Проект по технологии «Картина, вышитая бисером»
Творческая работа ученицы 9 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_tehnologii_vyshitaya_kartina.docx | 788.68 КБ |
proekt_po_tehnologii_vyshitaya_kartina.docx | 788.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Ученица 9 класса МБОУ ООШ № 10
2 Проблемные ситуации
3 Набор первоначальных идей
4 Разработка лучшей идеи
5 Материалы и инструменты
6 Технологическая карта
7 Историческая справка
8 Уход за изделием
9 Техника безопасности
11 Оценка и самооценка
Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.
В плане моего проекта научиться вышивать бисером и усовершенствовать свои возможности в области ручной вышивки и проектной деятельности. Я хочу овладеть технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе. Я надеюсь, что у меня все получится, и я смогу сделать маленький иконостас. Я увлекаюсь разными видами рукоделия: такими как вязание, вышивание, аппликация. Бисер это необыкновенный материал и возможности его безграничны . С помощью бисера можно сделать много интересного. Бисером можно украсить все что захочешь по вашему воображению. Стекло имеет особые свойства в отличие от других материалов. Какие же эти свойства? Прозрачность и непрозрачность, особый блеск, размер, различные формы. Но самое главное- изделия, изготовленные из бисера, несут в себе отличное настроение.
Когда я бываю в храме, я всегда восхищаюсь его убранством, величием его икон и иконостаса. Поэтому мне захотелось сделать у себя дома маленький иконостас.
Иконостас – это центральная часть убранства храма, стена из икон, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Он состоит из икон, расположенных ярусами. Число ярусов бывает от трех до пяти.
В домашнем иконостасе используют небольшое количество икон.
Икона — это не просто семейная реликвия, которая передается из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи. В прошлом веке во время гонений на церковь были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы. Людям не разрешали крестить детей, иметь в доме иконы. В настоящее время, когда восстановлены многие разрушенные храмы, построены новые, у православного христианина возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Где и как правильно их разместить? Каждая икона имеет свое значение, к каждой иконе нужно обращаться с разными молитвами.
Цель проекта: изготовить очередную икону из бисера.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- Провести исследование литературы об истории вышивки бисером.
- Изучить основную технику выполнения вышивки бисером.
- Используя полученные знания, применить на практике в виде выполненных изделий.
Набор первоначальных идей
Перед тем, как начать свой творческий проект, я обдумывала несколько вариантов – откуда взять иконы?
Икона « Алексий божий человек».
Такую икону купить можно, но она стоит дорого. Я пыталась вышить крестиком, но очень трудно подобрать нитки . У меня получилось подобрать нужный бисер, поэтому я эту икону вышила бисером.
Икона «Богородица –умиление».
Это вторая икона моей коллекции, которая была вышита бисером.
Разработка лучшей идеи
Я выбрала вариант под №2 так как икона соответствует требованиям для моего проекта(она большая по объему, легок в вышивании и очень красивая).
Материалы и инструменты
- 1 Канва
- 2 Бисер (разных цветов)
- 3 Тонкая ручная игла
- 4 Нитки
- 5 Ножницы
Последовательность
выполнения работ
Инструменты, оборудование, материалы
Книги, журналы, эскизы
Выполнение вышивки по схеме шов « вприкреп»
Схема, модель, ленты, нитки, игла
Будь внимателен при работе с иглой и ножницами
Будь внимателен при работе с ножницами
Утюг, гладильная доска
Будь внимателен при работе с утюгом
Картон, рама, игла, нитки
Будь внимателен при работе с иглой и ножницами
Конечный контроль качества изделия
Бисер – великолепный по своим декоративным качествам материал. Он привлекал внимание мастеров с незапамятных времен. Предшественники бисера – стеклянные бусины – украшали одежду древнеегипетских фараонов.
Центром производства бисера в Европе была Венецианская республика. Здесь изготавливали зеркала, бусины, пуговицы, бисер и прочее. Благодаря тщательной охране секретов стекольного мастерства ( к ним относились состав стекольной массы, производство соды и т.д.), Венеции до конца 17 века удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла. Эту монополию нарушили мастера Богемии (Северная Чехия). Они разработали технологию получения так называемого «лесного стекла», заменив соду древесной золой. Богемское стекло хорошо подвергалось огранке и обладало великолепными оптическими свойствами. Постепенно богемский бисер потеснил венецианский на мировом рынке. И в настоящее время Чехия является одним из основных производителей бисера в мире.
Использовался бисер и в Древней Руси. Первые сведения об этом относятся к 9 – 12 вв. Предшественником бисера на Руси был жемчуг. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала, так как пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в реках и озерах. Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные мелким речным жемчугом, а с 18 века и бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма.
Жемчуг и бисер также широко использовались в светском и церковном шитье. Иноземных гостей России удивляло широкое использование жемчуга и бисера в декоративных целях, а также мастерство русских вышивальщиц. О них в конце 16 века писал шведский путешественник Петрей: «В шитье они опытны и искусны, так что превосходят многих вышивальщиц жемчугом, а их работы вывозились в далекие страны.»
Первая попытка в России создать собственный бисер относится к концу 17 века, когда при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по изготовлению бисера. Однако, несмотря на усилия русского ученого М.В.Ломоносова, в совершенстве владевшего техникой изготовления цветного непрозрачного стекла для мозаичных панно, наладить массовый выпуск отечественного бисера тогда не удалось. Бисер и стеклярус (модификация бисера удлиненной цилиндрической формы) продолжали ввозить в Россию из-за границы.
«Золотым веком» бисера в России были вторая половина 18 и первая половина 19 столетий. Из него изготавливались самые разнообразные изделия: церковные украшения, кошельки и ягдташи, чехлы для шкатулок, чернильниц и чубуков – бисером вышивали ризы, платья и даже целые картины. Но потом это искусство захирело, и теперь этими замечательными изделиями можно полюбоваться только в музеях.
В 30-50-е годы 20 века искусство вышивки и бисероплетения начало возрождаться. В моде были расшитые стеклярусом платья, сумочки и кошельки. В 60-е годы были популярны феньки в движении хиппи.
К сожалению, в наши дни многие секреты старых мастеров утрачены. Но интерес к бисеру окончательно не угас. В последнее время создаются кружки и курсы по бисероплетению и вышивке бисером, нередко украшения, выполненные из этого материала, можно встретить в магазинах и на выставках.
Уход за изделием
Чтобы изделия сохраняли свою красоту нужно помнить элементарные правила:
Хранить такие изделия нужно в сухом месте. Нельзя допускать попадания на изделия прямых солнечных лучей. Лучше всего хранить их в коробочках, шкатулках или же в мешочках, но обязательно в расправленном виде. Иначе изделия могут деформироваться. Нельзя оставлять изделия возле обогревательных приборов.
Нежелательно попадание на изделие косметики и духов. Поэтому сначала нужно надеть одежду, уложить волосы, воспользоваться косметикой и парфюмерией и только потом надеть украшение. Раздеваясь, впервую очередь надо аккуратно снять украшение.
Если Ваши украшения запылились, удалить пыль можно струей холодного воздуха из фена. Протирать изделия из бисера можно сухой мягкой тканью. Нельзя наносить лак на изделия, нельзя полировать их.
Не разрешайте маленьким детям играться украшениями. Берегите украшения от домашних питомцев.
Если Вы будете придерживаться этих не сложных правил ухода за изделиями из бисера, внешний вид изделий не изменится и они будут долго радовать Вас своей красотой.
Это следует знать.
1. До начала работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
2. Во время работы ножницы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об острые концы.
3. Брать и передавать ножницы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами вперед.
4. Иглы, булавки, ножницы, наперсток хранят в специальной шкатулке с крышкой.
5. Если игла не нужна, ее следует вколоть в подушечку.
6. Нельзя пользоваться ржавой иглой (такая игла может легко сломаться).
7. В процессе работы иглой необходимо пользоваться наперстком.
8. По окончании работы нужно посчитать количество иголок и булавок в игольнице — их должно быть столько, сколько было в начале работы; убрать рабочее место.
Проект по технологии «Вышивка бисером»
Каждый год в школе мы выполняем проекты, которые отражают наши творческие способности, фантазию, умения, приобретенные на уроках технологии и в кружках прикладного творчества.
В плане моего проекта научиться вышивать бисером и усовершенствовать свои возможности в области ручной вышивки и проектной деятельности. Я хочу овладеть технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе. Я надеюсь, что у меня все получится, и я смогу сделать маленький иконостас. Я увлекаюсь разными видами рукоделия: такими как вязание, вышивание, аппликация. Бисер это необыкновенный материал и возможности его безграничны . С помощью бисера можно сделать много интересного. Бисером можно украсить все что захочешь по вашему воображению. Стекло имеет особые свойства в отличие от других материалов. Какие же эти свойства? Прозрачность и непрозрачность, особый блеск, размер, различные формы. Но самое главное- изделия, изготовленные из бисера, несут в себе отличное настроение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
по технологии на тему «Вышивка бисером»
ученицы 9 «А» класса
Поповой Яны Сергеевны
Руководитель проекта: учитель искусства и технологии
Быба Лариса Николаевна
1.1. Выбор и обоснование темы проекта……..………….………………….4
1.2. Определение задачи и её формулировка……………………………….4
1.4. Разработка идей и выбор наилучшего ……….………………………. 7
2.1. Инструменты и материалы и для работ…………………………………9
2.2. Основные приемы вышивки бисером…………………………………. 10
2.3. Технология изготовления………………….……………………………..11
2.4. Правила техники безопасности………………………………………….12
3.1. Экономическое обоснование………………………………….…………13
3.2. Экологическое обоснование……………………………………………..13
Мои родители эти летом сделали ремонт в гостиной. Гостиная это комната, где собираются все члены семьи для совместного отдыха и общения. Поэтому родители постарались создать уютную обстановку, подобрали соответствующую цветовую гамму обоев, мебели. Мне тоже захотелось внести свой вклад. Я давно хотела создать картину вышитую бисером, но никак не могла определиться с выбором сюжета. Для этого мне пришлось пересмотреть множество идей в Интернете. Я определилась с выбором — это будет картина «Влюбленные». Рукотворное изделие всегда оригинально и неповторимо и работа в этой технике даст мне возможность воплотить на практике мои творческие художественные способности.
Для успешного выполнения проекта я поставила цель:
— выполнить картину в технике «вышивка бисером».
изучить историю появления вышивки бисером;
выбрать интересный сюжет картины для вышивания;
хорошо овладеть техникой «вышивка бисером»;
увлечь других людей занятиями вышивкой;
научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.
Объект исследования: Бисер.
Предмет исследования: Вышивка.
Гипотеза: Я считаю, что занятие вышивкой бисером приносят пользу здоровью человека и это не современный вид рукоделия, а древнее занятие, уходящее корнями в наше прошлое.
1.1. Выбор и обоснование темы проекта.
Чтобы дом был уютным и красивым, не обязательно покупать дорогие вещи. Создать тепло и уют можно с помощью изделий, выполненных своими руками. Я решила сделать родителям сюрприз.
У моих родителей годовщина свадьбы. И я не знала, что им подарить. Мама всегда мне говорит, что подарок, сделанный своими руками, очень дорогой. Поэтому я решила сделать тематическую картину бисером.
Преимуществом этого изделия является то, что его изготовление не требует особых затрат, все необходимое для работы можно найти без затруднения.
Оно должно быть оригинальным, эстетичным, качественным, красивым, самое главное, должно создавать радостное настроение.
1.2. Определение задачи и ее формулировка.
Работу из бисера трудно найти в магазине. Но можно создать желаемое своими руками, и у этого есть целый ряд неоспоримых преимуществ.
Во-первых, собственноручно расшитая работа обойдется вам намного дешевле.
Во-вторых, вы станете обладательницей уникального изделия. Вышивка бисером — это еще и невероятно модно.
Конечно, и в бутиках можно встретить оригинальную вещь, однако стоить она будет немало. Даже если узор, которым вы воспользовались, придуман не вами, а опытным дизайнером, он все равно будет единственным в своем роде, ведь вы вложили в него частицу своей индивидуальности, своей души. И, наконец, самое главное: вышивая бисером, вы получите огромное удовольствие. Не случайно современные женщины стали все чаще и чаще обращаться к рукоделию.
Третье, медики признают, что вышивание прекрасно успокаивает нервы, снимает стресс.
Тут-то и придет на помощь приятное занятие — вышивание. Не надо бояться, что оно отнимет слишком много драгоценного времени, которого вечно не хватает, ведь вышивать можно не только по выходным дням, но и вечерами, во время просмотра любимых фильмов и мультиков. Рукоделие телевизору не помеха.
Вышивание — созидательный и творческий отдых, хорошее лекарство против стресса, страхов и тревог.
В-четвертых, бисер дает отличную возможность подарить «вторую жизнь» старой одежде, обновить свой гардероб.
Купив новую простенькую и недорогую вещицу, вы можете расшить ее бисером и превратить в шикарную вещь. Костюм моды позапрошлогоднего сезона вновь станет актуальным, и для этого всего-то нужно подобрать подходящий бисер и проявить немного фантазии и терпения. Вышивка бисером хороша еще и тем, что она быстрее, чем многие другие виды вышивания, позволяет увидеть результаты своего труда. Этот вид рукоделия не слишком сложен и незамысловат.
Пятое, умение вышивать бисером избавляет от проблемы ломать голову над извечным вопросом: что подарить подруге, маме, бабушке на день рождения, восьмое марта, новый год, и другие праздники.
Шестое, любая вышивка, в том числе и бисерная, объединяет, помогает найти общий язык с самыми разными людьми.
Прародительницами бисера были бусины-амулеты, которые человек вытачивал из костей и зубов убитых животных. В древнем Египте из кусочков кварца с наплавленными на него цветными стеклышками делались ожерелья, нагрудники, оплечья для фараонов и их родственников. Отдельные бусины, созданные руками умелых мастеров, были так хороши, что египтяне оправляли их в золото и во время больших праздников подносили в дар своим богам. Маленькими бусинами отделывали свою одежду, обувь, пояса и головные уборы скифы и сарматы. Индейцы украшали бусинами жилища, налобные повязки, ритуальные пояса, культовые предметы, детские колыбели, вплетали бисерные ленты в волосы. На одно платье индейской женщины порой уходило до шести килограммов бисера.
Появление стеклянного бисера связывают с развитием стеклоделия, которое возникло в Финикии около шести тысячелетий назад. Существует легенда, рассказывающая, как произошло открытие стекла. Однажды финикийские моряки везли из Африки большой груз соды. Остановившись на ночлег, на берегу моря, они развели костер и обложили его не камнями, как обычно, а кусками соды. Моряки уснули, костер погас. А утром они увидели в золе прозрачный твердый слиток и догадались, что это расплавленная сода. Так возникло стекло, из которого стали делать бусы. Сначала они были крупные, потом становились мельче, и, наконец, появился бисер. Он был красив и удобен для рукоделия и потому сразу же привлек внимание мастеров. Финикийцы делали бисер по той же технологии, что и египтяне, однако они наплавляли стекло на стерженек из кости или камня.
Такой бисер в те времена стоил немало: в Африке за несколько нитей стеклянных бусин можно было купить одного, двух рабов. Финикийцы долгое время торговали бисером по всему Средиземноморью. Потом бисер стали делать в Риме, затем в Византии. Традиции византийских умельцев переняли мастера Галлии и Германии. Правительство Венецианской республики приняло закон, по которому вывоз за границу материалов, применявшихся в стеклоделии, а также осколков необработанного стекла был запрещен. Нарушителей строго наказывали. Мастера или купца, нарушившего этот закон, могли объявить изменником государства и казнить, а его семью заточить в темницу. К стеклодувам, подозреваемым в разглашении важной государственной тайны, часто подсылали наемных убийц. Секрет изготовления стекла бережно хранился, хотя главным ингредиентом стекольной массы по-прежнему оставалась сода.
До конца XVIII века бисер изготавливался вручную, в начале ХIХ столетия для создания маленьких бусинок стали использовать специальные станки, вытягивавшие стеклянную массу в тонкие нити. Эти нити разрезали на мелкие кусочки — бисеринки. Бисеринки, сделанные машинным способом, стоили не слишком дорого, и с того времени носить вышитую бисером одежду могли позволить себе не только представители знати. Огромный интерес к бисеру не обошел стороной и Россию. Находки археологов свидетельствуют о том, что бисер и стеклярус с незапамятных времен применялся жителями Древней Руси для украшения одежды, головных уборов, обуви.
Первые письменные упоминания о маленьких бусинках, нашитых на одежду, датированы IX—ХII веками. Путешественники, посещавшие Россию в те времена, удивлялись тому, что бисер и жемчуг повсеместно употреблялся в декоративных целях. Восхищались иноземцы и умению русских рукодельниц, создававших настоящие шедевры вышивального искусства. Национальную и праздничную одежду украшали бисером многие народы России и сопредельных территорий. Женщины расшивали золотом, жемчугом и бисером передники, отделывали бисером юбки, рукава рубах, передники и головные уборы. Вышивка бисером в настоящее время скорее просто ремесло или приятное увлечение.
Остается надеяться, что когда-нибудь шитье бисером вновь обретет статус искусства, каковым оно было в прошлом, в те времена, когда создавались замечательные картины и панно, хранящиеся в наших лучших музеях России: Государственном историческом, в Государственном музее этнографии, Эрмитаже и Русском музее.
1.4. Разработка идей и выбор наилучшего варианта
Приступая к проектированию изделия, необходимо представить ряд вариантов подобного изделия, чтобы выбрать какой вариант подходит больше.
1.Сложня картина, боюсь не успеть к годовщине моих родителей, так как я новичок в вышивке бисером
2.Средней сложности картина. Подходит под выбранную темы, но вышивать надо крестиком.
3.Средней сложности, но она мне подходит.
Не долго думая, я нашла подходящую схему картины вышивки бисером в интернете. Тритий вариант, я бы сказала несложная картина. И так как я новичок, то решила выбрать именно ее.
2. Технологический этап.
2.1. Инструменты и материалы.
Техника вышивки бисером достаточно проста, но и в ней есть свои секреты.
Нитки. Для вышивки лучше использовать капроновые или хлопчатобумажные нитки белого или бежевого цвета. Вышивают в одну нить. Для того, чтобы нить не вилась и не путалась, можно навощить ее воском (прижать нить пальцами к воску и протянуть через него, излишек воска удалить, продернув нить через зажатые пальцы).
Также можно использовать леску, ее на вышитой картине совсем не видно и она не путается.
Пяльцы. Рекомендую вышивать на пяльцах прямоугольной формы. Если нет пялец, можно натянуть ткань на деревянную рамку и закрепить кнопками.
Бисер. Бисер пришивается в технике «полукрест» с постоянным соблюдением направления диагонали. В бисерной вышивке перетяжки нити или лески с изнаночной стороны не делают. После того, как рабочая нить заканчивается, ее закрепляют с обратной стороны двойным узелком, также как при обычном шитье.
Вышивка. Если некоторые фрагменты рисунка не вышиваются, тогда вышивайте частями. Т.е. дойдя до фрагмента рисунка, обходите его стороной – сначала с одной стороны вышиваете, затем с другой.
1. Вставьте нить или леску в иголку и сделайте узелок. С изнаночной стороны схемы вставьте иголку в точку левого нижнего угла. Наберите бисеринку соответствующего цвета и вставьте иголку в правый верхний угол. Натяните нитку. Выведите нитку с иголкой на лицевую сторону вышивки в нижний левый угол выбранной клетки канвы и пришейте также вторую бисерину. Наклон бисеринок остается неизменным – слева направо. Все бисеринки обязательно должны иметь одинаковый наклон, иначе вышивка будет выглядеть неаккуратно.
2. Вышиваем весь ряд, соблюдая порядок: игла выходит из левого нижнего угла, нанизывается бисеринка и игла вставляется в правый верхний угол. Закончив первый ряд, спускаемся на второй. В этом случае игла выходит из правой верхней точки, а входит в левую нижнюю точку. Третий ряд вышивается, как первый.
3. Если следующий ряд по схеме оказался короче предыдущего, можно не закрепляя нить, мелкими незаметными стежками, пройти до нужного Вам места и продолжить вышивать. Если в картине используются еще и крупные бусины, то их можно пришить по окончанию работы.
2.2. Основные приемы вышивки бисером
Шов «Монастырский» — похож в исполнении на первые стежки вышивки крестом. По лицевой стороне направляются по диагонали стежки с бисеринками, а с изнаночной стороны стежки получаются вертикальные. На каждый стежок на лицевой стороне нанизывается по одной бисеринке, делается диагональный стежок и нить уходит на изнанку близко к бусине. На изнанке делается вертикальный стежок, нить снова выходит на лицевую сторону и делается ещё один диагональный стежок с бисеринкой.
«Строчный» шов. На каждый стежок приходится одна бисеринка. Выведите иглу с изнаночной стороны между первым и вторым значками бисера, нанизывайте первую бисерину и введите иглу перед первым значком бисера. Теперь выведите иглу с изнаночной стороны между вторым и третьим значками, нанизывайте вторую бисерину и введите иглу между первым и вторым значками. Выведите иглу с изнаночной стороны между третьим и четвёртым значками, нанизывайте третью бисерину и введите иглу между вторым и третьим значками бисера. Если нужно, чтобы линия была ровной и плотной, и бисеринки не отклонялись в стороны, то по завершении каждого ряда протягивайте нить через выполненный строчной шов.
«Арочный» шов. Применяется, если не требуется плотного прилегания бисеринок к ткани или желательно, чтобы вышивка не была жесткой. На каждый стежок с лицевой стороны нанизывайте несколько бисеринок, но прикрепляйте к ткани только одну из них, находящуюся на пересечении стежков. При этом способе шитья бусины располагаются более свободно, вышивка получается менее жесткой.