- Техника холодного батика в 6 шагов
- Материалы для холодного батика
- Краски для холодного батика
- Резерв для холодного батика
- Кисти и губки для батика
- Процесс изготовления холодного батика
- 1. Выбор рисунка
- 2. Перенос рисунка на ткань
- 3. Закрепите ткань на раме
- 4. нанесите резерв на ткань
- 5. Роспись батика красками
- 6. Фиксация красителя на батике
- Резерв для работы с батиком
- Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
- Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
- Батик и дизайн Ольги Москалец
- Авторский блог художника
- Как остановить краску
- Резерв для работы с батиком
- Войти
- Все, что вы хотели знать о резервах и резервной линии , но стеснялись спросить:)
Техника холодного батика в 6 шагов
Техника окраски ткани холодный батик это очень творческий и интересный процесс. Вы можете создать картину любой сложности на ткани. Все зависит от навыков и фантазии художника. Сейчас вы узнаете, что вам потребуется для работы и ознакомитесь с процессом.
Материалы для холодного батика
Нам нужен материал, на котором можно рисовать. Обычно для батика используется шелк. Он идеально подходит для техники холодного батика. Но можно использовать и другие материалы, такие как хлопок или сатин, а в некоторых случаях вы можете использовать шерсть. Холодный батик лучше всего рисовать на ткани из натурального волокна. Если вы новичок, лучше используйте хлопок или сатин, а в будущем с практикой вы сможете переключиться на шелк.
Краски для холодного батика
Красители для тканевой живописи в технике холодного батика это краски на водной основе. Существует широкий спектр производителей и большое разнообразие цветов, доступных на рынке. Для новичка удобнее сразу приобрести комплект красок с основными цветами. В процессе рисования вы можете смешивать краски и получать желаемые оттенки и цвета. Существуют красители для шелка и универсальные, которые подходят для любой ткани. Внимательно почитайте руководство по применению, прежде чем покупать краски! Все производители красителей для ткани указывают, какие материалы подходят для этой краски, независимо от того, устойчивы ли они к вымыванию воды и необходим ли метод фиксации.
Резерв для холодного батика
Резерв является основой для техники холодного батика. Резерв представляет собой полужидкое адгезивное вещество, которое отделяет окрашенные области на ткани. Существует прозрачный резерв, который затем можно смыть теплой водой и контурами разных цветов для окрашивания тканей, а также резерв, который становится частью изображения и фиксируется (устойчив к вымыванию) вместе с красителями.
Кисти и губки для батика
Для нанесения красителей на ткань вам понадобится:
- Контейнер с водой для мытья кистей
Бумажные салфетки для сухих щёток
Палитра для смешивания цветов.
Процесс изготовления холодного батика
Давайте рассмотрим основной принцип техники холодного батика. Этот метод довольно прост. Изображение переносится на ткань, очертания областей ткани резервируются, а затем ткань окрашивается. Важно помнить, что резерв и краски должны наноситься равномерно и аккуратно. Опишем процесс в 6 шагов:
1. Выбор рисунка
Вам нужно выбрать шаблон, который можно разделить на ограниченные замкнутые области одного цвета. Идеально подходят рисунки из детских раскрасок.
2. Перенос рисунка на ткань
Рисунок переносится на ткань тканевым карандашом или исчезающим маркером, который затем смывается. Просто закрепите рисунок под своей тканью и обведите контуры. Если ткань толстая, лучше подсветить узор лампой.
3. Закрепите ткань на раме
Возьмите раму соответствующего размера и прикрепите к ней ткань. Ткань должна быть прочно натянута, от этого зависит качество картины.
4. нанесите резерв на ткань
Заполните стеклянную трубку резервом или возьмите предварительно изготовленную контурную трубу с соответствующим диаметром сопла. Сначала попробуйте на кусочке ткани, плотно прижмите контурную трубу или стеклянную трубку к ткани. Помните, что наш резервный контур должен следовать шаблону равномерно и четко. Каждый цвет должен быть замкнут, чтобы предотвратить случайное просачивание краски. Высушите поверхность феном или просто подождите пока резерв высохнет.
5. Роспись батика красками
Перед заливкой контуров вам необходимо проверить их на замкнутость. Чтобы сделать это, возьмите губку, пропитанную чистой водой с каплей шампуня и промокните область. Если вода не выходит за пределы контура, то все сделано правильно. В областях, где контур не был замкнут, снова нанесите резерв и снова проверьте целостность контура.
Красители наносят кистью или ватным тампоном. Чтобы краска равномерно растекалась, смочите область заливки водой.
6. Фиксация красителя на батике
Дайте вашей картине полностью высохнуть, затем ее можно снять с рамки. Возможно, вам придется поправить некоторые области. Ознакомьтесь с инструкциями производителя по фиксации красителя. Некоторые красители фиксируются путем глажки утюгом. Другие красители фиксируются феном или в духовке.
Ваше прекрасное творчество завершено. Используйте технику батика для создания картин, украшений для дома, домашней мебели, одежды и многого другого. Это восхитительное хобби и приятный способ выразить свою креативность и раскрыть талант.
Резерв для работы с батиком
Доставка Бали — Москва (склад) Бесплатно / WhatsApp
Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
В этой статье пойдет речь о резервах на бензиновой основе фирмы “Гамма”. Резервирующий состав на основе воды можно наносить сразу, аккуратно выдавливая вещество из тубы. С подобной задачей любой новичок, только-только открывший для себя искусство батика, справится без проблем. Профессионалы называют процесс нанесения состава на шелк “сделать клеевую”. Клеевая – это и есть ткань с контуром.
Как нанести резервирующий состав для батика на ткань?
После того, как вы перенесли рисунок на шелк, закрепленный на раме, нужно подготовить резерв для батика к использованию. Перемешайте содержимое баночки, а затем возьмите грушу. Втяните в грушу резерв и выдавите в стеклянную трубочку. Когда будете покупать грушу – ищите тонкий носик. Сколько резерва набирать? Обычно заполняется круглый резервуар.
Затем возьмите пару салфеток и положите рядом с собой. Время от времени придётся вытирать носик трубочки. Держать её при наведении контура необходимо под углом в 90 градусов, хотя, если посмотреть фото в Сети, то можно заметить, что мастера батика приспосабливаются по-разному.
Главное, чтобы в итоге у вас вышла чёткая, ровная линия без разрывов . Это очень важно! Когда резервирующий состав для батика высохнет, на что уходит от 10 минут до 2 часов, посмотрите на свету, нет ли просветов. Если да, то отметьте пропуски карандашом и снова наведите контур.
Когда резерв высох, можно приступать к росписи. Если нет уверенности в том, что ткань хорошо пропиталась составом, – возьмите чистую кисть, окуните в воду и покройте нужный участок. Посмотрите, не выходит ли вода за линию. Иногда в воду добавляют шампунь. Если резервирующий состав – очень густой, то его разбавляют. Если жидкий – берут загуститель. На первых порах старайтесь вести линию не слишком быстро, но и не медлить, чтобы не получилось клякс.
Кстати, если вы не хотите ждать, пока резерв высохнет, – включите фен. После того, как вы смогли нанести резервирующий состав для батика на ткань, трубочку хорошо промывают бензином или уайт-спиртом.
Батик и дизайн Ольги Москалец
Авторский блог художника
Как остановить краску
Интересуясь батиком, вы наверняка неравнодушны к самим тканям. И наблюдая за их разнообразием, обязательно замечали как по-разному ткань реагирует на попавшую на нее капельку воды… По плащевке помчится, что и заметить не успеешь; по толстой пальтовой ткани чинно и медленно впитается пятнышком. А по нежному шелку тоненькой струйкой сбежит к низу.
Любители техники «акварель по-мокрому» обязательно в батике начнут осваивать свободную роспись. Поверхность ткани конечно же совершенно иная, нежели у бумаги. Но принцип росписи по увлажненной ткани тот же, что и у акварели.
Желательно всем, кто знакомится с батиком начать именно со свободной росписи.
А потом появляется желание поуправлять текучестью краски. Для этого тоже существует несколько методов. И здесь я расскажу про один из них.
Техники холодного и горячего батика предусматривают в своей технологии наличие такого материала как резерв для батика.
Про горячий батик в этой заметке скажу лишь, что резервирующим составом в нем является воск или парафин. А подробнее (ведь горячий батик этого заслуживает!) я напишу в других статьях.
А вот на резерве для холодного батика остановимся подробнее. Часто холодный батик начинает напоминать витраж благодаря контурам между цветными пятнышками. Эти контуры как раз для того и предназначены, чтобы остановить текучесть краски. А при наличии профессиональных знаний, этими линиями еще можно обыграть и форму и цвет.
Начиная осваивать уроки батика еще в 1992 году, покупка не то, что готового резерва, а и обычной баночки резинового клея уже было счастьем!
Для того, чтобы обучаться холодному батику, резерв для него варили сами.
Кроме резинового клея, являющегося связующим и пластификатором, в состав батик резерва входят бензин и парафин. Смесь взрывоопасная и хорошо «пахнущая»! А варить ее надо на водяной бане на огне.
И вы думаете меня это остановило? Нисколько, я и сейчас кроме готового резерва, еще использую и собственного изготовления.
Почему? Об этом по порядку.
Сразу позабочусь о тех, кто не переносит резких запахов. В продаже есть резерв для батика на основе гутты с более ненавязчивым запахом. Потому как используется очищенный бензин. Для работы необходим к ним разбавитель — бензин(лучше-очищенный), иначе резерв слишком густой.
Есть еще группа резервов, которые разбавляются водой до нужной консистенции. И, соответственно, во время стирки смываются. У вас останется просто чистый шелк. Пока не пробовала. Но собираюсь, и вам об этом потом расскажу.
Когда попробовала акриловые цветные резервы, меня шокировал их наконечник! Такую ширину линии я не использую! И краску они пропускают 🙁 . То есть их можно использовать поверх основного резерва как декоративную отделку. Но ширина линии — это не мое.
Для создания тонких цветных линий я пользуюсь обычной худож. масляной краской. Обезжирив (выдавив немножко на бумагу на несколько часов, а лучше на ночь), добавляю в прозрачный резерв. Посмотрите страницу «Галерея» с моими работами для наглядности 🙂 . До необходимой консистенции довожу бензином.
Бесцветный резерв как гаммовский, так и собственного изготовления так же разводится бензином. А если необходим погуще — просто оставьте емкость с резервом приоткрытой — лишний бензин испарится (только не переусердствуйте! 🙂 )
акриловый цветной резерв
Для нанесения резерва я использую стеклянные трубки с разными диаметрами выходных отверстий. После использования, промываю бензином.
Возможно, у вас остались вопросы? С удовольствием отвечу в комментариях.
Про другие материалы для батика, а именно о выборе подрамника я рассказала в статье «Подрамники«. А вот — про кисти для батика.
Совсем скоро покажу вам свой новый батик с магнолией и немножко идей по дизайну интерьера… Заглядывайте почаще!
Резерв для работы с батиком
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Все, что вы хотели знать о резервах и резервной линии , но стеснялись спросить:)
Так — как я уже долго работаю в технике холодного батика и преподаю его , я много рассказываю о технике и много нюансов, таких, которые приходят с опытом и в книжках про них не пишут. Весь опыт основан на собственных шишках , возможно в некоторых случаях субъективен, однако эта информация поможет вам понять некоторые моменты и избежать многих ошибок 🙂
(если мои ручки дойдут, эти самые «некоторые моменты» обязательно проиллюстрирую)
Коллеги, если вы с чем-то категорично не согласны или можете как-то дополнить — плиз 🙂
Вначале просто про резерв. Для чего он нужен – ответ прост, удерживать краску в заданных границах. Но очень часто случаются протеки.
Необходимо научиться « видеть линии», т.е. уметь определять целостность резервной линии, понимать пропитала ли она ткань и соизмерять ее толщину с плотностью ткани.
Проверить целостность линии можно на просвет — видны все огрехи. Линия должна быть сплошной, все стыки должны примыкать друг-другу и не иметь «щелей».
Чтобы проверить пропитал ли резерв ткань,посмотрите на работу с изнанки, и если где-то резерв плохо пропитал ткань — это видно. Волокна ткани остаются белесыми, а должны или потемнеть , если резерв бесцветный или полностью окраситься цветом, если он цветной. Но будьте внимательны !
Точно убедиться , что все хорошо — поможет всем известный способ. Распишите работу водой и все огрехи себя сразу обнаружат! Однако при не аккуратной росписи все равно возможны протеки. Помните, что если вы коснетесь кистью резервной линии – краска просто «перепрыгнет» на другую сторону.
Про резервы и фирмы.
Резервы делятся на две группы : резервы на основе резинового клея или каучука и соответствующего растворителя и на резервы на водной основе (контуры -резервы).
Резервы бензиновые и каучуковые хорошо держат краску, имеют неприятный запах, проще в работе. Не удаляются полностью из ткани, только после бензиновой ванны (или соответствующего растворителя). Если работать этим резервом без фанатизма, это совершенно не мешает, после глажки и стирки становится как-то мене ощутим, но может это у меня глюки?!
Если говорить о цветной группе этих резервов, то они очень неудовлетворительные.
В случае, когда резерв загустел, его можно чуть-чуть разбавить соответствующим растворителем , до необходимой консистенции, но аккуратно, чтобы это не повлияло на его резервирующие свойства. Если же такой резерв,наоборот, слишком жидкий, то ему надо дать немного постоять с открытой крышкой, лишняя влага уйдет и он станет более густым.
1.Резерв фирмы «Гамма» на основе резинового клея и бензина.
Имеет резкий специфический запах. Работать им необходимо в легко проветриваемом помещении.
Бывает прозрачный , черный , красный, зеленый , синий, металик (золото, серебро, бронза).Хорошо пропитывает даже плотную ткань и хорошо держит краску.
Бесцветный резерв на ткани не заметен, но полностью не выстирывается, только при хим. стирке или в самом бензине / растворителе.
Цветной резерв при высыхании теряет цвет. Черный становится серым, остальные цвета также блекнут.
2.Гута — контуры на основе каучуковой субстанции и растворителя разных иностранных фирм .
Имеет резкий специфический запах, но не такой сильный и неприятный как гаммовский. Хорошо пропитывают ткань. Цветные – тоже блекнут.
Т,е. если вам нужен не черный а серый цвет резервной линии — то вполне подходит, но это точно не черный.
Золотые и серебряные… в них как бы частички металла, их сложно размешать. Наносить на ткань неудобно, т.к частички металла неравномерно вытекают и пропитывают ткань.
Легко выстирываются из ткани – не понравились вообще. Но это я про иностранные, гаммовские металики я не пробовала, хотя видела /нюхала ( как я поняла принцип у них тот же — частички металла).
3. Контуры – резервы на водной основе.
Не имеют резкого запаха.
Хорошо пропитывают тонкую ткань . Ткань средней плотности тоже хорошо пропитывают, но надо следить , чтобы линия была достаточно толстой,
либо применять двойное резервирование (с обратной стороны). Также при росписи красками надо стараться расписывать ткань полусухой кистью.
Бесцветный контур полностью выстирывается из ткани.Эти контуры — резервы
фиксируются утюгом и отлично сохраняют свой цвет. В составе металиков идет пигмент, держатся на ткани очень хорошо.
Цветные и металики обязательно надо хорошо проглаживать и потом можно стирать.
Я опробовала и довольна контурами фирмы PEBEO, MARABU и JAVANA
Явана и пебео у меня держат краску на эксельсиоре и фуляре.
Марабу держит даже на крепдешине, черный держит хуже, белый перламутр и графит держат даже на тонком атласе. Эти резервы бывают разной консистенции.
Если резерв сильно жидкий – слабый состав, не держит краску, если сильно плотный – плохо пропитывает ткань .
Контуры Lefranc & Bourgeois позиционируют себя как резервы, но краску держат очень плохо (во всяком случае у меня)
4. Контуры декоративные и глитеры.
Предназначены только для декора ткани.
Проблемные моменты и как их избежать 😉
Вообще, я рекомендую начинать работу в холодном батике с резерва фирмы «Гамма» (резерв может быть и самосваренный, я имею ввиду резерв на основе резинового клея и бензина)
Он, конечно, имеет неприятный запах, но это резерв –зверь. Он самый простой в работе. Во-первых его можно наносить из трубочки, а более ровные линии получаются именно при нанесении резерва из трубочки (у начинающих), во – вторых по началу новички «не видят» линию.
Итак , начнем 🙂 Вот взяли Вы трубочку в руки, вытерли кончик бумажкой — рука немножко трясется — это нормально)))теперь запомните! Когда вы не работаете трубочкой , а зеваете или мечтательно засмотрелись в окно:) -вы держите трубочку ВСЕГДА так, чтобы верхний её конец всегда был выше, а носик трубочки при этом всегда смотрел вверх. Установите так трубочку и прикройте глаза, руки должны запомнить это положение, а кровь впитать его в мышцы:)
Почему ? Потому что как только вы перестали наводить линии этой трубочкой, очень часто вы , как бы по логике вещей, чтобы резерв не вытекал из носика . — переворачиваете трубочку вверх тормашками . и теперь резерв может вытечь из другого отверстия. ) Вот честно, у меня на курсах почти все так делают, поэтому предупреждаю.
Дальше можно поводить трубочкой на пробном кусочке ткани, желательно той, на которой будете делать работу. Зачем? Чтобы посмотреть как быстро/медленно надо вести трубочку , чтобы резерв пропитывал именно эту ткань .
Теперь приступайте к наводке резерва на работе. Да куда ж вы так спешите. Мы о чем уже столько толковали?
Да! Когда быстро ведешь трубочку — руки меньше трясутся и линия вроде аккуратней, но резерв-то не успел ткань пропитать, придется все равно проводить линию повторно, а попасть в первую линию скорее всего не удастся, поэтому линия получится еще менее аккуратная. Поэтому все-таки потренируйтесь на свободном кусочке, поймайте скорость с которой надо вести трубочку и приступайте.
Итак, вам кажется , что резервная линия сплошная и вполне себе не тонкая, что она удержит краску. но опять таки, по началу , даже , если линия сплошная, но тонкая и ее нечаянно коснуться кистью при росписи – краска перепрыгнет на другой фрагмент… Просто помните об этом.
Работая гаммовским резервом легче сделать «правильную» линию, не имея опыта и навыков. При правильном нанесении держит краску даже на плотном атласе и туали.
Каучуковые из трубочки плохо льются, они по природе более вязкие, а если их разбавить так чтоб из трубочки – это уменьшит их резервирующие свойства. Поэтому только из тюбика.
А тюбик + аппликатор = неровные линии (без опыта.) Потому что работать им и упереть руку во что-то или на что-то сложно. Пахнут меньше, цвета тоже тускнут. А золото и серебро… в них как бы частички металла, которые из трубочки вообще не выползают, их сложно размешать для равномерного появления из носика этих самых частичек…легко выстирываются – не понравились вообще, но об этом я уже писала 🙂
Контуры -резервы на водной основе
Именно при работе с ними у новичков возникает большинство проблем. Попытаюсь их раскрыть и объяснить.
При работе резервами на водной основе важно уметь соизмерять толщину линии и плотность ткани. Даже если вы провели сплошную линию и она пропитала ткань, посмотрите на ее толщину!
Так как это резервы на водной основе,линии, проведенные ими при росписи частично подрастворяются и…и могут пропустить краску. Поэтому сделайте линию чуть толще и старайтесь работать с минимальным кол-ом воды. Такие резервы не любят, когда много влаги, бывает на кисти больше краски , чем может на данный момент впитать в себя ткань, лучше сразу уберите излишки полусухой кистью. Также линию желательно потолще, потому что по началу многие забывают что не надо подходить к резервной линии ближе чем на 2 мм. Краска сама растечется до заданных пределов. Однако если вы работаете акрилом, и повторно расписываете фрагмент, краска может хуже растекаться, ее надо немножко втирать и вы несомненно подойдете ближе к контурной линии, будьте аккуратны! Малейшее касание ее кистью и краска может перепрыгнуть , если линия тонкая. Если вы при работе этими контурами решили проверить все перед росписью и сделали заливку фрагментов водой и все окей, не спешите радоваться 😉 вы уже немного подрастворили свою резервную линию этой проверкой , удержит ли она теперь краску ?! Достаточна ли толщина этой линии?!
Вот это я называю уметь «видеть линию», приходит с опытом и «шишками» 😉
Работать с этими контурами лучше полусухой кистью, чем меньше воды – тем больше шансов на успех. А как же расписывать большие площади ? Только с водой, поэтому линия и ещё раз линия.
Можно страховать себя двойным наведением, т.е повторять линию с изнанки, мне этот метод кажется приемлемым только на очень плотных тканях, т.к. попасть точно в линию может не получиться, она станет толще. Так может лучше сразу сделать ее потолще ?!
Все рекомендации даны с учетом того, что я не фанат толстых линий 😉 А очень даже наоборот, вот.
В общем-то у меня собирается подобная статья по краскам , но когда это будет. не знаю.