Проект по технологии машинная вышивка

Творческие проекты и работы учащихся

Творческая проектная работа по технологии «Вышивка» содержит поэтапное описание работы по вышиванию картины, которая состоит из выбора модели будущего изделия, экономического расчета, изучения требований, предъявляемых к вышивке и выбора материалов и инструментов, необходимых для вышивания картины.

Подробнее о проекте:

В ходе работы над ученическим творческим проектом по технологии для девочек автор изучила несколько вариантов вышивания картин швом «простой крест», эскизы которых представлены в приложении к проекту. Детский творческий проект является образцом для выполнения проектной работы по технологии о вышивании.

Оглавление

Введение
1. История вышивания.
2. Что такое вышивка?
3. Работа по вышиванию.
3.1. Выбор модели.
3.2. Экономическое обоснование.
3.3. Требования к вышивке.
3.4. Материалы, инструменты и оборудование для вышивания.
3.6. Техника безопасности и культура труда во время вышивания.
3.7. Выявление основных параметров и ограничений при вышивании.
4. Технология выполнения вышивки.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

  • Технология, для выполнения практической части проекта и написания правил техники безопасности.
  • Литература, для правильной формулировки фраз.
  • Русский язык, для грамотного написания текста.
  • История, для написания исторической справки.
  • Математика, для подсчета результатов анкетирования и расчета себестоимости изделия.
  • Информатика, для оформления творческого проекта и создания презентации.

вышитая картина в подарок.

недостаток общения старшего поколения с младшим поколением.

объединение взрослых и детей через совместную деятельность.

  • развить творческий потенциал моей личности;
  • научиться планировать деятельность — время, ресурсы;
  • уметь выбирать лучшее решение;
  • оценивать результат своей деятельности;
  • учиться выступать перед аудиторией.
  • изучить историю появления вышивки;
  • заинтересовать взрослых и детей занятиями вышивкой;
  • найти общее интересное дело;
  • сплотить семью;
  • сделать подарок любимому человеку;
  • сделать выводы, подвести итоги исследования.
Читайте также:  Вышивка бисером оформление работ

— если найти общее интересное дело, например, вышивание крестиком, узнать о нём как можно больше и рассказать об этом одноклассникам, учителям, родственникам, то можно заинтересоваться этим видом рукоделия и через занятия вышивкой сплотить семью, классный коллектив.

Из истории вышивания

Так как вышивание производится при помощи иголки, то иголка, пока она не стала стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливались в разные времена из самых разнородных материалов: из дерева, кости, колючек растений и животных, костей рыб.

У многих восточных народов для вышивки используют самые различные материалы: когти, зубы, мех животных, змеиную кожу. Индейские женщины вышивают своими собственными волосами, а также волосами различных животных. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц. В Канаде некоторые индейские племена вышивают на бересте разными травами, окрашенными в самые яркие цвета. Желание украсить себя и свою одежду было свойственно человеку даже в первобытном состоянии. Индейцы с древнейших времен украшали свои одеяла различными вышивками. Лапландцы и чукчи покрывали свои одежды из оленьих шкур самыми разнообразными узорами.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине-Палладе. Легенда об Арахне, переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою учительницу и, вызвав ее на соревнование, победила в вышивании большой композиции, изображающей похождения богов.

Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богинею превращена в паука. В Одиссее упомина­ется о вышивании и рассказывается о богато украшен­ном золотым шитьем плаще Улисса. Так же у Гомера говорится, что Парисом были привезены в Трою краси­вые вышитые одежды из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена этим искусством, а в третьей песне Илиады описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани.

Более развитое искусство вышивания было заимство­вано греками у персов, когда, во время походов Алек­сандра Македонского, они познакомились с роскошью азиатских народов.

Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых вышивками золотом и осыпанных драгоцен­ными камнями, а также тонких индийских тканей, бо­гато разукрашенных разноцветными вышивками. Алек­сандр Македонский пришел в восторг от своего трофея, когда увидел походный великолепно вышитый шатер Дария, и заказал для себя плащ вышивальщицам кип­риоткам.

У евреев вышивание также было сильно развито, но имело религиозный характер. Во времена Моисея осо­бенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослу­жений состояла из ткани, выделанной из полотна, вы­шитого разноцветными узорами. В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами.

Царь Соломон заказал для своего храма вавилонянам голубую занавеску с вышитыми по ней пурпурными хе­рувимами. Евреи и ассирийцы вероятно заимствовали искусство вышивания в Египте, где оно было значитель­но распространено в одеждах фараонов и знати.

Так как древние народы в основном занимались ско­товодством, то и первые ткани и вышивки были из шерсти. Много позже, когда в Египте открыли волок­нистые свойства некоторых растений, в основном пень­ки и льна, из них стали выделывать ткани, которые благодаря своей белизне, стали использоваться во мно­гих странах при проведении различных религиозных обрядов. Позднее в Индии нашли хлопок и там начали делать тончайшие ткани, которые украшались вышив­ками из шерстяных, хлопчатобумажных, золотых ни­ток.

Вышивание золотыми нитками было очень популяр­но в те времена. В Греции и Риме эта страсть иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно при­нимались попытки запретить или несколько сократить безумную роскошь, но безрезультатно. Во времена Юлия Цезаря в Риме появился китайский шелк и вышитые изделия, но шелк был большой редкостью и стоил очень дорого.

Так как китайцы ревностно оберегали вывоз в другие страны шелковичных червей, то император Юстиниан, чтобы добыть их прибегнул к хитрости: два монаха дос­тавили ему в Византию в своих бамбуковых посохах не­сколько червей, и с того времени производство шелка стало быстро распространяться сначала в Средней Азии, а затем и на юге Европы.

Наоборот, роскошь хали­фов в этом отношении доходила до баснословных раз­меров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги, и ножны сабель были богато покрыты вышив­кой. В числе подарков, посланных Гарун-аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатер. Во Франции еще до этого, благодаря хорошим торго­вым отношениям с греческими колониями, искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты были заимствованы исключительно из Библии.

Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусст­ва. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и его дочерей, были искусными вышивальщица­ми. Его сестра Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавалось различное рукоделие.

Талантливой вышивальщицей была Матильда, жена Вильгельма Завоевателя, вышившая все эпизоды за­воевания Англии нормандским герцогом, но уже за­долго до этого вышивание в Англии стояло на высо­кой степени совершенства и вскоре отсюда перешло в Германию, Венгрию. Широкому распространению об­разцов, приемов техники вышивания в Европе способ­ствовали Крестовые походы. Трофеи, привозимые ры­царями из стран Востока, прежде всего скапливались в монастырях и при дворах королей. И естественно, что этим видом искусства стали заниматься в женс­ких монастырях, а также знатные дамы в свободное время, когда их супруги были в походах или на ры­царских турнирах.

В эпоху Возрождения, когда при великолепии дво­ра Лоренцо Медичи был дан толчок развитию всех искусств, вышивание наравне с другими достигло со­вершенства. Лучшие художники делали рисунки для вышивки, и даже Рафаэль интересовался этим искус­ством.

Следует заметить, что в то время только в Саксонии выполнялось вышивание белой нитью по белой ткани (белая гладь). В других государствах,.в основном, вы­шивали, по сукну или шелку золотыми, серебряными, шерстяными и шелковыми нитками.

Сначала узоры для вышивания переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что было довольно сложно. После изобретения книгопечата­ния узоры сделались более общедоступными, они соби­рались и издавались в специальных книгах. Первый сбор­ник такого рода был издан в Кельне в 1527 г. Петром Квинти. В поисках новых вариантов вышивок художни­ки старались быть ближе к природе и перенимать оттен­ки и цвета живых растений, цветов, птиц и животных.

В России больше всего в ходу было вышивание по полотну, а также выдергивание ниток — мережка. Уже в «Домострое» говорится о прозрачном вышивании по полотну (мережке), как о работе, требующей большой усидчивости и терпения и вырабатывающей характер женщины.

Наши первые царицы и царевны, боярыни и боярыш­ни, заключенные в терема и окруженные сенными де­вушками, выполняли самые причудливые и богатые вышивки в византийском стиле шелком и золотом, до­полняя их бисером, жемчугом. Особенно старались ук­расить кокошники и сарафаны.

Самый старинный шов в русских вышивках «крест». Он выполняется преимущественно на полотенцах, рубаш­ках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основ­ном красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными. То, что русские вы­шивки восточного происхождения, ясно доказывают узо­ры с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунка­ми.

Видимо византийский стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси и Ви­зантийской империи, но так как и Византия заимство­вала свои образцы с Востока, то можно сказать, что ран­няя русская вышивка преимущественно персидского происхождения.

Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека.

Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок — воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи — планка.

И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег.

Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти её ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Вышивка на одежде, её символические узоры связывали человека с окружающим его миром природы, добрым и злым, хорошо знакомым и всегда новым для него.

«Язык» этих символов был понятен людям, они чувствовали его поэтичность и красоту. Играя роль оберега яркие, нарядные вышивки имели четко определенные места их расположения: «ошивки» ворота и запястья, плечо и низ рубахи, бёдра, поле рукавов. Вышивки делались также на поясе и на головных уборах. Интенсивно расшитые, эти места как бы защищали человека от злых сил. Например, крестьяне делали специальные вышивки на рукавах, чтобы урожай, посеянный и возделанный их руками, был богатым…

Когда умелица вышивала орнамент, она непременно произносила при этом заклинания. Заговор, молитву читали несколько раз, чтобы злые ветры не принесли с собой новую напасть. Для вышивки использовали лен, коноплю, шерсть, окрашенные отварами трав и кореньев, кроме того, разноцветные шелка, золотые и серебряные нити. Считалось, что и сама льняная нить, из которой ткалась рубаха, тоже непроницаема для духов зла.

Чаще всего использовались нитки красного, оранжевого и черного цветов, так как они «сжигали» злые помыслы и порчу, направленные на человека. Желтые и красные нитки символизировали солнце, которому поклонялись практически все язычники. Черный цвет – это цвет земли, признак плодородия.

Для украшения рубах использовались и кусочки различных тканей, особенно кумачовые, которые тоже заполнялись вышивкой, как и основная ткань. Таким образом, узор вышивки и его цвет служили магическим защитным барьером от проникновения к телу всевозможной нечисти, они были призваны отгонять зло и призывать добро.

У русских вышивальщиц всегда существовали любимые моти­вы и композиции. Чаще всего это геометрические орнаменты. В них преобладают ромбы, прямоугольники, квадраты. Из этих же элементов состоят фигуры людей, зверей и птиц, изображения рас­тений. Они тоже геометризованы и стилизованы (упрощены).

В древности образное решение русской народной вышивки за­частую было связано с религиозными верованиями славян, глав­ным культом которых в период становления и развития земледелия был культ богини земли плодородия, которая изображалась в обра­зе величавой женской фигуры, окруженной цветами, птицами, зве­рями или всадниками. (приложения № 4 — 7).

Вышивки выполнялись различными нитками: льня­ными, шерстяными, шелко­выми, реже — металличе­скими. Иногда вышивку до­полняли блестками, бисе­ром, жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисе­ром расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову. Обычно такой дорогой убор переда­вался в семье по наследству. Современные художники широко используют богатое наследие прошлого: рисун­ки, узоры, способы выши­вания. Кроме того, они раз­рабатывают новые компо­зиции, новые мотивы, проч­но связанные с русским на­родным орнаментом. [2, c.85].

В начале XIX в. начались попытки механизировать ручную вышивку, было сделано несколько не совсем удачных машин, и только в 1854 г. на французской выставке была представлена машина, которая произ­вела переворот в производстве вышивок. За прошед­шее время многое в технологии машинного вышива­ния претерпело изменение и усовершенствование, но многие до сих пор предпочитают ручное вышивание, находя, что оно и прочнее и красивее, так как фанта­зия вышивальщицы не стеснена узкими рамками ма­шинного производства и имеет полный простор для творчества. [1, c.149].

Оцените статью