- Как сделать красивую рамку для вышивки собственноручно
- Материалы и инструменты
- Как аккуратно натянуть вышивку на подрамник
- Канва натягивается и фиксируется нитками
- Канва обрезается по размеру багета, не фиксируется
- Способ натягивания вышивки с помощью двустороннего скотча
- Растяжение и закрепление вышивки канцелярскими кнопками
- Канва крепится на подрамник степлером
- Как сделать рамку для вышивки своими руками в домашних условиях?
- Создаем рамку из обыкновенной коробки
- Применение паспарту для оформления вышивок
- Винтажная рамка из потолочного плинтуса
- Рамки из деревянного плинтуса
- Делаем рамку для вышивки из пялец быстро и просто
- Как оформить вышивку в рамку?
- Подложка
- Цветовой круг Иттена
Как сделать красивую рамку для вышивки собственноручно
Вышивка — это настоящая картина из ниток, бусин, страз и других материалов, которая требует достойного оформления. Готовую работу можно перенести на подушку, салфетку, скатерть, сумку или одежду, а можно вставить в рамку и повесить на стену. При оформлении вышивки в рамку важно соблюдать некоторые правила, связанные с особенностями работы. Саму рамку можно купить или заказать, а также сделать своими руками из подручных средств. Как оформить вышивку в рамку своими руками?
Материалы и инструменты
Оформить вышивку в рамку можно в багетной мастерской или самостоятельно в домашних условиях. Сам процесс несложен, с ним легко справится даже неопытный человек.
Красивое оформление не менее важно, чем само вышивание
При оформлении вышивки могут быть использованы следующие детали:
- База (подрамник или подложки): на нее натягивают ткань;
- Багет (рама): чаще всего встречается пластиковый или деревянный багет. Первый более дешевый и легкий, второй долговечнее и прочнее: не царапается, не выгорает на солнце. Его можно приобрести готовым или сделать на заказ, в домашних условиях можно сделать рамку из подручных средств. Если вышивка нестандартного размера, лучше сделать багет на заказ.
- Стекло: защищает картину спереди. Может быть обычным и антибликовым. Второе позволяет избавиться от отсветов, которые мешают рассмотреть работу, но его стоимость выше;
Антибликовое стекло позволит всем рассмотреть работу.
- Задник: не обязательная часть картины. Изготавливается из картона, оргалита и тонкого листа ДСП. Защищает картину сзади, также на заднике расположено крепление для стены или чтобы поставить на стол;
- Паспарту: тонкая или широкая рамка, которая расположена за стеклом. Не является обязательной деталью, часто используется для дополнительного украшения или если вышивка нестандартной формы, например, овальная. Изготавливается из бумаги или картона, чаще всего белого цвета, но можно использовать и цветные.
При изготовлении рамки самостоятельно потребуется заранее приготовить материал и инструменты. Список и количество необходимого может меняться в зависимости от выбранного способа:
- Подготовленная вышивка;
- Багет со стеклом;
- Готовый подрамник или кусок картона нужного размера;
- Материал для закрепления вышивки на подрамнике: скрепки, нитки, двусторонний скотч и т.д.;
- Линейка, ножницы, булавка для закрепления ткани по центру.
Как аккуратно натянуть вышивку на подрамник
Любое оформление вышивки в рамку своими руками начинается с натягивания ткани на подрамник. Последний можно купить с рамкой (обычно входит в комплект) или же сделать самостоятельно.
Проще и быстрее всего сделать подрамник из плотного картона. Картон не гнется и не портит вышивку, при этом он довольно прочный, к нему легко прикрепить ткань. Также можно использовать тонкий кусок пенопласта подходящего размера, но этот материал проще сломать. Третий вариант: тонкая фанера или ДСП.
Перед началом работы вышивку необходимо подготовить:
- Постирать, желательно вручную, используя мягкое моющее средство для цветных вещей. Это поможет избавиться от оставшейся разметки, устранить частички грязи и пыли;
Стирать необходимо на руках
- Просушить на ровной горизонтальной поверхности;
- Погладить на минимальной температуре, выбрав «отпаривание». Вышивку необходимо положить рисунком вниз на полотенце или мягкую ткань и прогладить сзади через влажную ткань. Таким образом получится сохранить рельеф стежков;
- По желанию можно также накрахмалить работу: сбрызнуть ее водой с крахмалом или специальным средством с изнанки. Это позволит сделать ткань жестче, что упростить дальнейшую работу.
Важно! Вышивку из лент, бисера, страз, пайеток или алмазную стирать нельзя.
Сам процесс натягивания происходит в несколько шагов:
- Необходимо определить центр подрамника. Для этого требуется провести горизонтальную и вертикальную линии по середине подложки и найти центр. Также нужно определить центр вышивки;
- Далее необходимо соединить оба центра, скрепив их булавкой. Это позволит избежать смещения при натягивании;
- Важно проверить, чтобы вышивка располагалась ровно, без заломов, не была смещена, полностью помещалась в рамке. При этом со всех сторон должно оставаться по 3-4 см, которые будут закрыты самой рамкой.
Необходимо оставить немного «лишней» ткани со всех сторон
Окончательно закрепить ткань можно несколькими способами.
Канва натягивается и фиксируется нитками
После натягивания канва должна выступать за край со всех сторон на несколько сантиметров. Края ткани подгибают и сшивают между собой по углам.
Углы должны быть аккуратно сшиты
Затем необходимо протянуть между противоположными сторонами нитки крест-накрест, которые будут удерживать вышивку на месте.
Канва обрезается по размеру багета, не фиксируется
Это не лучший вариант, поскольку ткань может соскользнуть. Этот вариант подходит, если стекло прилегает очень плотно, и между ним и подложкой остается место только на саму вышивку. В этом случае нужно осторожно обрезать ткань по краям. Для дополнительной фиксации можно закрепить их кнопками, степлером или скотчем.
К недостаткам такого способа относится невозможность в дальнейшем оформить работу иначе, поскольку края будут обрезаны.
Углы также можно закрепить степлером
Способ натягивания вышивки с помощью двустороннего скотча
Сперва нужно приклеить скотч по периметру подрамника так, чтобы края вышивки при загибании не заходили за край скотча. Затем по очереди отклеивать защиту и приклеивать канву, тщательно прижимая ее.
Важно! Этим же способом можно дополнительно закрепить ткань сшивании краев нитками.
Также наклеить скотч можно на лицевую сторону, затем натянуть поверх ткань и прижать. Это простой способ, при котором заметить и исправить возникшую проблему (складку или слишком сильное натяжение) можно сразу. Для лучшей фиксации скотч наносить можно не только по краям, но и в центр.
Растяжение и закрепление вышивки канцелярскими кнопками
Это не лучший вариант, так как со временем кнопки могут разболтаться, вышивка «съедет». Лучше всего использовать кнопки при подрамнике из фанеры или ДСП и сильно сжимать, при необходимости загибать концы кнопок.
Работать нужно аккуратно, иначе края будут видны
Канва крепится на подрамник степлером
Обычно степлером прикрепляют вышивку к деревянному подрамнику: вышивку подворачивают и закрепляют.
Важно! Речь идет о большом строительном степлере, а не канцелярском.
Отмечают, что такой способ больше подходит для закрепления тканей большого размера, а также гобеленов, батиков, рисованных картин.
Как сделать рамку для вышивки своими руками в домашних условиях?
Проще всего оформлять работу в готовые рамки. Вышивку потребуется натянуть на подрамник и закрепить, затем вставить в багет, прижать к стеклу и закрепить задником.
Поскольку чаще всего фоторамки рассчитаны на тонкие фотографии и картинки на бумаге, при выборе важно проверить, что между задником и стеклом достаточно места для слоя ткани. Если вышивка слишком объемная, может потребоваться убрать стекло.
Рамку легко сделать своими руками
Создаем рамку из обыкновенной коробки
Подойдет любая коробка из прочного картона или листовой картон. Главный недостаток этого варианта: работа не защищена от пыли и грязи, а постирать ее невозможно.
Пошаговая инструкция поможет создать рамку:
- Необходимо отмерить и отрезать лист по размеру вышивки, прибавив на каждую сторону по 3-5 см. Он будет выполнять роль задника и подрамника;
- Затем отрезать рамку: ее внешний край должен совпадать с внешним краем первого листа;
- На подрамнике необходимо закрепить работу;
- Внешнюю рамку нужно украсить или покрасить, затем ее приклеивают сверху задника. В качестве украшений можно использовать ленту или бечевку (например, обмотать рамку), аппликации, бусины, бисер, объемные цветы и т. д.;
- Позади необходимо сделать «ножку» из проволоки или петельку из ниток, чтобы повесить на стену.
Картон или коробка — один из самых доступных вариантов
Вместо подрамника из картона можно сделать его из тонкой фанеры, украсить тканью, которая будет выполнять роль паспарту. Сверху наклеить рамку из картона так, чтобы края подрамника не были видны.
Применение паспарту для оформления вышивок
Паспорту — это рамка, которая располагается внутри багета за стеклом и служит дополнительным украшением работы. Также она не дает соприкоснуться ткани и стеклу, то есть сама вышивка не выглядит расплющенной. Паспорту делается из бумаги или картона, может быть белым или цветным.
Правильный паспорту можно купить в магазине, например, вместе с рамкой, или сделать самостоятельно. Для этого потребуется:
- Найти подходящий кусок картона или бумаги;
- Выбрать форму отверстия (квадрат, прямоугольник, круг, овал) и вырезать его;
- При сборе рамки паспарту располагается между стеклом и самой вышивкой.
С паспарту вышивка смотрится интереснее
Винтажная рамка из потолочного плинтуса
Потолочный плинтус может стать отличной заменой обычной рамке. Главное отличие такого материала — в наличие лепнины, благодаря которой легко получить винтажную украшенную рамку.
Потребуются следующие материалы:
- Готовая, натянутая на подрамник вышивка;
- Плинтус (пенопластовый или полистирольный): его длина должна быть чуть больше суммы всех сторон;
- Клей: можно использовать клей для потолочной плитки;
- Краска: можно использовать несколько оттенков или создать эффект старения.
Важно! Лучше заранее проверить клей и краску на небольшом кусочке.
Сама работа несложная: нужно отмерить и отрезать 4 стороны рамки, затем склеить их и вставить саму вышивку. Срез с каждой стороны должен составлять 45 градусов: это позволит склеить рамку с прямыми углами. Во время измерения важно помнить, что длина и ширина вышивки — это длина рамки изнутри, то есть каждый кусок плинтуса будет представлять собой трапецию.
Важно обрезать углы ровно по 45 градусов
Рамки из деревянного плинтуса
Принцип работы аналогичен предыдущему. Главное отличие — в самом материале: для дерева потребуются другой клей и краски, а также небольшая пила. Скрепить части можно также при помощи тонких гвоздиков.
Рамки могут получиться как скромные, так и богато украшенные
Делаем рамку для вышивки из пялец быстро и просто
Это один из самых быстрых и простых вариантов.
- Необходимо туго натянуть ткань и обрезать по краям, оставив немного лишней канвы (примерно 2-3 см). Когда через некоторое время ткань обвиснет, ее можно будет подтянуть;
- Края необходимо подогнуть и обметать, чтобы они не сыпались. Важно, чтобы шов не был заметен на лицевой стороне;
- Поскольку пальца выглядят довольно просто, при необходимости их можно украсить: покрасить, задекорировать лентами, кружевами или тесьмой;
- Время от времени вышивку потребуется стирать, поскольку она не защищена стеклом.
Пяльцы могут стать прекрасным обрамлением
Оформить вышивку в рамку можно в готовый или индивидуально заказанный багет. Также ранку можно сделать своими руками, проявив фантазию. Материалом для нее могут стать картон, деревянный или пенопластовый плинтус. При возникновении сомнений можно заранее посмотреть мастер-классы и почерпнуть идеи оттуда.
Как оформить вышивку в рамку?
Вариантов оформления готовых вышивок очень много. Можно оформить вышивку в прикладное изделие: подушку, сумку, косметичку (вариант для тех, кто умеет шить), шкатулку (использовать готовую или сделать самостоятельно, например, в технике картонаж). А можно оформить вышивку в рамку. Самый простой выход — купить фоторамку в магазине. А можно заказать раму в багетной мастерской.
В этой статье я поделюсь своими принципами оформления вышивки в рамку, конечно же, с большим количеством примеров. Сразу скажу: я не специалист по оформлению, у меня нет художественного образования. Я просто хочу рассказать, как именно я подбираю багет для оформления своих вышитых работ. Это не правила для всех, просто я так делаю.
Как я сказала выше, можно купить готовую фоторамку и оформить в неё вышивку. Стоит учесть, что фоторамка должна подходить вышивке по размеру, цвету и стилю. Для примера покажу две работы, оформленные в фоторамки Ikea.
В варианте с копилкой для пробок фоторамка хорошо подошла к вышивке, а вот для кораблика не очень: по бокам кораблик зажат, а сверху много пустого места (“воздуха”). Если бы “окно” у фоторамки было чуть пошире, получилось бы гораздо лучше.
Чаще всего за оформлением вышивок я обращаюсь в багетную мастерскую. Мне пришлось обойти большинство багетных мастерских в Петербурге для того, чтобы найти “свою”.
Как я выбирала багетную мастерскую? Во-первых, там должен быть большой выбор багета. Во-вторых, в мастерской должны уметь качественно оформлять именно вышивки. И самое главное — я должна доверять багетной мастерской на 100%, знать, что там оформят мои работы так, как я хочу. Особенно доверять мастеру надо, когда вы дистанционно оформляете вышивку.
ПОДГОТОВКА РАБОТЫ. Перед тем, как отнести вышивку на оформление в багетную мастерскую, обязательно постирайте готовую работу (я стираю с шампунем в чуть-теплой воде). Исключение составляют работы, вышитые на тканях ручного окрашивания или нитками ручного крашения, которые могут полинять, — их стирать не надо. Хорошенько отутюжьте вышивку, чтобы работа была ровной и без каких-либо пятен. Большинство багетных мастерских не стирает и не отпаривает работы, боясь испортить. Поэтому принесите на оформление аккуратную, чистую и отутюженную вышивку. Для переноски вышивку лучше свернуть в трубу (я использую картонную «трубу» от пленки, можно скрутить трубочку из бумаги и на неё намотать работу), чтобы вышивка не измялась.
ВЫБОР. Оформление выбираю сама. Могу выслушать мнение багетчика, но выбор всегда остается за мной. В багетной мастерской обычно примеряю десятки образцов. Именно поэтому я не сторонница дистанционного оформления (когда отправляют вышивку в другой город) — я должна видеть багет и примерный результат вживую.
БАГЕТ. Всегда выбираю деревянный багет. Пластик вообще не рассматриваю даже в теории. Объясню почему. Для самых первых работ я выбирала пластиковый багет — обычно он дешевле.
В итоге на своём (печальном) опыте узнала, что пластик со временем меняет свой цвет (например, белый может стать желтым); большие рамы из пластика деформируются.
С тех пор мои вышивки оформляю только в рамы из натурального дерева. Между прочим, деревянный багет не дороже пластикового. Не люблю «золотой» багет. Я за простоту в оформлении. А ещё не забывайте, что акцент должен быть на вышивке, а не на раме.
Сейчас модно оформлять вышивки в белый багет. Только он не всегда смотрится уместно. Не забывайте, что белый цвет очень яркий, притягивает на себя внимание, поэтому он подходит далеко не ко всем вышивкам. Лучше выбрать багет с оттенком (чуть бежевым, голубоватым и т.п., в зависимости от тональности работы), не чисто белый.
Кстати, белый плоский багет хорошо подходит к вышивкам по наборам Michael Powell.
Ещё одна мода — на багет с потёртостями, как старая лавочка. Я и сама люблю подобные багеты. Но есть одно НО, которое не все учитывают: «пошарпанный» багет подходит далеко не всем вышивкам. Если в вышивке много цветов, много деталей, такая рама просто-напросто сольётся с вышивкой, работа будет пёстрой, вышивка потеряется. Зато такие рамы подходят к вышивкам в стиле примитив. Рама должна подчёркивать вышивку, а не забивать её.
СЕРИЯ ВЫШИВОК. Серию вышивок можно оформить в одинаковый багет.
Но при оформлении серии вышивок один багет может не подойти ко всем работам. Можно взять один и тот же багет, но в разных оттенках, либо разный багет, но в одном стиле. Для примера: цветочная серия Риолис оформлена в рамки из разного багета, но в похожем стиле.
ПАСПАРТУ. Я не люблю паспарту. На мой взгляд, картонное паспарту рядом с вышивкой часто кажется каким-то чужеродным (возможно, из-за разницы фактур). Хотя раньше оформляла все вышивки с паспарту, выбирая классический вариант: деревянный багет + двойное (и даже тройное) паспарту, где верхнее паспарту подбиралось так, чтобы подчеркивать вышивку, обычно светлое, а нижнее паспарту — в тон багета, желательно, чтобы оттенки нижнего паспарту и багета совпадали. И обязательно делала нижнее поле паспарту на 1 см шире, чем поля сверху и по бокам (верхнее и боковые поля паспарту равные). Если работа висит на уровне глаз или чуть выше, зрительно кажется, что поля равные. И ещё совет: если оформляете вышивку с паспарту, сделайте паспарту в 2-2,5 раза шире, чем багет. Не делайте ширину паспарту, равной ширине багета или уже багета.
Для примера покажу оформленного снеговика. Вышивка оформлена с тройным паспарту: нижнее — узкое, тёмное, в тон тёмного оттенка на шляпе и дятле, среднее — в тон багета, верхнее — широкое, светлое. И на фотографии можно увидеть, что вышивка оформлена с обыкновенным стеклом, в котором отражается всё и вся (про стекло читайте ниже).
Если вы не хотите оформлять вышивку с паспарту, можно использовать следующие приёмы:
Оформить вышивку в рамку из широкого плоского багета.
Использовать двухцветный багет, который заменит паспарту.
А у этого багета окрашена внутренняя часть — как будто в раму добавили вкладку “слип”.
Можно оформить вышивку в двойной багет (получается рама в раме).
СТЕКЛО. Стекло бывает обычное (в котором всё отражается, как на примере со снеговиком, представленном выше), антибликовое (оргстекло, сильно приглушает цвета) и музейное стекло (о нём рассказывала отдельно), его ещё называют безбликовым. Если смотреть на работу, оформленную с музейным стеклом, создаётся ощущение, что стекла вообще нет. Но под определённым углом и на музейном стекле бывают блики.
Последние 10 лет я оформляю вышивки в рамки без стекла — люблю, когда видна фактура вышивки. Только не надо говорить, что работы пылятся. Может и пылятся, но я не вижу на своих работах толстого слоя пыли. Вышивка испачкается, только если вытирать о нее руки😀. Исключение делаю только для вышивок, которые будут висеть на кухне — их оформляю в рамы под музейное стекло. Например, с музейным стеклом оформлена вышивка Cuvee du patron — стекло практически не видно.
ВИЗУАЛЬНЫЙ ЦЕНТР. Про него обычно многие забывают. У картины есть геометрический центр (центр работы), а есть визуальный центр. Иногда, чтобы работа смотрелась гармонично, надо делать поля не одинакового размера, т.е. сдвинуть вышивку немного вправо или влево, вверх или вниз. Многие оформители этот нюанс не учитывают, оформляют вышивки с одинаковыми полями. Также часто встречается ошибка, когда вышивку слишком высоко поднимают вверх, отчего создаётся впечатление, что вышитое изображение парит в воздухе.
Для примера покажу Эльзасскую деревню, у которой визуальный центр не совпадает с геометрическим. Если бы у этой работы сделали поля по бокам одинаковой ширины (от ёлки и домика), то слева образовалось бы пустое место. Также вышивку сместили вниз, чтобы деревушка не “взлетела” в высь.
Подложка
Многие не уделяют внимание подложке: от её оттенка будет зависеть, как в итоге будет смотреться вышивка. Вышивка будет смотреться по-разному с подложкой белого цвета или, например, бежевого. Вышивка может смотреться темнее или наоборот светлее, иногда контрастнее.Для вышивки, выполненной на чёрной канве, следует сделать подложку чёрного цвета: если вы сделаете белую подложку, она будет сильно просвечивать.
Цветовой круг Иттена
Лет 10 назад сохранила себе отрывок из книги Татьяны Галановой “Оригами из ткани”, в котором рассказывается про цветовой круг Иттена, и как сочетать цвета между собой. Эта информация актуальна и при подборе багета, и при подборе тканей и ниток.
“Многообразие цветов, на которые может распадаться солнечный луч, можно показать при помощи условного изображения, — цветового круга.
Основные цвета — красный, синий и жёлтый. От их смешения образуются все остальные промежуточные цвета. Например, соединение красного с жёлтым дает оранжевый, жёлтого с синим — зелёный, синего с красным — фиолетовый и контрастные цвета, расположенные на цветовом круге напротив друг друга. Самые гармоничные сочетания создают контрастные цвета. Иначе такие цвета называют дополнительными.
Цвета, расположенные по соседству на цветовом круге, если они включают какой-либо общий главный цвет: красный, зелёный, синий, жёлтый и т.д., называют родственными. Изделие, имеющее подобные цвета и полутона, производит спокойное, умиротворяющее впечатление.
Помимо этого, цвета разделяют на холодные и тёплые. На цветовом круге цвета, идущие от красного к зелёному через жёлтый, — тёплые. Цвета от красного к зёленому через синий являются холодными.
Обычно изделие выполняют в одном тоне — тёплом или холодном, но из контрастных по цвету тканей получатся очень нарядные произведения. Цвета холодных тонов можно использовать для украшения больше, чем цвета тёплых тонов, поскольку последние более заметные, более яркие.
До сих пор речь шла о хроматических цветах.
Но есть цвета и ахроматические — белый, чёрный и все оттенки серого. В сочетании с хроматическим цветами ахроматические чаще всего используют для их разделения, усиления либо смягчения активных цветов. Например, чёрный фон прибавляет яркости цветам. Чёрные линии придают изделию массивность. Белый цвет очень оживляет, перетягивает внимание на себя, о соседство серого может придавать другим цветам дополнительные оттенки”.
И ещё добавлю: если вы затрудняетесь подобрать подходящее оформление к вашей работе, обратитесь к природным цветам. Посмотрите вокруг: какие цвета встречаются в природе, какие сочетания вам нравятся (например, жёлтые листья на фоне голубого неба или цвет травы и цветов). Природа никогда не ошибается!