Проект «Кусочки прошлого – лоскутное шитье в настоящее время»
Аннотация
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, композицию, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.
Задачи:
- подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
- закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
- расширить свой кругозор;
Свой проект хочу посвятить занятию наших прабабушек — лоскутному шитью. Я много раз видела такие разные изделия из лоскутков и у своей бабушки, в кабинете нашего творческого объединения, в книгах по шитью. И мне очень захотелось сшить самой такое, что то интересное и конечно, чтоб это было нужно в нашей семье.
Из беседы со своим педагогом я узнала, что такое «Лоскутное шитьё». Еще она посоветовала самой найти информацию в библиотеке, интернете.
Найдя информацию, я поняла, что лоскутное шитье (пэчворк — по-европейски, квилтинг — по-американски) — один из самых распространенных видов рукоделия, и это так, видимо, потому, что данное искусство не требует особых материальных затрат, ведь для изделий из лоскутков можно использовать старые, ненужные тряпичные и трикотажные вещи.
Таким образом, я выбрала для себя тему творческого проекта. Мое изделие должно быть, прежде всего, красивым, недорогим и практичным. Сюжет должен быть не сложным, без лишних деталей. Приёмы работы — доступны для моего возраста и безопасны. Изделие соответствовать выбранной стилистике. Готовое изделие должно быть безопасно для окружающих.
Введение
В России крестьянская одежда – простая льняная рубаха – имела цветные вшитые проймы, вставки на груди, иногда цветное оплечье, обшитые орнаментом воротнички и вышитые подолы, часто с аппликациями из материалов другого цвета (в основном – красного). Ткань ценилась во все века, и человеку было свойственно украшать свой быт и одежду. А лоскуты, имевшиеся в каждом доме, тоже способствовали творческим изысканиям.
В старинном доме не было бесполезных вещей. Кусочки ткани, оставшиеся при раскрое, экономичные хозяйки не выбрасывали, а складывали до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в готовом изделии.
Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно. Придумывали узор, в композицию подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям.
Цель: изготовить творческую работу в технике лоскутного шитья.
Задачи:
- подробнее познакомиться с историей появления лоскутного шитья;
- закрепить знания техники изготовления творческой работы из лоскутков;
- расширить свой кругозор;
Ожидаемый результат. В результате достижения цели и задач нашего творческого проекта, мы изучим литературные источники и интернет ресурсы по истории возникновения лоскутного шитья.
Наши изделия – это наглядные пособия по истории быта, жизнедеятельности наших дедов и прадедов, это наглядное пособие по декоративно-прикладному творчеству. Проект дает возможность увидеть и узнать, о истории лосутного и забытые предметы быта и жизни наших предков, сделать их своими руками. Это возможность заглянуть в историю. Работа будет полезна при проведении лекций и практических занятий по декоративно прикладному творчеству, истории, литературе при проведении мероприятий и праздников (как реквизит).
1. Историческая справка
В России самодельные ткани использовались для убранства жилища в основном крестьянами, а до второй половины XIX века и горожанами. Но с конца XVIII века и особенно в XIX веке, благодаря развитию машинного производства в России, все больше начали входить в домашний обиход недорогие, пестрые, яркие хлопчатобумажные ткани. Ширина ситцевого полотна составляла 75-80 см, то есть была шире кроя одежды, и смекалистые хозяйки оставшимися лоскутками стали удлинять детскую одежду, украшать подолы рубах, рукава и оплечья.
Самые же мелкие лоскутки и сохранившиеся части выношенной одежды сшивались в единое разноцветное полотно. Так появилось искусство лоскутного шитья и его символ — лоскутное одеяло, непременный атрибут убранства крестьянского дома, где царил уют, созданный талантливой женской рукой.
Лоскутное одеяло вносило красоту в скромный повседневный быт, дарило радостные краски немудреному крестьянскому жилью. Известен такой исторический факт: жена Петра I Екатерина сшила в подарок супругу лоскутное одеяло. Лоскутные одеяла очень ценили, красивое одеяло было гордостью хозяйки, являлось символом благополучия и достатка в доме. Когда родители собирали невесте приданое, то не забывали приготовить и лоскутное одеяло. Детское одеяльце обязательно шили для новорожденных. Можно без преувеличения сказать, что лоскутные одеяла помогали выжить в холодные промозглые ночи революций и войн, согревали «разноцветьем» воспоминаний о счастливой мирной жизни.
В послевоенные годы лоскутным шитьем занимались только бабушки в деревнях, помнящие лихолетье и по старинке сберегавшие каждый лоскуток, да редкие художники-энтузиасты, влюбленные в текстиль и народное творчество. В 1970-ые годы в моду вошел фольклорный стиль, и в связи с ним проснулся интерес к традициям лоскутного шитья. Не только местные, но и крупнейшие музеи России обратили внимание на русский текстиль и стали изучать его, как вид искусства.
Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье. ( Приложение №1)
2. Практическая часть
Следующий шаг нашего проекта – создание изделия.
Предметы старины мы решили делать по технологиям старинным, но с использованием современного оборудования и инструментов. Для этого нам понадобилось для лоскутного шитья:
- Кусочки ткани;
- Наполнитель – синтепон;
- Нитки;
- Ножницы;
- Швейная машинка;
- Мел;
- Шаблон квадратов 10*10 (сделала из картона)
2.1. Техника безопасности
- Техника безопасности при работе с тканью, нитками и фурнитурой:
- 1. Все рукоделие в промежутках между работой храните в товарной упаковке;
- 2. Во время работы нельзя перекусывать нити зубами или рвать их руками;
- 3. Длина нити при шитье не должна превышать длину расстояния до локтя;
- Техника безопасности при работе с иглами, булавками;
- 1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), не оставляйте их на рабочем месте, ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;
- 2. Используйте при шитье наперсток;
- 3. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;
- 4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя;
- 5. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув в бумагу;
- 6. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно должно совпадать;
- Техника безопасности при работе с ножницами:
- 1. Храните ножницы в футляре и в недоступном месте для детей;
- 2. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;
- 3. Не держите ножницы острыми частями вверх, а также не используйте их при ослабленном центральном креплении;
- 4. При работе внимательно следите за направлением резки. Не режьте на ходу;
- 5. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
3. Процесс изготовления изделий у нас состоял из следующих этапов:
— Для начала работы я нарисовала схему изделия, так как она должна выглядеть в готовом виде и определилась с размером изделия и лоскутков.
— Нарезала лоскутков размером 10*10.
— Я разложила лоскутки на столе, составила первую сторону , чтобы посмотреть, как у меня все будет получаться.
— Взяла нитку и иголку и начала сметывать лоскутки между собой.
-Затем лоскутки соединила на швейной машине в полоски, а большие полосы между собой.
— Таким образом, я прошила все квадраты и соединила с фоном будущего изделия.
-Далее выбрала ткань для рисунка и приготовила шаблон, обвела и вырезала части к рисунку.
-Приметав на фон части из ткани, прошила на машине (зигзагом).
-Всё! Покрывало и подушка готовы! По-моему получилось неплохо, моим близким очень понравилось! (Приложение №2)
Экологическое обоснование работы
В декоративно — прикладном искусстве, по большей части, используются натуральные материалы. Особенно это заметно в лоскутном шитье. Часто используются хлопчатобумажные ткани, которые занимают ведущее место при изготовлении изделий. Это обусловлено их прочностью, износостойкостью и лёгкостью. Исключением могут служить поролон и синтепон, но их здесь так мало, что я думаю, они вреда не принесут ни мне, ни тем, кто будет использовать подушку и покрывало, ни окружающей среде.
Выводы
Цель работы достигнута.
Я считаю, что у меня получилась красивое покрывало и хорошая подушка. Мне пришлось приложить немало знаний и усилий, чтобы правильно и точно соединить все детали. Но если говорить о минусах в своей работе, то можно найти некоторые недостатки и неточности, которые в будущем я постараюсь не допускать.
Мне кажется, что моя работа может быть практичной в доме. Покрывало под которым можно спать и брать с собой на прогулку в лес, и им можно застелить кровать. Подушка всегда нужна для сна и как декор в доме.
Всем моим родственникам, друзьям, знакомым, очень нравится моё изделие. А еще я думаю, что моя работа может быть хорошим подарком. Мне очень понравилось заниматься лоскутным рукоделием, и я решила, что я продолжу работу с лоскутом и может быть, на следующий год представлю новый проект о лоскутном шитье.
Творческий проект «Лоскутное шитьё» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цели урока: Познакомиться с историей развития лоскутной техники; материалами и приспособлениями для шитья; Научиться подготавливать ткань к работе; подбирать “лоскуты” по цвету; выполнять раскрой деталей по шаблонам; Последовательности соединения деталей кроя лоскутного изделия в единый блок. Изготовить изделия в технике лоскутного шитья.
Зародилась лоскутное шитье в Англии, а затем постепенно распространилась в Европе, Америке, и на Руси. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новые красивые вещи, а также создавать различные изделия окружающего быта. В России лоскутное шитьё стало активно развиваться с середины XIX века, когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Лоскутное шитьё зародилось и развивалось в крестьянской среде. Предметы деревенского быта были полезны и красивы (коврики – кругляшки, дорожки, сотканные из полосок ткани), наполняли быт и радовали глаз. Среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считались признаками бедности. И лишь в 70-е годы XX века, когда в моду вошёл фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью.
Коврики – кругляши Вяжутся крючком из нарезанной полоской ткани
Текстильная мозаика-орнамент выполненный из разноцветных лоскутков
Шитьё из лоскута называют ещё “лоскутная мозаика” или «пэчворк», – изделия собранные из цветных лоскутиков. Они отличаются художественным вкусом, цельностью композиции, декоративностью. Лоскутные мозаики – покрывала, одеяла, занавески, панно, салфетки, коврики, дорожки украшают и сейчас многие интерьеры жилого дома. Любимые занятия искусных мастериц – украшение интерьера кухни, дачного домика, изготовление женской и даже мужской одежды. Необходимо отметить, что мастерицы экономно сшивая самые маленькие отходы тканей, зачастую создают изделия высокого художественного уровня. В современной жизни люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремёсла расцветают благодаря труду и творчеству юных мастеров. Их секреты бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – и ниточка, связывающая нас с далёкими предками, не рвётся.
СУВЕНИРЫ И ПОДАРКИ В ТЕХНИКЕ ЛОСКУТНОГО ШИТЬЯ можно сделать своими руками
Инструменты и приспособления: 1 .Булавки портновскиеские. 2. Игольница. 3. Разноцветные лоскутки ткани, 4. Мелок. 5. Ножницы. 6. Ручная игла, нитки. 7. Наперсток. 8. Линейка, карандаш. 9. Утюг. 10. Инструкционная карта.
Правила безопасности при работе Опасности в работе: — повреждение пальцев иглой или булавкой; — травма руки ножницами; — травма глаз. Что необходимо сделать до начала работы: — сосчитать количество иголок и булавок в игольнице; — положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. Что делать во время работы: — быть внимательной; — надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его; — вкалывать иглы и булавки только в игольницу; — класть ножницы справа с согнутыми лезвиями, направленными от себя. Что сделать по окончании работы: — посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы; — убрать рабочее место.
Сегодня я узнала… Было интересно… Теперь я могу… Я научилась…
- 16 предметов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные наградные документы для учеников и учителей
Номер материала: ДБ-1606957
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.