Работа по батику история возникновения

История возникновения батика

Татьяна Кускова
История возникновения батика

История возникновения батика.

Батик – обобщенное название разнообразных способов ручной росписи по ткани. Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день очень популярна одежда, расписанная вручную. В переводе с яванского «батик» означает «капля воска» или «рисование горячим воском». Часть слова –«ТИК — означает точка, капля; -«БА» — хлопчатобумажная ткань.

Батик – технология окрашивания и украшения ткани. Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Классический горячий батик — очень трудоемкий вид росписи. Только подготовка ткани занимала несколько дней. Большинство историков сходятся во мнении, что зарождение батика следует отнести к XIII-XIV вв. Однако широкого распространения оно достигло только через несколько столетий — к XVII веку.

Роспись делали с помощью изобретенного в 17 веке прибора «чантинга» (тьянтинг, тьянтин). Это небольшой, медный или латунный, сосуд с одним или несколькими носиками, который прикреплен к деревянной или бамбуковой палке — ручке.

Ткань, с нанесенным воском рисунком, на несколько часов погружали в раствор красителя. Во время крашения ткань осторожно переворачивали, стараясь, чтобы восковой слой не растрескался. Потом ткань высушивали и снова наносили воском другие элементы рисунка. Окрашивание производилось от самого светлого цвета к темному. Операция повторялась столько раз, сколько цветов в рисунке. В Индии и Индонезии росписи чаще использовались для оформления одежды. В Японии и Китае роспись применяли также при создании традиционного для этих стран интерьера: ширм и картин, полных поэтических ассоциаций.

Читайте также:  Деревянное кружево резьба по дереву

В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Рисунок был незамысловатым, диктовался правилами и духом времени, в нем не было индивидуальности; но постепенно в 70-е годы техника батика получила второе рождение в виде «авторских» батиков.

Теперь, имея представление об истории этой техники, мы раскроем секрет уникальности батика… .Нанося краски, художник не может точно сказать как они растекутся и смешаются. Повторить можно только контур, окраска в любом случае будет отличаться, благодаря чему каждая картина или вещь, выполненная в технике батик, будет единственной в своем роде. Существует несколько видов батика: холодный, горячий, свободный, узелковый.

«Горячий батик» :

(история в начале говорила,а так же легенда про Бога) Технология заключается в том, что расплавленный резерв наносится на контур рисунка или покрывает отдельные участки полотна. Данный батика возник в Индонезии, пережив свой расцвет на острове Ява, где специалисты в этом деле достигли небывалых высот мастерства. Существует Яванская легенда, которая гласит, что один из небесных богов Индонезии сошел на остров, увидел, как плохо жилось там людям, и решил им помочь. Раскинул по полям великолепные ткани, сгустил многоцветные тучи, у сотен пчел собрал по капельке воск и пустился в пляс, щедро разбрызгивая воск и оставляя затейливые узоры своих следов. А потом хлынул разноцветный дождь — зеленый, желтый, синий — и раскрасил рисунок красочным многоцветием. Так люди узнали о батике и научились красить ткани в яркие цвета и создавать изумительные по своей красоте изделия.

Но одежду из тканей с узорами, выполненными в этой технике, поначалу позволялось носить лишь избранным — аристократам. Своего наибольшего подъема горячий батик достиг в XVII веке, когда был изобретен «чантинг».

«Холодный батик»:

Родиной «холодного батика» — Россия. В России метод холодного батика применяется с 1936 года, благодаря изобретению резервирующего состава, который не требовал нагревания. Холодный батик позволяет получить рисунок, напоминающий изображение, сделанное мокрой акварелью. В технологии холодного батика в качестве резерва используют резервирующую жидкость, состоящую из бензина, резинового клея, парафина. Резерв нужен для того, чтобы краски между собой не смешивались. Резерв помещают в стеклянную трубочку – резервуар. И наносят контур рисунка на ткань загнутым концом трубочки. Контуры, сделанные резервом должны быть замкнутыми, чтобы краска не затекала за рисунок. Затем резерв сохнет в течение 40 мин., после чего ткань можно расписывать красками.

«Узелковая техника»:

Узелковый батик, пожалуй, самый простой способ росписи ткани.

Для создания необычных и красочных эффектов на ткани требуется лишь умелое завязывание различных узелков, ткань и, конечно, краски. При помощи нехитрых приспособлений и умения по-разному завязывать узлы можно создать разнообразные орнаментальные решения на ткани.

Техника узелковой росписи по некоторым источникам была известна в Китае еще до VII века. Чуть позднее в Индии она также получила достаточно широкое распространение. В Индии до сих пор эта техника росписи используется при создании как дополнений к одежде, так и самой одежды. Как правило, узелковым батиком оформляют праздничную одежду. В летописях VII века в Японии упоминается о том, что эта техника называлась «шибори» (окрашивание связыванием).

«Свободная роспись»:

Свободная роспись включает в себя три техники: «Акварельная техника» — ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»; «Трафаретная техника» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя; «Графика по свободной росписи» — создается с применением солевой техники. Они доступны и эффектны, а также позволяют на высоком профессиональном уровне решать любые ваши творческие задачи — будь то декорирование платья, изготовление платка, шарфа, шали или станкового панно.

Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).

Каждый тип росписи развивался, претерпевал изменения, техника нанесения постоянно совершенствовалась (и продолжает совершенствоваться). После того как все краски нанесены, ткань нужно прогладить утюгом с паром.

Конспект беседы «История возникновения г. Самары, достопримечательности родного города» Государственное казенное учреждение Самарской области Волжский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Тополек» «История.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «История возникновения книги» Конспект НОД по познавательно- речевому развитию в подготовительной группе на тему; «История возникновение книги». Цель: развивать устойчивый.

Конспект занятия «История возникновения села Засечное» История возникновения села Засечное с фотографиямиПрограммные задачи: Познакомить детей с историей возникновения села Засечное и микрорайона.

Консультация для родителей «История возникновения праздника 8 марта» Консультация для родителей: история возникновения праздника 8 марта К концу 1880-х годов, когда в мире возникла идея женской консолидации,.

НОД «История возникновения города Валуйки» «История возникновения города Валуйки» Программные задачи: Познакомить детей с историей родного города: происхождение названия города. Рассказать.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «История возникновения колоколов» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ МБОУ «ДНЕПРОВСКАЯ СОШ» ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 1 ФИО должность педагога Вдовина Л. А. воспитатель.

НОД с элементами ФГОС «История возникновения посёлка тракторостроителей г. Липецка» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ к ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОВЕТУ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ в подготовительной группе «История возникновения.

Презентация «История возникновения д. Салмановка» История xx в. в России – это история потрясений и перемен. Революция 1905 – 07 г. г. одно из тех потрясений, которое могло иметь позитивный.

Проект «История возникновения и развития игр шахматы и шашки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №350» городского округа Самара Проект.

Занятие «История возникновения колоколов на Руси и в других странах» Управление образования администрации городского округа Коломна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад.

Батик: история возникновения

Люди создают рисунки на тканях с незапамятных времен, что неудивительно – ручная роспись всегда выглядит ярко и необычно. Так, батик появился более 2 000 лет назад. За столь долгое время искусство претерпело изменения, но главное – оно позволяет реализовать себя в творчестве и создавать уникальные вещи, которых не найти в магазинах.

Китайские и индонезийские корни батика

Батик – это способ росписи тканей, основанный на том, что применяется специальный резерв. Он защищает краску от растекания и позволяет обозначить границы рисунка.

История возникновения батика уходит корнями в Китайскую империю. Именно в этой технике окрашивали шелк, создавая изумительно красивые вещи. По знаменитому Шелковому пути изделия распространились по всему миру. Широкое распространение этот вид ручной росписи по ткани получил в Индии и Японии. При этом в каждой стране искусство получило свои особенности. Японцам полюбилась узелковая техника, а в Индии применяли деревянные штампы.

В Индонезии, на острове Ява, история развития батика приобрела новый виток. Даже слово «batik» – индонезийского происхождения, оно переводится как «капля воска». Со временем выделилось несколько техник:

  1. Горячий батик с использованием горячего воска.
  2. Холодный батик с применением в качестве ограничителя материала, не требующего нагревания. Изобрели этот способ росписи в России.
  3. «Баден», или узелковая техника с завязыванием узлов, которые опускаются в красящий раствор. Такие вещи были популярны у хиппи.
  4. Свободная роспись по ткани без резервирующего вещества.

Индонезийцы достигли высочайшего мастерства в росписи по ткани. Они вкладывали в нее сакральный смысл, считая, что созданные вручную полотна обладают магической силой. Раньше в приданом каждой девушки должна была быть хотя бы одна вещь, выполненная в технике батик, а сейчас такая одежда вполне естественна для местных жителей.

Как батик покорил Европу?

В 17 в. Ява стала колонией Голландии, после чего искусство батика плавно перекочевало в Европу. Позже там изобрели батик-штифт – электроприбор, с помощью которого можно хранить воск расплавленным. В 1801 г. Жозе-Мари Жаккар изобрел автоматический станок, благодаря которому начали изготавливать ткани с орнаментами, созданными художниками. С этого момента роспись по ткани вышла на новый уровень. Начали открываться фабрики по производству имитации батика.

В 20 в. Европа начала переходить на технологические методы. Однако одновременно создание батика стало массовым в Японии, где появился медный штамп «колпак» для нанесения воска на ткань. Он используется на Яве и в наше время.

Современные техники

В 21 в. история батика продолжается, а изделия, выполненные в этой технике, пользуются популярностью. Чаще всего расписывают шелковые полотна, которые могут храниться сотни лет. В современных техниках используются приемы пастели и акварели, витража, графики, мозаики.

Сейчас батиком расписывают разнообразную одежду, предметы одежды, картины на шелке. Творческий процесс захватывает, умиротворяет. Еще приятнее, что его результатом становятся эксклюзивные вещи, от которых невозможно отвести взгляд.

История возникновения техники батик

Модельеры считают ткань, расписанную в технике батик, явлением вне времени. Наряды, шарфы, платки, разрисованные кистью, никогда не выходят из моды.

Они позволяют разбавить повседневность яркими красками. Одежда из батика великолепно смотрится на женщинах и мужчинах любого возраста. Расписная ткань полна очарования и при этом не является аляповатой.

Что такое батик

Батиком называют роспись ткани вручную специальными красками с применением закрепляющих составов. Обычные люди считают батиком яркую, покрытую ручным рисунком материю, но, когда специалисты говорят «батик», они имеют в виду саму технологию раскраски. Главная особенность метода заключается в предварительной пропитке тканей специальными смесями, не дающими краскам растечься.

Расписать ткань можно множеством способов. Широко известны три техники:

  • холодная;
  • горячая;
  • без границ.

Техника холодной росписи начинается с нанесения на ткань резервирующей смесью замкнутых контуров. Затем заливают красители. Контур делает рисунок графичным, четким. После покраски он не удаляется. Все применяемые составы простые и нетоксичные, поэтому холодный батик – самый популярный способ росписи. В такой технике окрашивают шелк, тонкий хлопок. Краски наносят кисточками, кусочками ваты или поролона и закрепляют на ткани проглаживанием горячим утюгом с изнанки.

Горячий батик выполняется так же, как холодный, но окрашенную ткань для закрепления пигмента обрабатывают в паровых устройствах.

Техника неограниченной росписи позволяет художнику обходиться без пропитки ткани составами, не дающими красителям расползаться по полотну. Рисунок делается как картина – свободными мазками. Для окончательной отделки используется техника холодного батика.

Придать рисунку интересную фактуру можно с помощью соли. Ее кристаллы поглощают влагу. Если их рассыпать по мокрой, только что прокрашенной ткани, соль будет втягивать воду, а на полотне появится рябь и абстрактные узоры. Когда изделие высохнет, кристаллы соли осторожно снимают.

Сейчас нет необходимости делать пропитки и краски самостоятельно. Все приобретается в художественном салоне. Самый популярный вариант – составы фирмы Гамма. Они имеют оптимальное соотношение цена/качество.

По составу краски делятся на:

По способу закрепления бывают:

Виды резервирующего состава:

  • для горячей технологии – воск, наносится специальным приспособлением (чантингом);
  • для холодной технологии – смесь бензина и латекса, наносится стеклянной трубочкой.

Что касается тканей, начинающим рекомендуется брать для тренировки недорогое хлопковое полотно. Затем можно перейти на природный шелк. Лучше всего для батика подходит креп-шифон – краска хорошо на него ложится и равномерно растекается.

История появления батика в разных странах

Батик – старинное народное декоративно-прикладное искусство, зародившееся почти одновременно в нескольких странах мира. В 2009 году ЮНЕСКО внесло роспись текстильных изделий кистями в список шедевров духовного наследия человечества.

Техника батик – результат кропотливо собранного опыта многих поколений. Национальные особенности делают ее разнообразной и неповторимой. В разных странах ткани расписывают по-разному, используются уникальные материалы, композиции, техники и рисунки.

Япония и Китай

Роль Китая в развитии способов окрашивания полотен огромна. Здесь изобретена совершенная основа для ручной росписи – шелк. Китайцы в древности использовали горячий способ. На шелк в определенных местах наносили расплавленный воск и погружали изделие в краситель. После извлечения и высыхания воск удаляли – материя под ним оставалась неокрашенной.

Можно было действовать и наоборот – сначала окрашивать ткань затем заклеивать части и опускать в содовый раствор, где пигмент смывался, сохраняясь под воском. Повторяя операцию несколько раз, получали трехцветные рисунки, которые тогда считались пределом возможного.

Японцы заимствовали технологию из Китая, но добавили собственные приемы, что позволяло получать великолепные изделия с местным колоритом. В технике батик разрисовывали ткани для халатов и знаменитых японских ширм.

Золотым временем батика в Японии считается 18 век. В это время ткацкое ремесло в стране достигло расцвета. Появились новые техники рисунка, в том числе трафаретная окраска. К началу 19 века орнаменты и картинки приобретают современный облик. В это же время ручная работа вытесняется печатью.

Индия

В средние века в Индии рисунок на ткани умели наносить двумя способами:

  • кисточками;
  • печатями из дерева.

Крашеные кистями ткани ценились выше, так как в отличие от печати такая роспись считалась искусством, а не ремеслом. До сих пор в стране сохранились старинные технологии, в том числе узелковая окраска или «бандана», когда узор составляется из маленьких пятнышек разной формы и размера. Техника «бандана» проста в исполнении, но необычна и эффектна.

В штате Гуджарат распространен способ окрашивания ткани «лахерия», когда изделие скручивают в жгут и погружают в краску. После раскручивания ткань оказывается местами не прокрашенной.

Самый известный индийский метод окраски – набойка. Англичане заимствовали его в XVII– XVIII веках, создавая свои знаменитые набивные ситцы по индийской технологии. Сейчас в Индии набойка используется чаще, чем ручная роспись.

Европа

Первыми в Европе батик стали использовать голландцы. Это произошло в начале 19 века. Их очень быстро вытеснили англичане, производя набивные ткани, окрашенные по аналогу с индийскими. Сейчас в производстве окрашенных вручную тканей лидирует Германия. Немцы любят батик и делают все возможное для популяризации и развития этого художественного направления.

Россия

В стране интерес к рисованию на текстильных изделиях появился поздно – только в прошлом веке, и был связан с популярностью стиля модерн. Но россияне смогли создать совершенно новую технологию – холодную роспись, которая ведется без специального оборудования, совершенно безопасна, может выполняться дома, использоваться на занятиях с детьми.

В семидесятых годах прошлого столетия в стране появилось новое поколение молодых специалистов, окончивших художественные, текстильные и технологические ВУЗы. Благодаря им, роспись методом батик достигла максимума популярности.

Индонезия

Многочисленные путешественники свидетельствуют, что батик зародился именно в Индонезии, и только затем попал в Индию. На Яве роспись на полотнах была частью поклонения местным божествам. Считалось, что текстиль, расписанный руками местных женщин, обладает магической силой.

В классическом индонезийском батике немного цветов:

Секреты создания красок тщательно охранялись. Резервирующей смесью служил рисовый крахмал, приготовленный по особому рецепту. Им пользуются и сейчас.

Батик из Индонезии сложно спутать с каким-либо другим. На нем всегда изображено древнее оружие яванцев.

Национальная одежда яванцев – саронги. На них рисуют пейзажи в сине-коричневых тонах. По орнаменту на саронге местные жители могут многое узнать о человеке. Он указывает на статус, служит магическим оберегом.

Простой шелковый платок в технике батик своими руками

Раскрашивать материю – очень интересное занятие. Хобби доступно каждому, нужно лишь приобрести в художественном салоне кисти и красители.

Потребуется:

  • кусок белого креп-сатина;
  • прозрачный резерв и трубка для его нанесения;
  • краски с акрилом;
  • кисти разной ширины, включая плоскую для закрашивания фона.

Порядок работы:

  1. постирать шелк с мылом, чтобы смыть фабричную пропитку, высушить, немного пройтись утюгом;
  2. натянуть на раму канцелярскими кнопками;
  3. сделать карандашный рисунок на бумаге, обвести маркером, положить под материю, чтобы он просвечивался;
  4. нанести по контуру рисунка резервирующий состав, дать высохнуть;
  5. нанести краски, предварительно смочив раскрашиваемую область водой, чтобы они лучше растекались;
  6. закрасить фон;
  7. снять ткань;
  8. закрепить рисунок горячим утюгом с изнанки;
  9. прополоскать в теплой воде, добавив немного мягкого шампуня;
  10. высушить и прогладить;
  11. обработать края оверлоком.

Рекомендации по сочетанию цветов

Некоторые люди обладают интуитивным вкусом, безошибочно подбирая красивые сочетания. Другие же испытывают привязанность к одной гамме, игнорируя остальную палитру. В таких случаях специалисты рекомендуют использовать цветовой круг, представляющий собой замкнутую радугу. На его разных концах находятся красный и зеленый.

Разделив круг на четыре равные части получают родственные цвета, гармонично сочетающиеся друг с другом. В каждый из них можно добавлять какое угодно количество белого или черного, получая неисчислимое множество оттенков.

Хорошо сочетаются цвета на концах одного диаметра – их называют контрастными. Оттенки на конце одной хорды называются родственно-контрастными. Они тоже совместимы в одном рисунке.

Если хочется использовать три краски, в круг нужно вписать равнобедренный, равносторонний или прямоугольный треугольник. Цвета, расположенные в его вершинах, хорошо смотрятся в одной композиции.

Батик удивительно многообразен. Его любят во всем мире. Красочные изделия радуют глаз миллиардов людей. Роспись по ткани – удивительное искусство, которое никогда не исчезнет и будет постоянно развиваться.

Оцените статью