Рисуем кружева 2 класс изо

«Вологодское кружево», 2 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Конспект и презентация урока по изобразительному искусству «Вологодское кружево», 2класс

Скачать:

Вложение Размер
vologodskie_kruzheva_ruzheva.pptx 1.64 МБ
konspekt_vologodskie_kruzheva.docx 22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.

Предварительный просмотр:

Тема: Вологодские кружева.

Цель: Выполнить рисунок «Вологодские кружева».

— учить рисовать Вологодские кружева;

— формирование приёмов в рисовании кистью элементов орнаментальных мотивов на основе активизации известных приёмов и самостоятельного применения новых приёмов;

— развитие творческой активности детей;

— дальнейшее воспитание бережного отношения к народным традициям на примере мастеров кружева.

Оборудование для учителя: рисунки, презентационный материал, компьютер, проектор.

Оборудование для учащихся: подкладной лист, основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.

Методическая литература: Кладовая радости А. Рогов.

  1. Организация класса.
  2. Вступительная беседа.
  3. Объяснение задания:

а) анализ образца рисунка;

б) показ последовательности выполнения эскиза салфетки;

  1. Практическая работа учащихся.
  2. Анализ детских работ.

Здравствуйте! Сегодняшний урок рисования проведу у вас я. Зовут меня Татьяна Романовна. Глазками проверим, всё ли готово к уроку: основа для рисования, кисти, белая краска, баночка с водой, сухие салфетки.

˅ Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и «ну» по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька – узелок… Так и застывает в сказке золотой узор. Прошьёт бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь – лежит перед тобой шаль лёгкая, как облачко, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое мастерство, кружевное умение.

— Ребята, как вы думаете, о чём говорится в сказке?

— Эту сказку издавна рассказывали на Рязанской, Новгородской и Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы.

— Ребята, кто громко и чётко прочтёт тему нашего урока?

Кружево – декоративные элементы из ткани и ниток.

Кружево это вещь не обязательная, особенно сегодня. И всё-таки большинство современны женщин и девушек почему-то не могут смотреть на них равнодушно: обязательно затихают, осторожно вертят, перебирают их, гладят, и глаза каждой наполняются при этом таким светом и отрадой, что боишься рядом слово вымолвить. А в прежние времена, говорят, точно такое же отношение к кружевам было и у мужчин. Тяжело выразить словами те чувства, которые вызывают у нас кружева. Их красоту не перескажешь. Кружева надо видеть, на них надо смотреть.

Издавна славились Вологодские кружева. Но в Вологде в начале минувшего века, никогда на ум не могло прийти, что их город вскоре невероятно прославится, и кружевом здесь будут заниматься десятки тысяч человек.

Плели кружева женщины да девчонки в крестьянских избах, в основном для собственных нужд и лишь малую часть на продажу.

Общим признаком всех видов кружева является ажурный узор, образованный разнообразными переплетениями нитей. Кружево используется в оформлении одежды, а так же в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал и т.д.

Вологодская мастерица Анфия Фёдоровна Брянцева взяла да и выплела кружево на коклюшках.

Коклюшки – это гладкие круглые палочки с углублениями на концах, в которые наматывают нитки. Кружева, плетённые на коклюшках, получались очень красивые, ни на какие другие не похожие – с плавным, мягконапевным узором.

Посмотрите на образцы Вологодских кружев. Посмотрите, какие красивые узоры! Узоры состоят из разных элементов.

— Скажите, из каких элементов состоят узоры?

(Узор состоит из цветов, снежинок, плавных перевитых линий)

— А где располагаются элементы в узоре?

(По кайме, посередине, в центре)

— Ребята, прежде чем выполнить плетение какого-нибудь кружева, выполняют эскиз, т.е. узор этого кружева на бумаге. Вот и мы сейчас с вами будем составлять эскиз Вологодского кружева.

а) Посмотрите, какая замечательная салфетка у вас должна сегодня получиться!

— Скажите, что лежит в основе такого изображения?

— Что находится в центре композиции?

— Что вы ещё видите на салфетке?

б) Узор вы будете рисовать только белой краской.

  1. Лист следует расположить горизонтально.

В основе всех эскизов – сетка, на которой выполнен узор.

(1рисунок динамической таблицы)

Эту сетку вам нужно обвести тонкой кистью. Сначала нужно окунуть кисть в воду, затем убрать лишнюю воду с помощью салфетки. Краски берём не очень много, чтобы она ложилась ровно и быстрее высохла. Обводить нужно сразу каждую линию. Сначала сверху вниз, затем слева на право.

  1. Затем на сетку нужно нанести узор. В центре нашего предполагаемого эскиза у вас отмечена точка. Это будет центр нашего цветка. Вокруг точки размечены линии – лепестки. Для того чтобы нарисовать лепестки нам нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Лепестки нужно рисовать в таком порядке – внимательно посмотрите. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.

(2 рисунок динамической таблицы)

  1. Вверху слева и справа от центра композиции у вас тоже есть разметки цветков, немного меньшего размера, нежели центральный. Их рисуем точно так же, как и центральный цветок. Нужно примакнуть кисть к линии разметки и провести кисть до точки. Сначала сверху, потом снизу, потом слева, справа, и только потом уже по диагонали. С левого верхнего угла, правого нижнего, правого верхнего, левого нижнего. Примакиваю и провожу до середины.

(3 рисунок динамической таблицы)

  1. Ниже центра композиции у вас так же намечены ещё два цветка. Их мы рисуем аналогично предыдущим.

(4 рисунок динамической таблицы)

  1. Теперь, когда все цветы уже нарисованы, нам остаётся украсить нашу салфетку бахромой. Начинаем отступив от края листа одну из полученных клеток. От каждого деления мы будем рисовать наклонные линии к середине ширины каждой клетки.

(5 рисунок динамической таблицы)

в) — Кто может рассказать, как мы будем выполнять работу.

Закатите рукава, чтобы не испачкаться. Можно приступать к работе. Если у кого-то возникнут трудности, поднимайте руку и я помогу.

Кружево
презентация урока для интерактивной доски по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

«Украшения и фантазия.
Кружевные узоры».

Скачать:

Вложение Размер
Кружево 2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

«Украшения и фантазия. Кружевные узоры». Урок изобразительного искусства и художественного труда во 2 классе

«Жила, говорят, сказочная бабушка Веретена. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмет, бывало, старушка иглу серебряную да нитку золотую, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху иглой играть. Ходит серебряная игла, тянет за собой золотую нитку, прошивает воздух. Кружит игла, петельки набрасывает, узелками перетягивает. Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе золотой узор. Прошьет бабушка Веретена воздух, по углам узелками закрепит, глядишь — лежит перед ней шаль легкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остается ахнуть на такое мастерство, кружевное умение».

Это сказка. Издавна ее рассказывали на Рязанской, Новгородской, Вологодской земле, где и появились первые русские кружевные мастерицы. Посмотрите, как красивы творения мастериц!

Человек учится у природы, а чтобы создать красивые вещи надо быть не только наблюдательным, но уметь фантазировать . Посмотри на украшения с драгоценными камнями — ведь эти листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника!

Из листьев и цветов художник может придумать многое, например украшения для кокошника — старинного головного женского убора или полотенца

Посмотри на эту рыбку. Ее рисунок и сочетание цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

Рассмотри это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?

— Кто подсказал человеку идею создания кружевных, плетеных салфеток, скатертей, шалей и других подобных изделий? Кто научил человека плести кружева? Угадайте. С ветки на ветку, Зацепив за сук, Тоненькую сетку Натянул …

Мастерицы, создающие красивые кружевные изделия, подсматривают узоры в природе. Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны: «рыбка», «ручеек», » протекай-речка «, «мороз», «звездочки», » гуличики «, «цветочек», «елочка» и другие .

Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной и нитка. Крученую нить крючком подхватывали, плели-вязали узорчатые кружева. Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. И к тому же, тянет крючок только одну нить. А кружево красиво, когда оно, словно паутинка, из нескольких нитей сплетается. И стали кружева не вязать, а плести сразу из многого множества нитей. А чтобы они не перепутались, концы их не потерялись, к каждому кончику привязывались круглые палочки — коклюшки. Сегодня редко можно увидеть, как плетут кружево вручную на коклюшках. Теперь работу эту делает машина.

Придумай кружево, похожее на снежинки, паутинки, звездочки. Укрась воротничок, салфетку, скатерть (на выбор) кружевным узором. Работа может быть выполнена разными способами. 1 вариант — на альбомном листе, работая тонкой кистью изобразить кружевную салфетку, воротничок. Краски на выбор (гуашь или акварель). 2 вариант — из цветной бумаги или картона вырезать необходимую форму салфетки или воротничка, белой гуашью нарисовать узоры. 3 вариант — аппликация с дорисовыванием. Из белой тонкой бумаги вырезать ажурные снежинки. Ими украсить салфетку, скатерть. Белой гуашью дорисовать необходимый узор.

! Обратите внимание на то, чтобы элементы узора не выпадали, то есть они должны соединяться между собой ниточками-линиями. Домашнее задание : принести цв . бумагу и картон, ножницы, клей, нитки, иглу, блестки, конфетти, пайетки

Украшение и фантазия. Кружева. 2 класс

Выбранный для просмотра документ Украшение и фантазия. Кружева.2 класс.docx

Тема: Украшение и фантазия. Кружева.2 класс

Цель : развивать наблюдательность; творческое воображение; способствовать приобретению опыта эстетических впечатлений; учить видеть красоту созданную природой и человеком.

Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость к красоте окружающего мира.

Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления.

Учить детей навыкам свободно работать кистью, без напряжения проводить мазки различных видов: вальс, дождик, точка, запятая.

Оборудование: компьютер с презентационными возможностями

Материалы и инструменты для учащихся: цветная бумага, кисти, гуашь (белая)

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.

2.Сообщение темы урока.

3.Беседа по теме урока.

Здравствуйте, ребята. Вы слышали, как падают на землю снежинки? Сядьте так же тихо, как падающие снежинки.

Проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

2.Сообщение темы урока.

С чудесами мы встречаемся не только в сказках. Нужно лишь присмотреться — и мы увидим, как они рождаются на наших глазах. Одним из таких чудес по праву можно назвать кружево – тонкое, ажурное, с фантастическими узорами .

Окружают меня кружева-

Одуванчик дрожащий едва,

Пенный гребень на гладкой волне

И узор на морозном окне.

Кружева- в стрекозиных крылах

И в летящих сквозных облаках,

В паутине воздушной лесной,

В невесомой тени вырезной.

Кружит лист кружевной надо мной,

Заплелась кружевная трава-

Кружева, кружева, кружева.

3. Беседа по теме урока.

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по волшебной стране кружев. Давайте внимательно рассмотрим красоту созданную природой и руками искусных мастериц.

Слайд-3. Где увидели, где подсмотрели художницы-мастерицы рисунок своего затейливого нитяного узора? Там же, где можем увидеть и мы с вами, — в лесу, в поле, у реки. Недаром и названия кружев так просты и поэтичны: «протекай речка», «дубовый лист», «мороз», «бабочка», «иней». В каждом – реальные жизненные наблюдения.

Издавна кружева слыли рукодельной работой. В руках у мастерицы только и были что крючок костяной да нитка. Но крючком тонкий узор не навяжешь. Вот и стали кружева не вязать, а плести из множества нитей. А чтобы не перепутались нити, к ним привязывались коклюшки.

Слайд-5. Видеофрагмент «Кружевоплетение».

Далее рассматриваем слайды с изображением украшений в природе и кружевах.

А теперь давайте посмотрим рисунки детей.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Жила — была бабушка Веретёна. И умела она такую шаль сделать, что была не шита, не ткана, а прямо из воздуха сплетена. Возьмёт, бывало, старушка крючок золотой да нитку серебряную, сядет на приступок перед избой и ну по воздуху крючком играть. Ходит золотой крючок, тянет за собой серебряную нитку, прошивает воздух . Петелька — узелок. Петелька — узелок. Так и застывает в воздухе серебряный узор. Глядишь — лежит перед ней шаль лёгкая, как облако, красивая, как утренняя заря, воздушная, прозрачная, узорчатая. Только и остаётся ахнуть на такое воздушное мастерство, кружевное умение. Однажды пролетал мимо избушки, знакомый уже нам, господин Ветер. Увидел в окошко, какие красивые кружева плетёт Веретёна и захотел поближе посмотреть, как это ловко у неё получается. Залетел он в избушку, и нечаянно зацепившись за нить, распустил бабушке кружевную салфетку. Расстроилась Веретёна, что не сможет теперь вспомнить красивые узоры на салфетке. Сидит у печи, пригорюнилась. Давайте, ребята, поможем мастерице, нарисуем кружевные узоры, чтобы смогла она ещё лучше сплести кружева.

Нарисовать кружевную салфетку.

5. Практическая работа

1. Продумай композицию будущего рисунка, правильно расположи лист бумаги.(вертикально/горизонтально).

2. Карандашом, легкими линиями наметь рисунок (без подробностей, лишь самое главное). Ластиком старайся не пользоваться, так как от него на цветной бумаге остаются следы.

3. Кистью белой гуашью выполни изображение крупных элементов.

4. Этой же кистью выполни по краю салфетки узорчатую канву-рамку.

5. Дополни узор более мелкими деталями: ажурную сеточку-фон, объединяющую все части изображения; укрась сеточку мелкими деталями («паучками», «звездочками», «цветочками»).

Во время практической работы делаю целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов рисования; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
4) контроль объема и качества выполненных рисунков.

6 . Итог занятия.

Понаблюдать и подумать какие «домики» можно встретить в природе.

Список используемых источников:

Видеофрагмент о кружевах. ФЦИОР. Народные промыслы. Кружевоплетение.

Читайте также:  Выкройки мягких игрушек своими рука
Оцените статью