Рисование полотенца с вышивкой

ИЗО 5 класс: “Русская народная вышивка”. Пятиклашки, для вас!

Тема одного из уроков в пятом классе “Русская народная вышивка”. Домашним заданием было нарисовать полотенце, используя мотивы русской народной вышивки. Для облегчения работы пятиклашкам и их родителям предлагаю подборку материалов на эту тему.



Примеры размещения рисунка на полотенце.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Shift + Enter или Отправить.

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему «Эскиз орнамента вышивки на полотенце»

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Полотенце.docx

Новикова Татьяна Николаевна

г.Москва, ГБОУ Школа № 904 (здание №3)

Предмет — изобразительное искусство

Учебники — Изобразительное искусство. 5 класс. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н.А., Островская О.В.

Тема урока: Эскиз орнамента вышивки на полотенце.

Продолжительность урока – 45 минут.

Использование мультимедийных технологий — мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint.

Цель урока : Знакомство с символическим значением полотенца.

Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.

Развитие образного мышления, художественного вкуса, творческой активности, самостоятельности.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, к национальным традициям.

Оснащение урока : Мультимедийный проектор, компьютер, магнитная доска, иллюстрации с изображением вышитых изделий, таблицы с изображением знаков символов, рисунки вышивок, вышитые работы, презентация в формате PowerPoint (Приложение 1).

У ученика: бумага, фломастеры или цветные карандаши, восковые мелки, белая, цветная бумага, ножницы.

Мотивация учебной деятельности.

Этап изучения нового материала.

Этап закрепления новых знаний.

Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми крестьянскими руками.

С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные шитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.

Но самое большое распространение вышивка в русской деревни, где разнообразные узоры были самым главным украшением одежды и предметов быта. (Слайд 2)

Учиться вышивать девочки начинали с 7-8 лет и уже с детства готовили себе приданое.

Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности древних вышивок. Каждая из вышивальщиц дополняла полученные сведения чем-то своим. Но традиция при этом не разрушалась.

Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.

На полотенце вышивали узор красными нитками — это был древний оберег дома от злых духов. (Слайд 3)

Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. (Слайд 4)

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным. (Слайд 5)

На голый животик ребёнку завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг-символ солнца и бесконечности. Распоясался — значит, открылся нечистой силе. (Слайд 6)

Ребёнка пеленали в свивальник — узкую длинную полоску ткани, это тоже полотенце. (Слайд 7)

У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром — от ночных страхов и ужасов, вечером — от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило, и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное. (Слайд 8)

На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным. (Слайд 9) И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. На погребальном полотенце изображались символы души и погребального (жертвенного) костра. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души. (Слайд 10)

Символы, изображаемые на полотенце

Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта — полотенца. Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках воплощались древние народные символы и обряды. (Слайд 11)

Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Изображалось оно окружностью, цветком.

Косой крест с загнутыми концами – солярный знак — солнцеворот (смена дня и ночи, времен года). (Слайд 12)

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать сыра-Земля». (Слайд 13)

Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры (Макошь) с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду. (Слайд 14)

Считалось, что птица приносит добро человеку . Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам. (Слайд 15)

Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах. (Слайд 16)

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием. (Слайд 17)

Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок. (Слайд 18)

Основными цветами в вышивках были красный и белый.

Белый цвет почитался как символ красоты и чистоты.

Красный цвет – символ огня – в народном представлении прекрасный, красивый. В вышивке присутствуют и другие цвета, но белый и красный – главные. (Слайд 19-21)

Постановка художественной задачи.

Выполнить свой эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Практическое выполнение задания.

Постараться создать композицию из знаков-символов, по-разному решить один и тот же изобразительный мотив. Начать работу с расположения листа бумаги по вертикали. На листе обозначить «края» полотенца и обратить внимание на то, что полотенце «вышивается» рядами по горизонтали. Из тонкой бумаги вырезать «кружева» и украсить ими полотенце.

В конце урока на доске организуется экспресс-выставка и обсуждение готовых работ.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.

Афанасьев А.Н. Дерево жизни. М., 1983.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

Велесова книга. М., 1995.

Гордиенко Н.С. “Крещение Руси”: факты против легенд и мифов. М., 1984.

Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

Казаков В. Мир славянских богов. М., 2000.

Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

Коринфский А.А. Народная Русь: круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц. Смоленск. 1995.

Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л., 1988.

Левкиевская Е. Мифы русского народа. М., 2003.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996.

Мифы народов мира. М., 1997.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 2000.

Петрухин В.Я. О функциях космологических описаний в погребальном культе // Обычаи и культурно-дифференцирующие традиции у народов мира. М. 1979. С. 3-16.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси. – Смоленск, 1995.

Повесть временных лет. Ч. 1 – 2. М.- Л., 1950.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1987.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь. / Ред. В.Я. Петрухин, Т.А. Агапкина, Л.Н. Виноградова, С.М. Толстая. М., 1995.

Топоров В.Н. Из славянской языческой терминологии. // Этимология 1986-87. М., 1989. С. 3-50.

Топоров В.Н. Изобразительное искусство и мифология. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980.

Узоры и схемы для вышивки крестом на вафельном полотенце

Одна из первых работ, которые выполняют начинающие рукодельницы – это вышивка крестом на вафельном полотенце. Вещь эта всегда приносит пользу в быту, но вышивать ее не так уж и просто.

Из-за особенностей ткани сложно сделать правильный ровный крест, поэтому приходится прибегать к ухищрениям, чтобы рисунок получился качественным.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Разнообразие полотенец и их назначение

Существует большое количество разновидностей полотенец:

  • Банные, выполненные из мягкого материала, способного впитывать влагу.
  • Кухонные – небольшого размера, предназначенные для вытирания рук в процессе приготовления пищи. Можно использовать для натирания посуды, особенно стеклянных бокалов.
  • Душевые – они меньше банных, но ткань используется аналогичная. Чаще всего это махровые изделия.
  • Ритуальные. Их вышивают для свадебных и других церемоний.
  • Для рук – небольшие полотенца вешают возле раковины. Их особенность в том, что с одного конца они более узкие или имеют вешалку, а с другой свободно свисают. Материал мягкий, хорошо впитывающий влагу.
  • Декоративные – предназначены для украшения кухни. Пользоваться ими нежелательно, так как материал не предназначен для частой стирки.


Независимо от назначения полотенце можно украсить небольшой вышивкой или орнаментом, используя цветные нитки.

Полотенца можно вышивать разными техниками – гладью, крестом. В первом случае для вышивания необходимо иметь навыки расположения и рисования контуров узора, а также выполнения гладьевых швов и сочетания ниток. Для работы в технике креста можно использовать один цвет ниток, например, красный.

Выбор схемы и материалов для вышивки

Выбор схемы зависит от уровня мастерства вышивальщицы, а также назначения полотенца. Сложные и объемные узоры для вышивки лучше не планировать, так как изделие будет использоваться ежедневно и быстро износится от частых стирок.

Располагать узор рекомендуется по краям полотенца или в углах. Если вышивка небольшая, заменить ее можно в любой момент за короткое время.

Легче всего вышить свадебное полотенце на мелкой канве или ткани с равномерным плетением – хлопке, льне или комбинированном материале. Обычно для ритуальных изделий используется рисунок в виде полоски орнамента.

Если необходимо украсить банное полотенце, сделать это будет сложнее из-за ворсистости материала. Иногда на таких изделиях имеется полоска простой ткани – на ней можно делать вышивку, используя накладную или водорастворимую канву для выравнивания рисунка.

Если полотенце будет использоваться часто, необходимо выбрать качественные нитки, чтобы не растягивались, не линяли, не обтрепывались. Рекомендуется выбрать мулине, стоимость которого выше средней ценовой категории. Такие нитки будут служить долго.

Иголка должна быть удобной в работе – иметь большое ушко, не гнуться. Для вышивания крестом подходят укороченные иглы, если работа проводится на канве. Для других тканей, где нет четкого обозначения квадратов и в помощь идет накладная канва, выбирают обычную иглу для шитья.

Для удобства работы и удержания материала натянутым нужны пяльцы (там где это действительно возможно). Если вышивка производится на толстой ткани, подойдут деревянные пяльцы. Для тонкого материала нужно приспособление для регулировки натяжения.

Мастер-класс по вышивке крестом на вафельном полотенце и его оформлению

Вафельное полотенце можно использовать в быту, например, чтобы накрыть пасхальную корзину. Для этого нужно подобрать узор с соответствующей символикой – куличи, крашенки, церковная атрибутика. Также вафельные полотенца вешают на иконы – здесь подойдет неброский орнамент. Но чаще всего вафельные полотенца используются в качестве прихватки на кухне.

Преимущество вышивки на вафельном полотне заключается в том, что квадратики можно использовать как ориентир для крестиков. В этом случае можно обойтись без дополнительных приспособлений.

Если ткань на вафельном полотенце имеет неравномерный узор, его можно оформить по-другому: вышить узор на ткани и пришить ее к одному из краев полотенца.

В качестве материала для вышивки можно использовать любую ткань-равномерку из хлопка или льна. Подойдет материал с рисунком, но лучше однотонный. Понадобится плотная подкладочная ткань и флизелин для уплотнения – все детали одного размера.

Чтобы можно было повесить такое полотенце и оно не падало, рекомендуется приобрести потайные магнитные кнопки.

Рисунок и его схему можно найти в интернете или набросать самой, например, с божьими коровками.

  1. Вышить узор на ткани согласно схеме в технике счетный крест.
  2. Приклеитьфлизелин к подкладке, пристрочить или пришить руками магнитную кнопку. На другой стороне ткани симметрично пришить вторую кнопку.
  3. Сложить подкладку и вышитую деталь друг к другу лицевыми сторонами и наметить углы полукругом.
  4. Прострочить и прогладить шов. Заложить складки на полотенце так, чтобы длина края совпадала с готовой вышивкой.
  5. Приложить складчатый край к передней части вышивки и пристрочить. Можно сначала приметать, чтобы не сдвинулся шов.
  6. С обратной стороны остался необработанный край, который нужно завернуть внутрь и пришить вручную потайным стежком.
  7. В конце необходимо всю деталь с вышивкой прострочить по периметру, отступая 2 мм от края.

Подробное видео по изготовлению:

Уход за изделиями

Уход за вафельным полотенцем с вышивкой – это прежде всего правильная стирка. Если использовались дешевые нитки, стирать их можно при температуре не выше 40 градусов, иначе краска полиняет и перейдет на белое полотенце. Кухонные вафельные полотенца иногда приходится стирать в очень горячей воде, чтобы удалить жирные пятна, поэтому нитки нужны качественные.

Чтобы вернуть белый цвет ткани, можно пользоваться отбеливателями, но они также способны повлиять на оттенок вышивки. Чтобы убрать пятно, можно налить на него лимонной кислоты или другого жидкого пятновыводителя, не замачивая при этом все изделие. Далее полотенце можно стирать в теплой воде обычным порошком.

Гладить полотенце не обязательно, так оно имеет собственную текстуру. Если нитки имеют синтетическую основу, они могут расплавиться при высокой температуре.

Читайте также:  Шьем боксеры для мужчин поэтапно
Оцените статью