Проект декоративно прикладное искусство шитье

Проект «Кусочки прошлого – лоскутное шитье в настоящее время»

Аннотация

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Свой проект хочу посвятить занятию наших прабабушек — лоскутному шитью. Я много раз видела такие разные изделия из лоскутков и у своей бабушки, в кабинете нашего творческого объединения, в книгах по шитью. И мне очень захотелось сшить самой такое, что то интересное и конечно, чтоб это было нужно в нашей семье.

Из беседы со своим педагогом я узнала, что такое «Лоскутное шитьё». Еще она посоветовала самой найти информацию в библиотеке, интернете.

Найдя информацию, я поняла, что лоскутное шитье (пэчворк — по-европейски, квилтинг — по-американски) — один из самых распространенных видов рукоделия, и это так, видимо, потому, что данное искусство не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и практичным. Сюжет должен быть не сложным, без лишних деталей. Приёмы работы — доступны для моего возраста и безопасны. Изделие соответствовать выбранной стилистике. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.

Введение

В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Ожидаемый результат. В результате достижения цели и задач нашего творческого проекта, мы изучим литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения лоскутного шитья.

Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории лосутного и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, истории, литературе при проведении мероприятий и праздников (как реквизит).

1. Историческая справка

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. ( Приложение №1)

2. Практическая часть

Следующий шаг нашего проекта – создание изделия.

Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для лоскутного шитья:

  • Кусочки ткани;
  • Наполнитель – синтепон;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Швейная машинка;
  • Мел;
  • Шаблон квадратов 10*10 (сделала из картона)

2.1. Техника безопасности

  • Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
  • 1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
  • 2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
  • 3. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
  • Техника безопасности при работе с иглами, булавками;
  • 1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  • 2. Используйте при шитье наперсток;
  • 3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  • 4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  • 5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  • 6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  • Техника безопасности при работе с ножницами:
  • 1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
  • 2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  • 3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  • 4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  • 5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

3. Процесс изготовления изделий у нас состоял из следующих этапов:

— Для начала работы я нарисовала схему изделия, так как она должна выглядеть в готовом виде и определилась с размером изделия и лоскутков.

— Нарезала лоскутков размером 10*10.

— Я разложила лоскутки на столе, составила первую сторону , чтобы посмотреть, как у меня все будет получаться.

— Взяла нитку и иголку и начала сметывать лоскутки между собой.

-Затем лоскутки соединила на швейной машине в полоски, а большие полосы между собой.

— Таким образом, я прошила все квадраты и соединила с фоном будущего изделия.

-Далее выбрала ткань для рисунка и приготовила шаблон, обвела и вырезала части к рисунку.

-Приметав на фон части из ткани, прошила на машине (зигзагом).

-Всё! Покрывало и подушка готовы! По-моему получилось неплохо, моим близким очень понравилось! (Приложение №2)

Экологическое обоснование работы

В декоративно — прикладном искусстве, по большей части, используются натуральные материалы. Особенно это заметно в лоскутном шитье. Часто используются хлопчатобумажные ткани, которые занимают ведущее место при изготовлении изделий. Это обусловлено их прочностью, износостойкостью и лёгкостью. Исключением могут служить поролон и синтепон, но их здесь так мало, что я думаю, они вреда не принесут ни мне, ни тем, кто будет использовать подушку и покрывало, ни окружающей среде.

Выводы

Цель работы достигнута.

Я считаю, что у меня получилась красивое покрывало и хорошая подушка. Мне пришлось приложить немало знаний и усилий, чтобы правильно и точно соединить все детали. Но если говорить о минусах в своей работе, то можно найти некоторые недостатки и неточности, которые в будущем я постараюсь не допускать.

Мне кажется, что моя работа может быть практичной в доме. Покрывало под которым можно спать и брать с собой на прогулку в лес, и им можно застелить кровать. Подушка всегда нужна для сна и как декор в доме.

Всем моим родственникам, друзьям, знакомым, очень нравится моё изделие. А еще я думаю, что моя работа может быть хорошим подарком. Мне очень понравилось заниматься лоскутным рукоделием, и я решила, что я продолжу работу с лоскутом и может быть, на следующий год представлю новый проект о лоскутном шитье.

Декоративно прикладное искусство. Лоскутная техника.
презентация к уроку по технологии (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
dekorativno_-_prikladnoe_iskusstvo_v_zhizni_cheloveka_-_kopiya.pptx 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель – технологии Лисичкина Зинаида Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени В.Т. Степанченко города Ржева Тверской области Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. Лоскутное шитье. (5 класс)

Цель урока Рассмотреть – декоративно –прикладное искусство в жизни человека. Познакомить учащихся с историй развития лоскутного шитья и с различными техниками лоскутного шитья, материалами и приспособлениями для шитья. Дать представление о композиционном и цветовом решение изделия. Формирование знаний по обработке ткани в лоскутной технике и основам цветовой гаммы. Научить составлять схему творческого проекта по изготовлению изделия в лоскутной технике. Развивать у учащихся эстетический вкус, аккуратность, терпеливость, усидчивость.

Введение Лоскутная техника – древнее искусство. Оно достаточно популярно, так как используется не только в декоративных целях, но и может быть красивым оформлением функциональных вещей (одеял, подушек, ковриков и т.д.).

Повторение пройденного материала. Вопросы: Назвать виды декоративно-прикладного искусства.( кто больше назовет). Разгадать кроссворд. 1. Натуральные волокна животного происхождения. 2. Нить ,идущая вдоль ткани. 3. Расстояние между двумя проколами ткани. 4. Натуральные волокна растительного происхождения. 5. Нить , идущая поперек ткани. 6. Швейное изделие, предназначенное для работы на кухни. 1 2 3 4 5 6

Тематический словарь Декоративно – прикладное искусство Шитье из лоскутов « Квилт » Декатировка Фактура ткани Шаблон Орнамент Аппликация

Декоративно-прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих практическое значение, художественная обработка предметов быта (утвари, тканей мебели). В декоративно- прикладном искусстве художественные средства- форма , объем, линии, цвет, фактура- используются при работе с разными материалами. Прикладное искусство — искусство создания бытовых предметов, имеющих утилитарное назначение и вместе с тем обладающих художественно-эстетическими качествами. Декор (лат. decorare — украшать) — совокупность украшающих предмет орнаментальных или изобразительных элементов.

Шитье из лоскутов — один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни, как художественная работа , шитье из лоскутов по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики.

Квилтинг – это искусство создания необычайно красивых орнаментов и целых картин путем сшивания и выстегивания различных материалов. Работы, изготовленные таким образом, называются квилты .

Данная техника рукоделия соединила в себе многие виды – пэчворк , шитье, вышивку, аппликацию. Хобби это очень увлекательное и интересное, но крайне трудоемкое. Сам квилт , то есть готовая картина, включает в себя три слоя. Верхний слой – декоративный, это то, что видят окружающие. Его выполняют из однотонной материи методом лоскутного сшивания или при помощи иных методов рукоделия. Второй слой – прокладочный. Он делает изделие объемным. Третий слой – изнанка.

Декатировка – это увлажнение ткани перед раскроем для усадки. Под действием воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Лоскутные вещи состоят из многих различных тканей и это деформация может испортить всю работу.

Фактура ткани — это структура её поверхности, которая влияет на рельефность, рисунок лицевой поверхности, блеск, т.е. на внешний вид ткани, а также свойства и зависит от переплетений. В лоскутном шитье существует понятие « шаблон» — это тоже что и выкройка для раскроя изделия. Точно рассчитан шаблон, изделие красивое и аккуратное. Шаблоны могут быть самых различных форм и размеров: квадратные; т реугольные; в виде ромб. Изготавливают их из прочного материала толстого картона.

Подбор тканей по цвету, фактуре и рисунку. Быстро и со вкусом подобрать ткани поможет цветовой круг . «Каждый охотник может желает знать где сидит фазан».

Подбор лоскутков по цвету Гармония триады Парная гармония Родственная гармония Яркость двух цветов, расположенных рядом, смягчается, помещающимися между ними нейтральными цветами. На белом фоне ахроматические цвета кажутся темнее, а на черном ярче. На нейтральном фоне темные цвета выступают вперед, а холодные уходят на второй план.

Особое внимание в лоскутной технике уделяется цвету и его сочетаниям. Все существующие в природе цвета делят на две группы: Хроматические цвета ( цветные) – это цвета и их оттенки, которые различает глаз человека. Ахроматические цвета (бесцветные) – это черный, белый и множество оттенков серого цвета. Основные цвета – это красный, желтый и синий.

Аппликация – это рисунок, полученный путем закрепления на какой-либо основе кусочков различных материалов, предварительно вырезанных по шаблонам (выкройкам). Техника аппликации относится к более поздним видам декоративно-прикладного творчества и пользуется большой популярностью у рукодельниц. Аппликация применяется для украшения окружающих нас предметов быта (портьер, покрывал, подушек, салфеток и т. д.), для отделки женской и детской одежды, создания пейзажных панно, сумок, поясов.

Основные понятия об орнаменте. Орнамент – средство оформления произведений декоративно- прикладного искусства. Виды символические, растительные геометрические.

Инструменты и приспособление для шитья

Техника» Быстрые квадраты» Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты),нарезанные из заранее сшитых полос. Достаточна популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда «квадраты» сшиваются в блоки, из которых изготавливают полотно. Главное условие удачного изделия- правильно подобранная цветовая гамма.

Техника «Полоса к полосе» Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположением и сочетанием можно варьировать как угодно. Таким легко образом сшить озорной коврик в виде уложенных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узоры: «Паркет »; «Пашня»; «Елочка»; «Колодец ».

Техника »Бревенчатая изба». Способ шитья из полос. В этой техники собирают вокруг центрального квадрата, укладывая их по спирали. Один из вариантов данной техники- смещение квадрата в угол.

Техника «Волшебные треугольники». Из них составляют и простые квадраты, и сложные звезды. Чаще всего используют прямоугольные равнобедренные треугольники. Сшивая их по длинной стороне, получают двуцветные квадраты, а соединяя короткими сторонами- узор из многоцветных пестрых полос. Наиболее популярные узоры, в которых применяются треугольники : «Мельница», «Алмаз », «Звезда».

Техника акварель — это одна из техник, где используется квадрат. Главное правильно подобрать цветовую гамму. Можно сшить по 3-4 квадрата в небольшие блоки, а затем соединить в готовое изделие.

Инструкционная карта к практической работе « Создание рисунка орнамента. Выполнение шаблонов »: Начертить квадрат 18-18 см. Разбить квадрат на полоски по 3 см каждая. Придумать и изобразить рисунок в квадрате из геометрических фигур. Подобрать цветовое решение для своего квадрата. Выполнить шаблоны из плотной бумаги, пользуясь своим рисунком.

Критерий оценки при работе с лоскутной техникой. Предупреждение о возможных ошибках. Чтобы изделие получилось красивым, и вы не допустили ошибки. Запомните следующее. Умело подбирать цвет ткани(цветовое сочетание, структуру ткани, рисунок ). Перед раскроем по шаблонам хорошо продекатировать лоскутики. Вырезая детали по шаблонам Следите за направлением долевой нити. Обратите внимание на симметричность парных деталей. Приступая к работе не спешите начинать с больших трудоемких изделий вначале надо иметь опыт. Обратите внимание на технические условия выполнения работы.

Домашнее задание. Продумать творческий проект выполнения изделия из лоскутного шитья для интерьера своего дома., нашего кабинета или для выставки. Подготовить доклады на темы: »Шитье из полос»; «Шитье из квадратов»; «Шитье из прямоугольных треугольников».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта занятия по декоративно-прикладному искусству Тема: «Традиционная лоскутная кукла вятский зайчик».

План – конспект занятия кружкового объединения «Сударушка»с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Общие сведенияОбъединениеСударушкаКласс 3-8Тема занятия.

Данная программа вариативного курса «Лоскутная техника – Печворк» ориентирована на знакомство учащихся с техникой печворк, что в настоящее время является актуальным для развития у школьников .

Коспект содержит основной учебно-методический материал по теме.

Урок расширения знаний и умений по обработке ткани в лоскутной технике. Формирования интереса обучающихся к данной технике.

Читайте также:  Журнал по шитью игрушек с выкройками
Оцените статью