ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Вышивание бисером иконы: «Богоматерь милующая»
Не для кого не секрет что, особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура держится на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами — это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» — эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца. Все это мне близко по духу, так как я учусь в кадетском классе. И именно это повлияло на выбор темы моего проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sitnikova.docx | 1.93 МБ |
sitnikova.docx | 328.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Нефтеюганский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4» пгт. Пойковский
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
В технике вышивка бисером
Ученица 10а класса
Актуальность выбора темы проекта……………………….……. 3
I.Анализ исторических источников………………………….…..5-7
1.3 История икон и уделов Богородицы в судьбе России…. 6-7
II.Технологический этап……………………………………. 8-14
2.1 Техника вышиванием бисера………………………………..8-9
2.2 Банк идей и предложений ……………………………….…..10
2.3 Подбор инструментов и материала …………………….…. 11
2.4 Правила безопасности во время работы ……………….…..12
2.5 Технология изготовления ……………………………….…..13
III. Заключительный этап ………………………. ……….…15-16
3.1 Экологическое обоснование………………………………. 15
3.2 Экономическое обоснование. 15
3.3 Межпредметные связи……………………………………. 16
Актуальность выбора темы проекта
Я не против прогресса,
Понимаю размах и великость,
Но прошу тебя, Век!
Те истоки из которых мы вышли.
Не для кого не секрет что, особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.
Вся отечественная культура держится на духовной основе. Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Очень точно заметил философ Иван Ильин: без святынь «Россия подобна раме без картины, колыбели без младенца». Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами — это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честн ы х старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» — эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца. Все это мне близко по духу, так как я учусь в кадетском классе. И именно это повлияло на выбор темы моего проекта.
Сколько существует человек, столько существует вера. Вера в чудеса, вера в Бога, вера в необъяснимые вещи. С самых древних времен, еще до крещения Руси, люди верили в домовых, волшебство, различных сказочных героев. Теперь они воплотились в Русских народных сказках, которые знают и любят все. Они стали основой русской веры, заложенной так давно. И только после крещения, Русь являлась ковчегом своих святынь, хранительницей и усердной защитницей. Вера в Бога являлась спасением, защитой и поддержкой русскому народу, люди верили Богу больше чем правителю, и Господь их не обманывал, не предавал. Этому свидетельствуют исторические факты. Битва на поле Куликовом и битва за Москву 1942г (см. приложение1) Каждое доброе дело должно начинаться с благословение Божьего, только тогда оно может быть успешным: «Без Меня не можете творите ничего» (Ин.15,5) Пусть милосердие Господне не отринет стремление души нашей в этом деле. Нынешняя молодежь не постоянно посещает церковь, но все равно верит в то, что Господь есть, они обращаются к нему за помощью, открывая свое сердце, пусть и в тайне от других. Бывают трудные ситуации, когда кажется, что кроме Господа никто не в силах помочь. Тогда вера достигает высшей точки, искренности, чистоты, неподдельности. Каждый выражает веру в чем-то своем. Стихи, картины, рассказы. А кто- то просто вышивает. Вкладывая, неповторимость и любовь в каждой стежок, в каждый крестик. Именно это меня вдохновило. Я очень долго думала над выбором работы для творческого проекта, так как техник и тем для выбора очень много, но я решила остановить свой выбор на вышивке в технике бисер. И тут возникает другая преграда, а что же вышить ведь работ для вышивания очень много, но я решила остановить свой выбор на вышивании икон.
Проблема: — духовный кризис нашего общества, потеря связи с вековыми традициями, смешивание представления о добре и зле, утрачивание многих духовных ценностей.
Гипотеза: — если мы будем знакомиться с культурными ценностями России по средствам собственных работ, то восполним духовную бедность и восстановим утраченные связи.
Цель: —изготовить икону в технике вышивка бисером, выполнить творческий проект как средство повышения культурного уровня.
Задачи: — изучение исторической литературы,
Изучение методической литературы,
Совершенствование в техники вышивка бисером.
Новизна данной работы: Многие вышивальщицы отмечают, что вышивка бисером иконы положительно влияет на настроение и самочувствие. Мысли приходят в порядок, на душе становится тепло и радостно, даже мелкие жизненные и семейные неурядицы проходят сами собой. Методы: теоретический; практический; исследовательский.
- Анализ исторических источников
- История вышивки.
Вышивка – один из древнейших видов рукоделия. Его возникновение связано с появлением первого стежка, сделанного первобытными людьми при скреплении шкуры убитого мамонта. Конечно, сначала появилось шитье, как необходимость. Со временем появилась вышивка, в качестве декоративного дополнения к шитью. Самые древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются четвертым – пятым веками до нашей эры. Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити. C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Среди основных видов рукоделия обычно выделяют вышивку крестом, вышивку гладью, вышивку лентами и, конечно же, вышивку бисером .
Это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей эры!
Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла. И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.
- История икон и уделов Богородицы в судьбе России
В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Ленинградская область.
В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская. Первоначально икона находилась снаружи, в киоте непосредственно над входом, однако позднее был построен специальный небольшой храм внутри монастыря, слева от ворот, в котором она и пребывает сегодня.
Как пишет современник событий, патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.
На Русь икона попала из Византии в начале XII века (около 1131 года) как подарок святому князю Мстиславу от патриарха Константинопольского Луки Хрисоверга. Доставлена икона была греком митр. Михаилом, прибывшим в Киев из Константинополя в 1130 г. Сначала Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. «Сын Юрия Долгорукого святой Андрей Боголюбский в 1155 году принес икону во Владимир», по которому она и получила нынешнее наименование, где она хранилась в Успенском соборе. «Сретение Владимирской иконы». XV век. Во время нашествия Тамерлана при Василии I в 1395 году чтимая икона была перенесена в Москву для защиты города от завоевателя. На месте «сретения» (встречи) москвичами Владимирской иконы был основан Сретенский монастырь, давший название улице Сретенке. То, что войска Тамерлана без видимых причин повернули от Ельца обратно, не дойдя до Москвы, было расценено как заступничество Богородицы. Ещё два чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре
В 1456 году посольство епископа Смоленского Мисаила, просило великого князя Василия Тёмного вернуть им икону. Князь, по совету с митрополитом Ионой, решил исполнить просьбу смоленских послов и вернуть святыню. Икону торжественно, с крестным ходом, 18 января 1456 года вынесли из Кремля и провожали до Саввина монастыря на Девичьем поле — у въезда на Старую Смоленскую дорогу, где после прощального молебна отпустили в Смоленск. Прежде чем вернуть икону в Смоленск, с неё был снят точный список «мера в меру», который оставался в Благовещенском соборе до 1525 года. Когда был перенесён, 28 июля, в Новодевичий монастырь, основанный годом ранее по случаю возвращения Смоленска России от Литвы; с этого момента и был установлен день празднования иконе 28 июля (10 августа нового стиля). Во время Отечественной войны 1812 года Ириней Фальковский вывез 5—6 августа икону из Смоленска в Москву и в день Бородинского сражения её вместе с почитаемыми чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Перед вступлением французов в город икону вывезли в Ярославль; в 20-х числах декабря она была возвращена в Смоленск. Первообраз иконы хранился в Успенском соборе Смоленска, но после оккупации города немецкими войсками в 1941 году икона не была найдена. В послевоенный период место древней иконы в Успенском соборе Смоленска занимает икона начала XVII века из храма над Днепровскими воротами Смоленского кремля. [Приложени3]
- Технологический этап
- Техника вышивания бисером
А теперь перейдем к технике вышивки бисером и бусинками. Одиночные бусинки закрепляют на поверхности, как пуговку, или с помощью меньшей бусинки.
Бисерную линию можно вышить разными способами. Некоторые из швов удобнее всего описывать, сравнивая с широко известными швами, применяемыми в вышивке нитями.
На каждом стежке шва, подобного строчному, располагается одна бусинка.
Бисерины в ряду должны располагаться плотно, но не тесниться, не налезать одна на другую. Ткань, украшенная такой вышивкой, не топорщится, легко складывается. Если необходимо, чтобы бусинки составляли ровную плотную линию и не отклонялись в разные стороны, то, закончив ряд, не отрезайте нить, а протяните ее через выполненный «строчной» шов. Вышивка при этом станет более жесткой. Ровную плотную линию дает шов, напоминающий «стебельчатый». Выполняется этот шов справа налево следующим образом. В начальной точке вышивки закрепите нить. На нее наденьте две бисерины, введите иглу в ткань слева за второй бисеринкой и выведите иглу между бисеринами. Проденьте иглу через вторую бисерину, на нить нанижите еще одну бисерину, введите иглу в ткань за новой бисериной и выведите между последней и предпоследней бисеринами. Проденьте иглу через последнюю бисерину, нанижите на нить одну бисерину. Так и продолжайте. Бисерины в ряду должны располагаться плотно. Вышивка получится жесткой, ткань будет плохо складываться. Если не требуется плотное прилегание всех бусин к ткани, а, напротив, желательно дать им некоторую свободу, то воспользуйтесь «арочным» швом. В этом случае на каждый стежок с лицевой стороны нанизывается несколько бусин, но только одна из них, находящаяся на пересечении стежков, прикрепляется к ткани. Существует два способа вышивки картин, панно, кошельков и шкатулок, при использовании которых поверхность сплошь покрывают бисером. При вышивке по свободному контуру ряды бусин располагаются вдоль линий рисунка. Последующие ряды нашивают вплотную к предыдущим, подчеркивая направлением шва рисунок предметов. Для такой вышивки годится любое изображение. Так можно, например, копировать живописные полотна. Этим способом часто вышивают оклады икон. Второй способ – вышивка параллельными рядами. Ее выполняют по холсту, льну, любой достаточно грубой ткани с четким переплетением нитей или по канве. Выполняется вышивка вертикальными или горизонтальными рядами. Используются швы «стебельчатый» или «вприкреп».
При использовании шва «полукрест» бусинки располагаются по диагонали. Бусины в ряду и ряды обязательно должны плотно прилегать друг к другу, чтобы рисунок получился ровным. Этот шов иногда называют «монастырским».