Проекты по чувашской вышивке

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК…» Тема: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой
проект (старшая группа)

Цель: Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской вышивкой и узорами.

1.Разработать систему занятий познавательного цикла, направленных на развитие эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.

2.Дать представление о чувашских народных узорах и вышивках, определить их роль в нравственном воспитании детей.

3. Подобрать дидактические игры.

4. Организовать взаимодействия взрослых и детей.

5. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной проблемой.

Скачать:

Вложение Размер
proekt_chuv_vysh4.pptx 2.71 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В СТРАНЕ СТА ТЫСЯЧ ВЫШИВОК …» Тема : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой Разработан : Воспитателем МБДОУ Новочурашевский детский сад «Колосок» Федоровой Олесей Николаевной с. Н- Чурашево 2018

2. АКТУАЛЬНОСТЬ (ПРОБЛЕМА) В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством обращения к историческим корням и национальным истокам чувашского народа .

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ Вопросами воспитания детей на народных праздниках занимались и занимаются многие ученые и педагоги (Г. Н. Волков, К. Д. Ушинский). В неразрывной связи с нравственным воспитанием, с традициями находятся народные праздники. Приобщение детей к участию в праздниках родного народа даёт возможность на практике познать его культурно- исторический опыт . Тема моего проекта вытекает из проблемы ДОУ: «Становление личности ребенка средствами чувашской культуры». В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Цель : Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашской вышивкой. Введение ребенка в родную культуру, приобщение его к ценностям национального искусства и ознакомление с чувашской вышивкой и узорами. Задачи проекта: 1.Разработать систему занятий познавательного цикла, направленных на развитие эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения. 2.Дать представление о чувашских народных узорах и вышивках, определить их роль в нравственном воспитании детей. 3. Подобрать дидактические игры . 4. Организовать взаимодействия взрослых и детей. 5. Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с выбранной проблемой .

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Воспитатель Разрабатывает и реализует проект. Организует работу с детьми и родителями . Воспитанники Принимают участие в творческой деятельности , взаимодействуют с воспитателем Родители Получают информацию , взаимодействуют с воспитателем , подготавливают костюмы для мероприятий

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап : -Изучение методической литературы по данной теме -подготовка формирование проблемы, цели, задач проекта Основной этап: — ознакомление детей с художественной литературой — проведение бесед -посещение музеев -ознакомление с национальными узорами Заключительный этап: — Подведение итогов -Оформление материалов по проекту -Создание презентации

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Подготовительный этап : Сбор информации и материала по проблеме Основной этап: Область — познание Организационно – образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским орнаментальным искусством . 2. Совместно с родителями провести встречу и беседу с пожилыми людьми, занимавшимися чувашской народной вышивкой .

3. Посещение микромузея ДОУ . 4.Посещение музея Новочурашевская СОШ

II. Область – чтение художественной литературы. Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских народных промыслов, чувашской народной вышивки, её узоров . III. Область – коммуникация. Ознакомление детей с чувашской речью на занятиях по чувашскому языку. IV. Область – художественное творчество. Ознакомление с изображением элементов чувашского узора: солнце, звезда, живот ные , дом, двор и изображение их детьми (украшение чувашского головного убора « Масмак ») .

V. Область –музыка. Разучивание элементов чувашского народного танца . Заключительный этап. Проведение Мероприятия « Чаваш куне», посвященное просветителю чувашского языка И.Я.Яковлеву .

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Повышение уровня этнокультурного развития воспитанников ДОУ, понимание национальных ценностей. Повышение уровня этнокультурных знаний в области чувашского орнаментального искусства. Эмоционально – эстетическое развитие ребёнка: видение красоты изделий чувашской национальной вышивки.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА Проведение национальных праздников и развлечений, посиделок, обрядовых мероприятий с детьми и взрослыми. Организация уголков родного края в группах. Организация кружковой работы . Ознакомление детей с изделиями народных умельцев . Пополнение фонда музея новыми экспонатами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный проект направлен на формирование у дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в к.

Пояснительная записка. Дошкольное детство – время рождения личности. Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольни.

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей старшего возраста.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ ПО ПОДРАЗДЕЛУ «ЗАЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ВЗРОСЛЫЕ ЛЮДИ»ПО ТЕМЕ: «Ознакомление детейстаршего дошкольного возраста с профессией пограничник».

Всем нам хочется видеть своих детей здоровыми, счастливыми.А для этого необходимо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых нормах поведения , научить адекватно.осознанно действовать в той и.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё, желание трудиться на её благо, беречь и умножать её богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Нево.

Проблема ознакомление дошкольников с культурой народов Среднего Поволжья на современном этапе развития общества актуально- в связи с необходимостью реализовывать социальный заказ общества, так как сам.

«ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Выполнила: Чувашова Ольга Руководитель: учитель Технологии Сагдеева Алёна Валентиновна. — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемВладислав Тяпин

Похожие презентации

Презентация на тему: » «ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Выполнила: Чувашова Ольга Руководитель: учитель Технологии Сагдеева Алёна Валентиновна.» — Транскрипт:

1 «ЧУВАШСКАЯ ВЫШИВКА – БОГАТЕЙШЕЕ ИСКУССТВО» Выполнила: Чувашова Ольга Руководитель: учитель Технологии Сагдеева Алёна Валентиновна

2 «…Если народ знает и помнит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ не исчезнет с лица земли, внося как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры». Президент Чувашской Республики Н. В. Федоров

3 Из глубины веков Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом. Материалом для вышивки в разное время служили жилы животных, натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, волос, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты. В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

4 Вышивки народов Поволжья марийская, мордовская, чувашская отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

5 Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

6 Краткая история чувашской вышивки Первоначально вышивка создавалась как символ, позволяющий определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной родовой группе. В ней отражались возраст и половые отличия. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути. Вышивка жила в каждом доме, с нею был связан повседневный быт. Предметы, украшенные вышивкой, играли важную роль в ритуальных и культовых обрядах, сопровождали человека на всем жизненном пути.

7 В элементах орнамента чувашской вышивки ученые-исследователи обнаружили знаки древней письменности. Изображения бытия в виде Древа жизни и первобытные понятия о Земле, небесном своде и светилах престали здесь в геометрических линиях и пропорциях узорного шитья.

9 Швы чувашской вышивки (по классификации художников Е. И. Ефремовой и М. С. Спиридонова) Чувашские мастерицы использовали более 30 видов швов и еще около 40 их разновидностей. Древние смысловые значения узоров были связаны также с культовым характером вышивки. По мнению А.А.Трофимова, орнамент и мифология в ранний период развития человечества были тесно взаимосвязаны: орнамент исходил из сюжетов мифологии, орнаментальные мотивы «иллюстрировали» мифологическое представления, обряды и религиозные воззрения.

10 1. Йěпкěн — контурный шов, или роспись 2. Чăрмалла — гладьевой прямой шов 3. Хантăс — косая мелкая стежка 4. Ăсма хантăс — верхний шов 5. Хуралла — набор, или верхний шов 6. Эрехле — простой крест 7. Майралла — мордовский крест 8. Шулам — косой гладьевой шов 9. Чěпчěрке — шов по краю ворота 10. Касманшăтăкла — в елочку 11. Двусторонний стебельчатый шов 12. Хăю — стебельчатый шов, или веревочка 13. Хантăслашывлам — верхний косой шов 14. Двусторонний шов 15. Чěнтěр 16. Йěп ум — тамбур 17. Сиктерÿллě — набор 18. Шÿркени — обметочный шов 19. Ухмахтěрě — пустяшный шов

11 Цвета чувашской вышивки В чувашской вышивке больше всего встречаются черные, красные, желтые, зеленые и синие цвета. Преобладающим цветом является красный, черные нитки применяются для окантовки узора и его отдельных частей. В народном творчестве красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги, от чего зависело благополучие человека.

12 В старинной вышивке чувашей белые нитки отсутствуют, но белый цвет в общей гамме узора всегда есть — это основа( белый холст.) Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей, видимо, в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий — свод неба, желтый — солнце. Однако можно предполагать, что самыми древними цветами в искусстве вышивки являются красный, черный и белый.

13 Сегодня в Чувашии бытуют древние традиции. Национальная вышивка – самый развитый вид современного декоративно- прикладного искусства. Народные мастерицы используют старые мотивы, придумывают и новые.

14 Чувашская вышивка- достояние и гордость чувашского народа, свидетельство его неиссякаемого таланта и неиссякаемых способностей. И поэтому следует приложить все силы тому, чтобы это творчество приумножалось, развивалось и обогащалось нашими и последующими поколениями, чтобы оно в мировой художественной культуре заблистало яркой звездой.

15 Нельзя нам, молодому поколению, забывать швы, узоры и секреты чувашской вышивки, которые через темень и дым курной избы довели наши предки до нынешних дней. Чувашская вышивка – это богатейшее искусство, которым в действительности можно гордиться.

Удивительная чувашская вышивка

Презентация к уроку

Цели урока:

  • Познакомить учащихся одним из основных видов чувашского прикладного искусства — вышивкой, несложными узорами — орнаментальными швами.
  • Развивать интерес к языку, народным традициям, расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес, уважительное отношение к истории и культуре родного (чувашского) народа, самостоятельность и желание трудиться.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кроссворд «Чувашская вышивка» («Чaваш тeрри»). Видеофрагменты ежегодного чувашского праздника песни «Уяв». Книга «Чувашское народное искусство». Учебники «Родная литература», 3 класс. Вышитые платки, полотенца, платья, фартуки. Таблицы «Узор с письменами», кусочки сырого картофеля для каждого ученика; гуашь.

I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете тему нашего урока [Слайд 3]

1. Старший сын в семье (пичче)

2. Отрывок из произведения П. Хусанкая.

Кам-ха, кам cак халaха пeлет
Вaл ceр пин сaмахпа пуплет
Ceр-пин юрa-cемe кeвeлет.
Ceр-пин тeслe тeрe вaл тeрлет (чaваш)

3. Загадка о солнце (хeвел)

4. Мать отца (асанне)

5. Младший сын в семье (шaллaм)

6. Чувашская старинная обувь (caпата)

7. Загадка из поэмы К. В. Иванова «Нарспи»

Сyс хyреллe хурca йытa пeр кeрет те пeр тухать eп)

8. Приспособление для шитья (пyрнеске)

9. Учитель показывает старинные бусы, дети называют (шaрcа)

10. Праздник проводы зимы у чуваш (caварни)

Дети читают слова по вертикали «Чaваш тeрри» («Чувашская вышивка») [Слайд 4]

Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся одним из распространенных и наиболее доступных видов декоративного искусства — вышивкой. Тема урока так и называется «Удивительная чувашская вышивка». [Слайд 5]

Еще в глубокой древности во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: вселенная изображалась в виде четырехугольника, волнистой — вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце.

В ходе рассказа дети находят эти узоры в таблице «Узор с письменами» [Слайд 6]

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника «Уяв» (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Учитель: Ребята, фрагмент какого праздника вы посмотрели, который прошел в этом году пятого июля на территории нашей школы?

2. Беседа после просмотра.

В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. В нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Праздник — это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых норм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.

Рассказы детей о своих впечатлениях от праздника.

III. Ознакомление с новым материалом

1. Учитель показывает национальные костюмы из книги «Чувашское народное искусство» с. 14-15, 34-35.

Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство. Ведь до появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. [Слайд 7]

Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станах ткали ткани, полотенца, паласы. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.

Дети находят платки, полотенца ручной работы, и внимательно рассматривают вышивку на них.

В чувашской вышивке множество мелких фигур, которые можно объединить в одну группу — узор с письменами (cыруллa тeрe) или орнаментальные швы. Почти все они выполняются контурным швом. Мастерицами они осмысливались как узоры реалистические, насыщенные конкретным содержанием. Мотивы геометрического орнамента указывают на связь с реальной действительностью, что подтверждается названиями узоров: кaвакал [утка], лeпeш [бабочка], cырла [земляничка], нухрат [денежка], сулa [браслет] и др. [Слайд 8]

Дети с помощью таблицы «Узор с письменами» находят узоры, называют их, рисуют в тетрадях.

2. Основные цвета чувашской вышивки [Слайд 9]

Для чувашской вышивки характерно сочетание «теплых» и «холодных» тонов. Основные цвета вышивки — все оттенки красного — от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет — белый фон холста — цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет — цвет природы, жизни.

Синий цвет — цвет волшебства.

Чувашская одежда сохранила в своих отдельных элементах очень древние традиции. Многие узоры и украшенные ими предметы были связаны с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стали украшать его одежду.

Каждый шов в вышивке имел свое устоявшееся место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные швы. Например, рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки у чуваш, просматриваемые только с лицевой стороны, выполнялись односторонними швами [хура кар тeрри], верхошов [пeр питлe тeрe], косая мелкая стежка [хантaс], крест [хeреслe тeрe].

3. Национальный орнамент «Кeскe».

Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Собираясь в кружок, соревновались друг с другом, выдумывая новые узоры, перерабатывая старые. Шили себе и своим близким одежду, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Но это не было коллективным творчеством, ибо каждая мастерица, создавая из известных мотивов орнамента свою композицию или придумывая новые детали, оставалась оригинальным художником.

Женские рубашки вышивались узорами кeскe и сунтaх. Розетки кeскe вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кeскe носит легкий, ажурный характер. [Слайд 10]

Девичий костюм не имел нагрудных розеток кeскe, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. (Чувашское народное искусство, с. 34-35)

Древнее смысловое значение связано с символом солнца.

Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о трех солнцах. [Слайд 11]

Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! — часто жаловались, кричали они.

Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшаст от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. «Убить ещё одно!» — приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!

Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. «Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!»- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.

В настоящее время три солнца мы можем увидеть в символах Чувашской Республики. (Учебники «Родная литература, 3 класс, с. 20) [Слайд 12]

IV. Первичное осмысление и закрепление материала

1. Игра «Кто правильно найдет?»

Учитель показывает вышитые узорами изделия. Дети стараются правильно их называть.

2. «Умелые руки». Самостоятельная работа учащихся.

Дети украшают понравившимися узорами полотенца, которые вырезаны из белой бумаги.

Узоры печатают, используя гуашь и кусочки сырого картофеля прямоугольной (квадратной) формы.

Те ребята, которые закончат первыми, рассказывают о своих работах: какие узоры и цвета выбрали, что они означают. (1-4 ученика) [Слайд 13]

V. Подведение итогов урока.

— Что интересного и нового для себя вы сегодня узнали?

— Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?

— Где вы их можете применить?

VI. Задание на дом.

Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника «Уяв» [Приложение] (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Белые платья, которые вырезаны из бумаги, нужно украсить чувашскими узорами.

Читайте также:  Схемы вышивок чайные пары
Оцените статью