Проектная работа лоскутное шитье

Проект «Кусочки прошлого – лоскутное шитье в настоящее время»

Аннотация

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Свой проект хочу посвятить занятию наших прабабушек — лоскутному шитью. Я много раз видела такие разные изделия из лоскутков и у своей бабушки, в кабинете нашего творческого объединения, в книгах по шитью. И мне очень захотелось сшить самой такое, что то интересное и конечно, чтоб это было нужно в нашей семье.

Из беседы со своим педагогом я узнала, что такое «Лоскутное шитьё». Еще она посоветовала самой найти информацию в библиотеке, интернете.

Найдя информацию, я поняла, что лоскутное шитье (пэчворк — по-европейски, квилтинг — по-американски) — один из самых распространенных видов рукоделия, и это так, видимо, потому, что данное искусство не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.

Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и практичным. Сюжет должен быть не сложным, без лишних деталей. Приёмы работы — доступны для моего возраста и безопасны. Изделие соответствовать выбранной стилистике. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.

Введение

В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.

В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.

Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.

Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.

Задачи:

  • подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
  • закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
  • расширить свой кругозор;

Ожидаемый результат. В результате достижения цели и задач нашего творческого проекта, мы изучим литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения лоскутного шитья.

Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории лосутного и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, истории, литературе при проведении мероприятий и праздников (как реквизит).

1. Историческая справка

В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.

Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.

Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.

В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.

Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. ( Приложение №1)

2. Практическая часть

Следующий шаг нашего проекта – создание изделия.

Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для лоскутного шитья:

  • Кусочки ткани;
  • Наполнитель – синтепон;
  • Нитки;
  • Ножницы;
  • Швейная машинка;
  • Мел;
  • Шаблон квадратов 10*10 (сделала из картона)

2.1. Техника безопасности

  • Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
  • 1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
  • 2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
  • 3. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
  • Техника безопасности при работе с иглами, булавками;
  • 1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
  • 2. Используйте при шитье наперсток;
  • 3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
  • 4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
  • 5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
  • 6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
  • Техника безопасности при работе с ножницами:
  • 1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
  • 2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
  • 3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
  • 4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
  • 5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

3. Процесс изготовления изделий у нас состоял из следующих этапов:

— Для начала работы я нарисовала схему изделия, так как она должна выглядеть в готовом виде и определилась с размером изделия и лоскутков.

— Нарезала лоскутков размером 10*10.

— Я разложила лоскутки на столе, составила первую сторону , чтобы посмотреть, как у меня все будет получаться.

— Взяла нитку и иголку и начала сметывать лоскутки между собой.

-Затем лоскутки соединила на швейной машине в полоски, а большие полосы между собой.

— Таким образом, я прошила все квадраты и соединила с фоном будущего изделия.

-Далее выбрала ткань для рисунка и приготовила шаблон, обвела и вырезала части к рисунку.

-Приметав на фон части из ткани, прошила на машине (зигзагом).

-Всё! Покрывало и подушка готовы! По-моему получилось неплохо, моим близким очень понравилось! (Приложение №2)

Экологическое обоснование работы

В декоративно — прикладном искусстве, по большей части, используются натуральные материалы. Особенно это заметно в лоскутном шитье. Часто используются хлопчатобумажные ткани, которые занимают ведущее место при изготовлении изделий. Это обусловлено их прочностью, износостойкостью и лёгкостью. Исключением могут служить поролон и синтепон, но их здесь так мало, что я думаю, они вреда не принесут ни мне, ни тем, кто будет использовать подушку и покрывало, ни окружающей среде.

Выводы

Цель работы достигнута.

Я считаю, что у меня получилась красивое покрывало и хорошая подушка. Мне пришлось приложить немало знаний и усилий, чтобы правильно и точно соединить все детали. Но если говорить о минусах в своей работе, то можно найти некоторые недостатки и неточности, которые в будущем я постараюсь не допускать.

Мне кажется, что моя работа может быть практичной в доме. Покрывало под которым можно спать и брать с собой на прогулку в лес, и им можно застелить кровать. Подушка всегда нужна для сна и как декор в доме.

Всем моим родственникам, друзьям, знакомым, очень нравится моё изделие. А еще я думаю, что моя работа может быть хорошим подарком. Мне очень понравилось заниматься лоскутным рукоделием, и я решила, что я продолжу работу с лоскутом и может быть, на следующий год представлю новый проект о лоскутном шитье.

Творческий проект Лоскутная мозаика
проект по технологии (9 класс) на тему

Выполнение проекта способствует развитию и совершенствованию своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности; овладению технологического мастерства, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.

Скачать:

Вложение Размер
alina.docx 808.71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Ики – Бурульская средняя общеобразовательная школа им.А.Пюрбеева»

ученица 9 а класса

Ики – Бурул, 2011

— совершенствование своих возможностей в области лоскутного шитья и проектной деятельности;

— разработка и выполнение творческого проекта;

— оценка проделанной работы.

Разделы пояснительной записки:

  1. Обоснование темы выбранного проекта.
  2. План организации по изготовлению проектируемого изделия.
  3. Изучение истории лоскутного шитья.
  4. Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений.
  5. Дизайн – анализ.
  6. Характеристика используемых материалов, оборудования.
  7. Расчетная часть.
  8. Графическая часть.
  9. Технологическая часть.
  10. Экономическая часть.
  11. Мини – маркетинговое исследование.
  12. Рекламный проспект.
  13. Техника безопасности.
  14. Экологическое обследование.
  15. Итоги работы.
  16. Литература.

Обоснование темы выбранного проекта

Передо мной встала проблема – что подарить сестренке на день рождения? Ей исполнится 5 лет. У меня нет больших денег, купить хороший дорогой подарок, а милые недорогие безделицы я ей уже дарила много раз. Хочется сделать подарок своими руками, но чтобы он был нужным, оригинальным, интересным, а, самое главное, чтобы понравился Карине.

Я подумала, что я смогу сделать своими руками: связать крючком салфетку, вышить панно крестиком или гладью, сплести что-то из бисера – ожерелье или браслет, сшить изделие из лоскутов. Я думаю, что лучше всего будет подарок, выполненный в лоскутной технике, потому что такой нигде не купишь. Еще один критерий : подарок должен быть именно для нее. И я решила, что я сошью детский комплект из лоскутов, чтобы сестренке было тепло и уютно, чтобы, укрываясь им, она всегда помнила обо мне.

В моем доме как-то сами незаметно, словно сами собой, накопились лоскутки — небольшие обрезки тканей, кусочки материала. Особенно много их собралось у моей соседки, которая сама шьет. Зная, что увлекаюсь рукоделием, соседка предложила мне свои лоскутки. На что я с радостью согласилась.

Нередко бывает и так, что в больших семьях, насчитывается несколько поколений, эти лоскутки скапливаются где-нибудь на дне комода, в недрах шкафов на антресолях. Не нужно выбрасывать старые лоскутки, потому что легко и просто можно дать им вторую жизнь, в которой они будут верно, служить человеку, принесут радость и пользу, сделают дом более красивым, а быт удобным.

Осуществить это совсем несложно: достаточно самых простых, обиходных навыков в шитье. Шитьё из лоскутков — один из традиционных видов народного творчества, у которого давняя история, глубокие корни. Не случайно у разных народов и в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинным произведением искусства. Как и художественная работа, шитьё из лоскутков по своей сути очень близко к древнему искусству — мозаика. Если мозаичное панно представляет элементы украшения, и выполняют декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с этим пользу в наш дом, они делают наши дома не только красивыми, но и удобными и уютными.

Я решила выполнить детский комплект для своей сестренки в стиле пэчворк. Этот комплект будет состоять из одеяла и подушки.

Прежде чем приступить к практической работе по изготовлению изделия, необходимо подобрать рисунок. Я выбрала из журнала «Лоскутная мозаика» блок узора «Цветочная поляна».

План организации по изготовлению проектируемого изделия

История развития и особенности технике лоскутной мозаики

Лоскутное шитьё, встречается у разных народов мира, имеет древние традиции. Но на рубеже нового тысячелетия оно вызвало необычайный интерес у ценителей декоративно-прикладного искусства. Сейчас лоскутное шитьё, сочетающее в себе элементы ремесла и художественного творчества, завоёвывает всё новых и новых сторонников в разных странах, в том числе и в России.

В любом доме найдётся старая ненужная одежда, которая может стать исходным материалом для создания настоящих произведений искусства. Изящная техника лоскутного шитая позволяет изготовить из разноцветных кусочков ткани оригинальные одеяла, стёганые панно, коврики, покрывала, сувениры и т. д.

История развития пэчворка

Пэчворк — это соединение в одном изделии тканей разных по расцветке и структуре. Этот вид техники применяется для декоративной отделки одежды, одеял, подушек, ковриков, прихваток и т. д.

Зародилась эта техника не на Руси, а в Англии в XI веке. Слово пэчворк — это английское слово, в переводе на русский означает «пэч» — заплатка, «ворк» — работа, т. е. работа с лоскутками. Первые работы в технике пэчворка были рождением нищеты, их шили из лохмотьев.

У разных народов встречаются сохранившиеся с давних пор изделия, выполненные в этой технике и представляющие собой настоящие произведения искусства. В старые времена в русских деревнях шили не только лоскутные одеяла, но и украшали лоскутами одежду, рубахи, головные уборы, к сожалению, это искусство не долговечно.

Искусство шитья из лоскутков давно известно многим народам, но в России, как профессиональное искусство оно стало возрождаться только в конце 60-х годов. XIX века, когда наладился промышленный выпуск тканей.

Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным многовековым произведениям национального искусства. Сегодня это ремесло привлекает всё большее количество поклонников. В технике лоскутного шитья работают и профессиональные художники и самодеятельные мастера, используя большое разнообразие приёмов и материалов.

Оформление интерьера изделиями в стиле пэчворк

На сегодняшний день особой популярностью пользуются природные отделочные материалы – камень, дерево, натуральные ткани. А среди направлений в интерьерах на пике моды стиль кантри, этнические и экологические стили. При оформлении ваших комнат в этих интерьерных стилях одним из наиболее оригинальных и ярких декоративных элементов является пэчворк.

Пэчворк в свое время был незаслуженно забыт, но в последние годы дизайнеры при оформлении интерьеров все чаще стали использовать народные промыслы и лоскутную технику в том числе. Сегодня ручная работа особенно в цене.

Лучше всего пэчворк смотрится в этнических и экологических интерьерах, в оформлении которых применяют много таких природных материалов, как натуральная древесина, бамбук, камень, натуральные ткани. Но оригинальные предметы, выполненные при помощи пэчворк, смогут найти свое место практически в любом интерьере.

При помощи лоскутного шитья можно украсить большинство помещений в доме. К примеру, на кухне этой техникой могут быть выполнены полотенца, прихватки, салфетки, веселенькие занавески. А применение в гостиной лоскутной скатерти, декоративного панно, абажура или ярких диванных подушек позволит создать в этой комнате более уютную и гостеприимную атмосферу. В спальне хорошо будет смотреться нарядное одеяло или коврик. И в детской, и в прихожей, и в ванной комнате – везде вещи, изготовленные техникой пэчворк, найдут свое место. Мешочки и сумочки, наволочки и покрывала – эти предметы превратят ваш интерьер в неповторимый, домашний и уютный.

Современные дизайнеры очень активно применяют лоскутную технику при оформлении интерьеров жилых помещений. И при этом используют не только традиционные одеяла, подушки, коврики и др., но и даже мягкую мебель в стиле пэчворк. Такие диваны, стулья и кресла выглядят очень стильно и оригинально, придавая интерьеру нотку свежести и эксклюзивности.

В данной главе раскрыла общие сведения об истории возникновении и особенностях лоскутной мозаики. Дала понятие о том, когда и где появился этот вид рукоделия.

Изделия, выполненные в лоскутной технике, добавляют интерьеру контрастность, неповторимость и оригинальность.

Эскизы альтернативных моделей. Банк идей и предложений

Читайте также:  Шьем для пасхи своими руками
Оцените статью