый урок,
И первый заливистый школьный звонок.
Любой урок, любая встреча
Всех кладов на земле ценней,
Ведь каждый школьный миг отмечен
У молодости звонкая дорога,
У молодых как на ладони путь,
Слайд 10
Они уверены, сильны и знают много,
И дай им Бог, с дороги не свернуть.
Удел молодых – это радость полета,
Познание жизни, начало пути,
Учеба, карьера, паденья и взлеты, — Слайд 12
Упав подниматься и снова идти. – слайд 13
Свою жизнь мы по правилам строили,
Жили радостней и веселей!
Слайд 15
Мы учились,работали,строили,
Увлекались,прощались,росли,
Помогали друг другу и спорили, — слайд 16
Словно вешнее небо цвели! — слайд 17
Слайд 18-20 играет музыка
Слайд 21-24
Не забыть нам всего,чем наполнена
Наша жизнь в эти годы была!
Бог создал мир из ничего.
Учись, художник, у него, —
И если твой талант крупица,
Соделай с нею чудеса,
Взрасти безмерные леса
И сам, как сказочная птица,
Умчись высоко в небеса,
Где светит вольная зарница,
Где вечный облачный прибой
Бежит по бездне голубой.
Мы пригодились здесь, где родились,
Земля отцов нас бережно взрастила,
Мы с нею с детства навсегда срослись,
Она нас от себя не отпустила.
Самое ценное на свете,
Где жизнь и сущность бытия,
Где радостно смеются дети –
Твоя счастливая семья.
Если печаль средь дня тревожит,
Страх одолеть решил тебя,
Проблемы пережить поможет,
Поверь, только твоя семья.
Года уходят безвозвратно…
Седеем мы день ото дня,
Но так спокойно и приятно-
Со мной всегда моя семья..
И каждый новый день, как приключение,
За поворотом- новые места, нас ждут —
Красивая природа, города,
Счастливые и интересные мгновенья!
О, сколько неизведанного в них —
В тех удивительных местах, в далеких странах,
Которые нам доведется посетить!
Открытиям мы новым будем рады.
Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день,
Костяное кружево
Готовое выступление о холмлгорской резьбе по кости (презентация с послайдовым сопровождением, частушки девочки-холмлгорочки на мелодию «Яблочко»)
Просмотр содержимого документа
«Послайдовое сопровождение»
Сопровождение к слайдам
Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти 400 лет. Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга.
Но центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.
Мастера исстари применяли для резных работ благородную кость: бивни мамонта, слона, моржовую кость и зуб кашалота. Эта кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Процесс выполнения одного изделия может длиться от месяца до нескольких лет. Работы холмогорцев отличались высоким мастерством, изяществом и отточенной техникой.
Лучшие мастера резьбы привлекались для выполнения царских заказов. Так, в 17 веке семья потомственных косторезов Шешининых была вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате — главной сокровищнице нашей страны.
Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи.. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. В царском обиходе постоянно находились костяные изделия: гребни, шкатулки, ларцы. Самым сложным и дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой. Одним из таких мастеров и был Осип Христофорович Дудин. Выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в зрелый период своего творчества он работал в Петербурге. У Дудина не раз покупали и резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а в 1759 году, по примеру своего великого земляка, ушел с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств.
Николай Степанович Верещагин также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине II .
В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости.
В 1939 году в этой артели начал работать Парфён Парфёнович Черникович . А уже в 1944 году за вазу «Север» из бивня мамонта он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе произведений художественных промыслов. Позже ваза «Север» послужила подарком президенту США Ф. Рузвельту от советского правительства, а ее создателя приняли в Союз художников СССР. В 1945 году художник-фронтовик завершил работу над кубком «Победа» из мамонтовой кости . Высота кубка почти полметра. Венчает его пятиконечная звезда, на одной стороне которой портрет Сталина, а на другой — орден «Победа» . Ниже запечатлены сцена боя и портреты советских полководцев. Вес изделия не более 600 граммов, а материала ушло 12 килограммов! Многие знаковые события страны нашли отражение в его творчестве. Кубок «Навеки вместе» (1954), был посвящён 300-летию воссоединения Украины с Россией (ныне хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве).
В наше время работы мастеров Буторина Н.Д., Просвирнина В.А., Ватлина В.Т. экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость» в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова.
В прихотливых изгибах ветвей и трав, очертаниях цветов, грациозной игре птиц, легком беге оленя, изящных движениях белки — во всем проявляется радость жизни и гимн всему живому. «Рукотворной поэзией» называл работы косторезов поэт Анатолий Ильич Лёвушкин
Стих под видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=LzLkkwtcM6Y)
Умельца резьбы холмогорской
Мне встретить на днях довелось.
Была неприметной, неброской
Холодная мертвая кость.
Вот так бы лежать ей в забвенье
И кануть навек в забытье.
Но мастера острое зренье
Уже оценило ее.
Смотри — по его повеленью,
Послушные взмаху резца,
Несутся упряжки оленьи,
Охотник капканит песца.
Здесь Белое море. Здесь тундра,
Метелей неистовых власть.
А мастеру — жарко и трудно.
А мастеру — весело всласть.
Ведь все, что мерещилось взгляду,
Что грезилось где-то во мгле,
Сегодня, друзьям на отраду,
Весомо стоит на столе.
Возьми эту вазу — и трезво
С поэмою доброй сравни.
Есть что-то в труде костореза
Поэзии истой сродни.
Костяное кружево
Готовое выступление о холмлгорской резьбе по кости (презентация с послайдовым сопровождением, частушки девочки-холмлгорочки на мелодию «Яблочко»)
Просмотр содержимого документа
«Послайдовое сопровождение»
Сопровождение к слайдам
Холмогорская резьба по кости как промысел существует уже почти 400 лет. Кость резали по всему Северу: от Архангельска до Сольвычегодска и Великого Устюга.
Но центром косторезного промысла стали Холмогоры — родина великого Ломоносова.
Мастера исстари применяли для резных работ благородную кость: бивни мамонта, слона, моржовую кость и зуб кашалота. Эта кость красива, прочна, легко режется и прекрасно полируется. Благодаря слоистому строению на ее поверхности появляется легкий текстурный рисунок, напоминающий волнообразные узоры. Процесс выполнения одного изделия может длиться от месяца до нескольких лет. Работы холмогорцев отличались высоким мастерством, изяществом и отточенной техникой.
Лучшие мастера резьбы привлекались для выполнения царских заказов. Так, в 17 веке семья потомственных косторезов Шешининых была вывезены из Холмогор в Москву для работы в Оружейной палате — главной сокровищнице нашей страны.
Петр I, познакомившись с холмогорской резьбой по кости, покровительствовал мастерам. В 1703 году была основана новая столица Империи на берегах Невы. Для того, чтобы блистать и поражать Европу, срочно понадобились красивые, нарядные, неординарные вещи.. Костяные изделия в качестве памятных подарков вручались весьма важным особам. В царском обиходе постоянно находились костяные изделия: гребни, шкатулки, ларцы. Самым сложным и дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой. Одним из таких мастеров и был Осип Христофорович Дудин. Выходец из простой крестьянской семьи, уроженец Двинского уезда Архангельской губернии, в зрелый период своего творчества он работал в Петербурге. У Дудина не раз покупали и резные костяные шахматы для наследника царского престола великого князя Павла Петровича.
Резчиком по кости и перламутру начинал великий русский скульптор Федот Шубин. Юношей он поступил в косторезную мастерскую, а в 1759 году, по примеру своего великого земляка, ушел с рыбным обозом из Холмогор в Петербург. Ломоносову удалось заинтересовать президента Академии художеств талантом юноши, и Федот был принят обучаться скульптуре. Продолжал обучение Шубин в Италии и Франции, был избран почетным членом Болонской академии художеств.
Николай Степанович Верещагин также был уроженцем Холмогорского уезда, вырос в семье солдата, выучился резьбе и вскоре прославился. Многие произведения костореза поступали в Зимний дворец и определялись на хранение в Императорский Эрмитаж. Сохранилось несколько декоративных ваз, выточенных и украшенных сквозной тончайшей резьбой и рельефами. Одна из таких ваз была преподнесена Екатерине II .
В 1929 году в Холмогорах открывается учебный пункт косторезного искусства, через год он преобразуется в художественную школу. Ее первые ученики и создали в 1933 году в селе Ломоносово артель, которая стала основой будущей фабрики резьбы по кости.
В 1939 году в этой артели начал работать Парфён Парфёнович Черникович . А уже в 1944 году за вазу «Север» из бивня мамонта он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе произведений художественных промыслов. Позже ваза «Север» послужила подарком президенту США Ф. Рузвельту от советского правительства, а ее создателя приняли в Союз художников СССР. В 1945 году художник-фронтовик завершил работу над кубком «Победа» из мамонтовой кости . Высота кубка почти полметра. Венчает его пятиконечная звезда, на одной стороне которой портрет Сталина, а на другой — орден «Победа» . Ниже запечатлены сцена боя и портреты советских полководцев. Вес изделия не более 600 граммов, а материала ушло 12 килограммов! Многие знаковые события страны нашли отражение в его творчестве. Кубок «Навеки вместе» (1954), был посвящён 300-летию воссоединения Украины с Россией (ныне хранится в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве).
В наше время работы мастеров Буторина Н.Д., Просвирнина В.А., Ватлина В.Т. экспонируются на выставке «Холмогорская резная кость» в выставочном зале Историко-мемориального музея М.В. Ломоносова.
В прихотливых изгибах ветвей и трав, очертаниях цветов, грациозной игре птиц, легком беге оленя, изящных движениях белки — во всем проявляется радость жизни и гимн всему живому. «Рукотворной поэзией» называл работы косторезов поэт Анатолий Ильич Лёвушкин
Стих под видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=LzLkkwtcM6Y)
Умельца резьбы холмогорской
Мне встретить на днях довелось.
Была неприметной, неброской
Холодная мертвая кость.
Вот так бы лежать ей в забвенье
И кануть навек в забытье.
Но мастера острое зренье
Уже оценило ее.
Смотри — по его повеленью,
Послушные взмаху резца,
Несутся упряжки оленьи,
Охотник капканит песца.
Здесь Белое море. Здесь тундра,
Метелей неистовых власть.
А мастеру — жарко и трудно.
А мастеру — весело всласть.
Ведь все, что мерещилось взгляду,
Что грезилось где-то во мгле,
Сегодня, друзьям на отраду,
Весомо стоит на столе.
Возьми эту вазу — и трезво
С поэмою доброй сравни.
Есть что-то в труде костореза
Поэзии истой сродни.