Шаг 7. Оформление вышивки. Выбор рамки
Если мы вышивали картину, то рано или поздно нам придется выбирать цвет рамки, ее форму, подумать о правильном размещении в ней вышивки.
Форма рамки зависит от вышивки: прямоугольная работа хорошо смотрится в повторяющей ее форму багете, круглая — в круглом, овальная — в овальном.
Отдельно стоит поговорить о размере рамки, рассмотрев на примере вышивки Gentle Lamb от Gloria & Pat. Допустим работа имеет размер 6.5×7.5 см, а какой взять размер багета? В большинстве случаев вышивка выглядит лучше, когда ее края не касаются рамки, размер отступа зависит от общего размера работы, от желаемого размера в оформленном виде и т.д. Первый порыв — прибавить по 2 см с каждой стороны вышивки и заказать рамку полученного размера, НО… здесь пару слов сказать о свойстве человеческого восприятия формы. Посмотрите на эту картинку:
Скорее всего у вас возникло чувство дискомфорта: вроде как квадрат, но какой-то «не такой». В этом и заключается особенность человеческого глаза: в прямоугольниках с невыразительным отношением длин сторон мы склонны искать квадраты, поэтому при выборе пропорций следует хорошо подумать. Но вернемся к нашему ягненку. Из выше изложенных соображений, размер рамки должен быть не 10.5×11.5, а 11.5×11.5 (то есть рамка будет квадратной).
Как выбрать цвет рамки? Универсального рецепта нет, каждая картина индивидуальна, можно только наметить пути подхода.
рамку можно выбрать того цвета, который чаще всего встречается в вышивке; срез имеет зеленый оттенок, под цвет листьев | оттенить самый незаметный цвет вышивки также можно с помощью рамки; дополнительный слой бледно-зеленого подчеркивает цвет стеблей | |
а вот это неправильный цвет — такой оттенок не встречается в вышивке, да к тому же работа выглядит блеклой, кроме того голубая ткань в такой рамке будет казаться серой | почему бы не попробовать нечто совершенно необычное? для рамки можно использовать не только картон, но и ткань подходящей расцветки |
Профессиональные багетчики выделяют два способа выбора паспарту. Первый называют «американским» — выбирают доминирующий цвет вышивки и берут паспарту такого же цвета, для оттенка второго паспарту также выбирается цвет, который часто используется в вышивке. При «европейском» выборе цвета паспарту определяется не доминирующий цвет вышивки, а второй по значимости, оттенок же паспарту должен быть менее насыщенным, даже «выбеленным».
Учитывайте сочетание сюжета вышивки и стиль рамки: медвежонок-панда хорошо будет смотреться в рамке под бамбук, икона — в благородном дереве, белочка — в стилизации «под орех». К сожалению, выбор готовых рамок ограничен, они представлены стандартными цветами и формами, поэтому найти нужную будет очень сложно. Часто для простых вышивок используются flexi-hoops, представляющие собой два кольца, наподобии обычных пялец, но внешнее кольцо резиновое, а вместо винта петелька, за которую рамку вешают на стену. В такой рамке-пяльцах работу вышивают, а после стирки вышивки используют в качестве багета, обрезав вышивку по краю или соединив противоположные края ткани.
Работа может быть вставлена в рамку сразу или между рамкой и вышивкой может находиться цветной картон, называемый «паспарту». Его можно сделать и самостоятельно, вырезав в цветной бумаге отверстие, повторяющее форму вышивки. Цветное паспарту оказывает большое влияние на работу. Поэкспериментируйте с сочетанием цветов вашей вышивки, рамки и паспарту. Помните: главное — вышивка, не позволяйте ее оформлению вылезать на первый план. Паспарту может служить «передаточным звеном» между прямоугольной рамкой и овальной вышивкой.
Использовать стекло или нет? На этот вопрос однозначного ответа нет. Вообще, из-за стекла вышивка теряет свой объем, поэтому надо подумать стоит ли его использовать, однако, если вы не уверены в своих гостях и домашних, если вышивку планируете экспонировать на выставках, то оно просто необходимо. Сейчас в багетных мастерских могут предложить несколько видов стекла: обычное, небликующее матовое, музейное и крилекс, стандартная толщина которых — 2 мм. Обычное стекло отлично бликует и отражает происходящее вокруг, поэтому его используют только в самых дешевых вариантах оформления. Небликующее матовое стоит дороже, но благодаря специальной обработке блики не появляются. К сожалению, такое стекло придает работам белесость и размытость, его обычно предлагают класть сразу на изображение, но в случае с вышивкой это неприемлемо. Музейное безбликовое стекло лишено упомянутых выше недостатков, но стоит порядка 200$ за 1 кв.м. Крилекс — специальное стекло, которое при разбивании рассыпается на неострые осколки, вам решать есть ли реальная угроза частого перемещения и повреждения ваших вышивок. Если собираетесь вставлять в багет стекло, то его стоит тоже приложить к заготовке, ведь оно способно немного исказить цвета паспарту
и работы, повлиять на их взаимное сочетание.
Багетные мастерские, как показывает опыт, не слишком бережно и внимательно относятся к вышивке, ее могут плохо натянуть, криво вставить, намертво прикрепить к картону-основе так, что потом невозможно будет достать вышивку из рамы. Поэтому лучше брать в мастерских заготовки, а собирать дома самостоятельно.
Вот в багетной мастерской нам вручили рамку, в которую остается только вставить свою вышивку. Теперь стоит подумать как правильно ее позиционировать. Если вышивка прямоугольная, то просто ищется центр вышивки и совмещается с центром рамки, а если нет? И снова внимательно посмотрим на ягненка, поищем у него центр. И тут-то оказывается, что у него их целых 2 — математический и оптический центры (иначе говоря центр тяжести), вот взгляните на картинку:
Если ориентироваться на математический центр, то будет казаться, что вышивка «уехала в бок», в то время как она расположена строго по центру. Так что при оформлении стоит работать с центром оптическим.
И наконец, еще об одной особенности человеческого глаза. Мы так устроены, что работа, равноудаленная от верхних и нижних границ, нам кажется немного смещенной вниз. Чтобы такого впечатления не возникало, вышивку в рамке иногда полезно немного приподнять.
Ну вот, мы выбрали точное расположение вышивки и теперь нам необходимо только вставить работу в рамку.
Заранее постиранную, слегка влажную работу надо погладить лицевой стороной вниз на махровом полотенце, для придания ей жесткости можно подкрахмалить, например крахмалом из баллончика.
К приготовленной картонке (ее размер должен быть на пару миллиметров меньше с каждой стороны, ведь канва тоже имеет свою толщину) с обратной стороны вышивку можно приклеить клеем для текстиля Gutermann (Гутерманн), а лучше использовать специальные щадящие клеевые основы. В случае необходимости Gutermann позволит легко отделить работу от основы, он водостоек, поэтому вышивку можно будет без опасений постирать и приклеить назад.
Другими марками клея следует пользоваться с большой осторожностью: ПВА не водостоек и неравномерно отклеивается от комнатной влажности, кроме того, пытаясь отстирать этот клей, можно безвозвратно испортить вышивку (как и любую другую ткань), т.к. он не всегда отваливается от воды, иногда собирается комками и приклеивается намертво; также нежелательно использовать водостойкие клеи типа БФ-6, Феникс и т.п., поскольку они достаточно жидкие и темные для того, чтобы проявиться на лицевой стороне и навсегда ее испортить; клеи типа «Канцелярского» и «Казеинового» вообще могут изменить цвет ткани и ниток.
Края вышивки можно обрезать по краю картонки (в этом случае ее уже нельзя будет вставить в рамку большего размера, ну, если только прикрыв паспарту) или, загнув на другую сторону, соединить ниткой противоположные края как это показано на рисунке, только следите чтобы вышивка не перекосилась.
Теперь можно собирать заготовку. Посмотрите не расплющивает ли стекло вышивку. Если да, то между картинкой и стеклом надо положить картоночки, которые помогут предохранить вышитые крестики от деформации.
Сзади надо вставить еще одну картонку-задник, которая прикроет оборот вышивки с креплением, а значит придаст более законченный вид всему оформлению.
Ну вот и все. Волнения позади, теперь осталась самая приятная часть. Вышивку надо сфотографировать и поместить фотографию в архив, переходим на Шаг 8.
Рамка для вышивки или оформление вышивки в деталях
Сегодняшняя статья расскажет вам, что же такое рамка для вышивки и как произвести оформление вышивки без ошибок, качественно и верно с точки зрения стилистики. К сожалению вне зависимости от того какую работу вы собираетесь оформлять (Будь то вышивка крестом или гладью) готового и типового решения вы не найдёте. Панацей не существует и оформление художественных работ, увы, также не является исключением. Оформить икону вышитую своими руками либо сюжетную работу на которую было положено несколько месяцев, а то и год труда можно лишь двумя способами – дорого и просто, либо со вкусом и придерживаясь всех правил оформления. Разница в методах не только визуальная, но и в долговечности работы, её сохранности и цене(если вы собираетесь выставлять своё творение на продажу). Согласитесь, что для того что бы люди по достоинству оценили ваше произведение, рама для вышивки должна соответствовать работе и служить её продолжением. Оформлять богатые работы в простой багет,значит потерять всю прелесть, ценность и дороговизну труда и художественной работы как предмета искусства. Ведь ручная вышивка это всегда уникальное произведение искусства и каждый автор имеет свою ценность, даже если не выставляет работы на продажу.
Рамка для вышивки
Рамка для вышивки в идеальном варианте своего исполнения это рамка с паспарту и идеально подобранными параметрами оформления. Багет и паспарту под каждую работу выбирают индивидуально. Исключением является лишь тот случай, когда несколько вышивок предназначены для размещения в одном помещении – тогда практикуется оформление в одинаковые рамы для вышивок, оформление под интерьерный стиль и цвет стен. Как правило, вышивки натягивают на ДВП, оргалит или картон, реже подрамник. Натяжка – самый важный момент в таком непростом деле как оформление вышивки в багет. Натяжка должна всегда во всех 100 % выполняться идеально. Именно это является критерием, по которому оценивается багетная мастерская,в которой приобретается рамка для вышивки, изготовленной автором. Идеальным считается высокая степень сочетания цветового решения багета с цветами, использованными в художественной работе. Рама для вышивки может иметь любую форму (наиболее типовые решения это квадратная рамка для вышивки, рама для вышивки в форме прямоугольника, но могут быть и другие варианты – овальная рама, круглая рама). Паспарту выбирают по принципу оттенка- то есть так, что бы выбранное паспарту для вышивки выглядело оттеняющим работу. Либо по принципу гашения основного цвета, если работа выглядит слишком яркой (В случае выбора под интерьер).
Рамка для иконы
Несколько отличны правила оформления Икон вышитых бисером. Рамка для иконы – требует особого выбора и подхода к её изготовлению. При таком процессе как оформление иконы вышитой бисером. Необходима высокая точность, что бы крайний ряд бисера заканчивался именно там где начинается рама либо кант\паспарту. Необходимо что бы рамка для иконы была сделата так, что бы ни один ряд бисера не съехал под багет, что может испортить всё впечатление от работы. Это требует высокого уровня понимания между мастером и клиентом, точного снятия размеров иконы, особого подхода к изготовлению рамы.
Также важным является тот факт, что рамка для иконы должна быть сконструирована таким образом, что бы зазор между стеклом либо защитным пластиком и бисером не имел места. Можно делать рамку таким образом, что бы бисер прилегал к стеклу лишь в случае использования лёгкого пластика, стекло же может повредить работу. Рамка для вышивки и рамка для иконы могут несколько отличаться использованием слипа, шириной и защитным материалом (стекло для вышивки, пластик для вышивки).
Паспарту для вышивки
Паспарту для вышивки также выбирают особым способом. Если выбор паспарту для картин просто накладывается поверх, то паспарту для вышивок используется как защитный слой (мешает повреждению стёжек) и зачастую клеится на картон или саму работу. Также паспарту обеспечивает визуальный эффект простора. За счёт паспарту работа может стать шире и объёмнее. Для вышивок используют и несколько слоёв и бархатное паспарту. Рама для вышивки в сочетании со слипами и паспарту выглядит в разы эффектнее просто багета, даже если последний богат на фактуру и узор. Двойное и тройное паспарту создаёт эффект объёма, градация которого определяется толщиной используемого картона. Использование многослойного паспарту придаёт вышивкам особую ценность, так как позволяет добиться максимального эффекта от оформления. Делая рамку для вышивки единым целым с оформленной в неё художественной работой.
Багет для вышивки
Багет для вышивки это сложное решение, полностью зависящее от ряда параметров самой художественной работы. Стилистика работы, сюжет, используемые цвета, размеры и материалы определяют выбор, в котором лучший вам помощник – багетный мастер либо искусствовед. Зачастую используют два или более видов багета для оформления одной картины. Двойной багет для вышивки придаёт работе вид богатого произведения искусства. Правила оформления художественных работ здесь особенно важны, так как неверно выбранный багет может исказить внешний вид работы, лишив её очарования и красоты.
Вот то немногое, что нам удалось рассказать вам о том, что такое рамка для вышивки и как произвести оформление вышивок в Киеве. Оставайтесь с нами, ведь только для вас мы припасли ещё немало интересных материалов…