Расстояние крестиков при вышивке

Перенос нити на изнанке или как вышивать одиночные крестики

В некоторых схемах вышивки крестом встречаются так называемые одиночные крестики или совсем небольшие участки, которые вышиваются одним цветом, но располагаются друг от друга на некотором расстоянии. Как лучше всего вышивать, если возникла именно такая ситуация? Давайте разбираться вместе!

Красные крестики в данной работе — это и есть одиночные крестики

Довольно часто бывают ситуации, когда при вышивке крестом требуется выполнения двух или нескольких участков одним цветом. Если расстояние между ними небольшое, то вполне возможно провести нить без ее обрыва по изнаночной стороне работы.

Нить розового цвета протянута с изнанки

Небольшим считают промежуток в 3–4 креста на ткани Аида и 4 крестика при использовании льняной канвы (пунктиром показано прохождение нити по изнаночной стороне).

В ситуации, когда часть вышивки между фрагментами работы уже выполнена или будет заполняться другими стежками, правила вышивки крестом позволяют перенести нить и на большее расстояние. Убедитесь, что нитка, которую вы протягиваете под стежками, не темнее той, которой они выполнены. Если же она более темная, следует изучить работу с лицевой стороны, чтобы быть уверенным, что темную нить не видно, то есть она не просвечивает. Обычно даже при такой технике не рекомендуют тянуть нить более, чем на 5–6 стежков.

На фото выделены длинные протяжки нити

Спланируйте свою работу для того, чтобы избежать длинных протяжек нити между отдельными крестиками или областями вышивки.

Как же быть в том случае, если узор вашего полотна подразумевает наличие изолированных крестов на ткани, без окружения другими крестиками? Например, это могут быть падающие снежинки или звезды на ночном небе.

Предположим, необходимо сделать светлые крестики на черной ткани. Тогда можно применить следующую технику: при вышивании в три нити, вставив только одну нить в иглу, не закрепляют ее кончик. Оставив длинный хвостик, выполняют 3 стежка в направлении нижнего полукрестика и столько же в направлении верхнего. Когда вам нужно будет перенести нитку по изнанке в следующему изолированному крестику, тонкая нить будет малозаметна.

Голубые крестики вышиваются нитью в 1 сложение

Случается, что протянуть нитку по изнаночной стороне нет никакой возможности. Не отчаивайтесь, в вышивке крестом для начинающих вполне допустимо сделать аккуратный маленький узелок. Его использование в такой ситуации считается оправданным. Узелок малого размера не сформирует бугорок на лицевой стороне и не будет заметен.

Одиночные крестики, вышитые зелёным цветом, допустимо вышивать с узелками

Тем не менее, имейте в виду, что если для вашей работы важна идеальная изнанка (при вышивке салфеток, скатертей, полотенец, рушников), то узлов на ней все же быть не должно.

Одиночные крестики можно заменить бисером. В этом случае каждая бисеринка пришивается на леску или мононить, которые будут не видны на лицевой стороне работы, даже если с изнанки получатся длинные протяжки.

Секреты красивых крестиков

Возможно, однажды вы увидели пяльцы у мамы в руках, или случайно нашли красивую схему в журнале. Может быть, вас поразили вышитые картины на стенах у друзей, или вы получили в подарок свой первый вышивальный набор. Каждый по-разному начинает писать свою рукодельную историю, и если вы еще в начале пути, посвятите первую главу вышивке крестом.

Вышивать крестиком легко и приятно. В большинстве наборов для вышивания есть подробные инструкции, а в сети — много видеоуроков для начинающих. И чтобы никакие мелочи не мешали вам спокойно медитировать над вышивкой, обратите внимание на следующие простые советы.

Во-первых, позаботьтесь о том, что бы канва при вышивке не осыпалась. Самый быстрый способ — проклеить края канвы клеем ПВА (правда, есть минус — края становятся жесткими и царапают руки). Второй способ — обметать края канвы руками или на машинке зигзагом (этот вариант более затратный по времени, но зато края будут мягкими).

Второй шаг — это разметка канвы. Для чего делается разметка? Это экономия огромного количества времени, ошибки сводятся к минимуму, можно вышивать любой участок картины или «проскакать» одним цветом на большие расстояния. Канву можно разметить нитками (для этого подходит тонкая шелковая нить или швейная леска) по 5 или по 10 клеток. При этом в первом случае по лицевой стороне стежок проходит над четырьмя клетками ткани сверху, на изнанке — под одной клеткой снизу. Во втором случае — соответственно над 9 и под 1. На лицевой стороной длинный стежок легче контролировать и вытаскивать в случае пришивания проще. Естественно, нитку надо брать максимально контрастную к вышивке по цвету.

Иногда канву проще разметить маркером. Существуют 2 вида маркеров: один сам исчезает со временем (обычно, эти маркеры розового или сиреневого цвета), второй можно легко смыть холодной водой (синие или голубые маркеры). Для вышивки больше подходит смывающийся, т.к. маркировка первого может исчезнуть прежде, чем вы закончите работу над картиной.

Если ваша канва размечена маркерами для рукоделия, ее ни в коем случае нельзя гладить утюгом, оставлять в теплых местах (около батареи, рядом с духовкой на кухне, под лампой накаливания) и мочить горячей водой. После нагревания такие линии остаются на ткани желтоватыми пятнами и не удаляются даже пятновыводителями. Перед стиркой размеченную маркерами работу необходимо хорошо прополоскать в холодной воде до полного растворения разметки. Иногда розовый разметочный маркер при полоскании становится ярко-фиолетовым. Не нужно паниковать, происходит химическая реакция, через некоторое время разметка исчезнет.

Обратите внимание на схему, по которой вы собираетесь вышивать. Вы выбрали для работы объемную картину? Или на схеме много похожих, трудных для восприятия символов? Любую схему можно превратить в более понятную с помощью маркеров-текстовыделителей. Для начала можно выделить на схеме несколько квадратов и раскрасить группы одинаковых символов отдельными цветами. Вышитые участки схемы можно закрашивать более темным цветом. В итоге опытным путем каждая мастерица подбирает более удобный для себя способ.

Наконец, вы начинаете вышивать. Как получить ровные крестики?

  • Не спешите. Следите, чтобы нитка не перекручивалась. Периодически можно отпускать нитку с иголкой повисеть, и нить сама раскручивается.
  • Чем короче нитка, тем меньше она скручивается при вышивке, поэтому не вышивайте нитью больше 50 см.
  • Начать вышивку можно и с середины канвы, и с края, это вопрос вашего удобства. И даже правила «вышивать сначала темные участки» можно не придерживаться, если собираетесь стирать готовую картину. Но каждый крестик прошивайте одинаково! Например, можно начинать с правого верхнего угла (нижняя палочка крестика) и после с левого верхнего угла (верхняя палочка крестика).
  • Правило для каждого квадрата из 10 клеток: не вышивать верхний крестик раньше чем нижний.
  • Когда вы зашиваете фон, или просто шьете большой участок нитями одного цвета по разметке, старайтесь каждый последующий ряд заканчивать смещенным на один-два крестика. Если Вы будете зашивать правильными квадратами или прямоугольниками, скорее всего границы между двумя соседними фигурами будут видны.
  • Как справиться с одиночными крестиками? Чтобы на изнанке не было лишних хвостов, вышивайте одиночные крестики в 1 нитку (если вы вышиваете картину в 2 нитки, то 2 раза прошиваете на оном и том же месте). Кончики нитки прячете на лицевой стороне под крестиками.
  • Старайтесь придерживаться определенных правил для изнаночной стороны вышивки.

Правила идеальной изнанки

  1. Всегда конец и начало нитки заправлять на лицевой стороне вышивки
  2. Всегда вышивать либо с горизонтальным, либо с вертикальными стежками на изнанке
  3. Делать протяжки только по направлению стежков на изнанке и не более чем на 3 клетки.

Идеальная изнанка — это, безусловно, показатель мастерства. Но в погоне за ней не забывайте, что лицевая сторона важнее изнаночной. В первую очередь, изнанка должна быть опрятной: равномерной по толщине, без свисающих нитей, без длинных протяжек, без узлов — чтобы вам самим приятно было на нее смотреть. Выработайте для себя определенную систему и придерживайтесь ее. И пусть показателем мастерства будет ваша аккуратность!

Например, один простой прием помогает приблизить изнанку к идеальной: когда вы ведете ряд одним цветом, а потом нужно перейти на крестик по диагонали от него, сначала лучше прошить верхний стежок крестика, и потом под него подсунуть нижний, тогда на изнанке сохраняются вертикальные стежки.

Когда картина готова, ее нужно постирать. Стирать можно туалетным мылом, Ариэлем, но лучше всего — Fairy, потому что от пальцев на вышивке могут оставаться жирные пятна. Хорошо прополощите вышивку, особенно если вы пользовались маркером для разметки. Лучше полоскать проточной водой, удобно делать это на полочке из реек. Чтобы нитки не линяли, вышивку можно замочить в подсоленной прохладной воде. Постирали, высушили, отгладили, и все — ваше произведение зажило своей собственной жизнью. Может быть, оно превратится в декоративную подушку или станет частью открытки. Может быть, оно отправится в багетную мастерскую, чтобы превратиться в картину-подарок или элемент декора вашей гостиной. Так или иначе, вы создали своими руками настоящий эксклюзив, и это очень ценно.

Не переживайте, если в вашей вышивке есть ошибки, их допускают даже самые опытные вышивальщицы. Ошибки — это частички вашей души, которые остались в картине, ведь вы не просто механически перенесли схему на канву, вы творили! Не волнуйтесь, если вы вышиваете не по правилам. В конце концов, правила в вышивании очень условны. Даже наклон крестиков в одну сторону не всегда считался «правильным», многие наши бабушки об этом и не задумывались.

Вышивать нужно так, как нравится! Ведь это не работа, не гонка, не соревнование — это удовольствие и отдых, это творчество.

Народный УЧЕБНИК вышивки

От чего зависит главным образом ровность крестиков на лице?

Мне кажется, что ровность лица моей вышивки частично зависит от того, что я всегда расправляю ниточки, слежу, чтоб они не перекручивались.
НО! Я считаю, что самое важное для ровности — это вышивание по рядам .
Именно это, а не парковка.
Парковка просто сокращает количество закрепок нитки. Это тоже уменьшает бугристость при сложной вышивке. За счет многочисленных протяжек, как это не странно, но толщина вышивки выравнивается, она не станет тоньше, но зато получится равномернее.

А вот за счет вышивания по рядам, причем в ряду все крестики по порядку как они на схеме,

  • во первых, все крестики ложатся одинаково (каждая палочка крестика у меня ложится в одном и том же направлении — сверху вниз),
  • во вторых, при переводе нитки с нижнего ряда в верхний, в нижнем нитка уходит под крестик, а при парковании ее в верхнем ряду она выходит снизу из-под крестика (таким образом как бы обвивая нитку канвы, и позволяя лицевым палочкам крестика лечь более ровно. По моему мнению, если сравнить 2 отшитых варианта: когда нитка в верхний уголок крестика подводиться с рядка который выше, и с рядка который ниже, то разница в внешнем виде таких крестиков будет намного больше, чем при полукресте и петит-пойнте,
  • и в третьих, я не задеваю уже вышитые крестики, не пытаюсь втиснуть новый крестик, когда все рядом уже готовы.

Хотя эти пункты можно немного обойти, но все же какое-то правило соблюдать надо.

Приведу пример: когда я вышивала по цветам, то сталкивалась часто с такой проблемой.
Вот мой условный рисунок:
Сначала одним цветом нитки были вышиты крестики 1, 2.
Светло розовое — нитка по лицу, темно розовое — по изнанке.
Потом взят другой, и надо вышить крестик в том месте, где зеленый кружочек, и получается что вот эта протяжка между крестиками мне мешает сделать новый крестик ровным.
В правом нижнем уголочке у нового крестика ниточка пойдет не по центру дырочки, а либо с одной, либо с другой стороны от протяжки.

Даже если мы наши розовые крестики вышьем так:
наша проблем не будет решена.
Все равно протяжка идет прямо под дырочкой и мешает вышить зеленый крестик ровненько (хотя этот угол уже станет менее проблемным).
Но в левом верхнем углу зеленого крестика его палочка ляжет не так ровненько, как этого бы хотелось, из-за нитки в точке начала второго розового крестика.

Исправляет эту ситуацию только такое вот вышивание розовых крестиков:
тогда ни в одном из уголков зеленого крестика не будет мешающих протяжек или окончаний и начал соседних крестиков, и он получится намного более ровным.

Еще, к крестику 2 нитка подводится снизу в верхний угол крестика, а от крестика 1 она идет вверх из нижнего угла, а не наоборот, тогда как видно по рисунку, нитка при окончании первого и при начале второго крестика как бы обвивает нить основы, огибает ее, почти под углом 360 градусов.
Только эти направления еще зависят от того, с какого края вы начинаете вышивать — с верхнего или с нижнего.
Эти направления — если снизу вверх, если сверху вниз, то с точностью до наоборот.

Таким образом можно не вышивать рядами, а вышивать квадратами, но все равно делать крестики более ровными. И вышивать даже по цветам, не теряя скорости.

Для описания этой идеи мне понравились правила *Rinoa* из Народного УЧЕБНИКА (Идеальное лицо вышивки)
У меня свои несложные правила во избежание кривых крестиков, например:

  • * всегда стараюсь вышивать ряд слева направо нижние стежки, и справа налево верхние,
  • * если новый крестик должен находиться ниже предыдущего, начинаю его с левого нижнего угла, пусть даже ценой протяжки,
  • * и наоборот, если крестик должен быть выше предыдущего, начинаю с правого верхнего угла. То есть при каждом стежке нитка должна как бы «обвивать» дырочку.

Только я бы еще добавила про окончание крестика: завершать крестик в дальнем углу от того крестика, который будет следующим (протяжка естественно будет чуть-чуть (на 1 клеточку) длиннее).

И не так важно тогда, вышивать по рядам или по цветам.


А насчет косых протяжек я бы не утверждала бы категорично, что они портят крестик.
Как по мне, важна не косина ее или перпендикулярность, а то, что протяжка к крестику подводится например снизу вверх, а первая палочка крестика вышивается сверху вниз (и налево), или протяжка подводиться слева направо, а первая палочка следующего крестика ляжет справа налево (и сверху вниз).
И для завершения крестика: если протяжка нужна в направлениях (по стрелкам часов) от 7:30 до 1:30, то верхняя палочка крестика должна лечь с верхнего левого в правый нижний угол.
И если протяжка нужна в направлении от 1:30 до 7:30 — то с правого нижнего в левый верхний.

По моему мнению, отсутствие диагональных протяжек делает аккуратнее только изнанку.
Но я для себя давно еще решила, что изнанки какая будет, такая будет, ну ее! Борюсь за лицо.


Если вышивать по этим правилам, то крестики получаются более выпуклыми, рельефными, лучше влазят на более мелкой канве.
Если же действовать по принципу «протяжка по самой короткой дистанции», то крестики будут получаться более плоскими.


*Supita*

Что конкретно я вынесла из вышеописанного метода.

— Стараться ВСЕГДА выводить иголку с изнанки в как можно более свободную дырочку. Пустую, с одной, максимум двумя нитками. Чтобы не портить крестики. А вводить с лица на изнанку наоборот, в уже заполненную дырочку. Таким образом, можно подправить некоторые дефекты и придать всем крестикам более ровный вид.

— Не шить нижний стежок крестиков одним цветом на несколько рядов. Потому что потом при возврате верхними стежками продираешься через ряды уже отшитых крестиков и все время выводишь иголку с изнанки на лицо в дырочку, где уже две-три ниточки есть. И почти всегда портишь крестики, пусть даже самую малость. Поэтому теперь я шью порядно, за редким исключением в виде одного-пары крестиков.

— Я теперь гораздо чаще отшиваю крестик сразу целиком, особенно по диагонали или в шахматке. Так они получаются гораздо ровнее, чем если шить их с возвратом, особенно с подныриванием под верхний стежок ради идеальной изнанки. Причем такие вытянутые крестики по диагонали я вижу не только у себя.

По этой же причине (лицо важнее изнанки) я отказалась от закрепления нити на лице под крестиками.
Да, вроде получалось ПОЧТИ незаметно, ПРАКТИЧЕСКИ незаметно.
Но даже в самых красивых отшивах на крупных фото в инете я вижу эти небольшие валики и более плотные крестики (и у себя разумеется тоже). Конечно, если вглядываюсь.

Но хочется от пристального разглядывания вышивки приходить во все больший восторг от красоты, а не обнаруживать, пусть и малейшие, дефекты на лице.

Читайте также:  Идеи для вдохновения шью для дома
Оцените статью