- Пайетки в вышивке: из чего делаются и зачем используются
- Что такое пайетки и для чего они нужны
- Инструменты для вышивки пайетками
- Как пришивать пайетки
- Виды швов для пришивания пайеток
- Уход за изделием из пайеток
- Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
Пайетки в вышивке: из чего делаются и зачем используются
Пайетки широко применяются при декорировании одежды и аксессуаров, создании необычных занавесей и различных предметов интерьера. Мода на пайетки появилась еще в глубочайшей древности. Сегодня с появлением современных материалов, которые позволяют с минимальными затратами изготавливать эти декоративные элементы, они стали применяться особенно широко.
- Статья
- Советы
- Сервисы
- Материалы
Что такое пайетки и для чего они нужны
Пайетками называют плоские круглые или фигурные блестящие диски. Название происходит из французского языка и переводится как «золотая песчинка» или «золотинка». Диск может иметь гладкую или рельефную поверхность, быть глянцевым или матовым. В центре имеется дырочка, которая необходима для пришивания к ткани или иной основе. Цвета могут быть любые. Пластинки бывают и прозрачными.
Раньше для производства этого декора применяли желатиновый состав, металл и стекло. Современные пайетки изготавливаются из тонкого пластика, что сделало их очень легкими и прочными. Они хорошо переносят стирку.
Используется такой вид блесток чаще всего для украшения вечерних платьев, на которых ими создаются узоры. Также не редкость пайетки в декоре обуви, сумок, аксессуаров, шкатулок и подушек.
Отдельного внимания заслуживают вышитые пайетками картины. Они отличаются необычным внешним видом и красотой. Такое направление рукоделия не менее популярно, чем вышивка крестиком, гладью или бисером.
Инструменты для вышивки пайетками
Работа с пайетками относится к трудоемким процессам. Однако если заранее подготовить для нее необходимый и правильный инструмент, справиться с задачей будет значительно проще.
Нить для работы с блестками нужна армированная лавсановая или похожая на леску прозрачная пластиковая. Обычные швейные нитки для такой работы непригодны. Они слишком слабые и будут сильно выделяться на фоне пайеток.
Игла выбирается тонкая, с ушком, которое по своему размеру будет подходить под отверстие в украшении. Также обязательно учитывается, какое качество имеет основа, на которой ведется работа. Если она толстая, желательно выбирать короткий инструмент, чтобы снизить вероятность его поломки.
Пайетки приобретаются россыпью или нанизанными на нити. Для создания картин необходим материал россыпью, а для узоров на одежде лучше выбирать ленту с пайетками, так как это значительно упростит работу.
Как пришивать пайетки
Вышивать надо обязательно за столом. Место выбирается с хорошим освещением и достаточно просторное, чтобы можно было комфортно разложить основу вышивки – предмет одежды или кусок полотна для создания картины.
С технической стороны, пришивать пайетки несложно. Следует соблюдать простой алгоритм действий.
- Закрепление нитки. В иглу вдевается нить, на ее конце завязывается узелок.
- Первый стежок. Иголку выводят на лицевую сторону в точке, где будет пришит первый декоративный элемент.
- Прикрепление украшения. Блестку надевают на иглу лицевой стороной вверх и опускают на ткань. Иглу выводят на изнаночную сторону строго за краем блестки, или слегка зайдя под нее.
- Вторая пайетка. Для ее закрепления иголку выводят точно в месте, где по узору должен оказаться ее центр. Далее все действия повторяются.
Проявляя аккуратность, даже первую работу удастся выполнить красиво и без ошибок.
Виды швов для пришивания пайеток
Закрепить диски на ткани можно несколькими способами. Какой вид стежков надо применить, зависит от желаемого конечного результата. Они не требуют сложных навыков, при выполнении работы важно лишь соблюдать аккуратность, чтобы в конечном итоге вышивка выглядела эстетично.
- Прямые стежки. Это наиболее простой способ закрепления одиночной блестки, если не хочется сочетать ее с бисером. Для этого нить на лицевую сторону ткани выводят через отверстие в центре блестки и после вводят на изнаночную сразу за ее краем. Затем делают еще 2 таких же стежка, но направленных в другие стороны от первого. Так элемент оказывается надежно зафиксированным.
- С бисером. Также несложный прием, который позволяет плоско закрепить декоративный элемент на ткани. Для этого нить на лицевую сторону выводят через отверстие в центре пайетки и затем нанизывают бисерину, которая крупнее отверстия. Далее иглу опять протаскивают через дырочку декоративного элемента, выводя на изнанку. В результате таких действий блестка оказывается прижатой к ткани бисером, а нитки – полностью скрытыми.
- Вперед иголку. Такой шов применяют, если требуется пришить украшения в ряд. Нужно на лицевой стороне ткани надеть пайетку внешней стороной наружу и вернуть иглу на изнаночную сторону строго за краем декоративного элемента. Сделав стежок, по длине равный половине блестки, выводят иглу на лицевую сторону и нанизывают следующую пайетку. Таким способом пришиваются все элементы. Последний для большей надежности можно закрепить при помощи бисерины.
Часто в работе пайетки совмещают с вышивкой нитками или бисером. В этом случае узор выглядит особенно интересно.
Уход за изделием из пайеток
Часто стирать вещи, на которых присутствуют пайетки, нельзя, иначе они быстро потеряют свой привлекательный вид. Стирка проводится только вручную и без агрессивных составов.
Картины из пайеток лучше просто очищать влажной тканью.
Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
Вера Аптекарева
Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации как средство развития мелкой моторики и творческих способностей
Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа №582
с углубленным изучением английского и финского языков»
Приморского района Санкт-Петербурга
Аптекарева Вера Гаримановна
2015 -2016уч. год
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
«Использование пайеток в нетрадиционной технике аппликации, как средство развития мелкой моторики и творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста».
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Хочется отметить, что современные дошкольники имеют качественно другой
эстетический опыт, во многом сформированный медиа средствами, культурно-эстетическими клише и предпочтениями ближайшего окружения (родителями, старшими братьями, сестрами). На мой взгляд, современным дошкольникам намного интереснее «открывать» мир искусства в ситуации экспериментирования и игры. Они успешнее и полнее воспринимают проявления красоты мира, эффективнее и результативнее осуществляют собственную деятельность на основе эмоционально окрашенной и личностно значимой информации и самостоятельно «открытых» способов действий в различных интеграционных связях. Развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У дошкольников уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью традиционных методов.
Слабо развита мелкая и тонкая моторика пальцев рук.
Недостаточный уровень речевой активности детей.
Неумение выполнять задание по образцу, слабо развито умение ориентироваться на плоскости.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность, мой опыт работы показывает, что нетрадиционные техники аппликации больше заинтересовывают детей.
Выбирая нетрадиционную технику, я учитываю, чтобы они отвечали следующим
доступность детям с точки зрения понимания их особенностей и овладения ими;
содержание изобразительно выразительных средств создания художественного
знакомство с новыми приемами работы;
развитие координации мелкой моторики ;
соответствие санитарно-гигиеническим нормам.
Работу с использованием нетрадиционных техник я начинаю со 2-й младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 1)
аппликация с использование пёрышек; (рис № 2)
аппликация с использованием заготовок, элементов квилинга; (рис № 3)
модульная аппликация из кругов. (рис № 4)
В среднейгруппе работы усложняются дополнительными элементами:
аппликация с использованием цветного песка; (рис № 5)
аппликация с использованием заготовленных деталей квилинга; (рис№6) (рис №6а)
аппликации с использованием бусин; (рис № 7 (рис№7а)
модульная аппликация из кругов;(рис № 8)
аппликация объёмная 3 D.(рис № 9 (рис№9а)
Из всех используемых в работе мною техник, мне хотелось бы обратить ваше внимание на вид аппликаций, которые мы с детьми называем «Волшебное превращение пайеток».
Цель моей работы познакомить детей с новым материалом для аппликации и сформировать умения создавать из мелких деталей (пайеток) заданное изображение, композицию с помощью шпажки.
Задачи творческой деятельности детей:
активизация словарного запаса;
развитие мелкой моторики кисти;
развитие психических процессов;
развитие и формирование зрительного восприятия творческих способностей;
развитие сенсорных способностей;
формирование у детей чувство формы, пропорций, композиции и эстетического восприятия;
воспитывать аккуратность при работе с материалами;
создание положительного эмоционального отношения у детей к своей продуктивно-художественной деятельности.
Основная задача занятий нетрадиционной аппликацией состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики. Достигнуть этого, можно лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простого к более сложному.
Интеграция образовательных областей достигается за счёт определения целей занятий, максимально учитывающих социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно- эстетическое и физическое развитие. Основная задача, сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики по переходу от простого к более сложному.
Данная тема считается актуальной,потому что: нетрадиционная техника аппликации с использованием пайеток несёт в себе, наибольшее значение для развития мелкой моторики и творческих способностей детей. В практике работы, в современных дошкольных учреждениях реализация творческой деятельности детей, занимает незначительное место, по сравнению с другими видами нетрадиционной техники аппликации.
Новизна: Использование разных форм пайеток, для составления объёмных аппликаций (мозаики).
Используемые материалы
Для образовательной деятельности с детьми я использую: заготовленные фоны для нанесения пайеток, шпажка для перемещения пайетки на обозначенное место, клей канцелярский с роликом, пайетки разного размера, формы и цвета.
Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу систематической, используяследующие формы работы:
индивидуальная работа с детьми;
подгрупповая деятельность воспитателя с детьми.
Для ознакомления с нетрадиционными техниками аппликации необходимо создать условия, которые способствуют формированию навыков и умений по образовательной области «Художественного эстетического развития»» (аппликации) и развитию мелкой моторики у детей. При таком подходе сформируется не только интерес к изобразительной деятельности, но и ряд полезных мыслительных навыков, работы и решения возникающих задач.
Подготовительная деятельность при работе с пайетками
Беседа о правилах техники безопасности при работе с мелками деталями и шпажкой.
Обозначение темы занятия и демонстрация готового образца.
Обсуждение с детьми темы способов реализации в творческих работах.
Перед ознакомлением детей с новой техникой, я проводила пробные работы, подгрупповой и в индивидуальной деятельности, чтобы дети смогли сориентироваться и освоить новый элемент техники.Примеры: падает снег, морское дно, хаотичное наложение пайеток на фон. Только после того, как дети освоили начальные умения использования шпажки и свободного перемещения выбранной пайетки на обозначенное место, я стала усложнять выбранные работы с уже выраженным силуэтом.
На листе картона или заготовленного фона нанесите клей, слегка нажимая на него.
Небольшого количества клея будет достаточно для фиксации пайетки.
Если при нанесения клея ребёнок сильно нажал на клей и клея вышло много смокните лишний клей салфеткой, не размазывая, дайте высохнуть этому месту и повторно нанесите клей.
Возьмите шпажку, длина шпажки должна быть среднего размера,что бы ребёнку было удобно держать её в руках.
Прикоснитесь кончиком шпажки до клея, и затем преподнесите и дотроньтесь до выбранной вами пайетки и переместите её на выбранное вами место фиксации.
Таким способом перемещайте пайетки с периодичностью коснувшись кончиком шпажки до клея, что бы перемещать пайетки.
Рисунок выполняется от простого к сложному, сначала мелкие детали, затем крупные.
Дайте клею высохнуть, при высыхании клея пайетки фиксируются и не отваливаются.
Формировать умения оценивать свои работы и работы других детей. Побуждать положительно реагировать на результаты собственного труда.
Представляю вам наглядно результаты нашей совместной деятельности.
Работы на начало учебного года в младшей возрастной группе.
«Украсим платье кукле Маше» (рис. №1)
«Капитошка на зимней прогулке» (рис. №3)
Интегрированная работа объёмная аппликации и пайетки «Весенняя полянка» (рис№5)
«Подарок для царевны Несмеяны» (рис. №6)
Работы на начало учебного года в средней возрастной группе.
Дети в средней группе, в отличии от младшей группы, осваивали знакомство с новым видом техники, целенаправленно фиксируя пайетки в словесно указанном направлении.
«Украсим платье Золушке на бал» (рис. 7)
«Оформление орнамента» (рис№8)
«Открытка к празднику Пасха» (рис. №9)
Результаты внедрения методики работы с пайетками.
К концу учебного года дети освоили навык использования инструмента (шпажки, при нанесения пайеток на заданное изображение, могут выполнить усложнённую композицию, работу выполняют без помощи взрослого. Процесс творческой деятельности активизировал у детей концентрацию внимания, умение сосредотачиваться при работе с мелкими деталями, усидчивость. Благодаря яркости и разнообразию форм и цвета пайеток творческий процесс становится увлекательным и захватывающим, выполненная работа вызывает у детей положительный эмоциональный фон.
Работы к концу учебного года в младшей возрастной группе.
«Котёнок Гав на прогулке» (рис. №1)
«Божья коровка улети на небко» (рис. №2)
«Прогулка по Африке» (рис. №3)
«Василиса Прекрасная» (рис. №5)
Работы к концу учебного года средней группы.
К концу учебного года дети самостоятельно выполняют аппликацию в технике мозаика с усложнённой заданием: выбери цвет по заданной цифре (от 1 до 5). Для фрагмента рисунка без цифры дети самостоятельно выбирают цвет пайеток.
«Портрет кота Мурзика» (рис. 7)
«Весёлая обезьянка» (рис. 10)