Работа с детьми шитье

Из опыта работы«Обучение шитью детей подготовительной группы»

Тимашова Елена Николаевна , Воспитатель
Смоленская область ,город Смоленск

Целью данного опыта является пошаговое раскрытие обучение детей шитью для развития мелкой моторики детей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад №43 «Сказка»

Из опыта работы

воспитателя первой квалификационной категории

Тимашовой Елены Николаевны

«Обучение шитью детей

«Истоки способностей и дарования детей находятся

на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности

и изобретательности в движениях детской руки, тем

тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем

сложнее движения, необходимые для этого взаимо-

действия детского разума. Чем больше мастерства в

детской руке, тем ребёнок умнее.»

В. А. Сухомлинский

Во все программы дошкольного образования всегда традиционно входят

занятия по труду, под которыми подразумеваются поделки из пластилина, бумаги, природным материалом, нитками, работа с тканью.

Ручной труд – одно из средств всестороннего воспитания дошкольников.

Формируя у детей разные умения и навыки, мы одновременно решаем задачи трудового и нравственного воспитания: учим трудиться в коллективе,

выполнять задуманное и преодолевать возникающие трудности, прививаем

усидчивость, трудовые навыки. Вопросы трудового воспитания всегда вставали перед педагогами. Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения

до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

предусматривает формирование у детей умения вдевать нитку в иголку,

завязывать узелок, пришивать пуговицы, шить простейшие изделия швом

«вперёд иголка». Но в последнее время в детских садах очень редко плани-

руют работу с тканью. Возможно это происходит от того, что воспитателей

пугает большая подготовка к этому вида труда, а также боязнь за безопас-

ность детей при работе с иглой. Но исследования в области

психофизического развития детей старшего дошкольного возраста

показывают, что именно в этот период у ребёнка повышается самоконт-

роль и оценка деятельности, уровень произвольности, внимание,

возрастает работоспособность, усидчивость. Поэтому, именно старший дошкольный возраст, является наиболее благоприятным для

развития детей посредством ручного труда, а именно развития мелкой

мускулатуры рук. Дети моей группы стоят на пороге школы и очень хочется,

чтобы обучение в ней начиналось успешно. Одним из показателей готовности детей к школе является развитие мелкой моторики пальцев. Из бесед с учителями начальных классов выяснила, что дети испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате всё это ведёт

к проблемам: недостаточному развитию внимания, памяти, двигательной координации. Из практики прошлых лет я знаю, что дети, которые занимались со мной шитьём, гораздо легче осваивают технику письма.

Я решила, что работу организую так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в той мере, которой предусмотрено программой подготовительной группы. Для более успешной работы, поставила цели:

Более детально изучить литературу о занятиях с детьми по организации шитья.

Создать условия для занятий, привлекая родителей.

Разработать план последовательных действий по обучению

детей, применяя принцип от простого к сложному.

Осуществить план действий через работу кружка по шитью

Сформировать у детей интерес к занятиям по шитью.

Обучить основам работы с иголкой, нитками, тканями.

Я ознакомилась с работами многих авторов по проблеме развития

мелкой моторики. Мне понравился опыт работы М. Лепкало (г Моздок)

по обучению детей шитью, опубликованный в старых журналах «До-

школьного образования». Занимаясь этим видом ручного труда, дети

развивают фантазию, художественный вкус, творческую активность.

Работа с иглой , нитками, тканями – помогают развивать трудолюбие,

аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений.

Изучила инструктивное письмо Министерства просвещения от 12 октября

1984 года № 140/18-3 «О соблюдении требований техники безопасности

при организации трудовой деятельности детей в детском саду».

Также в своей работе использовала литературу авторов: Л.В.Куцаковой

«Конструирование и художественный труд в детском саду», Н.К.Кобяковой

«Поделки из ткани», Программа «Художественный труд». Вестник образования . 2001 г. №20 стр. 44-74

В своём опыте я использовала принципы:

от простого к сложному

Прежде, чем приступить к работе, я прошла этапы:

4. подведение итогов.

1 .этап – диагностический.

Прежде чем приступить к обучению детей работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей, к моменту поступления

в подготовительную группу, имелся определённый запас знаний о труде

портного. Они неоднократно наблюдали, как дома шьют взрослые. Но

навыков шитья почти ни у кого не было. Лишь две девочки –близняшки

под руководством бабушки иногда занимались шитьём, применяя шов

2. этап – подготовительный.

Для организации работы с тканью и иглой , пришлось объяснить родителям зачем это нужно. Ведь родители боялись давать детям иглу в

в целях безопасности: вдруг уколятся, потеряют иглу, да и рано им ещё

заниматься этим делом. Убедив родителей в безопасности такой работы, попросила, чтобы они помогли приобрести оборудование.

Каждому ребёнку завести и подписать отдельную коробочку (своего рода

«волшебный сундучок»). Туда положить:

нитки №40 цветные -1-2 катушки, пуговицы — разные по цвету и размеру

с 2-мя отверстиями, 4 –мя отверстиями, на ножке, кусочек ткани размером

20 на20 сантиметров (белую, хлопчато — бумажную), подушечку для иглы.

Иглы – примерно, 4 сантиметра длиной (не очень тонкие, но обязательно с широким ушком, особенно на начальных стадиях обучения, когда ещё учатся вдевать нитку в иголку.) Чтобы иглы были строго учтены: на плотном листе бумаги поместила список всех детей и против каждой фамилии – вколола

иглу с небольшой ниткой Это позволило контролировать наличие игл после каждого занятия. Коробочки с принадлежностями поместили в столах, где сидят дети и по мере надобности быстро готовились к работе. Дети с нетерпением ждали, когда же начнём действовать с иглой. Причём, даже мальчики проявляли повышенный интерес к этому виду деятельности.

3. этап – практический.

Особое внимание я уделяла правилам безопасности труда.

Ножницы надо класть справа, кольцами к себе. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты. Необходимо следить за тем, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они смогут поранить ребёнка. Передавать ножницы друг другу следует кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями.

Во время работы с иглой нельзя отвлекаться, вкалывать иголку в одежду, стол, просто в ткань. Надо пользоваться специальной подушечкой.

Нельзя перекусывать нитку зубами: можно поранить губы и испортить зубы.

Первые ознакомительные занятия проводила одна , а потом привлекала младшего воспитателя . Для знакомства детей с иглой изготовила большой макет иглы , на нём показала как вдевать нитку в иглу и завязывать узелок. Многие дети при работе с иглой проявляли нерешительность. Пальцы были непослушны, неловки. Очень все затруднялись с завязыванием узелка. С этой работы начиналось, в последствии, каждое занятие. Программа требует научить детей пришивать пуговицы. Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены пособия : изображение пуговиц с двумя дырочками и четырьмя, пришитых разными способами : крестом и параллельными стежками. Способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями показывала на макете – это круг с соответствующим количеством отверстий в центре. С этой работой дети справились быстро , особенно девочки. Основными приёмами обучения на занятии были показ и объяснения , а так же непосредственная практическая деятельность детей под руководством воспитателя и младшего воспитателя . Часто приходилось подходить к работающим и помогать им . Давала возможность ребенку выполнить эту работу неоднократно, даже потом в повседневной жизни – обслужить себя когда оторвется пуговица. Для знакомства детей со швами «вперёд иголка» и «через край» — подготовила пособия – пластинки из картона длиной 25 см , шириной 5-7 см . В них просверлены отверстия на одной линии . Расстояние между отверстиями 1- 1.5 см . На таких пластинах очень удобно показывать приёмы исполнения швов. Так же использовала пособия из картона при ознакомлении с другими швами . Размер полосок 4*10см , на них по линии будущего шва пробиваются отверстия на швейной машине , при этом в швейной машине из иглы удаляется нить. Устанавливается максимальная длина стежка. Для работы по обучению шва так же использовала бумагу в клеточку . Такое шитьё по картону или бумаги позволяло детям выполнять шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. После работы на картоне , бумаге – давала возможность шить на ткани. Но делали дети при этом уже два прокола в ткани сразу же . Шов «вперед иголка» использовался детьми для вышивания . Сначала вышивали п разметке, а затем по контуру- это получалось хуже, потому что нужно самим регулировать длину стежков. Одновременно с шитьём , учила детей закреплять нитку в конце работы : можно сделать 1-2 маленьких стежка на одном месте , а позже показала , как закрепить нить петелькой . После того как дети научились выполнять швы на ткани в один слой , мы стали пробовать шить мешочки , сшивая два слоя ткани вместе .

Необходимости обучения петельному шву , дети убедились сами, когда сшитые изделия из сыпучих тканей : шёлк , штапель – приобретали неопрятный вид с изнаночной стороны . Дети делали этот шов с большим старанием. В группе имеются 3 швейные машины , чтобы они не стояли без надобности – решила научить детей шить на них. В начале рассмотрели внешний вид, рассказала о назначении отдельных деталей . Дети проследили последовательность заправки машины нитками . Они убедились, что шить на машине гораздо быстрее и красивее. Строчка получается прочнее , а вот для того , чтобы скроить нужную одежду по размеру куклы предложила использовать лекало. Это пришлось детям по душе , они очень быстро освоили механизм обведения выкройки простым карандашом или специальным мелом.

В процессе работы с детьми всегда учитывала индивидуальные особенности детей . Дети ,которые справлялись с работой- им давала дополнительную работу : более сложную и большего объёма. А не решительным помогала выполнить работу , хвалила , что сегодня получилось лучше , чем в прошлый раз . При этом дети чувствовали уверенность в своих силах. Конечно же обращала внимание на то , чтобы при работе на столе всегда всё было под рукой , аккуратно разложено . Так же воспитывала эстетический вкус : Пуговицы, нитки- потом ткани. При вышивании подбирала нитки , характерные для данного предмета : Ягодка красная , листочек зелёный.

4 . этап – подведение итогов.

Итак, работа с тканью имела большое значение для развития мелкой моторики рук. В конце года неуверенные дети без боязни брались за иголку с ниткой и обслуживали себя . Так же развился глазомер детей , они лучше стали различать клеточки и линейки в тетради. Работа над аккуратностью в шитье помогала детям качественно выполнять швы, доводить начатое дело до конца.

В своей работе использовала технологии , игровые , здоровьесберегающие , лично ориентированный , сотрудничество . Приёмы: беседы, загадки , пословицы. Обучение происходило от простого к сложному. При повторной диагностики , с целью определения эффективности занятия шитьём получили следующие результаты : Из двадцати детей очень высокий – 5 человек , высокий – 12 человек, средний – 3 человека.

Вывод : работа по обучению детей шитью дала хороший результат, имеет положительную динамику. Дети свободно владеют иголкой с ниткой . Думаю , что данная система работы даст положительный результат при обучении детей к школе . По результатам анкетирования родителей на тему «Работа с тканью, результаты работы с детьми» получены только положительные отзывы.

РАБОТА С ТКАНЬЮ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17»

РАБОТА С ТКАНЬЮ

С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила:

воспитатель

КИЗНЯКОВА Л.М.

Чебоксары, 2017

Программное содержание основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предусматривает формирование умения вдевать нитку в иголку, завязывать узелок; пришивать пуговицу, вешалку, шить простейшие изделия (мешочек для семян, фартучек для кукол, игольница) швом «вперёд иголку».

Многие воспитатели затрудняются в обучении детей шитью. Работа порой ведётся бессистемно, поэтому далеко не все дети овладевают программными требованиями, особенно мальчики.

Прежде чем приступить к обучению детей в работе с тканью, я изучила уровень имеющихся у них знаний и навыков. У детей к моменту поступления в подготовительную группу имелся определённый запас знаний о труде портных, они неоднократно наблюдали, как шьют взрослые. Но навыков шитья не было. Ни один ребёнок из группы практически не был знаком с приёмами шитья.

Я решила организовать работу так, чтобы все дети овладели навыками работы с тканью в том объёме, который предусмотрен программой подготовительной к школе группе.

Для шитья использовали иглы средней длины (примерно 35-40 мм), не очень тонкие. Детям удобно шить штопальными или вышивальными иглами с широкими ушками, особенно на начальном этапе обучения, когда они с трудом вдевают нитку в иглу. Нитки желательно иметь № 30-40, а для изготовления игрушек, где требуется затягивание нити с усилием, нужны нитки № 10-20. Для укрепления швов надо иметь наборы мулине, бумаги для вышивания (6-8 цветов). Наборы ниток желательно иметь для каждого ребёнка или один набор для двоих детей.

Ткани должны быть мягкие, довольно рыхлого переплетения, так как с жёсткими и плотными тканями детям работать трудно. Наиболее пригодны ситец, сатин, штапельные ткани, бязь, фланель.

Уже с первых занятий приучали детей соблюдать правила пользования ножницами и иголкой, т.е. ножницы передавать кольцами, не откусывать нитку зубами, не брать в рот конец нитки перед вдеванием в иглу, игла всегда должна быть с нитью, передавать иглу друг другу надо тупым концом и обязательно с нитью, в игольнице игла должна быть вколота в ткань и обвита одним-двумя витками нити.

Прежде чем приступить к обучению шитью, на одном из занятий были изготовлены индивидуальные игольницы-книжки. Игольница состоит из обложки и фланелевого вкладыша. Для изготовления необходимо лист картона согнуть пополам. Левую половину обложки изнутри намазать клеем до сгиба, аккуратно наложить фланель, чтобы она не выступала за края картона. В свободную часть вкладыша вкалываются иголки. Фланель желательно брать однотонную, тогда на ней лучше видна игла. Лицевая сторона обложки украшается аппликацией по замыслу детей.

Таким образом дети узнают свою игольницу. Игольницы-книжки удобно хранить, что немаловажно при том обилии оборудования, которое имеется в группах.

На следующем занятии дети знакомятся с иглой. К этому занятию я изготовила большой макет иглы. На макете показала, как надо вдевать нить в иглу и завязывать узелок. Дети брались за работу нерешительно. Пальцы были непослушны, неловки. Многим пришлось показывать дополнительно, как завязывать узелок.

После этого детей познакомила со швами «вперёд иголка» и «через край». Для этого нужны специальные пособия – пластинки из картона, фанеры или пластика (можно использовать пластмассовую линейку) длиной 25-30 см, шириной 5-7 см, в которых просверлены отверстия на одной линии. Расстояние между отверстиями 1-1,5 см. На таких пластинках удобно показывать приёмы выполнения швов.

Использовала пособия из картона при ознакомлении с различными швами. Размер полосок картона для детей примерно 4 х 10 см. На этих полосках по линии будущего шва пробиваются отверстия (в швейной машине из иголки удаляется нить, устанавливается максимальная длина стежка и выполняется строчка на картоне). Шитьё по картону или бумаге позволяет детям выполнить шов в определённом направлении, делать одинаковые стежки. Дети легко и быстро справляются с шитьём на картоне, особенно мальчики.

На этом же занятии, после выполнения работы на картоне, давала возможность шить на ткани по нанесённой разметке. (Разметка – это точки, расставленные по линии выполнения шва. Расстояние между точками 5-7 мм. Линия шва на первом занятии прямая.) При шитье швом «вперёд иголка» на ткани уже с первого занятия надо учить шить, делать два прокола.

Предлагаем примерное занятие: Показ шва «вперёд иголка»:

Программное содержание. Познакомить детей со швом «вперёд иголка». Закреплять умение завязывать узелок. Воспитывать интерес к шитью, желание научиться шить. Обогащать словарь детей словами: шов, шитьё, стежок, игольница, ушко.

Индивидуальная работа: Жене дать иголку с широким ушком и яркую нитку. Для Лены и Саши приготовить дополнительное задание.

Оборудование: Всё необходимое для шитья (для воспитателя и для каждого ребёнка). Образец шва «вперёд иголка». Образец одного стежка. Пластинка с отверстиями для показа приёмов выполнения шва. Полоска ткани для воспитателя (10 х 25 см) для показа приёмов шитья. Картонки по числу детей с пробитыми отверстиями по линии будущего шва. Кусочки ткани (4 х 10 см) по числу детей с нанесённой по линии шва разметкой.

Методические приёмы: рассмотреть готовое детское платье, обратить внимание на аккуратность всех швов. Рассмотреть шов с изнаночной стороны.

— Сегодня мы будем учиться выполнять шов «вперёд иголка». Этот шов применяется как для соединения отдельных деталей изделия, так и для украшения. На полоске картона изображён шов «вперёд иголка». Он состоит из отдельных стежков. Стежок — это след нити на ткани. (Показ отдельного стежка.) Много стежков составляют шов.

Воспитатель показывает приём шитья: «Иголку с изнаночной стороны прокалывают в первое отверстие на картоне и протягивают нить на лицевую сторону. В следующее отверстие делают прокол с лицевой стороны на изнаночную и вытягивают нить».

После того как дети выполнят шов на картоне, воспитатель предлагает сделать то же самое на ткани. «Это гораздо сложнее, так как надо одновременно делать два прокола. Посмотрите, как надо шить». Прокалывает иголку с изнанки на лицевую сторону в том месте, где будет начинаться шов. Вытягивает нить на лицевую сторону. После этого полоску ткани накладывает на указательный палец левой руки и прижимает конец её средним пальцем.

Необходимо предупредить детей о том, что не надо сильно натягивать ткань, тогда будет удобнее шить.

Затем воспитатель предлагает следующую точку по линии шва, прокалывает иголкой ткань с лицевой стороны на изнаночную и, не вытягивая нити, с изнанки находит следующую точку, прокалывая ткань с изнаночной стороны на лицевую. Только после этого надо вытянуть иголку с нитью на лицевую сторону.

Предупредить, что что иголку всё время вытягивать только на лицевую сторону. Ткань лучше давать одноцветную, так как на пёстрой ткани плохо виден шов.

В процессе обучения шитью дети усваивают такие понятия, как стежок, шов, шов «вперёд иголка», шов «через край» и др.

Они начинают свободно пользоваться ими в своей речи, одновременно с шитьём дети учатся закреплять нить в конце шва или при окончании нити. На одном из первых занятий показываем, что нить можно закреплять, делая в одном месте 2-3 маленьких стежка. Позднее показала, как закреплять нить петельным стежком.

Швом «вперёд иголка» дети много вышивали разнообразных салфеток, платочков для кукол. Сначала вышивали по разметке, а затем по контуру. По контуру детям вышивать труднее, так как надо самостоятельно регулировать длину стежков.

После того как дети научатся выполнять швы на ткани в один слой, можно научить их сшивать детали: пошив мешочков, пришивание петель к полотенцам и т.д.

В «Программе» также стоит задача по формированию умения пришивать пуговицы.

Для показа приёмов пришивания пуговиц были изготовлены таблицы: изображения пуговиц с двумя отверстиями и с четырьмя, пришитых разными способами (параллельными стежками, крестом). Сначала я показала один приём пришивания пуговицы с четырьмя отверстиями в макете. (Макет – это круг диаметром 10 х12 см с соответствующим количеством отверстий в центре.) С этой работой дети справились быстро, что свидетельствует о появлении у них навыков пользования иглой.

В процессе обучения ручному труду необходим индивидуальный подход к детям. Детям, работающим быстро, ловко, я давала задания сложнее и большего объёма. Детям медлительным, нерешительным объём работы давала меньше, чтобы они могли справиться с заданием и почувствовать уверенность в своих силах.

На всех этапах работы с тканью воспитывала эстетический вкус – приучала выполнять соединительные швы нитью в тон ткани, пришивать пуговицы нитью в тон ткани или пуговицы. Для украшения швов цвет нитей учила подбирать тональный и контрастный. Подчёркивала, что цвет вышиваемого предмета может быть характерным для данного предмета (клубничка – красная. ёлочка – зелёная) и может быть условным (машинка, мячик могут быть любого цвета).

Трудовое воспитание нельзя решать в отрыве от нравственного. Так, на всех занятиях я подчёркивала значимость результатов труда, качества работы каждого ребёнка.

Работа с тканью имеет большое значение для развития глазомера, мелкой мускулатуры рук. Выполняя швы, дети придерживаются определённого направления, соблюдают необходимую длину стежка, что готовит их к работе в тетради. Сама рука, приученная работать с таким мелким инструментом, как игла, легче владеет ручкой при письме. И, наконец, аккуратность в шитье, несомненно, скажется на качестве любой работы.

Анализируя проведённую работу, я сделала следующие выводы.

Для того, чтобы все дети овладели навыками шитья, необходима систематическая работы со всей группой.

Сшивание деталей изделия представляет для детей большие трудности, чем шитьё на ткани в один слой (вышивание простейшими швами.) Причём вышивание надо сначала давать по разметке, а затем по контуру.

К концу года все дети овладели навыками шитья. Работа с тканью оказала большое влияние на развитие мелкой мускулатуры рук. Движения рук детей стали ловкими и точными. Дети уверенно работают иглой.

В процессе работы с детьми я составила цикл занятий по обучению детей шитью:

  1. Изготовление игольницы.
  2. Знакомство с иглой. Завязывание узелков.
  3. Знакомство со швом «вперёд иголка».
  4. Знакомство со швом «через край».
  5. Вышивка по разметке швом «вперёд иголка».
  6. Пришивание петель к полотенцам.
  7. Пришивание пуговиц.
  8. Вышивка по контуру.
  9. Пошив мешочков (можно на двух занятиях).
    1. Изготовление закладок из картона (шов «через край»).
    2. Изготовление футляров для ножниц в подарок маме (шов «через край»).

Кроме занятий, надо давать детям возможность шить, вышивать в свободное время и в те часы, которые предусмотрены режимом дня. Некоторым детям можно показать более сложные швы: двойной шов «вперёд иголка», который выполняется в два приёма и выглядит, как машинная строчка, или шов «вперёд иголка с перевивом». Этот шов выполняется в два приёма: сначала прошивается простой шов «вперёд иголка», а затем стежки перевиваются способом, напоминающим шов «через край».

В зависимости от выполняемого узора оба элемента могут выполняться одной и той же нитью или нитками разного цвета.

Однако не следует увлекаться сложными вышивками, так как усложнение работы требует большого напряжения умственных и физических сил ребёнка.

Читайте также:  Учимся шить одежду для девочек
Оцените статью