- Вышивка народов мира
- История возникновения вышивки
- История возникновения вышивки
- Вышивка в Древнем мире
- Вышивка в Средние века
- Восточная вышивка
- Вышивка в Новое время
- Английская вышивка
- Французская вышивка
- Германская вышивка
- Итальянская вышивка
- Вышивка на Руси
- Красиво, интересно, познавательно
- Вышивка народов мира. Индийские вышивки
Вышивка народов мира
Конечно, по возрасту вышивка не может соперничать с искусством рисования, которое сопровождало человека с первых дней его появления. Но, тем ни менее история искусства вышивки исчисляется сотнями веков. Причем развивалось искусство вышивания и совершенствовалось по-разному, в зависимости от национальных особенностей. До нас дошли уникальные техники и узоры только благодаря тому, что секреты передавались из поколения в поколение и старательно береглись. Вышивки народов мира настолько отличаются по цветовым решениям, технике исполнения, узорам и мотивам, что вышивку смело можно отнести к элементам национальной идентификации наряду с языком.
Основные факторы, которые влияли на формирование технических приемов, мотивов, узоров, композиционного построения и цветовых решений в вышивке – это и история народа, и его культура, и его географического расположение, и природные условия.
Например, в русской народной вышивке огромная роль отводится геометричности. Причем это касается не только орнамента, но и изображения животных, растений и даже людей. Для вышивки характерны геометризированные формы, обилие ромбов. Например, солнце или птица, которая являлась символом прихода весны, изображались в виде ромба.
Вышивка народов мира, а именно Средней Азии изобилует крупными розетками и узорами растительного характера, выполненными яркими нитками.
Прибалтийские народы в своей вышивке использовали технику гладьевого шва. Что касается цветовых решений – предпочтение отдавалось либо ярким шерстяным ниткам, либо тонким белым нитям. До сих пор вышивка на белой ткани белыми нитками ассоциируется с народами Прибалтики.
Украинская вышивка поражает своей нарядностью. Уникальное соединение легкости узора и при этом четкости и графичности орнамента является визитной карточкой украинских мастериц (причем вне зависимости от региона). Что касается техники, то одним из самых распространенных способов вышивания является рушниковый шов. Украинский рушнык – это настоящее произведение искусства, на котором уживаются цветы, птицы и звери. Основная цветовая гамма украинских рушныков – это сочетание черных и красных нитей на фоне белой ткани.
А вот вышивка народов Поволжья с одной стороны отличается как по мотивам узоров, так и по технике исполнения, но с другой — имеет много общих черт. Например, практически все вышивки выполнялись на полотне белого или кремового цвета. При этом узоры отличались четкостью. Для воспроизведения плотных ковровых узоров применяли шерстяные, шелковые и хлопчатобумажные нити красно-коричневой цветовой гаммы. А для тог чтобы придать яркости приглушенному красному цвету использовали нити зеленого или оранжевого цвета.
Мордовская вышивка отличается изобилием узоров, в основе которых небольшие фигурки в виде спиралей или пересеченных ромбов. Кстати именно Мордовия стала родиной такого вида вышивки как шов «звездочка», при котором стежки выходят из квадрата.
Поскольку у каждого народа имеется свой уникальный стиль вышивки (как в плане техники, так и в плане мотивов и цветовых решений), перечислить все возможные варианты просто невозможно. Для этого потребуется как минимум создание отдельной «вышивкопедии». Как правило, ознакомиться с образцами искусства вышивания того или иного народа можно в музее истории, который наверняка есть в каждой стране и даже регионе.
Другое дело, что с внедрением инновационных технологий (машин и компьютеров) вышивка перестала быть сугубо национальным достоянием. Сегодня вышивка различается не столько по своей национальной принадлежности, сколько по особенностям используемых техник.
Современные мастера и мастерицы пользуются вышивальными приемами, собранными со всего мира. А разработка новых материалов и технологий позволили еще больше разнообразить орнаменты и узоры, увеличить сложность рисунков и схем.
Кроме классических и любимых вышивок крестиком и гладью существует техника «рококо», «ришелье», вышивка лентами, вышивание бисером по фото, золотом, драгоценными камнями, а так же вышивка с применением смешанных техник.
Особой популярностью пользуется вышивка, которая позволяет воспроизводить на ткани портреты и картины вне зависимости от их сложности и цветового разнообразия. При этом схема фотографий переносится на ткань с помощью компьютера и специального ПО.
Поэтому, современному мастеру требуется не только вкус и определенные навыки в машинной вышивке, но и умение работать с компьютером. Ведь часто дизайн фото требует дополнительной обработки перед ее применением, как основы будущего портрета или картины.
Заказать фото вышивку любимого человека в качестве подарка можно на нашем сайте портретнго искусства ArtPix, все что для этого нужно – это его фото. Так же Вы можете заказать разработку схемы по фото для вышивки крестиком или бисером
Так же мы предлагаем Вашему вниманию фото на дереве, наборы алмазной мозаики
Если у Вас есть дополнения к статье «Вышивка народов мира» — присылайте нам на наш электронный адрес, и мы дополним статью.
История возникновения вышивки
Вышивание – искусство очень древнее. История вышивки — тема этой заметки. Посмотрим, что интересного внесла та или иная эпоха в развитие искусства вышивания, как стремились сделать вышивку разные народы!
История возникновения вышивки
Когда зародилась вышивка? Вышивка не могла появиться раньше, чем появились нитки. Ну, едва ли жёсткие стебли растений или жилы животных, которые были предшественниками ниток, могли нести эстетический смысл. Однако нитки в современном понимании этого слова появились лишь в Средние века: а вышивка уже была! Первые льняные ткани появились примерно 7-8 тысяч лет назад, и делались они в Древнем Египте. Соответственно, мы можно предположить, что именно в то время и появилась вышивка: поскольку нити были достаточно гладкими, гибкими и прочными, чтобы ими можно было вышивать. Вышивание едва ли появилось позже: дошедшие до нас образцы говорят о многовековой традиции и развитом мастерстве.
Если вам где-то попадалась информация, что история возникновения вышивки начинается в Древнем Китае – не верьте. Когда Древний Китай только-только зарождался, египетские гробницы уже ломились от вышитых изделий.
Вышивка в Древнем мире
Вышивка превратилась в искусство ещё в эпоху Древнего Египта, когда знатные женщины трудились для украшения одежды фараонов и их приближённых. Пышность узора рассказывала о социальном положении человека. В Египте же изобрели и бисер, и скоро сделать вышивку бисером стремился весь Древний мир.
Роскошные золотые вышивки пришли к нам с Востока. Произведения искусств тамошних мастеров стоили целые состояния. Римская и греческая знать скупала расшитые ткани, тратя огромное количество денег. Страсть к вышивке достигла таких размеров, что обратила на себя внимание правительства: были сделаны попытки запретить или хотя бы сократить это украшение, но безрезультатно. Кроме того, вышивка была частью ритуальных обрядов. Например, в Афинах каждый год девушки вышивали для Афины Паллады, покровительницы города, роскошные покрывала-пеплосы.
Однако скоро изысканная Греция пресытилась пышностью чрезмерно богатого восточного узора. Появляются самобытные греческие вышивки, изящные, полные вкуса и сдержанности. Вышивка греческих узоров популярна и в наши дни.
Вышивка в Средние века
Средневековье наследовало искусство вышивания. По всей Европе знатные дамы сидели у окна за пяльцами, создавая изящные узоры. Вышивание считалось самым подобающим занятием для женщины.
Именно в средние века появилась самая любимая и популярная техника вышивки: вышивка крестом. Считается, что её возникновение было связано с Крестовыми походами: дабы защитить своих рыцарей от злых духов языческих земель, дамы использовали при декорировании одежды крест как символ защиты.
Каждая страна вносила в вышивку что-то своё. Распространилась по всей Европе мода на гобелены: большие вышивки во всю стену. Стоили такие изделия очень дорого, украшали собой княжеские замки да королевские дворцы. Сделать вышивку такого рода было трудно, зато и готовая работа представляла собой произведение искусства.
Особенно богатой и роскошной была церковная вышивка: облачения для служителей церкви поражали воображение прихожан. Кстати, находились и те, кто полагал, что отказавшимся от мирских радостей священникам не пристало носить столь дорогую одежду. На волне протеста против католических излишеств родилось движение протестантизма.
Восточная вышивка
Ещё в VI-V веке до н.э. китайцы вышивали на шёлке, используя золотые и серебряные нити, а иногда и волосы. Позже вышивка появилась и в Японии, во многом перекликаясь с китайской традицией.
Особенно богата и удивительна индийская вышивка: многочисленные техники несли глубокое сакральное значение.
Вышивка в Новое время
Английская вышивка
Порвав с католической церковью, Англия стала переживать подъём всех сфер искусства в светской жизни. Вышивка не только украсила собой костюмы дворян: она широко распространилась на быт и культуру. Так, из вышитых картин выросли вышитые иллюстрации и обложки для книг. Именно тогда вошла в моду вышивка портрета. Это требовало мастерства и аккуратности.
Вышивкой украшали пояса и сумки, головные уборы и обувь, детали интерьера. И знатные дамы, и бедные английские крестьянки предавались вышиванию с большой страстью. По всей стране издавались альбомы со схемами для вышивания, а ведь стоило это дорого!
Тогда же вошло в моду саше – маленький вышитый мешочек, в котором хранились ароматные сухие цветы и травы.
Но чем Англия гордится по праву – так это вышитыми перчатками! Если вы вспомните, тогда перчатки были куда как более важным элементом одежды, чем сейчас. Все знают: если джентльмен бросает свою перчатку под ноги другого джентльмена – это означает вызов на дуэль. И это не единственное этикетное правило, связанное с перчатками. Так, в те времена молодой человек дарил даме перчатку в знак предложения руки и сердца: именно так, как сейчас у нас дарят кольцо. С другой стороны, если некая дама оставила молодому человеку свою перчатку – это означало, что она согласна принять его ухаживания и ждёт от него следующего шага. Кончено, украшение перчаток вышивкой было как никогда популярно именно в ту эпоху!
В XVII веке получила распространение объемная вышивка. Обычно она изображала те или иные знакомые сюжеты, и одежда вышитых людей была сделана из лоскутков и лент.
Французская вышивка
Французы всегда знали толк в красивой одежде, поэтому писать о бесчисленных особенностях этого аспекта можно целую диссертацию. А вот вышивка в интерьере – это очень интересная особенность французского прикладного искусства.
Когда Король-Солнце из мрачного голого Лувра перебрался в богатый нарядный Версаль, тогда Франция стала просто одержима украшением предметов интерьера. До сих пор даже современные дизайнеры часто используют мотивы французской вышивки на мебели.
Кстати, французская вышивка обоев перекочевала во многие другие страны. Так, апартаменты Александра III в Гатчинском дворце украшены французской вышивкой. Многие баварские и богемские замки декорированы в этой же традиции.
Германская вышивка
Именно из Германии – из саксонской её части – пришла к нам мода на вышивку на постельном белье. Белое дрезденское кружево – рокко – становится основой такой вышивки. Новинку оценили по достоинству, и с тех пор при всех королевских дворах Европы считалось, что роскошное постельное бельё немыслимо без вышивки.
Берлинская вышивка знаменита тем, что именно она стала издаваться в знакомом нам формате: как схема с цветными квадратиками. Такие схемы разошлись по всей Европе, и женщины скупали их с большим удовольствием. А вот нитки надо было покупать отдельно: зато и цвета каждая вышивальщица подбирала на свой вкус.
Итальянская вышивка
В Италии долго царствовала вышивка эпохи барокко: яркая, причудливая, пышная. Итальянские костюмы отличались такой красочностью, что это даже высмеивали в чопорной Англии. Однако сами итальянцы ничуть не смущались. И, конечно, важной частью одежды была крупная вышивка, выполненная яркими насыщенными цветами.
Вышивка на Руси
В эпоху Киевской Руси особо роскошной была церковная вышивка. Особенностью нашей отечественной вышивки, отличающей её от западной, было использование жемчуга. Одеяния священнослужителей, иконы, обложки религиозных книг – всё украшалось вышивкой золотом и жемчугом.
Декорировали вышивкой и одежду. В зависимости от благосостояния семьи это могла быть скромная народная вышивка – или роскошные золотые и серебряные узоры на дворянских костюмах. Начиная с эпохи Петра I, вышивка перекинулась на мелкие предметы туалета и аксессуары, были заимствованы западные техники и мотивы. Российский императорский двор невозможно представить себе без этого декора!
Красиво, интересно, познавательно
Вышивка народов мира. Индийские вышивки
Уже в ведической литературе, датируемой 5 в до н.э. упоминается индийская вышивка. В руинах Мохенджо-Даро найдены многочисленные вышивки, как свидетельство творческой активности живших здесь людей. На фресках Аджанты запечатлены люди в богато вышитых одеждах.
О фантастических умениях индийских рукодельниц можно слагать легенды.
Особенный интерес пробуждает национальная индийская вышивка.
В некоторых районах вся семья невесты до сих пор вышивает свадебное платье и вещи для её нового дома.
И сохранилась ещё одна из древних традиций. Сразу после рождения девочки бабушка начинает вышивать «багх» – свадебную шаль, на выполнение которой уходят годы, так как она должна быть полностью покрыта вышивкой.
В вышивках нашла отражение вся сложная история Индии. Многочисленные кочевые племена, набеги кочевников и мусульманских завоевателей привели к значительным изменениям искусства и культуры населения Индии.
Особенностью Индии до сих пор остается способность принимать и ассимилировать новые понятия и навыки без потери базовых ценностей и фундаментальных основ. Это относится и к вышивке.
Существует далеко не одна разновидность индийской вышивки.
Затрагивая самые интересные и увлекательные, можно описать несколько видов этого национального рукоделия.
Индийская вышивка Кантха
Изделия с вышивкой – стежкой кантха отличаются изяществом и искусностью. Почти вся поверхность кантха заполняется очень мелким ручным стежком «вперед иголкой», которые бенгальские женщины называют «бегущим». Было и множество специальных швов.
Некоторые традиционные стежки кантха напоминают шов зигзаг на швейной машине.
Швы располагались в разном порядке: в виде решеток, прямых или волнообразных линий, эхо-контуром вокруг основного рисунка и т.д. Поверхность при этом принимала нежно – рифленый вид.
Работа эта очень трудоемкая. Для изготовления одного Накши кантха (одеяло) уходило от нескольких месяцев до нескольких лет кропотливого труда.
Поэтому эти изделия высоко ценились в бенгальских семьях и передавались из поколения в поколение.
Традиционно вышивка делалась на светлом или белом фоне. Мотивы для кантхи разнообразны. Но основным центральным рисунком чаще всего был цветок – лотос.
А обрамляли его узоры, которые сейчас принято называть «пейсли», или «огурцы». По периметру располагались рисунки, изображающие различных животных, деревья , листья или цветы.
Вышивка кантха используется для украшения изделий и современными индийскими и бенгальскими мастерицами. Но в наше время появляются новые элементы. Помимо стежки в работах часто добавляется аппликация. Иногда плотной строчкой в несколько рядов окружают рисунки на набивной ткани.
Кантха – наглядная ода умению и бережливости древних индианок.
В изготовлении изящных вышитых накидок не последнее место занимало индийское платье сари… Да-да, индианки использовали ткань пришедшего в негодность наряда, вышивая старыми нитками, извлеченными из других сари.
Секрет этих работ, отличавшихся особой искусностью в том, что ткань, скрепленная множеством нитей, становилась крепкой и долговечной, и радовала глаз потом еще долгое время.
Чаще всего, в центре изделия, декорированного индийской вышивкой кантха, красовался царственный лотос.
Вскоре за индийской вышивкой кантха закрепилась ассоциация перерождения.
В центре изделия. декорированного кантха, вышивался лотос.
Беременные женщины тратили последний триместр беременности для создания Накши Кантха (одеяло) для новорожденного, полагая, что укутывание малыша в такое одеяльце – это залог счастья в семье и защита ребенка от болезней.
Традиционно kantha никогда не были предназначены для продажи – они были сделаны либо в качестве подарка, либо для личного пользования.
жали (Jali), это техника вышивки, похожая на мережку, однако нити не выдергиваются из ткани, и аккуратно развигаются и закрепляются маленькими стежками петельным швом, таким образом получается изящная сетка, либо орнамент из отверстий, чем-то напоминающий мережку или хардангер.
Индийская вышивка Шиша
Шиша – вид индийской вышивки, заслуживающий особого внимания, поскольку сам по себе оригинален и необычен.
«Изюминкой» индийской вышивки «шиша» являются небольшие частички зеркал, обшитые вышивкой, и сверкающие под солнечными лучами.
Зеркала в вышивке начала использовать супруга шаха Джахана.
Но ещё в давние времена эта техника использовалась бедняками, которые с помощью слюды добивались того же эффекта сверкания ткани, что и богачи, чья одежда расшивалась золотыми и серебряными нитями. Правда, единственный минус слюды – её хрупкость и недолговечность.
Сейчас мы с удовольствием носим изделия, украшенные индийской вышивкой шиша.
вышивка Чиканкари
Греческий историк и путешественник Мегасфен пишет, что вышивка Чинкари произошла из Восточной Бенгалии, он упоминает цветочную вышивку на тонком муслине в записках, которые относятся к 3 веку нашей эры.
Мастера верят, что чиканкари появилась во времена Пророка. Есть поверье, что в своих странствиях один из пророков проходил через одну деревню и попросил воды у крестьянина.
В награду за предложенную ему воду, он даровал искусство Чиканкари бедному крестьянину, чтобы это искусство навсегда избавило того голода.
Каково бы ни было происхождение этой вышивки, сложность ее узора напоминает тончайшую резьбу по мрамору
Сегодня помимо белого муслина дли Чиканкари используются другие тонкие ткани.
Супруга императора Джахангира мастерски вышивала цветочные мотивы, распространяя это занятие повсюду.
На ткани, вышитой чиканкари, могут красоваться лотос, жасмин, манго, розы, или оригинально переплетающиеся цветочные стебли.
Вышивается на очень тонком муслине, а сейчас и на шелковом или синтетическом шифоне, жоржете и других тонких тканях.
Она больше всего подходит для украшения верхней одежды, но в наши дни Чиканкари используется при оформлении занавесок, наволочек, скатертей, постельного белья.
Большое значение имеют цвета вышивки. Синий и голубой – цвета Кришны, одного из воплощений бога Вишну. Одежду такого цвета женщины одевают для тайных встреч с возлюбленными.
Красный – означает любовь. И в Индии невесты надевают свадебную одежду в красных тонах, что символизирует семейную гармонию и счастье. Чем интенсивнее цвет, тем сильнее любовь.
Темно красный и фиолетовый – олицетворение высшей силы любви. Желтый – цвет манго, кукурузы и горчицы – означает плодовитость.